Конспект урока "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Конспект урока обществознания по теме "Общение" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Общение». (6 класс)
Ход урока:
Добрый день, дорогие ребята! Урок у нас будет интересным, т.к. тема урока касается каждого из нас.
Тема нашего урока: Общение.
Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать?
- Что такое общение.
- Зачем люди общаются.
- Какие трудности возникают во время общения людей.
Учитель: Главная цель нашего урока - это научиться общаться. А главная задача: сформулировать правила общения.
Учитель: Какие ассоциации у вас со словом "общение"?
Учитель: Вы дали свою трактовку понятия «общение». Предлагаю обратиться за помощью к учебнику. Откройте стр. 67. Прочитайте.
Учитель: Общение - это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе.
Задание заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые изображены на доске, составить пословицу.
- Слово не стрела, а в сердце язвит.
- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
- Много наговорено, да мало переварено.
- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.
Учитель: Общение бывает речевое и неречевое. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.
Средства
- Речевое общение
- Неречевое общение
- Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент.
Учитель: А ещё, ребята, во время общения важно с какой интонацией вы произносите слова.
Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
Почему же не поняла сестричка рассказ брата? (Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).
- Прокомментируйте стихотворение А. Хайта «Лишние слова».
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,
Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
- Почему все уже сгорело?
- Как нужно сообщать о пожаре?
- Говорите правильно, четко, без лишних слов.
- Подбирайте слова понятные собеседнику.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.
Читаем визуальную информацию.
Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и проверим.
(Ребята показывают различные позы).
1. Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен.
2. Наклон головы в сторону.
3. Корпус подан вперед, руки на бедрах.
4. Скрещенные конечности.
5. Стоять, сжимая кулаки.
- Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться.
- Что же помогает и что мешает общению?
Для человека важно полноценное общение. А оно зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Есть ещё одна важная черта культуры общения – уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
Задание. Культура общения (работа с текстом "Закончи предложения").
Попробуйте не наступать, а ______________________ (уступать).
Не захватить, а ______________________ (отдать).
Не кулак показать, а ______________________________________ (руку протянуть).
Не спрятать, а __________________________ (поделиться).
Не орать, а ____________________________ (выслушать).
Не разорвать, а _________________________ (склеить).
4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Тест
А 1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:
А) общение
Б) ритуал
В) церемония
Г) нормы
А 2. Какое качество особенно ценится в общении?
А) умение интересно рассказывать
Б) умение слушать
В) умение рассмешить
Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами
А3. Общение – это
а) удовольствие;
б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;
в) дружба
г) любовь
А4. Верны ли суждения об общении:
А) Существует как речевое, так и неречевое общение.
Б) Даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны
А5. Верны ли суждения о целях общения:
А) В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.
Б)Целью общения часто является само общение?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны
- Правила общения:
- Будьте доброжелательны и вежливы.
- Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.
- Говорите правильно, четко, без лишних слов.
- Подбирайте слова понятные собеседнику.
- Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
- Не перебивайте собеседника, умейте слушать.
- Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.
7. Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Параграф 8, выберите одно из этих заданий.
1. Изучив памятку: «Учимся общаться», составьте список ваших личных заповедей общения.
2. Подобрать 3 пословицы (поговорки) или стихотворение об общении. Записать их в тетрадь.
Если останется время, провести упражнение "Я рад общаться с тобой".
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят, стоящих рядом, со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протягивают руку, пожимает ее и протягивает руку другому ребёнку, произнося эти же слова.
Учитель: На протяжении всего упражнения вы произносили замечательную фразу «Я рад общаться с тобой». Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу и слышали ее?
Закрепление. Составление синквейна на тему «Общение».(5мин)
1строчка – одно существительное
2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме
5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение
Образец синквейна:
1. Общение.
2. Речевое, повседневное.
3. Передавать, обмениваться, убеждать.
4. Человек без общения, как без воздуха.
5. Самовыражение.
Почему без общения нет человека?
Учитель: Почему без общения нет человека?
-через общение человек получает знания об окружающем мире;
-с помощью общения происходит передача опыта;
-общение позволяет усвоить нравственные ценности;
-благодаря общению люди учатся оценивать поступки;
-усваивают правила поведения и применяют их на практике;
-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
-через общение человек получает сведения о самом себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...