Рабочие программы
рабочая программа по обществознанию
Рабочие программы по обществознанию для 6-9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._obshchestvoznanie_6-910_umk_bogolyubov_ln.docx | 377.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, основного общего образования и на основе авторской рабочей программы по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014г.)
Программа рассчитана на 1 час в неделю, для 6-9 классов, 6 класс -35 ч, 7 класс -36 ч., 8 класс -35 ч., 9 класс -34 ч.
Содержание программы направлено на усвоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
- гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов,
критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;
основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты
прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи курса:
∙ создание условий для социализации личности;
∙ воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
∙ демократическим принципам общественной жизни;
∙ формирование знаний и интеллектуальных умений;
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др;
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода
Социальная сфера
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
2.Содержание учебного предмета
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развити
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности.Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство.Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 6 класс
Темы | Название темы | Количество часов |
Глава 1 | «Загадка человека» | 13 |
Глава 2 | «Человек и его деятельность» | 9 |
Глава 3 | «Человек среди людей» | 13 |
Темы контрольных работ
№ контрольной работы | Название темы | Дата |
1 | По теме «Загадка человека» | октябрь |
2 | По теме «Человек и его деятельность» | декабрь |
3 | По теме «Человек среди людей» | март |
4 | Итоговая контрольная работа | май |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | ||
план | факт | коррек | ||
1 | Введение. Как работать с учебником | 02.09 | ||
I Тема «Загадка человека» (13 ч) | ||||
2 | Принадлежность к двум мирам | 08.09 | ||
3 | Принадлежность к двум мирам | 15.09 | ||
4 | Человек - личность | 22.09 | ||
5 | Сильная личность, какая она? | 29.09 | ||
6 | Отрочество-особая пора | 06.10 | ||
7 | Отрочество-особая пора | 13.10 | ||
8 | Потребности и способности человека. | 20.10 | ||
9 | Потребности и способности человека. | 10.11 | ||
10 | Когда возможности ограничены | 17.11 | ||
11 | Учимся взаимодействовать с разными людьми | 24.11 | ||
12 | Мир увлечений | 01.12 | ||
13 | Практикум по теме: «Загадка человека». | 08.12 | ||
II Тема «Человек и его деятельность» (9 ч) | ||||
14 | Деятельность человека | 15.12 | ||
15 | Формы деятельности человека | 22.12 | ||
16 | Труд – основа жизни | 12.01 | ||
17 | Труд – основа жизни | 19.01 | ||
18 | Учение – деятельность школьников | 26.01 | ||
19 | Учимся учиться | 02.02 | ||
20 | Познание человеком мира и себя | 09.02 | ||
21 | Учимся узнавать и оценивать себя | 16.02 | ||
22 | Практикум по теме «Человек и его деятельность» | 21.02 | ||
Тема III «Человек среди людей» (13 ч) | ||||
23 | Отношения с окружающими | 09.03 | ||
24 | Общение | 16.03 | ||
25 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | 23.03 | ||
26 | Человек в группе | 06.04 | ||
27 | О поощрениях и наказаниях | 08.04 | ||
28 | Человек в группе | 13.04 | ||
29 | Человек в группе | 20.04 | ||
30 | Отношения со сверстниками | 27.04 | ||
31 | Конфликты в межличностных отношениях | 04.05 | ||
32 | Пути выхода из конфликтов. | 10.05 | ||
33 | Семья. Семейные отношения. | 11.05 | ||
34 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 18.05 | ||
35 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей» | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по Обществознанию 7 класс
Темы | Название темы | Количество часов |
Глава 1 | «Мы живем в обществе» | 23 |
Глава 2 | «Наша родина – РОССИЯ» | 12 |
Темы контрольных работ
№ контрольной работы | Название темы | Дата |
1 | «Человек и экономика» | октябрь |
2 | «Экономическая сфера» | декабрь |
3 | «Человек в обществе» | март |
4 | Итоговая контрольная работа | май |
Календарно - тематический план по обществознанию 7 класс (1 ч в неделю, всего 35ч)
№ урока | Тема урока | дата | ||
план | факт | коррек | ||
Глава 1 «Мы живем в обществе» | ||||
1 | Введение. Как работать с учебником | 02.09 | ||
2 | Как устроена общественная жизнь | 08.09 | ||
3 | Общественные отношения | 15.09 | ||
4 | Что значит жить по правилам | 22.09 | ||
5 | Экономика и ее основные участники | 29.09 | ||
6 | Экономика и ее основные участники | 06.10 | ||
7 | Производственная деятельность человека | 13.10 | ||
8 | Производственная деятельность человека | 20.10 | ||
9 | Обмен, торговля, реклама. | 10.11 | ||
10 | Обмен, торговля, реклама. | 17.11 | ||
11 | Домашнее хозяйство | 24.11 | ||
12 | Семейный бюджет | 01.12 | ||
13 | Бедность и богатство | 08.12 | ||
14 | Перераспределение доходов | 16.12 | ||
15 | Урок -практикум «Экономическая сфера» | 23.12 | ||
16 | Человек в обществе труд и социальная лестница | 12.01 | ||
17 | Человек в обществе труд и социальная лестница | 19.01 | ||
18 | Зачем людям государство | 26.01 | ||
19 | Зачем людям государство | 02.02 | ||
20 | Почему важны законы | 09.02 | ||
21 | Культура и ее достижения | 16.02 | ||
22 | Урок - практикум. Учимся изучать и охранять памятники культуры своего края. | 24.02 | ||
23 | Итоговый урок Сферы жизни общества (Социальная сфера. Политика. Право. Культура) | 02.03 | ||
Глава 2 «Наша родина – РОССИЯ» | ||||
24 | Наша страна на карте мира | 09.03 | ||
25 | Государственные символы России | 16.03 | ||
26 | Конституция Российской Федерации | 23.03 | ||
27 | Конституция Российской Федерации | 06.04 | ||
28 | Гражданин России | 13.04 | ||
29 | Мы – многонациональный народ | 20.04 | ||
30 | Защита Отечества | 27.04 | ||
31 | Защита Отечества | 04.05 | ||
32 | Практикум | 11.05 | ||
33-34 | Повторение | 18.05. | ||
35 | Итоговый урок | 25.05 |
Тематическое планирование по обществознанию 8 класс
№п/п | Тема урока | дата | ||||||
план | факт | коррект | ||||||
1 | Вводный урок | 02.09 | ||||||
Тема 1.Личность и общество | ||||||||
2 | Что делает человека человеком. Личность | 09.09 | ||||||
3 | Человек, общество, природа | 16.09 | ||||||
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 23.09 | ||||||
5 | Развитие общества | 30.09 | ||||||
6 | Практикум по теме «Личность и общество» | 07.10 | ||||||
Тема 2. Сфера духовной культуры | ||||||||
7 | Сфера духовной жизни | 10.10 | ||||||
8 | Мораль | 14.10 | ||||||
9 | Моральный выбор – это ответственность | 14.10 | ||||||
10 | Образование | 21.10 | ||||||
11 | Наука в современном обществе | 28.10 | ||||||
12 | Религия как одна из форм культуры | 11.11 | ||||||
13 | Влияние искусства на развитие личности и общества | 18.11 | ||||||
14 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 25.11 | ||||||
Тема 4.Социальная сфера | ||||||||
15 | Социальная структура общества | 02.12 | ||||||
16 | Социальные статусы и роли | 09.12 | ||||||
17 | Семья как малая группа | 16.12 | ||||||
18 | Нации и межнациональные отношения | 23.12 | ||||||
19 | Социализация личности и отклоняющееся поведение | 13.01 | ||||||
20 | Социальная политика государства | 20.01 | ||||||
21 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 27.01 | ||||||
Тема 3. | Экономика | |||||||
22 | Экономика и её роль в жизни общества | 03.02 | ||||||
23 | Главные вопросы экономики | 10.02 | ||||||
24 | Рыночная экономика | 17.02 | ||||||
25 | Производство – основа экономики | 24.02 | ||||||
03.03 | ||||||||
26 | Предпринимательская деятельность | 10.03 | ||||||
27 | Роль государства в экономике | 24.03 | ||||||
28 | Распределение доходов | 07.04 | ||||||
29 | Инфляция и семейная экономика | 14.04 | ||||||
30 | Банковские услуги | 21.04 | ||||||
31 | Страховые услуги | 28.04 | ||||||
32 | Рынок труда и Безработица | 05.05 | ||||||
33 | Современный работник | 12.05 | ||||||
34 | Практикум по теме «Экономика» | 19.05 | ||||||
35 | Итоговый урок | 26.05 |
Календарно - тематическое планирование по Обществознанию 10 класс
Тема урока | Дата | ||||
план | факт | коррек | |||
Глава I. Человек в обществе (20 ч) | |||||
1 | Что такое общество | 02.09 | |||
2 | Общество и культура. Науки об обществе | 03.09 | |||
3 | Общество как сложная система | 08.09 | |||
4 | Социальные институты | 09.09 | |||
5 | Динамика общественного развития | 15.09 | |||
6 | Проблема общественного прогресса | 16.09 | |||
7 | Социальная сущность человека | 22.09 | |||
8 | Самосознание и самореализация | 23.09 | |||
9 | Деятельность - способ существования людей | 29.09 | |||
10 | Многообразие видов деятельности | 30.09 | |||
11 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 06.10 | |||
12 | Многообразие человеческого знания | 07.10 | |||
13 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 13.10 | |||
14 | Свобода и ответственность | 14.10 | |||
15 | Современное общество | 20.10 | |||
16 | Глобальная информационная экономика | 21.10 | |||
17 | Глобальная угроза международного терроризма | 05.11 | |||
18 | Противодействие международному терроризму | 06.11 | |||
19 | Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы I. | 10.11 | |||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе». Тест | 11.11 | |||
Глава II. Общество как мир культуры (16 ч) | |||||
21 | Духовная культура общества | 17.11 | |||
22 | Многообразие культур | 18.11 | |||
23 | Духовный мир личности | 24.11 | |||
24 | Мировоззрение и его роль в жизни человека | 25.11 | |||
25 | Мораль | 01.12 | |||
26 | Устойчивость и изменчивость моральных норм | 02.12 | |||
27 | Наука и её функции в обществе | 08.12 | |||
28 | Образование в современном обществе | 09.12 | |||
29 | Религия и религиозные организации | 15.12 | |||
30 | Религия и религиозные организации в современной России | 16.12 | |||
31 | Искусство | 22.12 | |||
32 | Структура искусства | 23.12 | |||
33 | Массовая культура | 12.01 | |||
34 | Средства массовой информации и массовая культура | 13.01 | |||
35 | Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы II. | 19.01 | |||
36 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры». Тест | 20.01 | |||
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (30 ч) | |||||
37 | Современные подходы к пониманию права | 26.01 | |||
38 | Взаимосвязь естественного и позитивного права. | 27.01 | |||
39 | Право в системе социальных норм | 02.02 | |||
40 | Система права | 03.02 | |||
41 | Источники права | 09.02. | |||
42 | Виды нормативных актов | 10.02 | |||
43 | Тест по теме «Право и источники права». Правоотношения и правонарушения | 16.02 | |||
44 | Юридическая ответственность | 17.02 | |||
45 | Предпосылки правомерного поведения | 24.02 | |||
46 | Правовая культура | 25.02 | |||
47 | Гражданин Российской Федерации | 02.03 | |||
48 | Воинская обязанность | 03.03 | |||
49 | Гражданское право | 09.03 | |||
50 | Наследование | 10.03 | |||
51 | Семейное право | 16.03 | |||
52 | Права и обязанности детей и родителей | 17.03 | |||
53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 23.03 | |||
54 | Социальная защита и социальное обеспечение | 06.04 | |||
55 | Экологическое право | 07.04 | |||
56 | Способы защиты экологических прав | 13.04 | |||
57 | Процессуальные отрасли права | 14.04 | |||
58 | Уголовный процесс | 20.04 | |||
59 | Конституционное судопроизводство | 21.04 | |||
60 | Основные стадии конституционного судопроизводства | 27.04 | |||
61 | Международная защита прав человека | 28.04 | |||
62 | Международные преступления и правонарушения | 04.05 | |||
63 | Правовые основы антитеррористической политики Российской Федерации | 05.05 | |||
64 | Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму | 11.05 | |||
65 | Урок представления результатов проектной деятельности по темам главы III. | 12.05 | |||
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Тест | 18.05 | |||
Итоговое повторение (2ч) | |||||
67 | Промежуточная аттестация. Тест. | 19.05 | |||
68 | Человек в XXI в. | 25.05 | |||
69-70 | Резерв | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...