ОГЭ по обществознанию 2018.
статья по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
ОГЭ по обществознанию 2018.
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 Цапина И.В.
Слайд 1. ОГЭ по обществознанию 2018
Школьное обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, правоведения. Но объем теоретического содержания курса основной школы, который может быть вынесен на проверку, в отличие от курса старшей школы, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы особенно выражена практическая составляющая – проверяется комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности.
Слайд 2. ФИПИ. На данном сайте можно познакомиться с демоверсией, кодификатором, спецификацией, использовать открытый банк заданий для подготовки. Раздел «Для предметных комиссий субъектов РФ» содержит методические рекомендации, в которых приведены задания 2 части с критериями оценки и выставленными баллами.
Слайд 3. Демоверсия, кодификатор, спецификация - данные материалы дают характеристику ОГЭ 2018г.
Слайд 4, 5. «Решу ОГЭ» содержит тренировочные варианты, а также каталог заданий.
Слайд 6. Типовые экзаменационные варианты.
Авторы: Котова Ольга Алексеевна, Лискова Татьяна Евгеньевна. Допущено ФИПИ. Авторы являются разработчиками КИМов по обществознанию.
Слайд 7. Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по обществознанию
- Человек и общество
- Сфера духовной культуры
- Экономика
- Социальная сфера
- Сфера политики и социального управления
- Право
Слайд 8. Демонстрационный вариант 2018. Часть 1
5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском
конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном
Слайд 9.
7.Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
Слайд 10
10. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена
современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Слайд 11
12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые
люди?
1) потребитель
2) избиратель
3) ученик средней школы
4) водитель
Слайд 12
14. Государственную власть осуществляет
1) ректор университета
2) председатель правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) председатель центробанка
Слайд 13
18. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ
1)принимает законы
2)разрешает правовые споры
3) утверждает изменения границ между субъектами РФ
4)осуществляет управление федеральной собственностью
Слайд14
21. В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт
сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами
Черты сходства Черты различия Ответ: 1234
Слайд 15
22.Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами
прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого
столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
А) право на охрану здоровья и медицинскую 1) гражданские (личные)
помощь 2) политические
Б) защита от произвольного вмешательства в 3) личные
личную жизнь
В) право на защиту чести и достоинства
Г) право на свободу мирных собраний и
ассоциаций
Д) право на жизнь
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Ответ: 31121
Слайд 16 Часть 2
Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 200–250 слов. Тексты, включенные в КИМ, обладают следующими основными характеристиками:
- адаптированы с учетом возрастных познавательных возможностей выпускников основной школы;
- тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;
- обладают четкой структурой и содержательной завершенностью;
- поднимают социально значимую проблему или содержат потенциально полезную, интересную для выпускника информацию об отдельных социальных объектах, процессах;
- содержат доступно изложенную авторскую точку зрения.
Прочитайте текст и выполните задания 26–31.
- Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
- Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
- И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
- Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
- Учитесь любить учиться! (Д. С. Лихачёв)
Слайд 17
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты
текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Слайд 18
27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?
Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы
человеку.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над
чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность
создавать новое, нравственная ответственность.
Слайд 19
28. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого
раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
Могут быть указаны следующие причины:
1) знания всё растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Слайд 20
29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите
два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества
развивает данная форма.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и
развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас
способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, допустим:
− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые
качества, умения взаимодействовать с партнёрами и
соперниками;
− чтение художественных произведений развивает воображение,
чувство сопереживания; расширяет представления о мире и
человеке.
Слайд 21
30. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что
происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие
знания, дайте два объяснения этой мысли.
Могут быть даны такие объяснения.
Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо-
дит в век машин и роботов», так как:
1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось
человечество во второй половине XX в., во многом вызваны
интенсивной преобразовательной деятельностью человека,
характер и направленность которой в начале XXI в. не
изменились;
2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают
позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе
потенциальную угрозу существованию человечества.
Могут быть даны другие объяснения.
Слайд 22
31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и
обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями)
необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни
человека.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому
приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится
постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Слайд 23 Оценка
0 - 14 – «2»
15-24 – «3»
25-33 - «4»
34-39 – «5»