Индивидуальный итоговый информационный проект «Манипуляция. Как часто манипулируют тобой?»
творческая работа учащихся по психологии (9 класс)
Проект обучающейся девятого класса, написанный под моим руководством. Содержит паспорт проекта, пояснительную записку, этапы выполнения, информационные источники, приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_manipulyatsiya._kak_chasto_manipuliruyut_toboy.docx | 367.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленской области
Индивидуальный итоговый информационный проект
«Манипуляция. Как часто манипулируют тобой?»
Автор проекта: Синицына Анастасия Андреевна, обучающаяся 9 В класса Руководитель: Богомолов Артём Сергеевич, педагог-психолог |
Ярцево
2021
Содержание
1 | Паспорт проекта | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Мотивационный этап | 5 |
4 | Подготовительный этап | 5 |
5 | Аналитический этап | 6 |
6 | История манипуляции | 6 |
7 | Виды манипуляций | 9 |
8 | Мониторинг эмоций | 9 |
9 | Практический этап | 9 |
10 | Информационные источники | 10 |
11 | Приложение | 11 |
1.Паспорт проекта
Наименование ОУ | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярцевская средняя школа №1» Ярцевского района Смоленской области |
Вид работы | Информационный |
Тема работы | Манипуляция. Как часто манипулируют тобой? |
Автор | Синицына Анастасия Андреевна |
Область знаний | Обществознание, психология, социология |
Руководитель | Богомолов Артём Сергеевич |
Целевая аудитория | Обучающиеся 9-11 классов, родители, учителя |
Проблема | Недостаток информации по теме «манипуляции» |
Цель | Создать мини-книгу «Типы манипуляторов»; «Виды манипуляций» |
Задачи |
|
Методы |
|
Этапы |
|
Оборудование | Персональный компьютер; программа MicrosoftWorld; бумага для принтера; цветной принтер; пластиковый скоросшиватель; файлы |
Продукт | Мини-книга «Типы манипуляторов»; «Виды манипуляций» |
2.Пояснительная записка
Ежедневно каждый нас сталкивается с различными видами манипуляции, даже не подозревая, что нами манипулируют. Вы пошли в магазин, а придя из него, заметили, что купили гораздо больше, чем планировали? Увидели рекламу товара по телевизору и заказали, а через пару минут не поняли, как это произошло? Или оказались обладателем подписки на какой-нибудь ненужный журнал или вдруг приобрели билеты на вечеринку ассенизаторов?
Манипуляция встречается повсюду, она злободневна, мы встречаем ее, когда видим, как продавцы на рынке обманывают рядовых сограждан и когда на TV разворачиваются грандиозные предвыборные кампании, к тому же к манипуляциям относится всем нам знакомая реклама. Так же часто мы сталкиваемся с умением детей и подростков манипулировать взрослыми и друзьями. Никто не способен так быстро и безболезненно заставить родителей дать положительный ответ на свою просьбу, как ребенок. Порой, родителям стоит немалых трудов заставить себя не поддаться на уговоры ребенка. Даже у самых, казалось бы, строгих родителей не всегда хватает сил на то, чтобы отказать любимому чаду в его просьбе.
Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. В каждом из нас живет манипулятор, который применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких.
В современном обществе комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития современного общества. Сущность манипуляций людьми, выделяется как скрытое психологическое принуждение личности.
Проблема:
Ежедневно я сталкиваюсь с манипуляциями, мне бы хотелось изучить методы манипуляции, не поддаваться им и рассказать другим о них.
Цель:
Создание мини-книги «Манипуляция, типы манипуляторов»
Задачи:
- Изучить информационные источники, посвящённые манипуляции.
- Обобщение и анализ полученной информации.
- Изучить виды манипуляций, дать советы другим
- Разработать дизайн проектного продукта.
- Создать проектный продукт.
Этапы проекта
I. Мотивационный этап
II. Подготовительный этап
III. Аналитический этап
IV. Практический этап
- Заключительный этап
Методы:
- Сбор и анализ информационных источников
- Обработка информации
- Создание проектного продукта
Практическая значимость:
Данный продукт особенно актуален в современном мире. С каждым днём человеческий мозг придумываем новые идеи для извлечения собственной выгоды. Данный проект направлен на то, чтобы каждый из нас не поддавался манипуляторным средствам влияния.
3. Мотивационный этап
На данном этапе я определила свои цели, определилась с направлением проекта. Продумывала проектный продукт.
4. Подготовительный этап
На данном этапе я выбрала тему информационного проекта «Манипуляция». Целью проекта стало создание памятки «Манипуляция, типы манипуляторов». Для того, чтобы воплотить задумку, были разработаны некоторые задачи.
Для решения данной задачи я неоднократно проводила беседу с Артёмом Сергеевичем, школьным психологом. После бесед мы определили сроки выполнения.
5. Аналитический этап
На данном этапе я работала с информационными источниками: в городской библиотеке мне предложили несколько книг по манипуляции. Большую информационную базу я нашла на страницах Интернет-ресурсов. Однако, наиболее важные и интересные моменты по данной теме мне предоставила моя сестра Анна, которая обучается на клинического психолога.
6.История возникновения термина манипуляция
Manipulus — латинский прародитель термина «манипуляция» — имеет два значения: а) пригоршня, горсть (manus — рука + pie — наполнять), б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi — слабая форма корня). Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия. Например, в медицине — это освидетельствование, осмотр некой частитела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.Термин «манипуляция» есть метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками а специальными «манипуляторами»).
Метафора манипуляции складывалась постепенно. Психологи считают, что важным этапом в ее развитии было обозначение этим словом фокусников, работающих без сложных приспособлений, руками («фокусник-манипулятор»). Искусство этих артистов, следующих девизу «ловкость рук и никакого мошенничества», основано на свойствах человеческого восприятия и внимания - на знании психологии человека. Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается, используя психологические стереотипызрителей, отвлекая, перемещая и концентрируя их внимание, действуя на воображение - создавая иллюзии восприятия. Если артист владеет мастерством, то заметить манипуляцию очень трудно.
Именно когда все эти принципы вошли в технологию управления поведением людей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле - как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.
62. История манипуляции
История манипуляции людьми очень давняя. Манипуляция как стратегия скрытого управления людьми существовала на протяжении всей человеческой истории от древности до наших дней. Манипуляция тесно связана с властью и богатством.
Везде, где шла борьба за власть и финансовые ресурсы, где имела место эксплуатация человека человеком, где процветало рабство, существовала и манипулятивная стратегия поведения власть имущих по отношению к народу и эксплуатируемым классам.
Она постоянно совершенствовалась и менялась. Чтобы рассмотреть историю манипуляции как некоего психологического феномена в жизни людей, полезно перенестись в VIвек до н.э. Именно тогда жил человек, впервые создавший целостную систему военной и политической манипуляции.
Отцом манипулятивной философии на Востоке можно считать выдающегося полководца и философа древнего Китая Сунь Цзы. (Приложение 1)
Его бессмертный и до сих пор актуальный труд «Трактат о военном искусстве» до сих пор привлекает людей, особенно тех, кто в теме.
(Приложение 2)
Разумеется, эта манипуляция очень высокого уровня и она подается как неизбежная стратегия правителя и полководца, желающего одержать победу.
Эта манипуляция была пропитана особой идеологией постепенного и мудрого достижения победы без рывков и непродуманных действий.
История манипуляции имеет серьезную преемственность. Известно, что наследие Сунь Цзы активно изучал Аллен Даллес, что Ричард Никсон советовал Джорджу Бушу-старшему изучать наследие великого китайского мудреца. На Западе история манипуляция также насчитывает тысячелетия.
Считается, что предтечей некоей философии манипуляции в истории античности были младшие софисты Фразимах, Крантий и ученики Горгия Алкидам, Ламкофрон и Полемон.
Позднее, развитие теории манипуляции получили новый толчок в трудах секретаря Флорентийской республики Николо Макиавелли, чей трактат «Государь» стал настольной книгой ряда политиков XX века, в частности советского вождя Сталина.
Вообще, эпоха Возрождения с ее сложными процессами освобождения личности от сдерживающих моральных оков высокого Средневековья стала, согласно исследованиям Эриха Фромма, эпохой невиданного разгула манипулятивных технологий. Еще позднее скачок в поднятии теории и практики манипуляций на более высокий уровень сыграли иезуиты.
7.Типы манипуляторов
«Манипулятором я называю человека, который относится к себе и другим лицам как к объектам, "вещам", подлежащим использованию и контролю. Современный манипулятор представляет собой продукт научного и рыночного подхода, в рамках которого человек рассматривается как вещь, о которой нужно много знать, чтобы уметь на нее воздействовать» Эверетт Шостром «Человек-манипулятор» (Man, the Manipulator).
1. Манипулятор-диктатор. Это тиран, направо и налево раздающий указы, сыплющий окриками, угрозами. Он стремится управлять, помыкать окружающими при помощи грубой силы сурового и жестокого слова и, конечно, действия. Такие манипуляторы зачастую рвутся к власти, а, получив её, используют весь деспотизм.
2. Манипулятор-калькулятор (вычислитель). Такой джентльмен в общении с людьми стабильно ищет выгоду, его намерения корыстны. Он постоянно что-то высчитывает, выгадывает, желает оставаться «в выигрышном положении» в каждой ситуации. Ему неведомо простое искреннее дружеское общение, опека и участие в судьбах близких.
3. Манипулятор-тряпка. Покоряет всех своей инфантильностью, беспечностью, безволием, слабостью. Хочет, чтобы его жалели, чтобы были рядом только с ним, сам стелется и желает, чтобы стелились около него. В пример разрешается привести изнеженную женщину, постоянно жалующуюся на головную боль, упрекающую домочадцев в чёрствости, невнимании к своей персоне.
4. Прилипало. Этот манипулятор стремится быть ведомым, управляемым, руководимым. Он также слаб и безволен. Но в различие от «тряпки» (эгоиста, мелкого шантажиста), прилипало на самом деле слаб, ленив, назойлив.
5. Манипулятор-судья. Вечно всем недоволен, осуждает и порицает весь мир, приписывает каждому человеку мыслимые и немыслимые прегрешения, видит в каждом врага, лжеца, ходит с «осуждающим ликом».
6. Манипулятор-защитник. Готов выгородить, оправдать каждый поступок близкого человека. Так, «добрая» бабуся своего внучка любимого «не даёт в обиду» родителям, не наказывает, хвалит за любое действо и слово, тем самым портит ребёнка, мешает ему расти как воспитанному человеку.
7. Славный парень. Этот манипулятор сражает наповал своей добротой, но доброта его неискренняя, слащава до приторности, навязчива. Такой человек, мило улыбаясь, готов совершить любую подлость. Люди, контактирующие с ним и поимевшие из-за него неприятности, удивляются, что фальшивая доброта так подкупила их.
8. Манипулятор-хулиган. Этот джентльмен привык «наводить порядок» в своём окружении при помощи кулаков, агрессии, силы, дебоширства. Он громит всё и вся, если кто-то не согласен с ним.
По мнению Э. Шострома, для любого манипулятора характерны такие личностные качества как ложь, фальшь, недоверие, отстранённость от людей.
(Приложение 3)
8.Мониторинг эмоций
Мониторинг эмоций. Мониторинг необходим для того, чтобы выявить ранние признаки начинающейся манипуляции. Дисбаланс — противоречивость, амбивалентность эмоций может быть следствием применения манипулятором универсального щипка «странность» эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий; безотчетный страх в процессе мирного обсуждения и т. п. ∀ задета одна или несколько наших чувствительных струн, причем столь искусно, что нам даже не удалось заметить, когда и как это было сделано манипулятор постоянно играет на одной и той же струне, которая с готовностью начинает звучать при его появлении резкий всплеск эмоций - это, пожалуй, самая важная характеристика, которая должна быть проанализирована в первую очередь (однако парадокс состоит в том, что при возникновении интенсивной реакции мы забываем о мониторинге)
9.Виды манипуляций
Существует различное множество техник манипуляций и видов. Некоторые из них: правило взаимного обмена, приём контраста.
- Правило взаимного обмена. Это правило основывается на том, что если человек оказывает приятную услугу другому. Тот, тот, кому оказали услуги вряд ли откажет в просьбе. Правило взаимного обмена и сопровождающее его чувства признательности широко распространены в человеческой культуре. Оно проникает в общение людей любого рода. Это правило очень часто используется манипуляторами, и является очень эффективным.
- Приём контраста. Это правило основывается на том, что изначально человек предлагает условие намного больше, нежели какое было изначально. Увидев в магазине товар по акции намного ниже, большая вероятность того, что покупатель приобретёт данный товар.
10. Практический этап
На данном этапе я приступила к созданию проектного продукта.
- Я нашла информацию для своего продукта;
- Воспользовалась специальной программой для добавления текста;
- Обратилась к магазину Kodak;
- Распечатала проектный продукт
Стоимость проектного продукта:
- Мини-книга – 225 рублей.
11. Информационные источники
1. Книга «Психология влияния» Роберт Чалдини;
2. https://snob.ru/profile/28891/blog/92026;
3. https://ru.wikipedia.org/wiki;
4. https://psichel.ru/manipulyatsiya/
Приложение
Приложение 1. «Отец манипулятивной истории на Востоке-Сунь Цзы»
Приложение 2. Всемирно известный труд «Искусство войны»
Приложение 3. Типы манипуляторов по Э.Шостроу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к информационному проекту "Заповедное дело в России". Часть 1
Данная презентация может быть с успехом использована на уроках экологии в 11 классе, на уроках биологии в 11 классе, а также на внешкольных мероприятиях экологической тематики....
Индивидуальный итоговый исследовательский проект «Увлечённость компьютерными играми и уровень успеваемости обучающихся»
Проект содержит в себе паспорт, пояснительную записку, этапы работы над проектом, список информационных источников...
Индивидуальный итоговый проект Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»» Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изуче...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ на тему «Информационные технологии в медицине» по предмету «Информатика»
Развитие науки и техники, а в частности, информационных технологий, позволяет современным людям систематизировать информацию, а также с легкостью управлять ею: добавлять, модифицировать, удалять, обно...
Индивидуальный итоговый исследовательский проект на тему: «Процесс взаимосвязи математики и волейбола»
Индивидуальный итоговый исследовательский проект на тему: «Процесс взаимосвязи математики и волейбола»...
Индивидуальный итоговый Исследовательский проект на тему: «Процесс взаимосвязи математики и волейбола»
индивидуальный исследовательский проект "Процесс взаимосвязи математики и волейбола"...