Проверочная работа по обществознанию по теме "Экономика"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Татьяна Валентиновна Плясунова

Материал для подготовки к ОГЭ в 9 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Экономика»

Инструкция по выполнению работы

На выполнение диагностической работы по обществознанию даётся 90 минут. Работа включает в себя 24 задания.

Для ответов на задания 1,5,6 и 12 используется Бланк ответов №2 . Запишите сначала № задания, а затем ответ к нему. .Ответы записываются четко и разборчиво.

Ответами  к заданиям 2-4; 7-11;13-20  являются цифра, последовательность цифр или слово( словосочетание).Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем переносите в Бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успехов!!!

1. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

Международная торговля; мораль; семья; политика; спрос.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого из них.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания

2. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

  

 1) 

плановому

  

 2) 

командному

  

 3) 

рыночному

  

 4) 

традиционному

3.Верны ли следующие суждения об ограниченных ресурсах?

А. Экономическая деятельность происходит в условиях ограниченности ресурсов.

Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

4.Государство в рыночной экономике выполняет различные функции. Что относится к правовому регулированию экономической деятельности?

  

 1) 

эмиссия денег

  

 2) 

выплата пенсий и социальных пособий

  

 3) 

принятие Налогового кодекса

  

 4) 

введение в оборот новой денежной купюры

5.Рассмотрите фотографию

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=32635

Какая экономическая операция изображена на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой операции потребителем и кратко поясните каждое из правил.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6. Сергей давно мечтал о новом велосипеде .Он решил купить его сам, откладывая часть карманных денег, которые регулярно выдают ему родители. На сбор нужной суммы он отвел себе год, однако к намеченному сроку скопить ее так и не удалось.

Какие действия целесообразно осуществить Сергею при том условии, что он не отказывается от своей идеи самостоятельно накопить необходимую сумму денег (укажите два возможных действия)?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7.В смешанной экономике государство

   1)распределяет факторы производства

   2)борется с конкуренцией

   3)устанавливает минимальные и максимальные цены

   4)производит общественные блага

8. В магазине существенно расширился ассортимент товаров. Какое экономическое явление отражается в этом факте?

  

 1) 

предложение

  

 2) 

спрос

  

 3) 

дефицит

  

 4) 

инфляция

9. В странах с рыночной экономикой государство

  

 1) 

определяет перечень производимых товаров

  

 2) 

гарантирует свободу предпринимательства

  

 3) 

устанавливает размер заработной платы работникам

  

 4) 

владеет большинством промышленных предприятий

10.Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

  

 1) 

господство государственной собственности на средства производства

  

 2) 

плановое ведение хозяйства

  

 3) 

централизованное распределение ресурсов

  

 4) 

свободное ценообразование

11. Основной мотив предпринимательской деятельности состоит в

  

 1) 

вытеснении конкурента с рынка

  

 2) 

удовлетворении запросов населения

  

 3) 

извлечении прибыли

  

 4) 

наполнении рынка товаров

    12. В странах Z и Y проводились опросы общественного мнения. Совершеннолетним    гражданам,    участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».       Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том , чем объясняются указанные Вами  а) сходства ; б) различия.

13.

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика исследует становление и развитие общества в целом.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

14. В рыночной экономике, в отличие от командной, государство

  

 1) 

регулирует спрос и предложение

  

 2) 

перераспределяет доходы бюджета

  

 3) 

вводит косвенные налоги

  

 4) 

законодательно защищает частную собственность

15. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А) 

свободный выбор потребителя

Б) 

конкуренция производителей и продавцов товаров и услуг

В) 

директивное планирование производства

Г) 

преобладание государственной собственности

Д) 

централизованное распределение ресурсов

   

1) 

рыночная

2) 

командная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

16. Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. Что относится к капиталу фирмы?

  

 1) 

теплицы и оборудование

  

 2) 

работники фирмы

  

 3) 

участок земли

  

 4) 

руководитель фирмы

17. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. На размер заработной платы влияет квалификация работника.

Б. Заработная плата всегда зависит от продолжительности рабочего дня.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

18. Работники машиностроительного комбината получают доходы от имеющихся у них ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данное предприятие?

  

 1) 

государственную

  

 2) 

кооперативную

  

 3) 

индивидуальную частную

  

 4) 

акционерную

19. На уроке обществознания учитель рассказывал о видах налогов. Сравните прямые и косвенные налоги. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку

 порядковые номера черт отличия.

  

1) 

поступают в государственный бюджет

2) 

включены в цену товара (услуги)

3) 

взимаются с граждан и фирм

4) 

представлены акцизами, таможенными пошлинами

Черты сходства

Черты различия

20.Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ БЛАГ

ПРИМЕРЫ

______________ блага

Пищевые продукты, одежда, мебель и т. д.

Свободные блага

Воздух, солнечный свет, родниковая вода и т. д.

 

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения. Отправляясь в магазин за покупками, приобретая билет на автобус, оплачивая коммунальные услуги, мы выступаем в качестве покупателей. Спрос – это количество товара, которое потребители готовы купить по данной цене в данный период времени. Чем выше цена, тем меньшее количество продукции приобретают покупатели. Чем ниже цена (до определённого предела), тем больший объём приобретается.

Такая связь между ценой и количеством востребованной продукции характерна почти для всех товаров. Но есть и исключения. В условиях дефицита, экономической нестабильности рост цен вызывает увеличение спроса на товары первой необходимости длительного хранения. Существует и ещё целый ряд товаров, спрос на которые увеличивается с ростом цены. Это товары, связанные не с потреблением, а с накоплением: акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и другое. Все эти предметы приобретаются, как правило, для того, чтобы со временем перепродать их по более высокой цене. Поэтому и спрос на такие товары с ростом их цены увеличивается. Но это лишь исключения. Во всех остальных случаях спрос на товар увеличивается со снижением цены и уменьшается с её ростом, то есть связь между количеством и ценой товара обратная.

Анализируя спрос на различные товары, можно проследить ещё одну интересную закономерность. Спрос на некоторые товары является взаимозависимым.

На рынке существуют товары, способные заменять друг друга. Масло – маргарин; чай

– кофе; мыло – стиральный порошок; говядина – свинина – мясо птицы. Всё это – примеры товаров-заменителей. Соответственно, изменение цены одного из таких товаров вызывает изменение спроса на другой товар.

Кроме товаров-заменителей, на рынке присутствуют товары, которые дополняют друг друга: музыкальный центр – компакт-диски; автомобиль – бензин – автосервис; фотоаппарат

– фотоплёнка; карты памяти – услуги печати фотографий и т.д. Спрос на эти товары также взаимосвязан.

Анализируя динамику спроса, производители прогнозируют реакцию потребителей на различные изменения и за счёт этого имеют возможность «подстроить» своё поведение на рынке товаров под реакцию покупателей.

(По материалам энциклопедии для школьников)

 21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 22.Какова зависимость между ценой и количеством товара, востребованного потребителями? Какие        два        исключения        из        этой        зависимости        приведены в тексте?

23.Известно, что весной покупательницы начинают активно готовиться к летнему пляжному сезону. В этот момент предложение диетических продуктов, товаров и услуг для коррекции фигуры увеличивается и становится более разнообразным. Объясните поведение производителей. Какая фраза текста может помочь Вам в объяснении?

24.Нередко высказывается мнение, что снижение цены товара ниже определённого предела приводит к уменьшению спроса на товар. Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Ответы к заданиям

№ задания

Ответ

2

3

3

3

4

4

7

4

8

1

9

2

10

4

11

3

13

                                                                     1

14

2

15

1АБ;2ВГД

16

                                                                 1

17

1

18

4

19

2413

20

                                  Экономические блага

2.Международная торговля –  обмен товарами и услугами между государствами.

   Спрос – желание и возможность покупателя приобрести товар или услугу.

5.1) - Оплата покупок банковской картой/безналичная оплата покупок

     

   2) – закрывать рукой терминал, когда вводится пин-код(это позволит исключить ситуацию. Когда мошеники смогут запомнить пин-код и использовать в корыстных целях для кражи денег с карты.

      -  не передавать данных карты третьим лицам

6.1) увеличить срок накопления

   2)поискать аналогичную вещь по более низкой цене

   Могут быть указаны другие действия.  

21.В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.

1)        Что такое спрос.

2)        Связь между ценой и количеством востребованной продукции.

3)        Взаимозависимость спроса на некоторые группы товаров:

–        товары-заменители;

–        взаимодополняющие товары.

4)        Зачем производители анализируют спрос.

Возможны иные формулировки пунктов плана.

22. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)        зависимость, например: чем ниже цена (до определённого предела), тем большее количество товара востребовано потребителями;

2)        два исключения:

–        товары        первой        необходимости        длительного        хранения        в        условиях дефицита;

–        товары, связанные с накоплением (акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и др.).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

23. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)        объяснение приведённого в задании факта, например: производители реагируют на повышение спроса: стремясь к увеличению прибыли, они увеличивают производство и расширяют ассортимент;

(Может быть дано другое объяснение приведённого в задании факта.)

2)        фрагмент текста: «Анализируя динамику спроса, производители прогнозируют реакцию потребителей на различные изменения и за счёт этого имеют возможность "подстроить" своё поведение на рынке товаров под реакцию покупателей»

24. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)        выражена позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением;

2)        приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что:

–        чрезмерное снижение цены может вызвать у потребителя сомнения в качестве товара, и он откажется от его приобретения;

–        чрезмерное снижение цены может отпугнуть потребителей, ориентированных на престижное потребление (т.е. люди сочтут, что их статус не позволяет приобретать настолько дешёвые товары);

в случае несогласия может быть указано, что:

–                снижение цены объективно расширяет круг людей, способных приобрести данный товар;

–                люди с невысокими доходами смогут увеличить потребление товара, который становится всё более дешёвым.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии  ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 1 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 2 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 3 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 4 урок....

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок.

Проверочные работы по учебному предмету "Второй иностранный язык (французский)", 5 класс. Проверочная работа 6 урок....