главные вопросы экономики 8 класс
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)
главные вопросы экономики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_voprosy_ekonomomiki_8_kl.odt | 25.54 КБ |
prezentatsiya_buyan_oorzhakovich.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 8 классе «Главные вопросы экономики»
Предмет: обществознание
Класс: 8
Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Автор: Лоренс Питер.
Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики и способах их разрешения в разных экономических системах.
Задачи учебного занятия:
- Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.
- Расширить знания о роли экономики в жизни общества.
- Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Научатся: описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, для кого и как производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.
Получат возможность научиться : осуществлять поиск нужной информации, находить способы решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.
Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.
Планируемые результаты:
1).Предметные:
Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики; изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить особенности экономических систем; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.
2).Метапредметные:
а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;
б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;
в). Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
3). Личностные:
Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, уважение к экономической сфере жизни общества, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.
Вид: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, парная (групповая), фронтальная.
Ход учебного занятия:
Приложение для учителя.
Типы экономических систем
Тип | Характеристика | Пример |
Традиционная экономика | 1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение. 2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании) 3. Отсталая технология производства. 4. Преобладание ручного труда. 5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство 6. Консерватизм и неприятие нововведений | В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы) |
Командная экономика | 1. Экономические решения принимают представители государственной власти. 2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия. 3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства. 4. Отсутствие у производителя свободы выбора. 5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства. 6. Отсутствие конкуренции. 7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ. 8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата | Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы. В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии |
Рыночная экономика | 1. Частная собственность. 2. Главный мотив к производству — получение прибыли. 3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. 4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях. 5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена. 6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта. 7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения. 8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции | Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени |
Смешанная экономика | 1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования. 2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов). 3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ. 4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов. 5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку. 6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками. 7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли | Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся стран мира |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главные вопросы экономики» § 12 8 класс. Обществознание по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. Кок-Кат Буян Ооржакович, учитель 1 категории МБОУ Теве-Хаинской СОШ
Цель урока : Познакомиться с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем.
План урока : 1. Нужно ли регулировать производство? 2. Экономическая система и ее функции. 3. Типы экономических систем.
Повторим ограничены безграничны
Повторим Свободные блага Экономические блага Пошив одежды в ателье Вода из родника Энергия ветра Мороженное Ремонт квартиры Дождь Проезд в автобусе Освещение улиц
Английский писатель Джордж Бернар Шоу (1856- 1950) – утверждал: « Экономика- это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»
1. Нужно ли регулировать производство? 1. Прочитайте раздел учебника стр. 92-94., рассмотрите иллюстрации, определите главные вопросы экономики
Любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. 1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Организации, предприятия, фирмы, учитывая спрос потребителя , ограниченность ресурсов, постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов.
2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? 1. Происходит выбор : Экономические ресурсы Технологии Место размещения предприятия Использование финансовых, технических затрат Трудовые ресурсы
3. ДЛЯ КОГО ПРОИВЗОДИТЬ ПРОДУКТ? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребителя (товары повседневного спроса), для бедных (дешевые товары). Посредством выбора решается проблема распределения экономических благ.
Физминутка
2. Экономическая система и ее функции. Различаются по 1) способу принятия решений 2) типу собственности на экономические ресурсы 3) Мотивации людей к труду
Существует несколько вариантов организации экономической жизни, т.е. это ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить.
3. Типы экономических систем. Традиционная Командная Рыночная
1. ТРАДИЦИОННАЯ Основана на использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с традициями и обычаями (все делать так как раньше). Ведущая отрасль принадлежит сельскому хозяйству. В настоящее время традиционная экономика сохранилась в Центральной Африке, в Южно и Юго-Восточной Азии
2. КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ) Государство является собственником всех экономических и природных ресурсов. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Основные экономические решение принимает государство. Что как и для кого производить государство планирует из единого центра на основе приказов, законов, плановых заданий. Производители превращались в исполнителей чужих распоряжений. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Ведущая роль принадлежит производственной индустрии (промышленность) В настоящее время такая экономика присутствует в Северной Корее, на Кубе
3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющиеся в сфере обмена и совершения сделок Рыночная экономика основана на частной собственности, предпринимательство, конкуренция, свободное ценообразование. Каждый производитель самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями: что производить, как производить, для кого производить. В условиях свободной рыночной экономики действует правило – спрос рождает предложение.
4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Современное хозяйство – активную роль играет и рынок и государство. Используются различные формы государственного регулирования. Частная собственность и государственная взаимодействуют. Например в хорошо развитых странах США, Япония. ВЫВОД: экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?
Какая из экономических систем жизнеспособная, почему? Какая экономическая лучше? Что вы нового узнали сегодня?
Рефлексия Мне понравилось… Очень интересно то, что… Было трудно …. Что получилось…
Д.З. § 12, стр. 99 вопросы, задание 3 стр 100.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Главные вопросы экономики" обществознание 8 класс
Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека; познакомить с принципами работы рынка, экономическая систем...
Главные вопросы экономики. Тест (10 класс)
Тестовая работа...
Презентация к уроку обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"
В этой презентации материал сформирован в виде тезисов....
Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"
Презентация к уроку экономики в 10 классе "Главные вопросы экономики"...
Презентация "Главные вопросы экономики". Обществознание. 8 класс
Обществознание, 8 класс. Урок 2. Экономика. Главные вопросы экономики. По учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н....
16_01_общество_8класс_главные вопросы экономики презентация 8 класс
16_01_общество_8класс_главные вопросы экономики презентация 8 класс...
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Главные вопросы экономики"
Урок составле в соответствии с ФГОС второго поколения...