Анализ урока по обществознанию в 10 классе по теме "Глобальная проблема международного терроризма"
статья по обществознанию (10 класс)
В документе дан детальный анализ урока обществознания в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka_po_obshchestvoznaniyu.docx | 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока обществознания в 10 классе по теме «Глобальная проблема международного терроризма»
Подготовила
учитель истории и обществознания
Зелёновского филиала
МБОУ Платоновская СОШ
Стребкова Н.В.
I.Анализ целей урока
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе обществознания
В соответствии с компетентностным походом в обучении на уроке решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- раскрыть понятие «терроризм», « террор», «международный терроризм» закрепить понятие «глобализация»;
- определить причины и цели международного терроризма; осуществить поиск путей решения данной проблемы;
- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление обучающихся;
- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;
воспитывать чувство ответственности обучающихся за судьбу человечества.
Оборудование: -компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации презнетации
- текст ФЗ РФ “О противодействии терроризму”, текст Уголовного кодекса РФ;
- специально оформленная классная доска (плакаты).
Объем и содержание отображенного на уроке материала, постановка задач и прогнозирование результата обусловливает психолого – физиологическими и личностными особенностями старших школьников
Ученики данного класса имеют достаточный уровень познавательных способностей, и при этом обладают средней учебной мотивацией. На уроке обучающиеся проявляют интерес к учебной деятельности. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточен. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников класса.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться
Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.
Предметные УУД: осуществить поиск путей решения данной проблемы.
II.Содержание урока
Формы урока /методы/ Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Выбранная структура урока рациональна для реализации задач. Использование различных видов наглядности (плакаты, книги) помогло глубокому осмыслению темы, настраивало на выработку логически последовательных учебных действий.
На всех этапах урока учащихся приходилось решать практические задачи, делать выбор, преодолевать проблемы, что придавало всей работе деловой ритм.
Актуализация знаний, ввод учащихся в актуальность изучаемой проблемы показали перспективу урока, позволили в дальнейшем обеспечить логическую связь этапов урока.
Время урока рационально распределено по этапам. Наглядный материал (плакаты, выставка книг) обеспечивал продуктивную работу с заданной проблемной ситуацией, повышая учебную мотивацию, способствуя развитию внимания, умению слушать других.
Урок проведен в оптимальном темпе, учащиеся выполняли задания в установленных временных пределах, четко.
Подведены итоги, обеспечена рефлексия.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
I.Оргмомент | Эмоциональный, психологический настрой обучающихся на урок |
II. Мотивация к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала через просмотр презентации о терроризме Определение темы, вывод целей урока с помощью учителя |
III. Актуализация знаний | 1)Беседа по вопросам для обучающихся:
2) Вставить пропущенные слова в предложениях: 1. Развитие постиндустриального общества неразрывно связано с процессом_______. 2) Символом глобализации является ______-обмен информацией. 3) Мы живем в единой информационной среде, первичным компонентом которой считается______. 4) Субъектами глобальной экономики выступают _____. 5) Процессом углубления взаимодействия экономик отдельных регионов является _________.
|
IV. Изучение нового материала | Слово учителя Давайте попробуем выяснить, почему международный терроризм считается глобальной проблемой современности. В последнее десятилетие мы все чаще слышим слово «терроризм». О террористических актах нам рассказываю средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века. Постараемся разобраться в причинах и истоках терроризма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества. Знакомство с понятиями:(работа со словарём) Террор (от лат. « terror» - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов. «Терроризм – есть мотивированное насилие с политическими целями» (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов). « Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе» (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт). Обратимся к ст.3 ФЗ РФ “О противодействии терроризму”. Найдем определение понятия «Терроризм». В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Работа в парах Давайте выделим причины глобального терроризма. Итоги: Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе.Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей; В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества. В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Групповая работа 1.Обсуждение вида работы 1. Каждый может высказать свою версию решения, 2. Один говорит, а остальные слушают, 3. Каждая версия обсуждается в группе, 4. В группе согласуется общее решение, 5. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
2.На данном этапе урока организуется групповая работа обучающихся с текстом Федерального Закона “ О противодействии терроризму” (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Работа с учебником Обучающиеся должны прочитать первый пункт параграфа и определить, что способствует распространению современного терроризма |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений - Был ли материал урока важен для вас? - Что важного вы для себя приобрели? Написание синквейна по теме Взаимооценивание работы групп |
III.Качество знаний учащихся
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности – всё это повлияло на образовательный результат деятельности учащихся. Педагог использовал методику диагностики поуровневого усвоения знаний и умений по принципу составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности. Учитель применил совместную деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала старался, чтобы каждый вносил в этот процесс свой особый индивидуальный вклад. Всё это происходило в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяло не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы сотрудничества. Из 24 обучающихся 16 получили оценки.
IV.Методика проведения урока
Учитель в образовательной деятельности исходил из основ компетентностного подхода, которому свойственны технологии деятельностного и проблемного обучения; руководствовался практическими навыками учащихся, рассматривая это как результат обучения.
Методический аппарат урока соответствует вышеназванному подходу. Дифференциация знаний позволила создать ситуацию успеха тем, кто не решался принять участие в общей работе. Дифференцировалось и степень помощи учителя учащимся.
Осуществляется поэтапный контроль за деятельностью учащихся.
Для реализации задач урока было выбрано оптимальное сочетание методов обучения: информативно – развивающих, коммуникативно – деятельностных. Это позволило не нарушить на уроке принцип здоровьесбережения.
Организационный этап прошел чётко: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя, учебные принадлежности – учебник, тетрадь, ручка на столе, и внешний вид по форме. Внимание учащихся обращено на учителя и урок.
2. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку.
3. Организационный момент краток, учащиеся готовы к работе, включаются в деловой ритм, внимание приковано на учителя.
4. При индивидуальном опросе учащихся повторяется пройденный материал, совершенствуются и упорядочиваются знания, развивает умение пересказа текста, память и речь, способствует формированию навыка готовиться самостоятельно к уроку.
V.Организация урока
Урок состоял из 6 этапов, логически связанных между собой:
1. Организационного, характеризующегося внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обучающиеся совместно с учителем определяют тему урока, пытаются сформулировать цели.
2. Мотивация к учебной деятельности. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
3. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков.
4. На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовался приём решения учебной проблемы через работу с документом .
6. Домашнее задание не задаётся в связи со спецификой ОО. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки.
7. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное взаимооценивание деятельности другой группы учащихся. Обучающиеся пишут синквейн по теме урока.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении.
Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
На этапе самоопределения деятельности для создания эмоционального настроя к предстоящей работе использовалось приветствие с пожеланиями друг другу добра и успешной работы.
Выход на тему урока осуществлялся совместно с обучающимися. Учащимся было предложено просмотреть презентацию о терроризме. После её просмотра с помощью вопросов учителя обучающиеся определили, что речь пойдет терроризме. После того, как ученики убедились в правильности своих предположений по поводу формулировки темы урока и записали ее в своих тетрадях, было предложено ознакомиться по оглавлению учебника с содержанием всей главы и, посовещавшись в парах, ответить на вопрос: почему именно в такой последовательности авторы предлагают изучать учебный материал.
Целеполагание и планирование деятельности также осуществлялось совместно с учащимися. В процессе обсуждения темы смогли сформулировать цель урока
Совместный выход на тему урока, целеполагание и планирование осуществлялись в зоне ближайшего развития школьников. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы – логической цепочки были направлены на развитие у учащихся регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).
Этап работы над темой урока (освоение нового материала) также был выстроен в соответствии с намеченным планом. В рамках изучения вопроса по теме в целях развития таких личностных УУД, как самоопределение и ответственный выбор, обучающимся были предложены варианты организации деятельности: решение проблемных задач, парный (взаимный) опрос. Проверка осуществлялась в форме устного ответа .
Размышляя над вопросом, - с какой целью авторы документа выделили некоторые слова курсивом и жирным шрифтом, школьники предположили, что данные термины являются особо значимыми (ключевыми) и их значение следует знать.
Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме работы в группах. формы организации учебной деятельности: выбор способа закрепления учебного материала был направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД). Результаты работы обсуждаются в классе.
Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах обучающиеся распределили между собой по одному предложению, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).
Работа была выполнена посредством взаимного прослушивания ответов. По совместно определенным критериям обучающиеся предположили, какую оценку они бы за данную работу поставили другой группе.
Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.
На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме написания синквейна.
Домашнее задание не задано.
VI.Соблюдение учителем психолого-педагогических, этических и санитарно-гигиенических требований к уроку
Взаимодействие учителя и учащихся соответствовало нормам сотрудничества и взаимопонимания. Учащиеся вовлекались в познавательную и практическую деятельность через преодоления проблем, возникающих при действиях, связанных с терроризмом.
Учащиеся проявляли активность и очевидный интерес к проблеме. Выражали свое мнение. Обучающиеся получили достаточный уровень знаний по данной теме; аналитических умений, логического мышления.
На данном уроке поставленные задачи реализованы в полном объеме. Учебный материал стал предметов активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
. Температурный режим соблюден, в классе тепло, виды деятельности чередовались, использовалась динамическая пауза при работе в парах.
Выводы и предложения
Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия. В ходе диалогов некоторым учащимся трудно строить свои рассуждения логически, с применением новых терминов, выделять главное. В будущем следует уделять внимание работе в группе, развитию умения делать взаимооценку.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
а) основная
- Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. Л. Н. Боголюбов и др. ; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой. – М. : Просвещение – АО “Московские учебники”, 2018.
б) дополнительная
- “Независимое военное обозрение”( приложение к “Независимой газете”, электронная версия). Номер 39 (113) от 16 октября 1998 года, пятница, полоса7.
- М. М. Марков. “Терроризм” : 1997 “Дуэль №14 (36) дата 15-07-97
- Уолтер Лакер “Истоки” Иностранная Литература 1996 №11
- Л. В. Скворцов “Общество и насилие”: “Октябрь”,№11,1997
- Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства. Сост. Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. -270с.
- Лабезникова А. Ю. , Брант М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу “Человек и общество”. – М. : Дрофа,2000. -288с. (Библиотека учителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе "Мировое хозяйство и международное разделение труда"
Урок по теме "Мировое хозяйство и международное разделение труда", презентация с применением опорных схем для лекции...
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
Технологическая карта урока истории 9 класс "СССР в системе международных отношений в 1930-е гг."
Технологическая карта с УУД...
План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему: «Глобальная угроза международного терроризма».
Глобальная угроза международного терроризма, план - конспект в 10 классе,по обществознанию...
Конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности. ТЕМА: Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
термин “террор” в переводе с латинского «terror» означает страх, ужас. Поэтому терроризм – опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проя...
Глобальная проблема международного терроризма
Международный терроризм В ХХ веке многие ученые рассматривали терроризм как разновидность преступности наряду с торговлей оружием, наркотиками. Сейчас мы видим, что международный терроризм – особый в...