Государственные символы России
рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Нургалин Руслан Ниязович

Государственные символы России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichekaya_karta.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:

Тема урока

Место урока по теме

«Государственные символы России»

Раздел 3. Глава №8. Урок №3

Тип урока

Формы, приемы, методы, средства.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Цель урока

Задачи урока

Способствовать принятию учащимися нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность); Формированию представления о государственных символах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Обществознание».

Предметные:

- актуализация  знаний учащихся о государственных символах РФ;

- создать условия для формирования гражданской культуры;

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему, цель и задачи урока;

- формирование умений работать с различными источниками информации;

Личностные:

- продолжить развитие таких качеств личности, как уважение к государственной символике своей страны;

- воспитание патриотизма, толерантности; осознания  важности знания символики своего государства.

Образовательные:

Проанализировать древнюю Спарту как полис древней Греции;

охарактеризовать особенности культуры и обычай древней Спарты.

Развивающие:

Формировать навыки работы с информацией (отбирать, анализировать, преобразовать);

развивать уменияи навыки работы с исторической картой;

развитие навыки смыслового чтения.

Воспитательные:

Помочь в реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

совершенствовать умения сотрудничества при постановке и решении учебных задач;

совершенствовать умения вести учебный диалог, формировать и аргументировать свою позицию.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Местоположение древней Спарты, Спартанский полис, завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с картой: добывать полезную информацию.

Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

Развивающее обучение; личностно-ориентированное; проблемное обучение; информационно-коммуникативные технологии.

1.Учебник по обществознанию.

2. Компьютер.

3.Печатные   приложения  к  уроку

4.Призентация  

5. Проектор

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный (2 мин)

Цель:

активизация учащихся;

организация начала занятия;

подготовка учащихся к работе на занятии; готовность класса и оборудования;

создание положительного эмоционального настроя.

- Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвал вас от ваших дел, но мне очень нужна ваша помощь. Я пригласил вас на урок, а у нас с вами будут свои, очень сложные дела. Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтоб урок состоялся». Спасибо.

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского народа. Гостей встречали с радушием и теплом. А гость в ответ приходил с подарком. Соблюдая древнюю традицию, я пришел к вам  не с пустыми руками.

В этой подарочной коробке

не лошадка, не Петрушка.

А интересная игрушка:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек.

Как вы думаете, что я вам принес в подарок? (Куклу)

Правильно это кукла, наша знаменитая матрешка.

Символом, какой страны ее считают? (России) верно.

Приветствуют учителя.

Высказывают свои предположения

Познавательные УУД:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные УУД: организация  своего рабочего пространства, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками).

Коммуникативные УУД:

формирование атмосферы исследования, творчества, сотрудничества.

Готовность к сотрудничеству, сотворчеству.  

II этап: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5 мин)

Цель: актуализация  знаний;

создание интереса к теме; самостоятельная формулировка детьми темы урока;

постановка учебных задач.

Игра «Ассоциации»

Видео отрывок

«С чего начинается Родина?»

Слайд

У меня Россия ассоциируется с матрешкой. А с какими символами еще ассоциируется наша страна?

На этот вопрос вы ответите, посмотрев видеофрагмент.

(просмотр видеофрагмента.)

Это ребята, неофициальные  символы России.

У каждого государства есть и официальные символы, как мы их назовем одним словом? (государственные).

- Давайте сформулируем тему урока.

Совершено, верно

Тема: «Государственные символы России».

Ребят, а какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Слайд с началом учебных задач:

А вы знаете, историю возникновения  государственных  символов нашей страны?

Так значит, мы с вами узнаем историю возникновения  государственных  символов нашей страны?

А знаете ли вы отличительные черты государственных символов России?

Так значит, Мы познакомимся с отличительными чертами государственных символов России?

Называют тему урока и записывают в тетрадь.

Формируют цели и задачи на урок.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Смотрят видеоролик, отвечают на вопрос.

Мы  узнаем….

мы познакомимся….

Познавательные УУД:

выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

-умение проанализировать ситуацию и спрогнозировать последующие действия

Коммуникативные УУД: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Фронтальная

формулирование темы урока, целей и задач.

III этап: первичное усвоение новых знаний (23 мин)

Организовать работу в группах над выполнением учебной задачи

Активизировать новый материал.

Игра Ладошки

Работа в парах.

Работа с учебником.

И так ребята, приступим к решению учебных задач.

Наш класс разделен на 2 группы (обратите внимание на слайд и вспомните правила работы в группе). Слайд.

С каким символом познакомится каждая группа поближе, вы узнаете, открыв конверт и собрав пазл.

Поработаем в паре.

Перед вами текст о вашем государственном символе. Ваша задача: изучить текст и  записать ответы на поставленные вопросы.

Все группы готовы?

Флаг бывает разным

Но нам всего милей

Тот флаг, что гордо реет

Над Родиной моей

Готовится к выступлению первая группа.

Для сопровождения выступления данной группы мне нужен помощник из другой  группы. Ты будешь собирать изображение символа, о котором пойдет речь.

Почему орел двуглавый?

Что за всадник на коне?

Все хочу узнать подробно

Расскажите дети мне

Готовится к выступлению вторая группа.

И я приглашаю к доске помощника из первой группы

Внимательно слушаем выступление.

Слайд (гимн - ?)

На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. 

(Выскажите ваше предположение, что эта за песня?) Гимн.

Что такое гимн? (высказывают предположения)

Проверьте себя по эталону, открыв учебник на стр. 124   убедитесь, правы ли были ваши суждения.

Получить  дополнительные  знания  о гимне России вы сможете, открыв учебник на  стр.104 и ответив на поставленные вопросы.

Кто написал слова и музыку для гимна России?

Как слушают гимн на церемониях?

Когда и где можно услышать Гимн?

На это задание вам отводится 2 минуты. Время пошло.

Фронтальный опрос: Несколько вопросов о гимне

А сейчас ребята я вам предлагаю самим попробовать исполнить гимн Р.Ф.

- Что нужно сделать, когда вы слышите гимн? (встать)

- Исполним  гимн стоя.

Ролик караоке

И так ребят мы с Вами познакомились со всеми государственными символами России, и сейчас я Вам предлагаю проверить знания, которые вы получили на нашем уроке. (Тест).

Слушают учителя, знакомятся с заданием(приложением)выполняют задания, делают записи.

Выступают представители группы с ответом.

Внимательно слушают докладчиков.

Приложения 1 – 6

Дети по словарю

Ребенок читает вслух в словаре

Отвечают на вопросы.

видеоролик с инновацией

Регулятивные УУД:

- умение выделить необходимую информацию.

- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

- умение продуктивно работать в группе.

- формирование правильного отношения к своему здоровью как личностной ценности.

Коммуникативные УУД:

- строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- умение реагировать на вопросы собеседника и формирование коммуникативной культуры.

Все внимательно слушают, вторая группа оценивает первую.

Оценивание

Посмотрите перед вами лежат три ладошки. Это средства оценивания.

Белая ладошка означает, что группа справилась с работой. Синяя ладошка, что были допущены ошибки.

а красная ладошка, если группа не справились с заданием

Фронтальная,

регулятивный контроль,

работа в парах и группах

научится работать группе;работать с раздаточным материалом, добывать полезную информацию, анализировать ее, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений

V этап: рефлексия(5 мин.)

обобщить и закрепить полученные знания и умения.Ладошки

  • Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
  • Каким было общение на уроке?

Спасибо, вы мне помогли.

Надеюсь, что урок не прошёл для вас бесследно. Мы лишь немного затронули тему истории государственной символики нашей Родины — России. Вам, ребята, предстоит узнать ещё много нового и интересного. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющую богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной

Оценивают свое настроение, отвечают на вопросы учителя, проводят соревнования между группами.

Познавательные УУД:

- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Личностные УУД:

- эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные УУД:

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение.

Фронтальная

Обобщение и закрепление полученных знаний.

Ролик

ФКЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 2. Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
(Слайд №)

Статья 7. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. (Слайд №)

Приложение № 1

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ:

Гербы появились давно и обычно использовались в качестве отличительного знака. Сейчас они вместе с флагом и гимном составляют основу национальной символики любой современной страны мира.

Российский герб возникает в 15 веке. Им выступала печать Ивана Великого, на которой изображался всадник, протыкающий копьём змея, а на другой стороне – двуглавый орел. Современный вид герб приобретает при Михаиле Романове – двуглавый орел изображается с расправленными крыльями, головы орла венчают уже три короны. При других монархах, российский герб изменяется незначительно. В 1918 году орла сменили серп и молот, окруженные венцом из колосьев. Через какое-то время колосья увенчала пятиконечная звезда как знак единения пролетариата. Двуглавый орел снова утвержден в качестве герба уже после распада СССР  в   1994   году.

Автором, выполнившим современный рисунок герба, является Евгений Ильич УХНАЛЁВ, соучредитель и член Совета Гильдии геральдических художников, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, народный художник Российской Федерации.

В настоящее время Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона.

Слово "герб" означает отличительный знак или эмблему. Специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, называется – геральдика.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И ЗАПИШИТЕ ОТВЕТЫ:

  1. Как называется наука о гербах?

Специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, называется ________________________________________.

4. При каком правителе герб приобрел современный вид?

Современный вид герб приобретает при ___________________________________.

Приложение № 2

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ:

Гербы появились давно и обычно использовались в качестве отличительного знака. Сейчас они вместе с флагом и гимном составляют основу национальной символики любой современной страны мира.

Российский герб возникает в 15 веке. Им выступала печать Ивана Великого, на которой изображался всадник, протыкающий копьём змея, а на другой стороне – двуглавый орел. Современный вид герб приобретает при Михаиле Романове – двуглавый орел изображается с расправленными крыльями, головы орла венчают уже три короны. При других монархах, российский герб изменяется незначительно. В 1918 году орла сменили серп и молот, окруженные венцом из колосьев. Через какое-то время колосья увенчала пятиконечная звезда как знак единения пролетариата. Двуглавый орел снова утвержден в качестве герба уже после распада СССР  в   1994   году.

Автором, выполнившим современный рисунок герба, является Евгений Ильич УХНАЛЁВ, соучредитель и член Совета Гильдии геральдических художников, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, народный художник Российской Федерации.

В настоящее время Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона.

Слово "герб" означает отличительный знак или эмблему. Специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, называется – геральдика.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И ЗАПИШИТЕ ОТВЕТЫ:

  1. Что означает слово герб?

Слово «герб»  означает ______________________________________________________________________________________________.

5. Что изображено на гербе России в настоящее время?

В настоящее время Государственный герб Российской Федерации представляет собой _______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ щит, ______________________________________________________орлом, ____________________________________________________________.

В правой лапе орла  - ___________________,  в левой - ______________,  на груди орла - _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________.

Приложение № 3

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ:

Гербы появились давно и обычно использовались в качестве отличительного знака. Сейчас они вместе с флагом и гимном составляют основу национальной символики любой современной страны мира.

Российский герб возникает в 15 веке. Им выступала печать Ивана Великого, на которой изображался всадник, протыкающий копьём змея, а на другой стороне – двуглавый орел. Современный вид герб приобретает при Михаиле Романове – двуглавый орел изображается с расправленными крыльями, головы орла венчают уже три короны. При других монархах, российский герб изменяется незначительно. В 1918 году орла сменили серп и молот, окруженные венцом из колосьев. Через какое-то время колосья увенчала пятиконечная звезда как знак единения пролетариата. Двуглавый орел снова утвержден в качестве герба уже после распада СССР  в   1994   году.

Автором, выполнившим современный рисунок герба, является Евгений Ильич УХНАЛЁВ, соучредитель и член Совета Гильдии геральдических художников, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, народный художник Российской Федерации.

В настоящее время Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона.

Слово "герб" означает отличительный знак или эмблему. Специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, называется – геральдика.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И ЗАПИШИТЕ ОТВЕТЫ:

  1. Когда появился первый Российский герб?

Первый Российский герб появился в __________________________________________.

  1. Где можно встретить изображение герба РФ?

Изображение герба Российской Федерации можно встретить  ________________________________________________________________________

Приложение №

  1. Какое старинное русское слово означает флаг?

В древности на Руси флаги называли - _______

  1. Какая дата считается днем рождения современного государственного флага?

___________________________ считается днём рождения современного государственного флага.

3. Когда в нашей стране отмечается День Государственного флага?

Ежегодно ________________ в России отмечают День Государственного флага России.

4.  Что представляет собой Государственный флаг РФ?

Государственный флаг представляет собой ______________________________________________________________________________________________.

  1. Кто и когда ввел такое расположение цветов на современном флаге России?

Такое расположение цветов Российский флаг получил благодаря указу ____________________________________.

  1. Что означает каждый цвет на флаге? _____________________________________________________________________________________________.

Издавна на территории Восточной и Центральной Европы проживали славянские племена. К IX веку образовались славянские княжества с центрами Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль. Поскольку в то время не существовало единого славянского государства, не существовало и единого государственного знамени. Однако сохранились упоминания в летописи «Повесть временных лет» о первых флагах, называемых тогда «стягами». Стяг — древнерусское название флага.

С 1993 года ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации.

20 января 1705 года считается днём рождения современного государственного флага. В этот день царь Пётр I издал указ, согласно которому бело-сине-красный флаг становился флагом торговых судов.

 «Государственный флаг РФ является официальным государственным символом РФ». Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.

Официального толкования значения цветов флага России не существует. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: Белый цвет - чистота, мир, правда, добро. Синий - вера, верность. Красный - смелость, честность, красота.

1. Сколько государственных символов существует в настоящий момент в России?

—3 (правильный ответ)

— 4

— 2

2. Какие государственные символы существуют в настоящий момент в России?

— гимн, герб, флаг (правильный ответ)

— штандарт Президента, флаг, гимн

— герб, штандарт Президента, флаг

3. Наука о гербах

  1. нумизматика
  2. генеалогия
  3. геральдика (правильный ответ)
  4. фалеристика

4. Какая птица изображена на гербе?

1. Орел (правильный ответ)

2. Ворон

3. Синица

4. нет верного ответа

  1. День российского флага отмечается
  1. 12 июня
  2. 4 ноября
  3. 1 мая
  4. 21 августа (правильный ответ)

  1. В каком порядке расположены (сверху вниз) цветные полосы на флаге России?
  1. Белая, синяя, красная
  2. Синяя, белая, красная
  3. Красная, синяя, белая
  1. Что означает слово «гимн»?
  1. Это веселое музыкальное произведение
  2. Это отличительный знак
  3. Это торжественное музыкальное произведение
  4. Нет верного ответа

  1. Кто из названных композиторов является автором слов современного гимна России?
  1. А.Т. Твардовский
  2. С.В. Михалков
  3. Р.И. Рождественский
  4. К.М. Симонов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Классный час "Государственные символы России".

Государственные символы России Внеклассное мероприятие по историидля обучающихся 5-7 классов Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и г...

Урок на тему "Государственные символы России"

Урок обществознания в 9 классе....

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....