Культура. Формы и разновидности культуры.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Культура. Формы и разновидности культуры. Обществознание 9-11-е классы. Данный материал содержит информацию, необходимую для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Теория и практика. Условно материал состоит из трех частей. I часть - "Справочный материал" - это справочник, включающий теоретический материал по обществознанию по теме: "Культура". II часть содержит несколько тренировочных вариантов. III часть - приложения: таблицы и фотографии, к теоретической части, используемые в тексте презентации. Слагаемыми успешной сдачи ЕГЭ являются знания, полученные на уроках обществознания, умение в нужный момент применить их в практическом задании.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура. Формы и разновидности культуры.

«Мир культуры – это мир самого человека,

от начала и до конца  создаваемый им самим»

В.М. Межуев

     Понятие «культура»  (от лат. Cultura – уход, обработка, возделывание).

Культура – это все, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия и памятники истории, литературы, письменности, политические теории и произведения искусства и т.д. В самом широком смысле культура – все, то, что создано человеком, его трудом, умом, руками и творчеством, все то, что не является природой. Определение понятия культура очень сложное, культурологи насчитывают 200-300 определений.

     Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой, то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура, общество тесно связаны между собой.

     Слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало возделывание, обработку, «культивирование» земли. Но уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

    Американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин называл культуру «надприродным явлением» (или «второй природой»).  Это «вторая природа», мир искусственный, созданный человеком, образующая собственно человеческий мир, отличающийся от природы. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры.  «Мера человеческого в человеке – культура», - говорил немецкий философ и теолог, историк культуры И.Г. Гердер. (1744-1803). Гердеру также принадлежит фраза о том, что культура «захватывает человека и формирует его голову и члены его тела». Лишь культура является тем началом, которое способно интегрировать людей, создавая на их основе одно человеческое общество. Только социум создает культуру.

     Культура является предметом изучения многих наук – антропологии, истории, социологии, философии. Существует также и комплексная область знаний – культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и эпох.

     Культура подразумевает культуру – материальную и культуру – духовную.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально- технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

     Деление культуры на материальную и духовную условно, так как в «чистом» виде они не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях – книги, картины и другое. Эти две формы неразрывно взаимосвязаны. Любой материальный продукт создается в результате творческого замысла. И, наоборот, любая идея воплощается в материальной форме.

     Основные функции культуры:

- Гуманистическая – формирование гуманистического мировоззрения;

- Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;

- Оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;

- Регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);

- Информативная – осуществление передачи и объема знаниями, ценностями, опытом предшествующих поколений;

- Коммуникативная – сохранение, передача, тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;

- Социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям,  нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

     В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую (экранная культура – разновидность массовой культуры, демонстрируемой на экранах: кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры и другое), а также ее разновидности: доминирующую, субкультуру (от лат. Sub- под) и контркультуру (от лат. Contra – против).  Также выделяют две разновидности культуры  (по степени охвата, распространения):

- национальная культура – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны;

- мировая культура – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

     Возможны и другие типологии культур:

- светская – религиозная;

- восточная – западная;

- традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

- сельская – городская;

- обыденная – специализированная;

     Народная культура – это результат производственной и творческой деятельности людей, созданный за длительный исторический период. Это произведения искусства, в том числе прикладного, которые создаются анонимными (неизвестными) авторами, непрофессиональными создателями: сказки, легенды, былины,  эпос, песни, мифы, предания, танцы, приметы, анекдоты, поговорки, пословицы и т.д. Основное направление народной культуры – фольклор.

     Массовая культура – явление, возникшее в XX  веке,  вследствие развития средств массовой информации (СМИ),  которые доступны и охватывают огромную аудиторию (радио, газеты, журналы, телевидение, интернет и др.) Массовую культуру называют популярной  (сериалы,  легкая музыка, шоу) или «индустрией культуры»,  то есть коммерческой, приносящей прибыль. Часто ориентируется на усредненные вкусы, доступна для восприятия и понимания людей разных социальных слоев, разного образовательного уровня, не требует для восприятия специальной подготовки и знаний. Телесериалы, комиксы, реклама, коммерческий кинематограф, интернет.

     Элитарная (или высокая культура) от фр. – elite – избранное, отборное, лучшее. Это результаты производства и произведения искусства, требующие для восприятия особых знаний и специальной подготовки, создаются высокими профессионалами, доступны узкому слою общества, не имеют широкого распространения. Примерами элитарной культуры могут служить классические образцы академической культуры – классическая музыка, балет, симфонические произведения, изящные искусства, некоммерческое кино, абстрактная живопись.

     Доминирующая культура – это культура большинства населения (господствующие духовные ценности).

     Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущих определенной социальной группе. Например, этнические и национальные культуры, городская и сельская культуры,  молодежная субкультура, криминальная, профессиональная, культура пожилых людей. Эта культура охватывает значительный круг людей и не противостоит доминирующей.

     Контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанных членами какого-то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Признаком контркультуры является ее отрицание ценностей доминирующей культуры, оппозиционность, протест. Так, например, движение хиппи в 1960-е годы на Западе.

     Массовая – наиболее распространенная на сегодня культура, результат деятельности СМИ. Сегодня это вид культуры наиболее активен, связан с развитием рыночных институтов, во многом ее задача – коммерческий успех,  прибыль. СМИ – проводник массовой культуры, без чего она невозможна. Испанский культуролог Ортега-и Гассет отмечает, что массовая культура ведет к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию «массового человека», которым легче манипулировать. Продукты массовой культуры стандартизируют культуру, усредняют человека, понижают его интеллектуальный уровень, стирают культурные особенности. Массовая культура удовлетворяет невзыскательные вкусы масового потребителя, рассчитан на пассивное потребление, формирует искусственные потребности.  Но, любое сложное явление, которым является и массовая культура, имеют не только отрицательные, но и положительные черты. Так, информация в интернете позволяет быстро найти нужное, википедия, электронные книги и пособия, просмотр познавательных каналов расширяют не только кругозор, но и дают возможность виртуальных путешествий,  участие в конкурсах и викторинах, квизах и олимпиадах, дистанционных уроках, не выходя из дома.   Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любые новые события. Отличается демократичностью, отвечает потребностям многих людей, способствует психологической разрядке. Утверждает представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что дает возможность многим людям лучше ориентироваться в современном, стремительно меняющемся мире.

     Массовая и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения и идеи «элитарного искусства» через некоторое время перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень.

     Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Задание.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание)

Героический эпос, анонимность произведений, коллективность творческого процесса, народная культура, фольклорный коллектив, сказания.

Задание.

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Характерные черты:                                                              Разновидности культуры

А – обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты

Б – ориентация на запросы широкого круга потребителей

В – коммерциализация духовной деятельности

        1. Массовая

        2. Элитарная

Г – приоритетное развитие развлекательных жанров

Д – Сложность содержания

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам.

А

Б

В

Г

Д

Задание

Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны

  1. Авторство часто не определено
  2. Носит преимущественно коммерческий характер
  3. Не требует специальной подготовки для своего восприятия
  4. Появилась раньше других форм культуры
  5. Рассчитана на узкий круг ценителей

  Задание

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм культуры

Форма духовной культуры

Характеристика

Элитарная

Создание привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами

---------------------------------

Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

     Задание

Установите соответствие между социальными факторами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Социальные факты

Формы культуры

А) показ многосерийного телевизионного фильма

1.Народная

2.Массовая

Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов

В) празднование масленицы

Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен

Д) концерт эстрадной музыки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам.

А

Б

В

Г

Д

Задание

Запишите слово, пропущенное в таблице:

Разновидности культуры

Разновидности культуры

Характеристика

Субкультура

Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе

Культурные течения, отрицающие ценности доминирующей культуры и противопоставляющей себя ей

Приложение.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s0b980b8cfddf89ab/image/ib0dc14188e2d1939/version/1415723120/image.jpg

https://myslide.ru/documents_7/77feba710f6e4c7330e287731daaf754/img5.jpg

http://images.myshared.ru/9/932571/slide_7.jpg

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/a/AQkEd7sUrFBXb86J1xzWjuPOvVfYCmIDl2c5hwy3L/slide-21.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/9/9gDWyAUsnXSzl5HdoCKJ1PFmaZNET8jGB4kt3f/slide-1.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/k/K8vBcaNmLtrR6sl34FGP5OhYqDTMIe0bSxJnHz/slide-1.jpg

https://mypresentation.ru/documents/02ef960fa056d6b2cffdb7aed66529dc/img13.jpg

Литература.

  1. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994.
  2. Дьякова М.Г. Теория и история мировой культуры, учебное пособие, В.,2013
  3. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М., 1998
  4. Культурология учебное пособие для ВУЗОВ – Ростов – на – Дону; 1998.
  5. Различные профильные информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вежливость как разновидность культуры этикета в немецких и русских фразеологизмах"

данная научная статья повествует о плодах моего трехлетнего труда, а именно о том, что мне удалось обнаружить в ходе кропотливого анализа определенной узкотематической выборки фразеологизмов лингво-см...

Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"

Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.

Данная презентация рассматривает понятие культуры как широкую составляющую духовной жизни общества. В работе определяются подходы к определению культуры, функции  культуры и её формы, где выявляю...

Контрольная работа по теме «Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры»

Контрольная работа по теме «Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры» I - II вариант...

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Проверочная работа по обществознанию в 10 классе базового уровня «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры» (в форме ЕГЭ)...