Избирательное право (урок-игра)
план-конспект урока по обществознанию (9, 10, 11 класс)
Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_igra_izbiratelnoe_pravo.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие в выборах – проявление социальной ответственности каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активней и сознательней участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.
Актуальность темы данного внеклассного мероприятия заключается в том, что последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.
Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня, и это еще более актуализирует данную тему.
Внеклассное мероприятие рассчитано на тех, кому сегодня 16 - 17 лет, будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах.
Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право». Цель данного мероприятия - дальнейшее формирование знаний учащихся о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий. Формирование ключевых компетенций:
Социальных компетенций:
- умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
- умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;
- приобретение навыков осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки.
Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).
Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).
Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).
Исходя из актуальности и цели мероприятия, задачи заключаются в стремлении:
1. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускников.
2. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив.
Формы и методы работы, используемые на мероприятии:
Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения мероприятия выбраны элементы игры «Счастливый случай» с использованием интерактивных технологий.
В ходе мероприятия применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.
Применяемые методические приемы:
Обозначение проблемы и нахождение путей ее решения. Организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, обобщение.
Используемые методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждают учащихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей.
Предполагаемые результаты
В результате проведения занятия участники смогут:
- познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
- понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
- расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;
- проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс РФ».
«Те, кто Россией призван управлять, Должны людьми быть совести и чести!»
М. И. Кириллов
Ход мероприятия:
- Объявление темы и целей мероприятия.
- Совсем скоро вы станете обладать правом, выбирать и быть избранным. Сегодня мы с вами проверим ваши знания по этому вопросу.
2. Разбиение класса на две команды; выбор капитанов.
3. “Разминка” - Кто больше напишет слов, связанных с понятием «выборы» за 2 мин. Например: бюллетень, голосование, агитация, урна и т.д. (слова пишутся на листочках и сдаются жюри) Каждое слово – 100 баллов.
4. “Стена вопросов” (команды по очереди выбирают категорию вопроса (5 вариантов) и номер вопроса в категории. (5 вариантов) (см. Презентация для интерактивной доски)
5. «Восстанови последовательность стадий избирательной кампании» - Задание командам: В конвертах находится перечень стадий избирательного процесса, записанный в неверном порядке. Ваша задача: составить логическую цепочку, восстановив правильный порядок этапов избирательного процесса и в результате назвать ключевое слово.
Основные стадии избирательной кампании (процесса):
Т Предвыборная агитация
А Выдвижение кандидатов
Д Назначение и объявление даты проведения выборов
Б Образование избирательных округов и избирательных комиссий
Е Составление списков избирателей
Ы Голосование и подведение итогов голосования, их публикация
Ответ на тестовое задание «Восстанови последовательность стадий избирательной кампании»: (ДЕБАТЫ)
6. «Ты мне, я тебе» - Предлагаем командам перед игрой выполнить домашнее задание: подготовить по 10 вопросов для команд-соперников. Ответы на вопросы оцениваются жюри в зависимости от их сложности.
7. “Темная лошадка” - команды отвечают на вопрос кто быстрее, цена верного ответа в зависимости от сложности.
Вопросы:
Уровень 1: Задания с выбором ответа «Избирательное право в РФ».
№1.Предвыборная агитация не может проводиться:
1) в день голосования и в предшествующий ему день;
2) только в день голосования;
3)только в день голосования с момента начала голосования;
4)в день голосования, в предшествующий ему день и на следующий день.
№2.Допускается ли нумерация избирательных бюллетеней, используемых при проведении выборов?
1)нет, не допускается ;
2)Да, в порядке, установленном организующей выборы комиссией;
3)Да, в соответствии с требованиями ГОСТ;
4) Да, это должна быть сквозная шестизначная нумерация.
№3.Принцип, который предполагает право всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах - это:
1)тайна голосования;
2)прямое голосование;
3)добровольное голосование;
4)всеобщность голосования;
№4.Голосование на выборах может быть назначено:
1)на воскресенье;
2) на субботу;
3)на нерабочий день;
4)на рабочий день.
№5.Не имеют право избирать и быть избранными граждане:
1) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) выплачивающие алименты;
3) имеющие гражданство РФ менее 5 лет;
4) действующие депутаты.
Уровень 2. Закончите фразу:
№1.Совокупность правовых норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти, а также отзыв выборного лица избирателями -это… (избирательное право).
№2.Специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права – это… (избирательные цензы).
№3.Принцип, означающий, что каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами – это… (принцип равенства).
№4.Избирательное право, предусматривающее право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти через посредство избираемой ими коллегии представителей, которая затем выбирает президента или другое выборное лицо-это… (косвенное избирательное право).
№5.Принцип голосования, предполагающий исключение контроля за волеизъявлением избирателя и обеспечивающийся тем, что избиратель заполняет бюллетень в закрытой от посторонних кабине – это… (принцип тайного голосования).
Уровень 3. Задания со свободным ответом.
№1.Кто не обладает избирательными правами? (Несовершеннолетние. Не граждане РФ. Лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по решению суда).
№2. Назовите документы, регулирующие правила избрания и избирательные права граждан РФ. (Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ и др.)
№3.Назовите полномочия, которые дает гражданам РФ Конституция в управлении государством (Право избирать и быть избранными, принимать участие в референдуме, иметь равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, быть заседателем в суде, право на должность судьи и др.
8. «Да», «нет», «неуверен» - в конце мероприятия, чтобы дать возможность жюри подвести итоги, среди учащихся проводится анкетирование:
Вопросы
1. Хорошо ли я знаю руководителей государства
(их фамилии, занимаемые должности)?
2. Есть ли у меня четкая политическая позиция?
- Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?
- Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?
- Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?
- Если по телевизору идет передача на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу.
- Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим.
- Интересует ли меня юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т. д.)?
- Часто ли я специально смотрю телепередачи о праве и законах?
- Есть ли у меня убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?
- Испытываю ли я возмущение (неприятное чувство), когда узнаю об очередном грубом правонарушении?
- Я хорошо представляю себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права.
- Я неплохо знаю основные нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного).
- Я понимаю необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса.
- Когда идет предвыборная кампания или подготовка к референдуму, я интересуюсь ее развитием.
- Я считаю, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.
- В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни поселка, города, страны на основе хорошего знания права.
Порядок подсчета баллов: «да» — 3 балла, «не уверен» — 2 балла, «нет» — 1 балл.
Особенности вашей политической культуры (вопросы 1—7, 15—17):
26—30 баллов — вы имеете четкую политическую позицию;
16—26 баллов — вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определенностью;
менее 16 баллов — ваши интересы далеки от политики.
Особенности вашей правовой культуры (вопросы 8—17):
26—30 баллов — основа вашей правовой культуры доброкачественна;
16—26 баллов — правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит много освоить в этой области;
менее 16 баллов — ваши интересы далеки от права,
9. Подведение итогов и награждение победивших и проигравших
Список литературы
1 Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.
2. . Алексеева Л.В. Работа с одаренными детьми в обучении истории и обществознанию: вопросы теории и методики: Учебно-методическое пособие.-Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. Ун-та, 2010.
3. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
4. Кумицкая Т. М., Жиренко О. Е. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание. – М.: ВАКО, 2009.
5. Мавлютова Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"
Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....
Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.
Разработка урока обществознания в 10 классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...
Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"
Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...
Урок-игра "Избирательное право"
Методическая разработка для проведения урока в 9-11 классах по обществознанию....
Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."
Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....
Урок-игра "Избирательное право"
Урок-игра "Избирательное право" для учащихся 9 класса...