Реализация профориентации на уроках обществознания и во внеурочное время
статья по обществознанию
Это методические рекомендации с прктическими приемами и способами, как с 5 класса по 11 класс строить профориентационную работу на уроках обществознания и во внеурочное время. Этот проект стал победителем регионального конкурса по практике профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolenchenko_e.m._novaya_metodich_vneuroch_meropriyatiya_ko_dnyu_konstitutsii_rf_1.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие школьного кружка «История в лицах» ко дню Конституции РФ
Коленченко Елена Миргасимовна
Почетный работник общего образования РФ
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1» п. Мулино
Володарского района Нижегородской области
Современному российскому обществу необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность. Но, чтобы граждане активно пользовались своими правами и выполняли обязанности, необходимо понимание школьниками значения и необходимости знания Конституции. Во внеурочной деятельности мы разработали проект «Конституция школьной республики», который предусматривал глубокое изучение Основного закона РФ и ее истории.
Цели проекта :
- Создание условий становления активной жизненной позиции обучающихся
- Организация изучения и осмысления Конституции РФ
Задачи:
1.Организовать проектную деятельность обучающихся.
2.Создать методические разработки по изучению Конституции РФ.
3. Практически воплотить в жизнь результаты проекта.
Тип проекта: Социальный, учебный, практико-ориентированный, групповой, межпредметный, долгосрочный.
Основные идеи:
-активное и ответственное участие в общественной жизни школы- ключ к активной жизненной позиции в обществе.
-деятельность любого сообщества должна регулироваться Конституцией.
Результаты проекта «Конституция республики «Звезда».
1. Повышение общественной активности учащихся
2. Подготовка проекта конституции школьной республики и организация референдума.
3.Проведение мероприятий по изучению Конституции РФ.
4. Углубление знаний и формирование уважения обучающихся главного Закона страны – Конституции РФ.
Большое значение в реализации проекта имеет организация мероприятий по изучению школьниками Конституции РФ.
Занятие кружка «История в лицах»
Конституция РФ – основной закон нашей жизни
(Возраст 6- 7 классы)
Цель: познакомить школьников с основным законом нашей страны и подвести к пониманию необходимости Конституции
Задачи:
- Углубить знания учащихся по истории конституционного развития России и содержания Конституции
- Развивать навыки работы с юридическими документами , отличать правовые нормы от других социальных норм. Развивать познавательную активность учащихся
Оборудование: «Конституция РФ», словарь темы на доске, рабочие листы для выполнения заданий, выставка книг по теме, презентация «История конституционного развития России», «Основные разделы Конституции РФ 1993г».
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Фронтальная беседа. Формулирование темы и плана занятия.
- человеческое общество живет согласно определенным правилам. Как называются эти правила? ( социальные нормы)
- как называются правила, установленные государством, за нарушение которых следует юридическая ответственность? ( право, правовые нормы)
-как называется Основной Закон государства? (конституция)
-как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Чтобы вы хотели узнать?( о Конституции, историю и содержание конституции, почему она необходима)
Учитель знакомит учеников с планом занятия:
1.Из истории конституционного развития России.
2.Как СОЗДАВАЛАСЬ Конституция РФ 12 декабря 1993г.
3.Содержание Конституции РФ.
4.Викторина «Какие конституционные права нарушены?»
1вопрос плана.
Выступление ученика «Из истории конституционного развития России». Основные тезисы:
-первым конституционным проектом, появившимся в России можно назвать «План Государственного преобразования» , разработанный в 1809 г. графом Сперанским, советником императора Александра 1.
- «Русская правда» декабриста П.И. Пестеля, разработанная после Отечественной войны 1812г., была революционным проектом, содержащим конституционные основы государства. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая в стране республику. В 1825г. декабристы выступили на Сенатской площади Петербурга, но потерпели поражение и жестоко были наказаны императором Николаем 1.
- в 70-80 егг.19в.программа конституционных преобразований была разработана императором Александром II. Но его идее не суждено было сбыться. 1 марта 1881 года он был убит народовольцами.
- в 1905г. при Николае II Манифестом была учреждена Государственная Дума, провозглашались избирательные права и неотъемлемые гражданские права населения России.
- Первая официальная Конституция в нашем государстве была принята после Великой Российской революции 1917г уже в советское время летом 1918г.
- в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, закрепившая образование СССР в дек. 1922г.
- в 1936г. была принят документ, неофициальное название которого Сталинская конституция. В ее обсуждении впервые участвовало 75 миллионов человек.
- в 1977г. была принята Конституция развитого социализма, вошедшая в историю как «брежневская конституция», закреплявшая однопартийную политическую систему, главенство КПСС и, несмотря на распад СССР , действовавшая до 1993 г.
- 12 декабря 1993г. на референдуме в результате всенародного голосования была принята действующая Конституция РФ, которая определила переход к принципиально новому демократическому этапу развития России, когда важнейшим в государстве стал человек с его правами и свободами.
2 ВОПРОС ПЛАНА.
Рассказ учителя и демонстрация слайдов:
Как же создавалась Конституция?
Сначала текст разработали ученые –правоведы. Затем граждане России обсудили проект в коллективах, на телевидении, в печати, в интернете. В обсуждении участвовала вся страна и не случайно наш Основной закон начинается так ««Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… принимаем КОНСТИТУЦИЮ Российской Федерации». Затем состоялся референдум – всеобщее голосование, когда каждый гражданин имел возможность заявить, согласен ли он с Конституцией. Большинство граждан проголосовали «за». 12 декабря 1993г – День Конституции России.
3вопрос плана. Содержание Конституции.
На каждом столе текст Конституции РФ. Учитель организует практическую работу, дает комментарии.
Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18лет, когда становится полностью дееспособным. Дети дошкольного о школьного возраста пользуются особой защитой государства .
Граждане России сами определили устройство государственной власти, которая разделена на 3 ветви: законодательную - парламент Федеральное собрание, исполнительную - правительство, судебную – система судов РФ.
А кто же такой президент? По Конституции Президент – глава государства, , Верховный Главнокомандующий ВС России. Он издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России , ведёт переговоры о заключении международных договоров ,награждает гос. наградами. Президентом России может быть избран гражданин России, которому уже исполнилось 35 лет, и который постоянно проживает в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с Конституцией, Президент перед вступлением в должность обязан принести присягу народу. Президент – гарант Конституции , прав и свобод граждан.
Какое важное событие состоится 18 марта 2018г? Выборы Президента РФ.
Почему надо участвовать в выборах?
4.вопрос плана. Викторина. (Презентация.)
1.Назовите главные символы России.
2.Что означают полосы российского флага?
3.Назовите Президента РФ и Председателя правительства.
4. Кто является историческим лицом России и почему. ( Александр Невский)
5.Атеперь вспомним сказки А.С. Пушкина. («Сказка о мертвой царевне и….») Определите, какие конституционные права нарушены?
- приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица нарушила права царевны на … ? (личную неприкосновенность и право на жизнь и свободу;)
- какое право охранял пес Соколко, не пуская никого в дом…? (Неприкосновенность жилья)
- богатыри, заботясь о царевне, запрещали ей покидать дом. Какое конституционное право они нарушили? (На свободу передвижения.)
- Царица, узнав, что Чернавка обманула ее, жестоко избила служанку…?
(достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам и жестокому обращению).
Учитель подводит итоги, обращает внимание на выставку книг по теме и рекомендует электронные ресурсы интернета:
- наша страна прошла долгий путь к Конституции 1993г. В конституции записаны наши права и обязанности. От того, как мы будем выполнять свои обязанности, зависит реализация наших прав.
Творческое задание: подготовить исследование «Соблюдение прав человека в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время
Обобщение педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"...
Презентация "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"
Презентация к обобщению педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода на уроках географии и во внеурочное время"...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках обществознания и во внеурочное время" - 2013 г.
Статья написана как итоговая работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...