Эссе по обществознанию (10-11 классы). Задание 29
презентация к уроку по обществознанию (11 класс)
Раскрываются хитрости написания эссе. Ученикам предоставляются 5 высказываний из различных областей: философия, политология, экономика, социология, правоведение. В работе даются объяснения по каким критериям оценивается экспертами эссе. Дается секрет, что по первому критерию нельзя писать "Я не согласен с высказыванием ...". В работе объясняются другие критерии оценивания экспертами. Ученики должны усвоить, что эссе проверяют не по шаблону, а по определенным критериям. Презентация позволяет в доступной форме подготовить старшеклассников к написанию эссе по обществознанию (задание 29) на конкретных примерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе по обществознанию (10-11 класс). Задание 29 | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое эссе? Каковы его особенности? “Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус” Жан-Луи Бюффон
Что такое ЭССЕ Эссе (франц . essai - попытка, проба, очерк. Эссе (лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо. ЭССЕ | Толковый словарь Ожегова Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Ударение: эссе́ . Ср. р., нескл. Это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний (по литературе ЭССЕ отличается от обществознания)
Эссе – это… «… разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций" Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.
Признаки ЭССЕ Конкретная тема Субъективность Небольшой объем Внутреннее смысловое единство max. 5 б. (5 высказываний) – философия – политология – экономика – социология – правоведение
Как выбрать тему ЭССЕ ? Я понимаю смысл высказывания Знаю с какими проблемами обществознания связана эта тема Смогу ли я выразить свое отношение к высказыванию Понимаю какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного выражения своей точки зрения? Я сумею привести примеры из истории, общественной жизни, литературы, географии
Среди критериев, по которым оценивается задание 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт по критерию К1 выставил 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям ( К2, К3 ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов Схемы и модели написания ЭССЕ № Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представление о его понимании 0 (Учащимся следует обращать внимание на критерии, по которым эксперты будут проверять работы. Следует обратить внимание на К1) «Я не согласен …» Эксперт делает вывод, что ученик не понимает …
Проверка ЭССЕ экспертом по К1 № Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представление о его понимании 0 Раскрываем смысл высказывания в 1-2 предложениях + В данном предложении обозначаем проблему , поднятую автором (поднимаем проблему, пишем об актуальности проблемы)
ПРИМЕР: «ПОД КУЧЕЙ ДЕНЕГ МОЖЕТ БЫТЬ ПОГРЕБЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША» (Н. Готорн , американский писатель, XIX в.) Еще раз написать название темы и имя автора I абзац Высказывание Н. Готорна указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений. II абзац Представление точки зрения автора по проблеме Автор в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н. Готорна – нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек может «потерять» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И, получив власть над другими, человек может лишиться всякой разумности. (Даем представление о чем хотел сказать Готорн !!!)
Что съедает очень много времени, но не приносит ни одного балла? Краткая информация об авторе высказывания (например: И.Канта, родоначальник немецкой классической философии) Имена его предшественников, последователей или научных противников НЕ НАЗВАЛ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОРА? НИ ОДНОГО БАЛЛА НЕ ПОТЕРЯЛИ! (НЕ ТРАТЬТЕ ВРЕМЯ И НЕРВЫ!!! ВЫУЧИТЬ КТО КЕМ ЯВЛЯЕТСЯ НЕРАЦИОНАЛЬНО!!!)
Проверка ЭССЕ экспертом по К2 № Характер и уровень теоретической аргументации Баллы К2 Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы 2 В ответе приводятся отдельно относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации, понятия или положения 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0
Проверка ЭССЕ экспертом по К2 № Характер и уровень теоретической аргументации Баллы К2 Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы 2 В ответе приводятся отдельно относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации, понятия или положения 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0 Это именно теоретическая аргументация! Еще раз понятия, теоретические положения, рассуждения, выводы. Мини-выводы должны быть после каждого абзаца, иначе потерян будет 1 балл!
ПРИМЕР: (теоретическое обоснование точки зрения) III абзац Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества ( 1 ). Нравственное сознание человека – отражение в сознании человека отношение к нравственным нормам ( 2 ). Данное высказывание можно подтвердить мнениями известных людей. О нравственности человека рассуждали многие деятельные люди. Например, Карлайль Томас, который утверждал, что «наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И этому сложно противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть ( 3 ). ( 1 предложение – ТЕРМИН ) + (2 предложение – ТЕРМИН ) + 2б. РАЗМЫШЛЕНИЕ (логическое построение мысли)
Проверка ЭССЕ экспертом по К3 На практике, конкретные случаи из социальной жизни выпускника достаточно сложно правильно проанализировать. Рассуждения часто приводят к неправильным выводам № Качество фактической аргументации Баллы К3 Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании использованного исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании. Факты и примеры, относящиеся к обосновываему (- ым ) тезису (- ам ), почерпнуты из различных источников: используются сообщениями СМИ, материалами учебных предметов (история, литература, география и др.), факты личного социального опыта и собственного наблюдения. Приведено не менее 2-х примеров из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников 2
Проверка ЭССЕ экспертом по К3 ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ УМЕСТНО И КОРРЕКТНО!!! Лучший вариант фактической аргументации - исторические факты, цитаты из публицистики, географии, сообщения СМИ. И не 1 пример из одного источника, а каждый из разного. № Качество фактической аргументации Баллы К3 Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании использованного исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании. Факты и примеры, относящиеся к обосновываему (- ым ) тезису (- ам ), почерпнуты из различных источников: используются сообщениями СМИ, материалами учебных предметов (история, литература, география и др.), факты личного социального опыта и собственного наблюдения. Приведено не менее 2-х примеров из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников 2
ПРИМЕР: (факты и примеры) IV абзац Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатство. Так брат главной героини, ради получения коня, решил отдать свою родную сестру цыгану. При этом придумав план, по которому уличить его в совершении бесчеловечного поступка условно было нельзя. Один пример из литературного источника дает max. 1 балл
Проверка ЭССЕ экспертом по К3 № Качество фактической аргументации Баллы К3 Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании использованного исторического, литературного, географического и (или) другого материала , не засчитываются при оценивании. Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому (- ым ) тезису (- ам ) , дана с опорой только на личный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому (- ым ) тезису (- ам ) из источника одного типа. ИЛИ Приведен только один, относящийся к обосновываемому (- ым ) тезису (- ам ) пример. 1 Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому (- ым ) тезису (- ам ) 0
ПРИМЕР: (Аргументация. Собственный опыт) V абзац Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлениях, совершенным в корыстных целях. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания
ПРИМЕР: (Вывод) VI абзац Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как была, так и остается в нашей стране. Пока человечество не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее «не уничтожить». НЕОБХОДИМО НАПИСАТЬ ВЫВОД ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ СТРУКТУРЫ
ШАБЛОН ЭССЕ Смысл высказывания Строим гипотезу Доказываем ее Вывод Проверяют не по шаблону, а по определенным критериям !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...
Три варианта заданий (по 22 вопроса из открытого банка заданий ЕГЭ) для проведения мониторинга по обществознанию в 11 классе.
Три варианта заданий (по 22 вопроса из открытого банка заданий ЕГЭ) для проведения мониторинга по обществознанию в 11 классе. 20 заданий части А и 2 задания части В (В2 и В8). В части А по 4 вопроса и...
Обществознание. 10-11 класс. Задания по структуре ЕГЭ
Данный файл содержит задания по обществознанию для 10-11 классов....
научно-методическая статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА (К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С9 (МИНИ-СОЧИНЕНИЯ) ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВ...
Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработка навыка решения задания С7. Презентация
Задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработка навыка решения задания С7....
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. Задания ЕГЭ по обществознанию по теме: "Политическая элита"
МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТучитель истории и обществознанияШарипова Зиля Ринатовна Задания по теме – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА. 1 часть. Задани...
Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса
Курс предназначен для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...