презентация к уроку обществознания в 10 классе "Экономическая свобода и социальная ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Презентация является наглядным материалом для урока обществознания "Экономическая свобода и социальная ответственность". Она содержит необходимый учебный материал и может быть полезна учителям, обучающимся и их родителям при изучении данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_obshchestvoznaniya_10_klass.pptx | 263.99 КБ |
конспект урока | 71.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ГОСУДАРСТВА
ВСПОМНИМ
ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ 1 экономической и социальной 2 политической и экономической 3 социальной и духовной 4 экономической и духовной Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ
СПОСОБЫ И ФОРМЫ СОЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ПОД ВЛИЯНИЕМ НТР МЕНЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА КАКОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВА «ВСЕБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ» ЭТО… ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩАЕТСЯ ДОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАБОЧЕГО КЛАССА И ВОЗРАСТАЕТ СФЕРА УСЛУГ НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ БОГАТЫХ К БЕДНЫМ
КОМПОНЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ Экономическая свобода
Противоречие экономической деятельности
ГРУППОВАЯ РАБОТА
КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ НЕОТДЕЛИМА ОТ ЕЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА И ПРАВОВЫХ НОРМ НА ЗАПАДЕ ВОЗМОЖНО СОЧЕТАНИЕ БИЗНЕСА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЭКОЛОГИЧ. БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СОЦ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КРАЙНЕ НИЗКА, НЕСМОТРЯ НА ДЕКЛАРАЦИИ
СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКА ДОКАЗЫВАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В 90- Х 20 ВЕКА ВЫЗВАЛ СМЕЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО ДОСТИЧЬ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИСУЩЕЙ РАЗВИТЫМ СТРАНАМ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Связь экономической культуры и деятельности Уровень экономической культуры Успешность выполнения социальных ролей Результативность экономической деятельности Переход к новому способу производства Высокая нравственность, высокий уровень культуры Современный труд Самодисциплина, самоконтроль
Алексей Третьяков, председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка « А вообще быть социально-ответственным выгодно. Эффект приблизительно тот же, что и от практического применения известной «теории разумного эгоизма». Вы соблюдаете законы, вовремя платите налоги? Значит, не придется овладевать профессией швеи-мотористки и шить рукавицы в Краснокаменске . Вы не обманываете партнеров по бизнесу, соблюдаете записанные и не записанные договоренности? Это - на самом деле - инвестиции в репутацию, которые рано или поздно конвертируются в прибыль. Вы хорошо относитесь к своему трудовому коллективу, платите им достойную зарплату? Они отплатят вам эффективной работой и не бросят в трудный момент».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА ДОМ 1 . ПРАКТИЧ. ВЫВОДЫ НА С. 148 – 149 2.ТЕКСТ П.13 3. ДОКУМЕНТ НА С. 149, ЗАДАНИЯ № 1,2,3 4. СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН С ПОНЯТИЕМ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА» 5. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ГУБКИНСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2006. Что можно прочитать Пономарев Л. Н. и др. Экономическая культура (сущность, направление развития). М., 2007. Мишаткина Т. В., Бороздина Г. В. Культура делового общения: Учеб. пособие/Под общ. ред. Т. В. Мишаткиной. Мн., 2007.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Экономическая свобода и социальная ответственность»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Сформировать представление об экономической свободе, социальной ответственности бизнеса, их взаимозависимости. Проанализировать зависимость будущего государства от личной позиции экономически грамотного гражданина.
- Продолжить работу по развитию личностных универсальных учебных действий, логических и коммуникативных УД, критического мышления как средство развития творческих способностей обучающихся.
- Воспитывать в детях культуру экономически грамотного и социально ответственного гражданина, основы делового межличностного взаимодействия.
Оборудование: схема - кластер «Экономическая свобода и социальная ответственность», рабочий лист с заданиями и тестами, презентация «Экономическая свобода и социальная ответственность», вспомогательные записи на доске: эпиграф к уроку
Работать – значит творить,
а творчество - единственная глубокая
и реальная радость, которую человек
может испытать в этой жизни.
Винченцо Джоберти
1.Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Рада видеть вас всех в добром здравии и надеюсь на плодотворное сотрудничество в процессе урока. Постарайтесь работать чётко, слаженно, с высокой производительностью и самое главное творчески: итальянский философ Винченцо Джоберти писал: работать – значит творить, а творчество - единственная глубокая и реальная радость, которую человек может испытать в этой жизни. Желаю и вам сегодня познать радость открытий!
Первое открытие - определение нашей темы урока. Я назову вам несколько фамилий, попробуйте определить, что это за люди: Рябушинские, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Абрикосовы, Третьяковы.
Правильно - это династии русских предпринимателей. Чем знамениты они, кроме своей успешной предпринимательской деятельности? Тем, что все были известные меценаты и коллекционеры, уделяя большое внимание «социальной» сфере: строили больницы, училища, театры, институты, улучшали условия труда своих рабочих. Какое основное условие деятельности предпринимателей? Их свобода в выборе деятельности. Как же, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока? «Экономическая свобода и социальная ответственность».
Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?
Разобраться в особенностях экономической свободы, проанализировать связь между эк.свободой и соц.ответственностью, подумать о влиянии социально ответственного бизнеса на благополучие страны в целом.
Сегодняшний урок продолжает наше знакомство с экономической сферой жизни общества. Но сначала нам необходимо вспомнить уже изученные экономические термины.
2. Актуализация опорных знаний.
Работаем по рядам, время на выполнение заданий – 5 минут.
1 ряд - свиток понятий:
- Экономика
- Производство
- Потребление
- Уровень жизни
- ВВП
- Уровень бедности
- Рыночная экономика
- Приватизация
- Конкуренция
- Экономический интерес
2 ряд – решение экономической задачи, она оформлена на доске: В стране Большандия за прошедший год ВВП составил 124 млн. ден.ед, в соседней стране Маландия – 2640 тыс. ден.ед. Какая страна более благополучна и экономически развита, если известно, что население Большандии – 620.000 человек, а в Маландии проживает 4000 человек.
ВВП на душу населения =ВВП/численность населения
Страна Большандия: 124.000.000: 620.000=200 ден.ед/чел
Страна Маландия: 2.640.000: 4.000=660 ден.ед/чел
3-й ряд- письменное тестирование.
1. Все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни называются
1) материальным производством
2) экономической деятельностью
3) духовным производством
4) творческой деятельностью
2. Объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат, является формулой
1) производительности
2) производства
3) экономики
4) валового национального продукта
3. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом, называется
1) производством
2) валовым национальным продуктом
3) валовым внутренним продуктом
4) национальным доходом
4. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями, называется
1) производством
2) валовым национальным продуктом
3) валовым внутренним продуктом
4) национальным доходом
5. Степень экономического развития и уровень жизни в различных странах сравнивают с помощью такого показателя как
1) валовый внутренний продукт на душу населения
2) валовый национальный продукт на душу населения
3) объем товаров и услуг, разделенных на единицу затрат
4) доля расходов семьи на питание
6. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется
1) валовым продуктом
2) внутренним продуктом
3) потребительской корзиной
4) валовым доходом
7. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет количественного изменения ресурсов, называется
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) рациональным
4) производительным
8. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет качественного изменения ресурсов, называется
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) рациональным
4) производительным
9. К. факторам, определяющим рост производительности труда, не относится
1) разделение труда
2) уменьшение потребления
3) технический прогресс
4) уровень образования и профессиональной подготовки работников
10. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, является
1) производителем
2) потребителем
3) изготовителем
4) исполнителем
Ключ: 1-2,2-1,3-2,4-3,5-1,6-4,7-2,8-1,9-2,10-2
Критерии оценивания: 9-10 правильных ответов-«5», 8 правильных ответов- «4», 6-7 правильных ответов – «3».
Спасибо за работу! И напоследок несколько вопросов ко всему классу:
1.Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной |
2) политической и экономической |
3) социальной и духовной |
4) экономической и духовной |
2. Одним из условий повышения производительности труда является
1) платежеспособность населения |
2) цикличность производства |
3) разделение труда |
4) снижение затрат производства |
3. Основой экономической жизни общества является
1) | регулирование социальных отношений |
2) | производство материальных благ |
3) | разработка ресурсосберегающих технологий |
4) | взаимодействие государства и политических партий |
4.В рыночной экономике конкуренция производителей
1) | приводит к снижению налогов |
2) | ведёт к застою |
3) | увеличивает потребление |
4) | уравновешивает спрос и предложение |
3. Объяснение нового материала.
Назовите понятие, о котором идет речь: отсутствие принуждения со стороны других людей; наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события; ничем не ограниченная возможность проявления индивидуумом своей воли. Правильно - это «свобода», но сегодня речь пойдёт об экономической свободе. Как может проявиться свобода в экономике?
Человечество пришло очень нелегким путем к пониманию того, что людям любой страны для проявления стремления к активной хозяйственной деятельности и ее осуществления необходимы: слайд
1) свобода в распоряжении результатом своего труда;
2) свобода предпринимательства (право самостоятельно выбирать, что и как делать);
3) свобода заключения сделок (что требует четко определенных правил владения собственностью).
В чем реально состоят эти свободы и каково их значение для хозяйственной жизни общества?
Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрел на заработанные деньги.
Иными словами, это та основа, на которой формируется личная и частная собственность. Страна, где такой экономической свободы нет, — это страна, где человек человеку — враг. Ведь если право распоряжения результатом своего труда человеку не гарантировано обществом, то этот результат у него может отобрать любой.
Свобода предпринимательства — это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить — решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Свобода заключения сделок — это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли, поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск ее осуществления. Запишите схему в тетрадь.
Экономическая свобода личности неотделима от ее социальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой — необходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.
Предлагаю вам в группах за 3 минуты путем мозгового штурма записать характеристики социальной ответственности предпринимателя.
Примерные ответы: спонсорство, благотворительность, честность с партнёрами, качественная продукция, честная реклама, экологичность производства, безопасность труда, своевременность выплат зарплаты, развитие местной территории, повышение квалификации своих работников, помощь людям, пострадавшим во время ЧП, помощь работникам, попавшим в критическое положение, отслеживание здоровья работников.
Отлично справились! Но давайте добавим еще одну составляющую: добросовестная уплата налогов.
Следующее задание по группам, время выполнения-5 минут. Задания у вас на столах, приступайте.
1 группа- проанализируйте предложенный список и сгруппируйте его, выделив общность между предложенными характеристиками. Примерный ответ:
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести | К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести |
Следует отметить важность именно этого направления, указывая на то, что «отделы кадров в крупных компаниях давно переименованы в отделы по развитию человеческих ресурсов и вложения в сотрудников компании приносит наибольшую финансовую отдачу для фирмы |
|
Давайте дополним схему в тетради.
2 группа - используя материал учебника на стр.145-146, предложите свою экономическую модель развития производства.
Примерный ответ: Основная идея отрывка из учебника – разумное сочетание экономики и экологии Мы предлагаем эко-социальную рыночную экономику. Необходимо экономически заинтересовать производителей в том, чтобы их производство не загрязняло окружающую среду. Девизом таких преобразований должен стать лозунг: «Экологически безопасное производство выгодно!». Только когда такие ресурсы, как чистая вода и воздух, перестанут быть бесплатными, а действительно будут отражаться в издержках производителей, они перестанут растрачиваться бесцельно. Мы предлагаем следующие правила:
- Интернализация( Интернализацией называется экономическая стратегия, направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние) экологической ответственности: например, торговля «правами на загрязнение» позволяет контролировать выброс углекислого газа в атмосферу и становится надежным инструментом регулирования изменений климата (последствия этих изменений — наводнения, торнадо, опустынивание).
- Экологические налоги: за счет высокого налогообложения использования невозобновляемых источников энергии экономика должна переключаться на более дешевые возобновляемые источники.
- Точное описание продуктов для оказания помощи сознательным потребителям в принятии ими решения о покупке.
- Поддержка честной конкуренции и распространение принципов эко-социалъной экономики на мировые хозяйственные связи: например, страны перестают торговать с теми предприятиями и партнёрами, которые загрязняют экологию.
ЭКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | |||
Поддержка честной конкуренции (экономическая этика) на национальном и международном уровнях | Перестройка налоговой системы (эко-налоги на нефтепродукты, снижение налогов на ресурсосберегающие технологии) | Предписания (например, эко-декларация) и запреты (если рынок отказывает — запрет вырубки леса) | Включение фактора « окружающая среда» в мировые цены |
3 группа – продумать и предложить аргументы против социальной ответственности:
Примерный ответ: Наша группа считает, что бизнесмена нельзя рассматривать в качестве морального субъекта, поскольку любой бизнесмен озабочен проблемами выживания, роста и прибыли и не способен к альтруистическим поступкам Мы убеждены, что бизнес играет в обществе исключительно экономическую роль, и долг менеджера - с помощью производства конкурентоспособных товаров и услуг обеспечить акционеров наиболее высокими прибылями от их инвестиций. Поэтому считаем, что предприниматели не несут каких-либо особых этических обязательств и ответственности за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение тех, а не иных товаров и услуг. Ответственность предпринимателя отождествляется с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.
Указанную позицию очень ясно изложил Милтон Фридман: "В системе частной собственности... менеджер фактически является служащим, работающим по найму у владельцев бизнеса. Он ответственен непосредственно перед своими нанимателями, и ответственность его заключается в том, чтобы вести дело в соответствии с их пожеланиями. Пожелания же нанимателей, в общем, сводятся к требованию делать как можно больше денег, приспосабливаясь к воплощенным в законах и этических традициях базовым нормам общества"
Аргументы против социальной ответственности:
- Нарушение принципа максимизации прибыли.
Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.
- Расходы на социальную вовлеченность.
Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт.
- Недостаточный уровень отчетности широкой публике.
Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.
- Недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники, но лишен опыта в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
4 группа - продумать и предложить аргументы в пользу социальной ответственности
Примерный ответ: Наша группа считает, что необходимо быть социально ответственным бизнесменом. Мы готовы привести следующие аргументы:
- Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.
Социальные действия предпринимателя, улучшающие жизнь местного общества, могут быть в собственных интересах малых предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества,поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.
Современный мир изменился и теперь мнение общества очень существенно и поэтому вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой и необходимой.
3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть на социальные нужды.
4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно.
Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Оно должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.
Мы считаем, что социально-ответственное предприятие имеет существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими.
Эти преимущества заключаются в следующем:
- Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке
- Рост производительности труда.
- Улучшение имиджа, рост репутации.
- Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
- Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.
- Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других.
5 группа – провести мини опрос присутствующих и оформить выводы в виде диаграммы:
Примерный ответ: Мы можем сделать вывод, что российский бизнес в наши дни – это преимущественно социально безответственный бизнес.
Характерно, что данный вывод подтверждается и статистикой. При этом социологи отмечают, что общественное мнение в России формируется сегодня не в пользу предпринимателей. Ожидания населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации. В результате все более распространенным становится мнение о том, что бизнес в России «паразитирует», работает во вред стране.
«Защитниками» бизнеса выступают в основном молодежь (18-25 лет) и лица с высокими доходами. «Срединная» же Россия настроена к бизнесу и его социальным программам наиболее скептично. Этот факт однозначно свидетельствует о существующем недоверии различных слоев общества мелкому и среднему бизнесу. К тому же 42,5% россиян полагают, что весь или почти весь бизнес в стране «паразитирует» на обществе и не заботится о благе страны. Лишь 8% верят в то, что российские предприниматели достойно исполняют свою ответственность перед обществом.
молодёжь | зрелые | пожилые | |
1 | 12 | 28 | 57 |
2 | 25 | 30 | 34 |
3 | 42 | 28 | 7 |
4 | 21 | 14 | 2 |
6 группа - проанализируйте два высказывания на стр.148 и выберите более правильное с вашей точки зрения, обоснуйте свой выбор.
Примерный ответ: наша группа выбирает второе суждение …., потому что цивилизованное производство и предпринимательство нравственны лишь тогда, когда ведут к улучшению условий жизни и к самораскрытию талантов и желаний каждого человека.
В идеале экономический принцип цивилизованной предпринимательской деятельности — служение человеку.
Предприниматель — творец в экономике, а стало быть — и в истории страны. Поэтому все компоненты экономической культуры, о чем только что говорилось, должны быть присущи ему в первую очередь. Кроме того, современному предпринимателю необходимы и другие качества:
способность к экономическому выбору — что нужно производить в первую очередь и сколько, чтобы товар, услуги нашли своего потребителя, умение эффективно использовать ресурсы, чтобы произведенный товар был не только конкурентоспособным, но и доступным потребителю;
экономическая активность, которая выражается в индивидуальной самостоятельности в процессе принятия решений, в организации производства, в личной ответственности за результаты своей деятельности. А уравнивание уже было в истории нашей страны во времена командной экономики и не смогло вывести нашу страну на уровень развитых экономических стран.
Спасибо за творческий подход, группы сегодня отлично справились с заданиями.
Подводя итог вышесказанному сегодня, приведу отрывок из интервью
Алексея Третьякова, председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка: «А вообще быть социально-ответственным выгодно. Эффект приблизительно тот же, что и от практического применения известной «теории разумного эгоизма». Вы соблюдаете законы, вовремя платите налоги? Значит, не придется овладевать профессией швеи-мотористки и шить рукавицы в Краснокаменске. Вы не обманываете партнеров по бизнесу, соблюдаете записанные и не записанные договоренности? Это - на самом деле - инвестиции в репутацию, которые рано или поздно конвертируются в прибыль (у армян есть прекрасная пословица: «первую половину жизни человек работает на свое имя, а вторую половину - имя работает на человека»). Вы хорошо относитесь к своему трудовому коллективу, платите им достойную зарплату? Они отплатят вам эффективной работой и не бросят в трудный момент».
Итак, какую же схему мы наработали сегодня?
Д.З: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010.
- п.14,
- Задания 1,2,3 на стр. 150;
- составить синквейн на тему «экономическая свобода»;
- привести примеры социальной ответственности предприятий на губкинской территории.
- Класс: 10
- Четверть: II
- Тема: «Экономическая свобода и социальная ответственность»
- Тип учебного занятия: комбинированный
- Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная
- Методы: интерактивные (мозговой штурм, мини-исследование, проектная деятельность)
- Дидактическое сопровождение:
УМК: 1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010.
2. Бегенеева Т.П. поурочные разработки по обществознанию, базовый уровень: М, «ВАКО» 2010
8. Список использованной литературы:
- Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб.пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Кайзер Ф.-Й., Веткина А.В., Курмелёва А.С. Экономика. Базовый курс для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: М, «ВИТА-ПРЕСС», 2007
- Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1998.-208с.
- Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.
- Журнал «Преподавание истории и обществознания» №1, 2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку обществознание- 8 класс "Личность и социальная среда"
Обществознание,8 класс,"Личность и социальная среда",автор: Волкова Ольга Михайловна...
Презентационное сопровождение урока обществознания по теме "Свобода и необходимость"
Урок построен на основе технологии проблемного обучения и ставит своей целью не столько дать знания по сложной философской проблематике, но и отработать задания в формате ЕГЭ по данной теме...
Конспект урока обществознания по теме "Свобода и необходимость"
Конспект урока, построенного в технологии критического мышления, сопроовождается презентацией для учителя, размещенной в том же разделе...
Презентация к уроку обществознанию в 11 классе Свобода в деятельности человека
В презентации отражено понятие свобода, определены условия для свободы человека, импольдовано высказывание философа...
Презентация к урока обществознание в классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"
Презентация по параграфу "Првонарушения и юр.ответственность" 9 класс...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме: "Правонарушения и юридическая ответственность"
Презентация к уроку обществознания 9 класс "Правонарушения и юридическая ответственность"...