«Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.»
консультация по обществознанию (11 класс)
В этой статье я делюсь опытом подготовки выпускников к сдаче экзамена в 11 классе. Материал содержит информацию, которую можно применять с целью более эффективной подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт подготовки к экзамену по обществознанию в 11 классе | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.»
учитель истории и обществознания Царёва О.В.
С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естественным образом, связана с глубоким анализом педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может пригодиться и в современных условиях и отказом от того, что явно устарело. В результате сформировалась определённая система работы, о которой и пойдёт речь далее.
Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то учительский труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Мало того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить, таким образом, в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса – это совершенно другая, отдельная тема. Но, допустим, что существуют учащиеся, интересующиеся предметом, а значит, конечно, неплохо его знающие. Можно ли утверждать, что они непременно успешно сдадут ЕГЭ по обществознанию, поступят по результатам этого экзамена в выбранные вузы? К сожалению, нет! Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл.
Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию в нашей школе облегчена несколько тем, что, во-первых, 10-11 классы вот уже 6-й год подряд изучают профильный курс по предмету(3 ч. в неделю), во-вторых, 0,5 часа в неделю отведено на изучение права и экономики, таким образом, учащиеся занимаются предметом или более углубленным изучением его составляющих дисциплин 4 часа в неделю. Это несомненно оказывает положительное влияние на процесс обучения предмету и дает результат на ЕГЭ. С начала перехода на ЕГЭ у наших выпускников только положительные результаты, а с переходом на изучение элективного курса и, конечно, благодаря элективным занятиям результативность растет, так, например в 2010 г. средний балл был 61, а в2014 году средний балл 63.
Как я уже отметила, помимо урочных занятий регулярно, начиная с 10 класса те учащиеся, которые планируют сдавать ЕГЭ по предмету посещают элективные занятия. В результате работы по их подготовке был накоплен определённый опыт, на основе программы элективного курса «Подготовка к единому государственному экзамену по обществознанию» для учащихся 10-11 классов. Данный курс направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех навыков, которые необходимы именно для успешной сдачи единого государственного экзамена. На занятиях учащиеся знакомятся с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает также практическое выполнение заданий. Такова общая схема подготовки к ЕГЭ.
Как же проводятся отдельные занятия в рамках этих курсов подготовки учащихся? Содержание занятий, формы работы на уроке, способы оценивания знаний учащихся, конечно, каждый учитель определит сам в соответствии с этапом прохождения программы, уровнем подготовленности детей, их желанием изучать предмет, своим стилем общения с учащимися и т. д. Но существуют принципы, которым желательно следовать. По крайней мере, опыт показывает, что учёт этих принципов ведёт к успеху.
Во-первых, работа должна осуществляться на высоком для детей уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания для работы на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса. Принцип «высокого уровня трудности» сформулировал ещё Л.В. Занков, считавший, что этот принцип «характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Т.е. вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы поразмышлять (возможно, с помощью учителя). Тогда будет идти развитие мышления. Для сдачи ЕГЭ развивать мышление таким образом очень важно. Если ученик научится рассуждать, то даже вопрос по плохо знакомому материалу на ЕГЭ не окажется для него «смертельным». Рассуждения приведут его к ответу, он «выжмет» из этого вопроса с помощью рассуждений максимально возможный балл. Поэтому не нужно бояться вопросов, например, о причинах, последствиях общественных явлений, даже если такой вопрос выведет детей сразу на несколько логичных, но не предусмотренных программой ответов. Нужно также сказать о так называемых «мелочных» вопросах, которые также можно отнести к разряду трудных. В ЕГЭ, конечно, таких вопросов быть не должно, хотя бы потому, что не должна судьба молодого человека зависеть от того, знает ли он, как звали основателя экономической философии . Такие вопросы не проверяют знания основ обществоведческой науки. Но в учебных целях, во время практических занятий в профильных классах, такие вопросы очень даже уместны (хотя, конечно, их не должно быть много). Если существует определённая система работы с учащимися, то такие вопросы как бы задают определённый уровень знаний, «планку», ниже которой учащиеся при подготовке к очередному практическому занятию не должны опускаться. Не нужно бояться перегрузить память учащихся излишней информацией (откуда нам знать, какая для них окажется излишней) – нужно бояться недодать необходимой.
Во-вторых, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе, а может составить сам. Нужно учитывать, что работа учителя с заданиями, составленными им самим, проходит, как правило, эффективнее, чем с заимствованными из методической литературы. И даже если задание заимствовано, то необходимо хорошо продумать каждый этап работы с ним, если этого требует общая логика работы на уроке, то что-то изменить.
В-третьих, для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
В-четвёртых, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
И, наконец, в-пятых, при решении тестов (в части А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.
Это основные принципы, которыми необходимо руководствоваться. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ. Накоплен определённый опыт этой работы. И в заключении нужно сказать о подготовке к ЕГЭ по обществознанию несколько с другой стороны.
Готовлю учащихся к ЕГЭ по обществознанию на уроках и на элективах. После прохождения каждой темы учащиеся пишут проверочную работу, состоящую из заданий частей А, В, и С, с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий.
Самой сложной частью заданий являются задания уровня С. На алгоритме их решений хочу остановиться подробнее. Эти задания важны, так как именно они приносят выпускникам высокие баллы.
Задания С1-С4 связаны с текстом, здесь начинать надо со внимательного прочтения вопроса, часто в ответе на вопрос необходимо написать несколько оснований (обстоятельств, факторов). Я прошу всегда детей записывать схему ответа, например:
задание: напишите характеристику… которую дает автор текста и приведите три обоснования, ее подтверждающую.
Ребята начинают работу с того, что на черновике прописывают: авторская позиция:
обоснования:1.
2.
3.
Этому алгоритму я учу их для того, чтобы они ничего не выпустили и прописали все по максимуму, теряя вопрос (даже если они знают ответ) – они теряют драгоценный балл.
Задания С3 и С4 наиболее сложны, так как для ответа недостаточно одного текста, необходимы теоретические или практические(связанные с повседневной жизнью) знания по этой теме. Иногда можно привести пример из истории, при условии, что ребенок ее хорошо знает. Я прошу своих учеников обязательно смотреть каждый день новости, чтобы они были в курсе происходящего в стране и в мире, на уроках и дополнительных занятиях мы проводим так называемые «информминутки» , на которых говорим о важных новостях в стране и мире.
Как работать с текстом на экзамене.
1. С чего начинать работу с текстом?
Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.
Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
2. Нужно ли определять главную идею текста?
Определите основную идею текста.
3. В каком порядке отвечать на вопросы?
Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
Внимательно прочитать задание. Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов.
5. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно:
- внимательно прочитать задание;
- понять, что именно требуется для успешного ответа;
- уяснить, из каких частей складывается задание;
- стараться выполнить все задание;
- если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
- не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
- старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
- сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».
Задания С5 не так давно было несколько усложнено. Это задание проверяет теоретические знания по предмету в первую очередь, также на применение теории в практике(реже). На мой взгляд, если ребенок хорошо знает теорию, уточнения в вопросах задания ему даже помогают с ответом. Здесь выход только один, учим и решаем…
С6, как правило, вызывает серьезные затруднения, поскольку в них проверяется умение ученика соотносить полученные теоретические знания с окружающей действительностью и приводить примеры из реальной жизни. Здесь важно, чтобы ребенок уяснил следующее, надо называть не только аргументы, положения, значения, а главное раскрывать их на примерах их жини. За «голую» теорию не получишь даже одного (из 3-х) баллов…
Задание:
Назовите и проиллюстрируйте три проявления хозяйственно-экономической функции семьи.
Ответ:
Хозяйственно-экономическая функция семьи как социального института заключается в следующем:
- ведение общего хозяйства. Пример: члены семьи распределяют полномочия при выполнении домашних работ.
- помощь друг другу. Пример: сын помогает материально престарелой матери, которая получает небольшую пенсию.
- планирование внутрисемейных расходов. Пример: члены семьи планируют бюджет семьи, решают на что потратить деньги в первую очередь, а на что во вторую.
Такой ответ получит максимально возможные баллы.
Задание С7 проверяет умение с помощью полученных знаний объяснить конкретную жизненную ситуацию или интерпретировать графическую информацию. Поэтому это задание иногда называют познавательной задачей. Для его выполнения необходимо умение анализировать и обобщать, а также применять полученные знания для решения конкретной ситуации. Эти умения невозможно сформировать за 1-2 года, они формируются в процессе всего обучения, на уроках обществознания, начиная с 5 класса необходимо уделять внимание развитию этих умений и тогда результат обязательно будет хорошим. На элективных занятиях мы отрабатываем решения таких заданий, как правило сложности вызывают политическая и экономическая сфера.
Задание на составление сложного плана развернутого ответа (С8).
Это новое задание в рамках ЕГЭ по обществознанию появилось только в 2010 году. На мой взгляд, оно частично дает отпор сторонникам традиционной формы экзамена, когда ученику приходилось дать развернутый ответ на вопрос билета. В этом случае ответа не требуется, но требуется создать план этого воображаемого ответа. Выполнение данного задания будет успешным, если:
- все формулировки пунктов плана корректны с точки зрения их соответствия предложенной теме обществоведческого курса;
- содержание плана свидетельствует о системном, глубоком знании выпускника по предложенной теме, отражает ее с максимальной полнотой;
- структура ответа соответствует сложному плану.
В задании, предлагаемом выпускнику, предложена тема и дано указание на то, что минимальное количество пунктов плана - три, из которых не менее двух детализированы в подпунктах. Максимально возможный первичный балл за задание - 3. Как его получить?
В пособии: Рутковская Е.Л., Котова О.А. Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. решение сложных заданий/ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010 предложена следующая
последовательность действий при работе с заданием С8:
1. Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте каждую часть.
4. В каждой части выделите несколько положений, раскрывающих главную мысль.
5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
6. В случае необходимости внесите корректировки.
7. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
8. В заголовках (пунктах и подпунктах) плана нежелательно повторять сходные формулировки.
Хочу предложить еще один - более простой, на мой взгляд, алгоритм, отработав который, можно составить план на любую тему.
|
|
|
|
|
Каждый "слой" этого гамбургера - основа возможной формулировки будущего сложного плана. Давайте посмотрим, как работает этот шаблон на конкретном примере.
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
|
А) ТЕРРИТОРИЯ Б) СУВЕРЕНИТЕТ В) ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ Г) СИСТЕМА ПРАВА Д) МОНОПОЛИЯ НА ЛЕГАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ |
А) ВНУТРЕННИЕ Б) ВНЕШНИЕ |
А) ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Б) ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В) ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ |
|
То есть, в идеале может получиться план, состоящий из пяти пунктов, три из которых будут конкретизированы в подпунктах - согласитесь, это отличный вариант с точки зрения требований, предъявляемых в задании. Правда, далеко не к каждой теме применимы все пять предложенных пунктов, но любая тема может быть представлена в данном шаблоне в сответствии с требованиями задания с незначительными изменениями. Рассмотрим еще один пример.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
|
|
А) ЭВОЛЮЦИЯ Б) РЕВОЛЮЦИЯ |
|
А) РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА Б) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЛЮДЕЙ В) РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ, ВКЛЮЧАЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА Г) ПРОГРЕСС НАУКИ И ТЕХНИКИ Д) СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ОБЩЕСТВОМ |
Как можно заметить, предложенный шаблон претерпел изменения: вместо признаков появились причины, типология переместилась с 4 пункта на 3 и т. д., но в целом шаблон сохранил свою структуру и соответствие требованиям. Кстати, последний пункт этого плана тоже можно конкретизировать.
Главное, чтобы стремление унифицировать данный тип задания не привел к абсурдным последствиям. Приведу несколько примеров из работ выпускников этого года.
Тема: "Социальный конфликт и способы его преодоления"
Пример ответа:
1) Социальный конфликт - определение.
2) Способы его преодоления:
а) способ 1;
б) способ 2;
в) способ 3.
3) Личное мое мнение:
а) вывод;
б) заключение.
Заметьте, что формально работа соответствует заданным требованиям с точки зрения структуры: план из трех пунктов, два из которых конкретизированы, но что можно сказать о его содержании?
Тема: "Рынок".
Отрывок из работы.
1) Продукция:
а) привоз товара;
б) разгрузка товара;
в) фасовка товара.
2) Конкуренция:
а) снижение цен на товары, срок хранения которых истекает;
б) сезонные распродажи.
Думаю, понятно, что обе работы были оценены в 0 баллов.
Технология написания эссе по бществознанию.
«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус».
Жан-Луи Бюффон
В своё время великий древний учёный Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам. Но происходящие сегодня изменения в образовании, больше направлены на формирование умения наших детей выражать свои мысли не устно, а письменно. В частности, это касается проведения государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) школы в форме и по материалам ЕГЭ. В предмете обществознания речь идет, прежде всего, о задании в части С – С9, которое является альтернативным и включает в себя необходимость написания такой современной творческой работы, как эссе. На мой взгляд, это единственное задание, которое даёт возможность увидеть настоящий уровень подготовки учащихся, познакомиться с его умением владеть и оперировать необходимой терминологией, выражать мысли, ставить проблемы, развивать полемику и т.д. ЕГЭ по обществознанию становится всё более массовым видом проверки знаний и умений выпускников. Следовательно, перед каждым учителем встает задача правильно организовывать и провести концентрированную подготовку выпускников к ЕГЭ.
Сегодня написание эссе активно используется в рамках различных школьных предметов, причем как гуманитарных, так и естественных. Но именно обществознание позволяет раскрыться этой форме деятельности в полном смысле своего содержания и дать ей полностью реализоваться. Этот факт заставляет нас более серьёзно поработать над методической основой создания эссе, учесть все нюансы, позволяющие нам более грамотно и основательно подготовить наших учащихся к его написанию. Ведь нам предстоит, если оперировать словами французского естествоиспытателя Фан-Луи Бюффона, не просто научить хорошо писать, но ещё при этом научить «иметь душу и вкус». А ведь это далеко не просто. Прежде всего, следует выяснить, что же означает само понятие «эссе». Данное слово пришло к нам из Франции и переводится как «опыт, набросок, очерк», а это значит, что и определений оно имеет несколько:
1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;
2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;
3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.
Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Но эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.
Как же научить наших детей создавать работу, соответствующую данному определению и которую с полным правом можно было назвать эссе?
Можно выделить несколько этапов формирования умений и навыков написания эссе.
Данные умения и навыки написания эссе по обществознанию следует начинать формировать в 8-9 классах.
Основная школа: 8-9 классы.
Здесь необходимые умения и навыки мы только начинаем формировать, и ученик получает своеобразный фундамент для создания будущих творческих сочинений. Пока, на мой взгляд, не стоит даже вводить само понятие «эссе», так как мы будем работать над созданием его элементов, частей. В учебниках по обществознанию под редакцией А. Кравченко есть довольно неплохой материал, позволяющих хорошо наладить эту работу, речь идёт, прежде всего, о заданиях, поставленных в конце каждого параграфа (вопросы, проблемы, практикумы).
Этапы работы:
1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации с использованием приема незаконченного предложения»: «Я считаю (я думаю, я уверен), что..., так как (потому что, в связи с тем, что)….»
Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение нескольких уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности.
2. Введение понятий «тезис», «аргумент». Здесь главное правильно преподнести данные понятия, которые будут заучены осмысленно.
3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием изученных обществоведческих понятий и терминов.
Например, можно предложить поразмышлять над следующим вопросом: «почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования соей жизни?» При объяснении своей точки зрения учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «социальная среда»; «воспитание»; «преступление»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».
Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению материала из его собственного жизненного опыта.
4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий. Ученик обучается выражать своё собственное мнение по поводу конкретной ситуации и строить доказательство в его защиту.
Таким образом, к окончанию основной школы учащиеся получают весь необходимый фундамент для создания эссе.
Старшая школа: 10-11 классы.
Этапы работы:
1. Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик.
Здесь мы уверенно вводим новое понятие и начинаем серьёзную работу по выделению его существенных и характерных черт. Можно использовать, на мой взгляд, своеобразный метод, который позволит запечатлеть данное понятие в сознании учеников: пишу на доске «эссе» и прошу разложить по полочкам («побуквенно») данное слово.
Например, чаще всего получается следующая «картина»:
Э – эмоции С – субъект С – свобода Е – единство
Если соединить все полученные слова, то у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое. Теперь попробуем сверить сказанное с тем, в чём нас убеждают литераторы.
2.Определение структуры эссе
Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения) | 20% |
Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) | 60% |
Заключение (Выводы, умозаключения) | 20% |
В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Вступление | Как умно и метко высказывается автор. Очень оригинальная мысль… Никогда не думал, что …. Оказывается, что идея о том, что... |
Основная часть | Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих, … Рассмотрим несколько вариантов... Давайте попробуем порассуждать… С одной стороны, ... |
Заключение | Таким образом,… Итак,… К какому же выводу мы пришли... |
3. Отработка навыка написания эссе.
С чего начинается работа по написанию эссе по обществознанию?
Во-первых, с выбора темы, которая на ЕГЭ определяется перечнем общественных наук. Все представленные на экзамене темы – афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.
При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы наиболее знаком, насколько учащийся владеет терминологией данной науки, насколько он может быть теоретически подготовленным в области аргументации своих утверждений.
Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:
- имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
- ясно понимает смысл высказывания;
- может выразить свое отношение к нему;
- владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;
- сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
При подготовке к экзамену лучше не распыляться, а сконцентрировать учащегося на тех науках, которые ему ближе: более интересны, более высок уровень знаний и т.д. Также стоит обратить внимание на автора цитаты – очень часто имена авторов афоризмов повторяются, и будет только плюсом поработать над выяснением неизвестных личностей, ведь использование в работе подобного дополнительного материала будет только плюсом.
При этом необходимо не забывать об эмоциях, которые будут проявляться через яркие фразы, живой и интересный язык эссе (оригинальность, необычность, призыв к спору). Иногда даже короткие, простые, разнообразные по интонации предложения дают значительно больший эффект, чем длинные замысловатые размышления.
Очень важно, чтобы учащийся научился правильно формулировать заложенный в цитате смысл, иначе весь созданный материал не будет оценён положительно. Ведь в соответствии с требованиями к написанию эссе, в случае отсутствия формулировки смысла высказывания, работа не подлежит дальнейшей проверке.
Например, возьмём несколько афоризмов и постараемся сформулировать заложенное в них смысловое содержание:
1. «Сбережения составляют самый богатый доход» (И.Стобей).
Смысл: нужно правильно распоряжаться своими сбережениями, которые не должны лежать мёртвым грузом, а приносить доход.
2. «Суров закон, но он закон»
Смысл: каким бы суровым не был закон, он является законом, а значит, его исполнение является обязательным.
Именно регулярные практические занятия, систематическая отработка данного умения позволит не бояться оформлять проблемы и формулировать смысловое значение афоризма. И только вдумчивое отношение к данному вопросу позволит решить судьбу эссе. Поэтому при выборе темы, лучше остановиться на той проблеме, по которой учащийся может дать развёрнутое теоретическое обоснование с использованием понятий, определений, фактов.
4. Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) она интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания;
в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
3. Определите смысл высказывания (проблему).
4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
- распределите подобранные аргументы в последовательности;
- придумайте вступление к рассуждению;
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
5. Сформулируйте общий вывод работы.
- Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
- Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Основные правила для учителей, готовящих детей к ЕГЭ по обществознанию:
1. подготовку к ЕГЭ следует начинать с началом изучения курса. В 8-9 классе желательно выявить как можно больше ребят ставящих целью сдать ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе. Их обязательно нужно выводить на ГИА. Чем больше девятиклассников выберут ГИА, тем лучше. Для тех, кто целенаправленно и систематически готовится по предмету, положительный результат будет дополнительным стимулом и придаст уверенности в своих силах, те же, кто получит балл ниже ожидаемого, сделают выводы, что готовиться нужно еще больше. Пусть такой опыт ребята получат на ГИА, чем позже разочаруются на ЕГЭ. С ребятами, прошедшими ГИА, мы «на одной волне», доверяем друг другу и понимаем, что нас ждет впереди;
2. вся деятельность должна вестись на высоком уровне трудности. Это не значит, что для всех учащихся и сильных и слабых предлагаются сложные вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Каждому ребенку нужно предложить свой уровень сложности, который подвигал бы его к размышлениям и, в конечном итоге, к самообразованию. Задания строятся так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы размышлять (возможно, с помощью учителя). Учу ребят умению «вытягивать за ниточку». Умение рассуждать приведет к тому, что самый, казалось бы, сложный вопрос можно будет решить или «вытянуть» из задания максимально возможный балл. Не боюсь ситуаций, когда в ходе рассуждений, мы уходим так далеко, что выбрать верную мысль от неверных сложно. Прошу время на рассмотрения этого вопроса и обещаю, что мы вернемся к нему на следующем занятии. На последующем уроке объясняю свою точку зрения, привожу доводы ученых обществоведов, выслушиваю мнения детей;
3. подготовка к ЕГЭ в течении 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и здания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, решая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов
Литература:
1. Готовимся к Единому государственному экзамену: Обществознание/ под редакцией Л.Н Боголюбова.- М., 2009
2. ЕГЭ-2011. Обществознание. ФИПИ/ авторы-составители Т.Е. Лискова, О.А. Котова.- М. Астрель, 2010
3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание/ Редактор-составитель Е.Л.Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2009.
4. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов – М., 2007год.
5. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 1.
6. Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»?// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 9.
7. Цитович Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.
С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естест...
Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.
Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...
Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.
Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию
С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естест...
Методика подготовки учащихся ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию
Подготовка к ГИА по обществознанию 9,11 класс...
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию
С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естест...
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.
С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естест...