Викторина по правам человека
методическая разработка по обществознанию (9, 10, 11 класс)
1. Викторина по правам человека «Хочу всё знать!» для учащихся 9-11х классов.
В процессе подготовки к викторине в каждом классе создаётся команда (6-7 человек), выбирается капитан. Все остальные учащиеся класса становятся болельщиками, которые тоже участвуют в викторине, помогая своей команде и борясь за индивидуальные призы. Каждая команда для участия в викторине готовит:
· название, эмблему;
· вопросы команде противника (можно использовать кроссворд, составленный ранее)
Формируется жюри из учителей и учащихся 11-х классов – членов инициативной группы. Подбирается музыкальное сопровождение, готовятся ведущие (ученики 11-х классов). Кроме того, предлагается список источников и литературы, которую учащимся необходимо изучить или повторить для подготовки к викторине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_pravam_cheloveka.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
- Викторина по правам человека «Хочу всё знать!» для учащихся 9-11х классов.
В процессе подготовки к викторине в каждом классе создаётся команда (6-7 человек), выбирается капитан. Все остальные учащиеся класса становятся болельщиками, которые тоже участвуют в викторине, помогая своей команде и борясь за индивидуальные призы. Каждая команда для участия в викторине готовит:
- название, эмблему;
- вопросы команде противника (можно использовать кроссворд, составленный ранее)
(См. приложения 5,6,7)
Формируется жюри из учителей и учащихся 11-х классов – членов инициативной группы. Подбирается музыкальное сопровождение, готовятся ведущие (ученики 11-х классов). Кроме того, предлагается список источников и литературы, которую учащимся необходимо изучить или повторить для подготовки к викторине.
I конкурс. «Разминка»
Вопросы для разминки:
- Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (10 декабря 1948 г.)
- Какие годы в ХХ веке ООН объявляла Годом ребёнка? (1979 и 1993гг.)
- Какой год ООН объявила Годом семьи? (1994г)
- Какой год был объявлен ООН Годом Прав человека и почему? (1998 год, в связи с 50-летием создания Всеобщей декларации прав человека)
- Когда ООН была принята Конвенция о правах ребёнка? (20 ноября 1989 г)
- Назовите документ, предшествующий Конвенции о правах ребёнка. Когда он появился на свет? (Декларация о правах ребёнка, в 1959 году)
- Сколько статей содержит Конвенция о правах ребёнка? (54 статьи)
- Назовите документ, принятый в Англии в 1215 году. (Великая хартия вольностей)
Предложенные вопросы задаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко. Если одна из команд не знает ответ на свой вопрос, то другая команда получает право ответить за неё. За это даётся уже 2 очка. Если обе команды не знают ответа,
командам могут быть предложены и другие вопросы.
Вопрос, на который не ответили команды, адресуется болельщикам, которые могут помочь своей команде.
Для подведения итогов каждого конкурса слово предоставляется жюри.
II конкурс. Лингвистическая мозаика.
Команды получают по 2 конверта, в которых содержатся карточки с написанными в них отдельными словами.
Участники викторины должны за 2 минуты составить по 2 определения правоведческих понятий, используя все приведённые в каждом конверте слова и назвать их. При этом можно изменять слова по падежам (они даны в основном в именительном падеже).
(Пока команды выполняют задание, звучит тихая, спокойная музыка).
Приведём несколько вариантов.
- Осуществлять, обеспечиваемая, государство, возможность, что-то, узаконенная, делать, охраняемая.
(Ответ: охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять – право).
- Люди, природа, права, возможность, иметь, людьми, жить, с, совместно, соответствие, с, в, другими, их.
(Ответ: права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми – права человека).
- Совокупность, средства, осуществление, политическая, метод, отражать, приёмы, власть, уровень, политическая, свобода, и.
(Ответ: совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы – политический режим).
- Право, гражданский, документ, акт, систематизированный, который, законодательный, содержать, нормы.
(Ответ: документ, систематизированный акт, который содержит нормы гражданского права – гражданский кодекс).
Общая оценка за конкурс – по 5 баллов за каждое задание (составить определение – 3 балла, назвать понятие – 2 балла).
III конкурс. Конкурс капитанов.
Капитаны команд отвечают на вопросы тестов. Предлагается вопрос и ряд ответов. Первым отвечает тот капитан, который первым поднимет руку, показывая, что знает правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (правильный ответ выделен курсивом).
Тест для конкурса капитанов.
- Права человека – это проблема:
а) наших дней;
б) последнего столетия;
в) вечная.
2. Как называется совокупность основных международных договоров о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к последнему?
а) Меморандум о правах человека;
б) Международный Билль о правах человека;
в) Кодекс прав человека.
3. В каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина?
а) Обязанности имеют приоритет над правами;
б) Права имеют приоритет над обязанностями;
в) Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
4. Как раньше у нас называли (а иногда называют и сейчас) гражданские права?
а) Персональные права;
б) Интимные права;
в) Личные права.
5. Что из существующего в практике многих стран противоречит праву человека на жизнь?
а) Дорожно-транспортные происшествия;
б) Смертная казнь;
в) Недостаток пищи.
6. Куда следует обращаться, если права человека оказываются грубо нарушенными?
а) К обидчику;
б) В суд;
в) К генеральному секретарю ООН.
7. Как называется принцип, выраженный в ст.49 Конституции РФ: «1.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»?
а) Принцип справедливости судопроизводства;
б) Принцип гарантированности достоинства личности;
в) Принцип презумпции невиновности.
8. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осуждён?
а) На устное извинение секретаря судебного заседания;
б) На получение справки о случившейся судебной ошибке;
в) На возмещение государством причинённого ему вреда.
- Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?
а) Во всех сферах жизни и деятельности;
б) Только в среде своих друзей;
в) Только в семье.
10. Как именуется должность человека, избираемого Гос. Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?
а) Магистр;
б) Председатель союза правозащитников;
в) Уполномоченный по правам человека.
11. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы:
а) которая мешает образованию и вредит здоровью;
б) которая не указана в официальных справочниках;
в) которая не соответствует интересам и склонностям ребёнка.
12. В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей:
а) Отдельно от взрослых;
б) Вместе со взрослыми;
в) Это не имеет существенного значения.
IV конкурс. Домашнее задание.
Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, составленный командой соперников (См. приложение 5,6,7)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается ещё 2 балла.
V конкурс. Народная мудрость.
Этот конкурс требует специальной подготовки, поэтому его содержание сообщается командам заранее (за несколько дней), чтобы учащиеся нашли необходимый материал в дополнительной литературе.
Задание: за 2 минуты каждая команда должна написать как можно больше пословиц и поговорок разных народов по теме «Право и закон».
За каждый ответ даётся по 2 балла.
Приводим возможные варианты ответов:
«Всуе законы писать – когда их не исполнять» (русская пословица).
«Нужда свой закон пишет, законы святы, да исполнители супостаты» (русская пословица).
«Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» (русская пословица).
«Законы деспота беспощадны» (древнекитайская пословица).
«Где права сила, там бессильно право» (японская пословица).
«Для господ закон не писан» (японская пословица).
«По лесу и звери, по времени и законы» (народная мудрость).
VI конкурс. Права человека в рисунках.
Каждая команда получает конверт. В нём – рисунки детей, иллюстрирующие статьи Всеобщей декларации прав человека. (Можно использовать рисунки участников конкурса «Я рисую свои права»).
Задание командам – вспомнить содержание соответствующих статей Декларации прав человека и подписать рисунки.
Приведём несколько примеров.
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Рисунок – см. Приложение №8).
Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех видах. (См. Приложение №9).
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… (См. приложение №10).
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. (См. Приложение №11).
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. (См. Приложение №12).
Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. (См. Приложение №13).
За каждый ответ команде присуждается по 2 балла. Если участники конкурса называют и номер статьи, то команде даётся ещё по 1 баллу.
Пока жюри подводит итоги викторины, объявляется следующий конкурс.
Конкурс для болельщиков.
О проведении конкурса сообщается заранее. Это делает болельщиков не просто пассивными наблюдателями, а вызывает у них чувство заинтересованности. Кроме помощи своей команде, самые активные болельщики могут быть поощрены грамотами и призами.
Предлагаем примерные вопросы конкурса болельщиков.
- Какова главная сила, регулирующая отношения в обществе? (Власть).
- Какова власть парламентариев (в России – депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации)? (Законодательная).
- Что издавна именуют искусством управления государством? (Политику).
- Какое слово часто используется как синоним термину «право»? (Закон).
- Законы какого царя являются древнейшими из дошедших до нас? (Хаммурапи).
- В каком году была принята последняя Конституция СССР? (В 1977 году).
- Конституция какой страны является первой писаной Конституцией в мире? (США).
- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.).
*Вопросы для болельщиков должны быть более простыми. За каждый правильный ответ болельщику даётся специальный значок (в виде цветного кружка) для удобства подсчёта баллов.
- Какие две основные формы Государственного правления знает история? (Монархия, республика).
- Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-й главе Конституции РФ? (Обязанности).
- Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова? (Тоталитарный).
- Какие властные государственные учреждения должны обладать наиболее масштабным и действенным средством защиты прав населения? (Суды).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
По окончании конкурса болельщиков слово предоставляется жюри. Оно подводит итоги викторины, награждает победителей среди команд и болельщиков памятными призами и грамотами.
Звучит музыкальная композиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по правам человека.
Викторина по правам человека для старших классов....
Викторина по правам человека
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с правами ребенка и главным законом страны - Конституцией ; научить пользоваться ими; воспитание чувств гражданской отв...
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"
"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...
Игра- викторина "Права человека в РФ"
Игра, для учащихся 7 класса, посвященная правам человека...
Права человека. Международная защита прав человека.
Презентация по курсу "Право" 10 класс. Разработана к уроку "Международная защита прав человека" раздел "Право и личность" (учебник "Право" 10 класс углубленный ...
Викторина "«Наше право заканчивается там, где начинается право другого человека!»
Викторина представляет собой трёхуровневые задания по теме толерантность, право, обязанность....