«Демографическая ситуация в современной России».
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Урок с использованием кейс технологий
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Полная семья. Неполная семья. Депопуляция. Инфантилизация подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_11_klass.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тип урока: решение частной задачи (комплексное применение знаний).
Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России, развитие умения совместными усилиями анализировать ситуацию, вырабатывать практическое решение.
Планируемые результаты ( предметные): владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.
Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования в виде презентации.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Полная семья. Неполная семья. Депопуляция. Инфантилизация подрастающего поколения.
Образовательные ресурсы:
- Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов; под ред Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.
- Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания /под ред. Т. В. Болотина. – М.: АПК и ППРО, 2010.
Оборудование: кейсы (тексты 1, 2, 3);листы ватмана, маркеры, старые журналы, ножницы, клей.
Организационная структура урока
Вводная часть
- Мотивационный блок. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную для каждого россиянина тему (слайд 1, 2). Учащиеся по слайду определяют тему урока.
«Демографическая ситуация в современной России».
На уроке мы попытаемся проанализировать несколько кейсов (текстов) и выработаем совместное решение по данным проблемам.
Учитель озвучивает или совместно с учениками формулирует ожидаемые результаты деятельности по кейсам, устанавливает правила работы, определяет роли, напоминает о системе оценивания презентаций.
Основная часть
- Проблемно-информационный блок (этап организации совместной деятельности).
Учащиеся каждой из групп по очереди представляют свой вариант решения проблемы. После каждого выступления возможна дискуссия с участием представителей других групп. Учитель организует и направляет общую деятельность групп.
- Тенденции развития семьи в современной России.
Как вы считаете, находятся семья и семейные ценности в состоянии кризиса или нет?
Каковы тенденции современной семьи? (самостоятельная работа. Учебник § 17, тенденции развития семьи в современной России.)
Вам предлагается для работы в группе кейс №1, обратите внимание на алгоритм работы с кейсом. Время на обсуждение – 5 минут. Грамотно распределите обязанности в группе, активно участвуйте в обсуждении. Каждая группа выступает по каждому вопросу.
Кейс №1
Растили себе на радость
Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как всегда, дожёвывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему компьютеру. «Я женюсь, - весело произнёс сын. – Надеюсь, вы не против» Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта. Компьютер, видимо, тоже потух. «Как … как женишься?» - пролепетала мама. «На Гале, вы её знаете». «Забеременела, -догадался отец. – Но ведь тебе всего 19, ты только поступил в институт». «Ты же ещё ребёнок», - всхлипнула мама. «С ней я ребёнком себя не чувствовал, - мгновенно ответил сын. – К тому же у неё плохое здоровье, об аборте речи быть не может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже нашёл. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я её люблю».
(По П. Кудлаеву)
- Как вы думаете, почему текст так называется?
- Согласны ли вы с решением, которое принял сын?
- Какой выход в данной ситуации видите вы?
- Какие ещё вопросы возникли у вас по данному тексту?
- Итак. Мы с вами выделили одну проблему: проблему ранних браков и отсутствие помощи молодой семье.
- Проблема неполных семей.
- Давайте вспомним, какие семьи называются неполными. Какие проблемы они испытывают?(материальные проблемы, недостаток полноценного общения, неполная социализация и тд).
- Я предлагаю вам для обсуждения кейс №2. Время на обсуждения - 5 минут.
Кейс №2
Воспитывал ребёнка, сажая в подвал
В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребёнком. Обвиняемым по делу проходил родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.
В апреле 2008 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако родитель встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она не медленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подполье, а чтобы она не выбралась из заточения, забил выход гвоздями и поставил сверху бак с водой.
Следствие установило, что ребёнок просидел в подполье около часа, после чего отец «сжалился» и отпустил дочь на свободу. Дома девочка рассказала о происшествии бабушке и маме, а те написали заявление в милицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.
(По материалам газеты «Моя семья»)
- Как вы считаете справедливо ли был наказан отец девочки?
- Какие методы воспитания не должны применяться к детям?
- Как вы думаете, почему в нашем обществе растёт количество случаев жестокого обращения с детьми? Кто и как должен с этим бороться?
Печальная статистика: увеличение случаев жестокого обращения с детьми.
- Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
- Как выглядит современная демографическая ситуация в России? Слайд №3
(Таблица «Идеальное и реальное число детей на одну женщину»)
- Сокращение населения. Почему? (Население не воспроизводится.)
- Сколько детей должно быть в семье? (Не менее 2-3)
2) сокращение трудоспособного населения. (учебник,§ 17. Современная демографическая ситуация в РФ.)
3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.
4) Инфантилизация подрастающего поколения.
- Есть ли выход из этой ситуации? Я предлагаю вам работу с кейсом №3. На основе данной концепции, своего юношеского оптимизма и творческих способностей вы должны составить и презентовать проект «Как помочь российской семье?». Вы можете нарисовать плакат, составить коллаж, написать тезисы. Используя старые газеты и журналы, фломастеры. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты. Вывесить все проекты.
Кейс №3
Из Конвенции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрен Правительством России в сентябре 2011 г.)
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни;
- увеличения репродуктивного здоровья населения;
- улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- всестороннее укрепление семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
- создание условий для самореализации молодёжи;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставления материальной помощи при рождении ребёнка.
В области миграции и расселения:
- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ;
- повышение эффективности использования миграционных потоков путём достижения соответствия их объёмов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;
- обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
1) Назовите основные цели демографической политики РФ.
2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?
3) оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.
Презентация проектов.
Заключительная часть.
- Аналитический блок.
Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.
- Рефлексия и оценивание.
Анализ проделанной работы и оценивание выступлений (презентаций)
- Не всё потеряно, будущее – за молодыми российскими семьями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демографическая ситуация в современной России
презентация к уроку по обществознанию в 11 классе по соответсвующей теме (профильный уровень)...
Демографическая ситуация в современной России
презентация к уроку по обществознанию в 11 классе по соответсвующей теме (профильный уровень)...
план конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
урок разработан с использованием метода кейс - стади....
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Задания (в формате ЕГЭ) для работы с материалом параграфа....
Конспект урока: "Демографическая ситуация в современной России"
конспект урока...
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России»....
Исследовательский проект по теме: «Демографическая ситуация в современной России»
Цель исследования: Изучение демографических понятий, демографической ситуации в стране и регионе.Задачи исследования:- Проанализировать собранный материал и на его основании сделать выводы;- Определ...