Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_sfera_ege_2.docx | 883.3 КБ |
Предварительный просмотр:
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ
Россия – многонациональная страна, в ней проживает более 190 народностей: русские, украинцы, татары, башкиры, чеченцы, даргинцы и др. Среди них есть многочисленные и малочисленные народы (национальные меньшинства: ненцы, манси, коряки и другие). Каждый из народностей России уникален, имеет специфическую духовную и материальную культуру, которую стремится сохранить. Государство же содействует сохранению культурной самобытности народа и проводит национальную политику, представляющую собой совокупность мер по улучшению жизни всех народов России, укреплению межнациональных отношений и сохранению целостности территории страны.
Главным гарантом этнических прав является Конституция РФ. В преамбуле основного закона нашего государства даётся указание на многонациональный характер РФ, соединённых «общей судьбой на своей земле». Рассмотрим конституционные принципы национальной политики РФ:
принцип равноправия и самоопределения народов России (преамбула КРФ);
гарантия прав и свобод человека независимо от расы, национальности и языковой принадлежности (статьи 2 и 9);
запрет действий, нарушающих целостность территории государства, запрет пропаганды национального превосходства (статьи 13 и 19);
предоставление права пользования родным языком (статья 26);
предоставление права субъектам РФ устанавливать государственный язык на своей территории и употреблять его наряду с русским (статья 68);
гарантия прав национальных меньшинств (статьи 71 и 72);
другие принципы изображены на интеллект-карте.
Ещё одним важным источником национальной политики является «Концепция государственной национальной политики РФ» 1996г. Концепция закрепляет те же конституционные принципы, а также провозглашает защиту прав и интересов граждан РФ, находящихся за её пределами и необходимость укреплять их связи с Родиной.
План по теме Конституционные принципы национальной политики
1. Национальная политика в РФ
2. Основные направления национальной политики РФ
2.1 Улучшение жизни всех народов России
2.2 Укрепление межнациональных отношений
2.3 Сохранение целостности территории страны
3. Конституционные принципы национальной политики РФ
3.1 Принцип равноправия и самоопределения народов России
3.2 Право на национальное самоопределение
3.3 Запрет дискриминации по национальному признаку
3.4 Запрет деятельности, вызывающей национальную рознь
3.5 Гарантия прав национальных меньшинств и др.
4. Культура межнациональных отношений
3.7 Социальный конфликт
Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.
Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп.
По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.
Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и
подстрекатели, побуждающие людей конфликтовать,
пособники, подталкивающие участников своими советами, технической помощью к конфликтным действиям,
посредники, стремящиеся предотвратить, остановить или разрешить конфликт,
свидетели, наблюдающие за происходящими событиями со стороны.
Предметом социального конфликта является какой - либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причинылежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия. Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой - либо незначительный повод, возникающий случайно или созданный специально.
Последствия социального конфликта
Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если
информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.
Негативными сторонами конфликта являются
создание стрессовых ситуаций;
дестабилизация социальной жизни;
отвлечение от решения своих должностных задач.
Виды социального конфликта
Виды социальных конфликтов | |
По продолжительности | кратковременный, долговременный и затяжной |
По частоте | разовый и повторяющийся |
По уровню организации | индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный |
По типу отношений | внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный |
По содержанию | экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др. |
По факторам | рациональный и эмоциональный |
По степени открытости | скрытый и явный |
По форме | внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми) |
Этапы социального конфликта
В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:
Начинается конфликт с предконфликтной ситуации, состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение.
Далее следует этап собственно конфликта. Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение.
Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.
Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.
Способы урегулирования социальных конфликтов
Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:
Избегание — уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).
Компромисс — решение проблемы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.
Переговоры — мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.
Посредничество — привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.
Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).
План по теме Социальные конфликты и пути их разрешения
1. Социальный конфликт как способ взаимодействия людей
2. Субъекты, причины и виды социального конфликта
3. Позитивные и негативные последствия социального конфликта
4. Этапы социального конфликта
4.1 Предконфликтная ситуация
4.2 Конфликтный этап
4.3 Этап завершения противоборства
4.4 Послеконфликтный этап
5. Способы урегулирования социального конфликта
5.1 Избегание
5.2 Компромисс
5.3 Переговоры
5.4 Посредничество
5.5 Арбитраж
3.8 Виды социальных норм
Социальные нормы, их функции
Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:
Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.
Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:
Интегративная функция – объединение индивидов в группы, групп в общество и сохранение сплочённости.
Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.
Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.
Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.
Виды социальных норм
Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания. Нормы – правила являются самыми важными нормами, регулирующими общественные отношения. Их исполнение обеспечивается силой государственных законов, а нарушение влечёт к юридической ответственности. Примерами таких норм являются уплата налога, охрана окружающей среды, соблюдение правил дорожного движения и т.д. Нормы – ожиданияобеспечиваются и контролируются силой общественного мнения, их нарушение не влечёт серьёзных наказаний. К ним относятся моральные нормы, гостеприимство, этикет и т.д.
По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).
Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на
Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).
План по теме Социальные нормы и их функции
1. Что такое социальная норма?
2. Функции социальных норм
2.1 Интегративная
2.2 Регулятивная
2.3 Воспитательная
2.4 Контролирующая
3. Виды социальных норм
3.1 Нормы – правила и нормы – ожидания
3.2 Нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – ожидания
3.3 Моральные, правовые, политические, религиозные и другие нормы
3.9 Социальный контроль
Социальный контроль
Вам уже известно, что одной из функций социальных норм является контролирующая. Обеспечивается она особым социальным институтом – социальным контролем. В науку этот термин был введен франц. социологом Габриэлем Тардом и рассматривался как способ социальной реабилитации преступников. Затем значение социального контроля стало рассматриваться шире, как фактор социализации.
Социальный контроль – проверка результатов деятельности индивидов и групп, направленная на поддержание общественного порядка.
Важными функциями социального контроля являются:
- направление социального поведения индивидов и групп в нужное русло (регулятивная функция);
- сохранение существующих в обществе ценностей и их передача из поколения в поколение (охранительная функция);
- обеспечение предсказуемости поведения людей в обществе и поддержание стабильности социального порядка (стабилизирующая функция).
Различают внешний и внутренний социальный контроль. Внешний контроль осуществляется социальными и государственными институтами. Он может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на нормативных актах, инструкциях и осуществляется уполномоченными государственными органами, например, школой, полицией, прокуратурой. Неформальный не имеет официального закрепления и исходит от социального окружения человека, например, семьи, друзей, соседей. Недостаточный внешний контроль приводит к формированию безответственности человека, а если контроль чрезмерный, теряется самостоятельность. Поэтому органы, осуществляющие внешний контроль, должны придерживаться «золотой середины». Более важен внутренний контроль или самоконтроль человека, главными регуляторами которого являются совесть, стыд и долг.
Структурными элементами социального контроля являются социальные нормы, которым человек должен следовать и социальные санкции – меры поощрения и наказания, приводящие человека к нормальному поведению.
Виды социальных санкций
Различаются формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.
Виды социальных санкций | |||
№ | Виды | Подвиды | Примеры |
1. | Формальные, исходящие от официальных гос. органов | Позитивные (поощрение) | Объявление благодарности, присуждение грамоты, выдача премии, повышение в должности и др. |
Негативные (наказание) | Выговор, понижение в должности, штраф, лишение звания и др. | ||
2. | Неформальные, исходящие от окружающих людей | Позитивные (поощрение) | Похвала, комплименты, улыбка, аплодисменты и др. |
Негативные (наказание) | Осуждение, насмешка, критика, замечание, жалоба, игнорирование и др. |
План по теме Социальный контроль
1. Социальный контроль как фактор социализации
2. Функции социального контроля
2.1 Регулятивная функция
2.2 Охранительная функция
2.3 Стабилизирующая функция
3. Внешний и внутренний социальный контроль
4. Структурные элементы социального контроля
4.1 Социальные нормы
4.2 Социальные санкции
5. Виды социальных санкций
5.1 Формальные позитивные и негативные санкции
5.2 Неформальные позитивные и негативные санкции
6. Роль социального контроля в жизни общества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера"
Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера".Материал для подготовке к ЕГЭ по обществознанию...
Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера"
Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера"...
Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера"
Контрольный элемент содержания ,блок "Социальная сфера"...
Контрольный элемент содержания ,блок "Духовная сфера"
Контрольный элемент содержания ,блок "Духовная сфера"...
Контрольный элемент содержания ,блок "Политическая сфера"
Контрольный элемент содержания ,блок "Политическая сфера"...
Контрольный элемент содержания ,блок "Политическая сфера"
Контрольный элемент содержания ,блок "Политическая сфера"...
Контрольный элемент содержания ,блок "Политическая сфера"
Контрольный элемент содержания ,блок "Политическая сфера"...