Цифровые технологии как средства развития креативных свойств личности.
статья по обществознанию (10 класс)
Информатизация образования является одним из важнейших средств реалации новой государственной оьбразовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития личности. Актуальность проблемы развития креативныхсвойств личности средствами информационно-коммуникативных технологий обусловлена как социальными потребностями поиска эффективных стратегий развития творческой личности, технологий саморазвития, самотворчества, развития прикладной антропологии, психодизайна, так и потенциальными (ещё не реализованными) креативогенными возможностями инфорационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovye_tehnologii.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Комисаренко О.М., учитель обществознания
и права, МБОУ «СОШ №25» г. Абакана.
Цифровые технологии как средства развития
креативных свойств личности.
Ведущими тенденциями в образовании нового столетия станут ускорение исторического времени, глобализация и информатизация, активное развитие информационных технологий и телекоммуникаций, усиление влияния образования на экономический рост.
В первой половине XXI века предстоят кардинальные изменения в системе образования. Образование будущего должны отличать следующие черты: общедоступность, непрерывность, фундаментальность, практическая направленность, соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий; международный характер и гуманистичность.
За последние десятилетия разработаны Национальная доктрина образования РФ, Федеральная Программа развития образования, правительственная Программа реформирования образования России и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Эти программы были направлены на реализацию новых идей, путей и средств развития системы российского образования.
Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г. определяет цели и задачи образования на основе целей и задач государства в сфере образования, а также ожидаемые результаты реализации Доктрины (качество, доступность, финансирование, оплата труда, пенсионное и социальное обеспечение)[8].
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 устанавливает конкретные направления и мероприятия развития образования, определяет ожидаемые результаты реализации Программы и соответствующее ресурсное обеспечение[9].
В связи с выбранными стратегиями происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность». Компетентностный подход очень важен для профессионального становления будущего специалиста, особое место в перечне компетенций занимает креативность, которая позволяет человеку использовать творческую сторону своей личности в решении разных проблем и совершения действий. Креативное мышление способствует всестороннему оцениванию проблемы, рассмотрению различных путей её решения, включая нестандартные.
Психолого–педагогические исследования рассматривают данное понятие с различных точек зрения. Однако наибольший интерес представляет определения, в которых креативность трактуется так:
- способность к творчеству, оригинальному мышлению; уровень развития творческих способностей, характеризующий личность в целом [3, c. 136];
- наивысший уровень интеллектуальной активности мышления [4, с.122];
- деятельность, процесс или совокупность определенных процессов [5];
- способность к восприятию и осознанию нового, необходимости восприятия перемен, порождению множества оригинальных идей деятельности [6, с.45];
- черта личности, проявляющаяся при трансформации информационных процессов [7]
Исходя из вышесказанного, креативность понимается как интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая ее способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей. Таким образом, креативность позволяет развивать нестандартное мышление, творчески подходить к решению профессиональных задач. [1]
Информатизация образования является одним из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития личности. Актуальность проблемы развития креативных свойств личности средствами информационно-коммуникативных технологий обусловлена как социальными потребностями, необходимостью поиска эффективных стратегий развития творческой личности, технологий саморазвития, самотворчества, развития прикладной антропологии, психодизайна, так и потенциальными (еще не реализованными) креативогенными возможностями информационных технологий. [2] Современное информационное пространство, цифровые технологии в системе образования предоставляют равные для всех возможности доступа к различным информационным ресурсам, свободу выбора индивидуальной образовательной траектории и позволяют активизировать творческий потенциал, реализовать потребность личности в самопознании и творчестве.
Цифровые технологии позволяют проектировать и варьировать различные педагогические формы обучения — от видео вариантов фрагментов уроков и лекций до разработки целостных авторизованных базовых и элективных учебных курсов. Наиболее эффективными в системе образования являются: аудиовизуальные технологи; интерактивные технологии; виртуальное проектирование — репродуктивное (модификации по образцу), продуктивное (проектирование по условиям, результатам, по теме), инновационное (креативное проектирование).
Современные цифровые образовательные ресурсы способствуют персонализации познания и образования, которая создает условия не только для накопления важной информации и выработки познавательной рефлексии, но и в рамках всего образовательного пространства.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс создает наиболее благоприятные условия для саморазвития личности только в том случае, если педагог способен проектировать и создавать креативную образовательную среду для взаимодействия с учащимися и для сотрудничества с коллегами и родителями.
Креативная образовательная среда может рассматриваться в широком социокультурном контексте как совокупность исторически сложившихся макро-мезо-микро социальных факторов, а также в прикладном аспекте как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия, соответствующие природе творчества, перспективам развития креативности и самореализации личности в современном мире. Следует помнить о важных условиях существования креативной среды: психологическая и информационная безопасность.
Эффективное применение цифровых технологий в образовании связано с определенными трудностями и возможно только при условии «ломки» привычных схем, реконструкции педагогического менталитета. Информационные технологии — это другой «язык», иные средства выразительности и взаимодействия, а значит, и другой тип педагогического мышления. На первый план при разработке этих технологий выходит многоаспектное моделирование информационно-проблемных ситуаций с использованием полимодальных систем и, как итог, — вероятностное прогнозирование результата воздействия.
Список литературы:
- Белявских А.Н. О понятии «креативность» в аспекте формирования профессиональной компетенции будущего специалиста // Успехи современного естествознания. – 2013. -№10. – С.72-73; [Электронный ресурс] Режим доступа: http // natural- sciences.ru.
- Барышева Т. А. Теоретические и методические аспекты проектирования электронно-коммуникативных технологий как средства развития креативных свойств личности. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
- Матвеев А. Креативность: мысли вслух. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www/arsvitae.ru
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М.: Академия, 2002. – 320с.
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.academic.ru/
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
- Назаренко М.М. Информационный подход в создании психолого-педагогических условий развития креативности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// ito.bitpro.ru/
- Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 г.г. Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.static.goverment.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»
Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития креативных способностей учащихся на уроках математики
(из опыта работы)...
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Технологию педагогических мастерских называют диалоговой,полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует,развивает способность к аналитической деятельности: анализу произведения в ситуации общ...
Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности
В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым трудностям, видеть мир принципиально в другом ...
Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности.
Проектная деятельность на уроках технологии, как один из факторов развития креативного мышления личности....
«Интерактивная игровая технология как эффективное средство развития креативных (творческих) способностей, учащихся на уроках технологии»
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные...