приложения для аттестации участие обучающихся во внеурочной деятельности форма 6
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Адащенкова Татьяна Кирилловна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по обществознанию «Человек в обществе. Гражданин в государстве» для 11-х классов составлена в соответствии с 

- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СШ №16»,

           - Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16»

   В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ № 16»  на занятия кружка «Человек в обществе. Гражданин в государстве» в 11 классах отводится  33 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Актуальность программы

Курс «Человек в обществе. Гражданин в государстве» пересекаясь в определенных отношениях с уже существующими аналогичными курсами, представляет собой качественно новое явление. Он аккумулирует современные представления об обществе, природе и личности; включает в свой состав темы проблемного содержания, не встречающиеся в других аналогичных программах, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументированно рассуждать. Данные темы могут стать основой проектной деятельности.

Курс сочетает теоретическое знание с практическим, позволяет учителю вести диалог с учащимися, открывает путь их размышлениям о ценности жизни, о себе и своем месте в обществе.

К особенностям курса следует отнести:

  • ориентированность на развитие мышления; темы раскрываются не с позиций одного подхода, а с учетом различных точек зрения, что способствует свободному, осознанному самоопределению учащихся;
  • направленность на формирование у учащихся ценностей демократического правового государства, чувства гражданственности, патриотизма, уважение к правам человека;
  • ориентированность на практическую применимость знаний: темы и вопросы программы выбраны с учетом жизненных реалий учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать верные решения;
  • системность курса, в котором достигается сочетание философских, культурологических, социологических, социально-психологических, экономических, политологических, юридических подходов.
  • способствует преодолению разрозненности, бессистемности гуманитарных знаний школьников, устанавливает межпредметные связи с другими дисциплинами.

Цели программы

Основной целью данной программы является  стимулирование активности учащихся в познании общества. В результате старшеклассники получают возможность узнать о себе, своем месте и роли в общественной жизни; выработать жизненные цели и ценностное мировосприятие; учить решать жизненные проблемы и принимать грамотные решения.

Задачи программы:

 - духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников;

- дальнейшая социализация личности;

- формирование идеалов демократии, прав человека, правового государства;

-  привитие ценностей экологической культуры;

-  содействие развитию самоактуализирующейся, культурно развитой личности, обладающей системными знаниями об обществе и окружающем мире, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.

Результаты освоения материала кружка

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении программы  кружка «Человек в обществе. Гражданин в государстве» , являются:

   - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

   - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии  процветании своей страны:

  - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержание гражданского мира и согласия на отношения к человеку ,его правом  и свободам как высшей ценности на стремление к укреплению исторически сложившегося  государственным единства на признание равноправия народов ,единства разнообразных культур на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций на осознание своей  ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущем поколениями.  

  Метапредметные  результаты изучения обществознания проявляются в:      

  - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

  - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности  и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  - овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  - умении выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:

   1) использование элементов причинно–следственного анализа;

   2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

   3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

   4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

   5) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

   6) оценку своих учебных достижений, поведения черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

   7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точке зрения.

 

Содержание курса «Человек в обществе. Гражданин в государстве»

11 классы. 36 часа.

Раздел №1. Человек в обществе. 20 час.

Природа человека. Человек как продукт биологической социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».  Общество и культура.

Структура общества. Общество как  сложная динамическая  система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Прогресс и регресс. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

 Современный мир и его противоречия. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.  Процессы  глобализации. Антиглобализм.

 Личность, факторы, влияющие на её формирование. Индивид и индивидуальность. Структура личности. Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели. Социальная установка.

Коммуникация или общение. Средства общения. Особенности общения в современном мире. Две стороны взаимодействия - стратегия взаимодействия в процессе общения. Стереотипы и «эффекты восприятия».

Человек в системе социальных связей. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация и неравенство. Социальная мобильность.

Этнос и нация. Нации и национальное самосознание. Межэтнические отношения и национальная политика. Национальная политика.

         Социальные институты. Институт семьи и брака. Исторические формы семьи. Быт и бытовые отношения.    

Демография современной России. Молодежь в современном обществе. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодёжи.

Социальная структура российского общества.  Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Проблемы становления среднего класса. Политика государства  в области социальных отношений.

Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей. Социальные статусы и роли. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся  поведение  и  социальный   контроль. Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.

Отношения собственности. Многообразие форм собственности. Распеделительные отношения.

Экономические системы: традиционная, командная, рыночная. Рыночные отношения в современной экономике. Виды рынков. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Человек в системе экономических отношений. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Раздел №2.  Гражданин в государстве. 13 часов.

Политическая система. Структура и сущность политической системы.  Политический режим. Политическое управление. Государство в политической системе

Признаки правового государства. Гражданское общество и правовое государство.

Международные документы о правах человека. и судебной защите прав. Местное самоуправление.

Демократия, её принципы и политические механизмы. Политическая идеология. Политический плюрализм. Парламентаризм. Политические партии и движения. Политическая жизнь современной России. Место и роль СМИ в политической жизни

Лидеры и элита в политике. Выборы в демократическом обществе

Конституционное право РФ. Административное право. Понятия и нормы гражданского права. Уголовное право. Трудовое право.

Политический статус личности. Многообразие политических ролей. Сущность роли избирателя. Критерии оценки предвыборных программ. Политическая культура. Демократический тип политической культуры.

Духовная культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Народная, элитарная ,массовая культура. Место искусства в духовной культуре. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.

Наука  и образование. Понятие науки. Функции современной науки  и образования. Этика науки.

Роль религии в жизни общества. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.

Формы организации и виды деятельности.

  • лекции с последующим устным и письменным закреплением на занятии;
  • лекции с последующим обсуждением;
  • работа с источниками;
  • беседы;
  • дискуссии;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • ролевые игры;
  • деловые игры;
  • творческие работы
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • мини-сочинение

№ темы

Название раздела

Характеристика основных видов деятельности

Раздел №1

Человек в обществе.

Характеризовать сферы жизни общества.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь сфер общ. жизни.

Находить и извлекать социальную информацию об обществе из различных источников.

Определять биологические, психические, социальные и культурные качества  человека. Знать проблемы развития в человеке его биологических, психических и других качеств.

 Понимать особенности социально-гуманитарного познания;

- анализировать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

анализировать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- разделять процессы на этапы, звенья, периоды;

- устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым;

-сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по различным критериям и основаниям;

- различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;

- решать задачи на основе заданных алгоритмов;

- рефлектировать основания мышления, поведения, общения;

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически оценивать полученные результаты;

Раздел №2.

Гражданин в государстве

Объяснять значение понятий по теме.

Понимать и знать основные этапы и факторы развития культуры, место и роль человека в системе духовных отношений; оценивать действия субъектов духовной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по проблемам развития культуры, науки и образования;

- характеризовать основные культурные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о духовных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Тематическое планирование кружка «Человек в обществе. Гражданин в государстве» для 11-х классов

п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Виды и формы занятий

Дата

план

факт

Раздел №1. Человек в обществе.

20

1

Природа и человек.

1

Лекция. Работа с источниками.

2

Что такое культура.

1

Лекция с последующим обсуждением

3

Лики культуры.

1

Просмотр видеосюжетов Дискуссия

4

Как человек становится личностью

1

Лекция с последующим обсуждением

5

Концепция личности

1

Лекция с последующим обсуждением,         работа в парах

6

Положение человека в обществе

1

Анализ альтернативных ситуаций

7

Институт семьи и брака

1

Ролевая игра

8

Образование как фактор социализации

1

Работа с документами. Анализ альтернативных ситуаций

9

Что такое общество. Типология обществ

1

Лекция с последующим обсуждением

10

Социальная стратификация

1

Лекция. Работа с источниками.

11

Социальные конфликты

1

Анализ альтернативных ситуаций

12

Гражданское общество.

1

Лекция с последующим письменным закреплением на занятии

13

Природные основы жизни общества

1

Беседа

14

Экономика и общество

1

Лекция с последующим письменным закреплением на занятии

15

Законы рынка

1

Дискуссия

16

Рынок труда

1

Работа с документами

17

Деньги в экономике

1

Работа с источниками

18

Национальная экономика.

1

Просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением

19

Мировая система и мировая экономика

1

Лекция с последующим обсуждением

20

Глобальные проблемы человечества

1

Выполнение работ по заданному алгоритму

Раздел №2.  Гражданин в государстве..

12 часов

21

Что такое политика

1

Дискуссия

22

Политическая система

1

Лекция. Работа с источниками

23

Государство

1

Творческая работа

24

Политические  режимы

1

Просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением

25

Формы правления

1

Деловая игра

26

Государственное устройство

1

Работа с источниками

27

Политическая элита

1

Дискуссия

28

Правовое государство

1

Работа с источниками

29

Политическая культура общества

1

Анализ альтернативных ситуаций

30

Религия в жизни общества

1

Дискуссия

31

Искусство

1

Творческая работа

32

Этика

1

Ролевая игра

33

Философия

1

Лекция с последующим письменным закреплением на занятии

34

Наука

1

Работа с источниками

35

Итоговое занятие по курсу «Человек в обществе. Гражданин в государстве».       Защита проектов

2

Защита проектов

Итого

35



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа кружка «Аргументы и факты» составлена в соответствии:

- с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Программой развития МБОУ «СШ №16»;

- Программой воспитания обучающихся МБОУ «СШ №16»;

- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16»;

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года (10 класс), на 36 часов.

              Актуальность программы.

         Программа данного кружка предназначена для формирования коммуникативных компетенций учащихся старших классов. Показателем овладения ими на высоком уровне является умение творчески применять полученные на уроках и из других источников знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. Для достижения этих целей необходимы сложные интеллектуальные умения: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Данные требования соответствуют государственному стандарту и существующим программам.

   Кроме того, умение аргументировать свою позицию и подтверждать её фактами необходимо для грамотного написания эссе по любому предмету, в том числе и по обществознанию.

         

     Цели обучения:

- формирование коммуникативных компетенций учащихся;

-формирование умения чётко излагать свою позицию по какому-либо вопросу, аргументировать её и подтверждать фактами

- овладение практическими умениями и навыками написания эссе.

    Задачи курса:

1. Формирование представлений о необходимости иметь свою жизненную позицию, толерантно относится к чужой точке зрения.

2. Углубление представлений учащихся о понятиях «аргументы» и «факты».

3. Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции; 

4. Обучение умениям и навыкам ведения дискуссии

5. Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса.

Содержание программы кружка включает теоретические и практические занятия

Теоретические занятия (лекции) посвящены углубленному изучению теоретических вопросов, работе с дополнительной литературой, словарями и другими источниками. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках аргументирования и подтверждения фактами обсуждаемых вопросов в устной и письменной форме.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

-     владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ  межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность

             -умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;

            -умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;

            -использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;

             -владение основами речевой культуры.

            -способность применять обществоведческие знания в новой ситуации, иметь собственную позицию по ключевым проблемам курса и уметь убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;

             - выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;

Содержание программы

     Тема 1. Понятие  успешности человека в современном мире. Значимость самореализации как высшей потребности человека. Необходимость своей жизненной позиции для достижения успеха. Понятие коммуникативности  и значимость овладения соответствующими компетенциями. (2 ч.).

    Тема 2. Понятия «аргументы» и «факты». Цели аргументации, их оптимальное количества для доказательства своего тезиса. Способы аргументации. Правила приведения фактов (примеров) (2 ч.).

   Тема 3. Понятия «полемика», «дискуссия» и «дебаты». Культура дискуссии и её формы. Особенности дебатов как разновидности дискуссии, основные принципы участия в них (2 часа).

   Тема 4. Правила работы со справочной и дополнительной  литературой и интернетом. Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия. Практические занятия (2 ч.).

  Тема 5. Правила работы с историческим документом. Практическое занятие по формированию умения выделить основную проблему. Памятка по определению позиции автора. Вычленение авторских аргументов и фактов и оценка их (4 ч.)

Тема 6 Типология обществ. Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное); простые и сложные; открытые и закрытые. (2 часа).

 Тема 7. Многовариантность современного общества. Общество как динамическая система; социальное изменение; социальное развитие; прогресс; регресс; реформа; революция; модернизация. Практическое занятие: аргументация своей позиции по теме  «Критерии прогресса» (2 ч.).

Тема 8. Информатизация; компьютерная революция; глобализация; глобальные проблемы; виды глобальных проблем: экологические проблемы, изменение климата, истощение ресурсов, проблема «Север — Юг», терроризм; пацифизм; экопессимизм; ценности потребления; природосохраняющие технологии.  Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу.

Практическое занятие по теме «Будущее планеты Земля»: аргументация своей точки зрения (2 часа)

Тема 9. Современные тенденции развития России. Угрозы безопасности и их преодоление. Практическое занятие: формулирование основных проблем развития России, подборка фактов для их подтверждения. (2 часа)

Тема 10. Социальное развитие нашего региона. Практическое занятие: дебаты по проблемам, связанным с современным развитием Смоленщины. (2 часа)

Тема 11. Свобода и ответственность личности. Практические занятия по определению своей позиции и аргументированию её. Работа над афоризмами и тезисами по социальной психологии (2 ч.).

Тема 12. Молодёжь как социальная группа. Молодёжь с точки зрения социологии; возрастные границы молодёжи; социально-психологические особенности молодёжи; молодёжная культура; особенности современной молодёжи; проблемы молодёжи, государственная молодёжная политика.

Дискуссия по теме «Легко ли быть молодым?». (2 часа)

Тема 13. Что такое массовая культура? Народная культура, фольклор; элитарная культура; массовая культура; доминирующая культура; субкультура и контркультура; китч; диалог культур. (2 часа)

Тема 14. Современная культура. Информационное общество; глобализация; постмодернизм; гламур; флэшмоб. (2 часа) 

Тема 15. Молодёжные субкультуры. Субкультура; молодёжные субкультуры; виды молодёжных субкультур. Презентации. Дискуссия по теме «Молодёжные субкультуры или контркультуры?» (2 часа)          

Тема 16.  Современное образование. Демократизация образования; информатизация образования; гуманитаризация и гуманизация образования; интернационализация образования, Болонский процесс. Дискуссия «Ценности современного образования - традиции или инновации?» ( 2 часа)

    Итоговое занятие. Написание эссе по проблемам общественного развития (2 часа)

Календарно-тематическое планирование кружка «Аргументы и факты»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы обучения

Дата

план

факт

1-2

Вводное занятие. Понятие  успешности человека в современном мире. Понятие коммуникативности и значимость овладения соответствующими компетенциями.

2

Лекция, эвристическая беседа

3-4

Понятия «аргументы» и «факты». Цели аргументации, их оптимальное количества для доказательства своего тезиса. Способы аргументации. Правила приведения фактов (примеров)

2

Лекция, практическая часть: Тренинг по подборке аргументов и фактов к определённому тезису

5-6

Понятия «полемика», «дискуссия» и «дебаты». Культура дискуссии и её формы. Особенности дебатов как разновидности дискуссии, основные принципы участия в них

1

Лекция, эвристическая беседа

    7-8

Правила работы со справочной и дополнительной  литературой и интернетом. Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний;

2

Лекция, эвристическая беседа. Практическое занятие: работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия

9-10

Правила работы с историческим документом..

2

Практическое занятие по формированию умения выделить основную проблему

11-12

Определение позиции автора. Вычленение авторских аргументов и фактов и оценка их

2

Работа с памяткой по определению позиции автора

13-14

Типология обществ. Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное); простые и сложные; открытые и закрытые

2

Лекция, работа в паре с документами

15-16

 Многовариантность современного общества. Общество как динамическая система; социальное изменение; социальное развитие; прогресс; регресс; реформа; революция; модернизация.

2

Практическое занятие: аргументация своей позиции по теме  «Критерии прогресса»

15-16

 

17-18

Информатизация; компьютерная революция; глобализация;

глобальные проблемы.  Пути преодоления угроз и вызовов

 современному обществу.

2

Дискуссия «Будущее планеты Земля»

19-20

Современные тенденции развития России.

 Угрозы безопасности и их преодоление

2

Мини-проект «Если бы я был президентом…»

21-22

Социальное развитие нашего региона

2

Дебаты по проблемам, связанным с современным развитием Смоленщины

23-24

Свобода и ответственность личности

2

Работа над афоризмами и тезисами по социальной психологии, мини-сочинение

25-26

Молодёжь как социальная группа. Молодёжная культура; особенности современной молодёжи; проблемы молодёжи, государственная молодёжная политика.

2

Дискуссия по теме «Легко ли быть молодым?».

27-28

Что такое массовая культура? Народная культура,

фольклор; элитарная культура; массовая культура;

доминирующая культура; субкультура и контркультура;

китч; диалог культур.

2

Презентация, беседа. Работа с электронными источниками информации

29-30

Современная культура. Информационное общество; глобализация; постмодернизм; гламур; флэшмоб

2

Работа с электронными источниками информации

31-32

Молодёжные субкультуры. Субкультура; молодёжные субкультуры; виды молодёжных субкультур.

2

 Презентации. Дискуссия по теме «Молодёжные субкультуры или контркультуры?»

33-34

Современное образование. Демократизация образования; информатизация образования; гуманитаризация и гуманизация образования; интернационализация образования, Болонский процесс.

2

Дискуссия «Ценности современного образования - традиции или инновации?»

35-36

Итоговое занятие. 

2

Написание мини-сочинения  по проблемам общественного развития



Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Права человека в современном мире».

Пояснительная записка.

Программа кружка  разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г.№ 273 «Об образовании в Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), уставом школы, основной образовательной программой основного образования МБОУ «СШ № 16»,локальными нормативными актами МБОУ «СШ № 16», положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16».

Кружок «Права человека в современном мире» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования.  

Актуальность данного курса заключается в определении собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.

Цель: содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Задачи:

- приобретение базовых навыков, обеспечивающих успешные действия подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;

- передачи детям основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве;

-формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

 - формирование навыков правового поведения учащихся

- приобретение навыков  поиска нужной информации по заданной теме в источниках права, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;

- формирование умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

3) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты: 
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения ;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания,
- использование элементов причинно-следственного анализа
- поиске и извлечении нужной информации по заданной теме ;
- объяснении изученных положений на конкретных примерах;

Программа  рассчитана  на 35 учебных часов, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе. При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету

               

                                       Содержание программы 

Введение (1 час)

Что такое права человека. Эволюция прав человека (права свободного, бесправие раба; права человека в сословном обществе; права гражданина, права человека планеты).

РАЗДЕЛ I. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (14 ЧАСОВ)

Тема 1. Основные принципы и стандарты прав человека

Ценности прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы.

Тема 2 Виды прав человека

Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям.

Тема 3. Всеобщая декларация прав человек

История создания. Классификация прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека.

Тема 4. Конвенция о правах ребенка

Декларация прав ребенка История принятия Конвенции. Основные

права ребенка.

Тема 5. Конституция РФ о правах человека.

Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.                          

Тема 6. Права человека: принципы, виды, стандарты

Обобщение и закрепление знаний по разделу.

РАЗДЕЛ II. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (18 ЧАСОВ)

Тема 1. Нарушения прав человека в современном мире

Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экстремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов.

Тема 2. Организация защиты прав человека

Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударственные правозащитные органы.

Тема 3. Основные понятия уголовного права.

  Юридическое определение вины. Виды соучастия. Стадии преступления. Уголовный процесс. Уголовно-процессуальный кодекс. Стадии уголовного процесса. Первые действия потерпевшего или очевидца преступления. Правила заявления о преступлении.

Тема 4.  Права и обязанности потерпевшего и свидетеля

Основные права и обязанности потерпевшего и свидетеля. Правила вызова на допрос. Правила проведения и этапы допроса.

Тема 5. Если вас задержали.

 Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого

Порядок задержания подозреваемого. Подозреваемый, его права и обязанности. Порядок действий задержанного и реализация его прав. Правила приглашения защитника и работы с ним.

Тема 6. Возмещение ущерба от преступления

Участники уголовного процесса. Потерпевший. Гражданский иск в уголовном процессе. Правила возмещения ущерба от преступления.

Тема 7. Судебное разбирательство

Принципы судебного разбирательства. Этапы и правила ведения судебного заседания.

Тема 8. Как не стать жертвой преступления. 

Программы личной и коллективной безопасности.

Тема 9.  Лица, нуждающиеся в специальных правах.

Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев.

Тема 10.  Дискриминация или защита прав человека

Итоговое занятие. Права и ответственность человека (2 часа)

Обобщение и закрепление знаний по курсу.

Календарно-тематическое планирование кружка «Права человека в современном мире»

Тема

Кол-во часов

Формы работы

Дата

 план

 факт

1

Введение

1

Эвристическая беседа

Раздел1. Международное и российское законодательство о правах человека

14

2

Тема 1. Основные принципы и стандарты прав человека

1

 Мини - исследование

3

Тема 2. Виды прав человека

1

 Викторина

4-5

Тема 3. Всеобщая декларация прав человека

2

 Урок-практикум

6-7

Тема 4. Конвенция о правах ребенка

2

 Урок-практикум

8-13

Тема 5. Конституция РФ о правах человека      

6

 Мини-исследование

14-15

Тема 6.  Права человека: принципы, виды, стандарты.  Обобщение и систематизация  по разделу 1

2

 Конкурс знаний

Раздел 2.  Права человека в современном мире. Правонарушения.

21

16-17

Тема 1. Нарушения прав человека в современном мире

2

Этическая беседа, практикум

18

Тема 2. Организация защиты прав человека

1

 Мини-исследование, дискуссия

19-20

Тема 3. Основные понятия уголовного права

2

 Лекция, практикум

21-22

Тема 4 Права и обязанности потерпевшего и свидетеля

2

 Ролевая игра

23-24

Тема5. Если вас задержали. Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого

2

 Ролевая игра

25

Тема 6 Возмещение ущерба от преступления

1

 Лекция,  практикум

26-27

Тема 7. Судебное разбирательство

2

 Лекция, викторина

28-29

Тема 8. Как не стать жертвой преступления

2

 Видеоурок, беседа

30-31

Тема 9. Лица, нуждающиеся в специальных правах

2

 Мини-проект

32-33

Тема 10.  Дискриминация или защита прав человека?

2

 Лекция, дискуссия

34-35

Итоговое занятое. Права и ответственность человека

2

Урок-соревнование

Всего

35



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Трудные вопросы истории» для 10 класса составлена на основе

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года;

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);

- Примерного перечня «Трудные вопросы по истории России», включённого в Историко-культурный стандарт.

Элективный курс ориентирован на работу со следующими источниками:

- П.А. Баранов, С.В. Шевченко. История. Новый полный справочник школьника для подготовки  к ЕГЭ. М. издательство? 2017 г.

- А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. История России. Учебник. М., Проспект, 2013 год.

В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ № 16» на изучение программы  кружка  «Трудные вопросы истории» в 10 А классе отводится 36 часов ( 1 час в неделю)

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты:

-повышение мотивации учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения; формирование активной гражданской позиции, ценностных установок на понимание и осознание необходимости изучения истории своей страны; уважительное отношение к прошлому своего и других народов.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность  –  учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ  межкультурного взаимодействия в школ

Предметные результаты:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического

анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- определять собственную позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

-  соотносить свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

знать/понимать

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории

• историческую обусловленность современных общественных процессов;

• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Содержание кружка «Трудные вопросы истории» . 10 класс.  36 часа.

Вводное занятие. Понятие «трудные вопросы истории»

Тема1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Теории происхождения государства.  Складывание центров государственности на территории расселения восточных славян. Торговые пути. Строительство городов племенных центров. Призвание варягов: легенды и реальность. Дискуссии о значении варяжского элемента в создании Древнерусского государства. 

Тема 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

Предпосылки формирования единого этноса древнерусская народность. Единое общерусское  самосознание восточных славян. Распад древнерусской народности и начало формирования на её основе трёх современных восточнославянских этносов. Внешнеполитические причины этого процесса.

Тема 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

Деятельность Александра Невского до и после монгольского завоевания. «Вызов» Востока и угроза «латинского завоевания» с Запада. Политика русских князей по отношению к Орде: Александр Невский и Даниил Галицкий.  Нравственный выбор: борьба с ордынскими владыками или примирение и сосуществование? Влияние ордынского ига на последующее развитие страны. Дискуссии в исторической науке о последствиях монгольского нашествия и ига. Культ Александра Невского как защитника православной веры.

Тема 4. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.

 Начало образования Российского централизованного государства. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Политика московских князей, направленная на  признание первенства московского княжеского дома как другими русскими князьями, так и Золотой Ордой. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской, его роль в истории России..

Тема 5. Роль Ивана IV Грозного в российской истории. Реформы  Ивана IV Грозного. Венчание на царство: идеологический и политический смысл. Избранная рада: ее состав и реформы в сфере местного управления, организации военной службы, церковного устройства. Земские соборы и проблема сословного представительства. Судебник Ивана IV. Дискуссия в исторической науке о сословно-представительном характере российской государственности.  

 Внешняя политика. Дискуссии о необходимости  для России Ливонской войны (1558 – 1583).

Опричнина: цель, смысл, результат. Ее оценка в современной историографии. Миф о «реакционном боярстве».

Экономический и социально-политический кризис в последние годы царствования Ивана Грозного.

Тема 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты. Смута как общенациональная катастрофа и её аспекты: придворная борьба за власть, феномен самозванства в русской истории, социальные движения, национально-освободительная борьба против интервентов. Итоги Смутного времени и его отдалённые последствия Воцарение династии Романовых.

           Альтернатива политического развития страны при Василии Шуйском.  Условия признания русским царем польского королевича Владислава –возможность изменения политического строя России.

Тема 7. Присоединение Украины к России (причины и последствия). Положение украинского народа в составе Речи Посполитой. Религиозные притеснения. Деятельность Богдана Хмельницкого. Вхождение украинских земель в состав Российского государства. Войны России с Речью Посполитой. Значение вхождения  в состав России в XVII веке для Малой России: гарантия сохранения православной веры и более эффективная, чем польско-литовская, помощь в борьбе с набегами Крымского ханства.

Тема 8. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Юридическое закрепощение крестьянства, его основные этапы. Соборное уложение 1649 г. Вопрос о предпосылках возникновения крепостничества и причинах его длительного существования в исторической науке. Предпосылки формирования абсолютной монархии (самодержавия), его особенности и причины длительного существования

Тема 9. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Предпосылки и необходимость преобразований, сущность реформ Петра I. Влияние европейской мысли на цели и идеологию реформ. Проекты Ф. Салтыкова, А. Курбатова, И. Посошкова и др. Государство как инициатор европеизации. Характер и методы преобразований. Сподвижники Петра Великого. Административная, военная, церковная и социальная реформы. Сопротивление преобразованиям: социальная база, причины и сущность. Расширение культурных связей с западноевропейскими странами. Споры историков о противоречиях и итогах реформ.

Тема 10. Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток. Причины дворцовых переворотов, их сущность и особенности. Феномен «дворцовых переворотов» в истории России XVIII в. Попытка ограничить императорскую власть: события 1730 г. Государство и общество в эпоху дворцовых переворотов. Судьба петровских преобразований.

Тема 11. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия. Влияние идей Просвещения на политику Екатерины П. Политика «просвещенного абсолютизма». «Наказ» Екатерины II и Уложенная комиссия. Обсуждение вопроса о крепостном праве. Государственные реформы и сословная политика Екатерины II. Противоречия и итоги реформ, их влияние на русское общество.

Тема 12. Оценка внутренней политики Александра I и  Николая I.  Особенности российской политической системы. Основные задачи внутренней политики России в первой половине XIX в. Александр I. Правительственный либерализм.

 Реорганизация аппарата центрального управления. Попытки либеральных политических и социальных реформ и причины их неудачи. Кризис либеральной политики, ее причины. Усиление реакционных тенденций в политике правительства.

Николай I. Влияние восстания декабристов на внутриполитический курс. Отказ от преобразований западноевропейского типа и ориентация на самобытные пути развития России. Укрепление самодержавия и усиление централизации управления. Социальная политика правительства. Попытки решения крестьянского вопроса и причины их неудачи. Характерные черты николаевского режима.

Ограниченность реформаторских начинаний. Историки о причинах противоречий внутренней политики первой половины XIX в.

Тема 13. Характер общественного движения первой половины XIX в.

            Зарождение организованного политического движения в империи. Понятие «декабризм», сущность, истоки идеологии декабристского движения. Декабристские организации, их программные проекты. Историческое значение, проблема актуальности нравственного опыта движения декабристов. Дискуссионность вопроса о феномене социального протеста.

Развитие политической и правовой мысли в России в первой половине XIX в. Консервативное течение в общественной мысли. Зарождение либерализма. Западники и славянофилы о путях развития России. Революционно-демократическая идеология.

Итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование кружка «Трудные вопросы истории»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы обучения

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Понятие  успешности человека в современном мире. Значимость самореализации как высшей потребности человека. Необходимость своей жизненной позиции для достижения успеха.

1

Лекция, эвристическая беседа

2

2

Теории происхождения государства.  Складывание центров государственности на территории расселения восточных славян.

1

Лекция

3

Дискуссии о значении варяжского элемента в создании Древнерусского государства. 

1

Дискуссия

Тема 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

2

4

Предпосылки формирования единого этноса древнерусская народность

1

Работа с документами и картой

5

Распад древнерусской народности и начало формирования на её основе трёх современных восточнославянских этносов.

1

Мини-исследование

Тема 3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

3

6

Деятельность Александра Невского до и после монгольского завоевания. «Вызов» Востока и угроза «латинского завоевания» с Запада.  

1

Работа с документами, обсуждение в паре

7

Политика русских князей по отношению к Орде. Нравственный выбор: борьба с ордынскими владыками или примирение и сосуществование? Культ Александра Невского как защитника православной веры.

1

Аргументация своей точки зрения

8

Дискуссии в исторической науке о последствиях монгольского нашествия и ига.

1

Дискуссия.

Тема 4. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.

2

9

Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

1

Просмотр видеосюжета и его обсуждение

10

 Политика московских князей, направленная на  признание первенства московского княжеского дома как другими русскими князьями, так и Золотой Ордой.

1

Работа с документами в группе. Заполнение листа самооценки

Тема 5. Роль Ивана IV Грозного в российской истории

3

11

Реформы  Ивана IV Грозного. Дискуссия в исторической науке о сословно-представительном характере российской государственности.

1

Презентация и её обсуждение

12

Внешняя политика. Дискуссии о необходимости  для России Ливонской войны (1558 – 1583)

1

Работа с документами в паре, обсуждение выводов

13

Опричнина: цель, смысл, результат. Ее оценка в современной историографии. Миф о «реакционном боярстве».

1

Ролевая игра

Тема 6. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты.

3

14-15

Смута как общенациональная катастрофа и её аспекты. Итоги Смутного времени и его отдалённые последствия

2

Лекция и эвристическая беседа

16

Альтернатива политического развития страны при Василии Шуйском. Условия признания русским царем польского королевича Владислава –возможность изменения политического строя России.

1

Поэтапное изучение источников

Тема 7. Присоединение Украины к России (причины и последствия).

2

17

Положение украинского народа в составе Речи Посполитой. Деятельность Богдана Хмельницкого.

1

Просмотр видеолекции и видеосюжета и его обсуждение

18

Вхождение украинских земель в состав Российского государства. Значение вхождения  в состав России в XVII веке для Малой России.

1

Работа с картой и документами

Тема 8. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы

2

19

Вопрос о предпосылках возникновения крепостничества и причинах его длительного существования в исторической науке

1

Лекция, обсуждение основных вопросов

20

Предпосылки формирования абсолютной монархии (самодержавия), его особенности и причины длительного существования.

1

Мини-исследование

Тема 9. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований

3

21

Предпосылки и необходимость преобразований, сущность реформ Петра I.

1

Мини-проекты

22

Государство как инициатор европеизации. Характер и методы преобразований.

1

Работа с текстами

23

Споры историков о противоречиях и итогах реформ

1

Дискуссия

Тема 10. Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

2

24

Причины дворцовых переворотов, их сущность и особенности. Феномен «дворцовых переворотов» в истории России XVIII в.

1

Презентация и её обсуждение

25

Попытка ограничить императорскую власть: события 1730 г.

1

Презентация, формулирование проблем и аргументация своей точки зрения

Тема 11. Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

2

26

Влияние идей Просвещения на политику Екатерины П. Политика «просвещенного абсолютизма».

1

Работа в группе. Формулирование выводов. Заполнение листа самооценки

27

Государственные реформы и сословная политика Екатерины II. Противоречия и итоги реформ, их влияние на русское общество.

1

Лекция и мини-исследование

Тема 12. Оценка внутренней политики Александра I и  Николая I.  

2

28

 Основные задачи внутренней политики России в первой половине XIX в. Александр I. Правительственный либерализм.

1

Просмотр видеосюжета и его обсуждение

29

Николай I. Отказ от преобразований западноевропейского типа и ориентация на самобытные пути развития России. Историки о причинах противоречий внутренней политики первой половины XIX в.

1

Работа в парах с документами

Тема 13. Характер общественного движения первой половины XIX в.

3

30

Зарождение организованного политического движения в империи. Понятие «декабризм», сущность, истоки идеологии декабристского движения. Декабристские организации, их программные проекты.

1

Мини-исследование

31

Историческое значение, проблема актуальности нравственного опыта движения декабристов. Дискуссионность вопроса о феномене социального протеста.

1

Дискуссия

32

Развитие политической и правовой мысли в России в первой половине XIX в.

1

Лекция

33-34

Итоговое занятие

2

«Своя игра» по теме «Трудные вопросы истории

35-36

Защита проектов

2

Итого

36



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по обществознанию «Человек в обществе. Гражданин в государстве» для 11-х классов составлена в соответствии с 

- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СШ №16»,

           - Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16»

   В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ № 16»  на занятия кружка «Человек в обществе. Гражданин в государстве» в 11 классах отводится  33 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Актуальность программы

Курс «Человек в обществе. Гражданин в государстве» пересекаясь в определенных отношениях с уже существующими аналогичными курсами, представляет собой качественно новое явление. Он аккумулирует современные представления об обществе, природе и личности; включает в свой состав темы проблемного содержания, не встречающиеся в других аналогичных программах, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития, стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Изучение тем проблемного содержания является условием развития у учащихся креативного мышления и умения аргументированно рассуждать. Данные темы могут стать основой проектной деятельности.

Курс сочетает теоретическое знание с практическим, позволяет учителю вести диалог с учащимися, открывает путь их размышлениям о ценности жизни, о себе и своем месте в обществе.

К особенностям курса следует отнести:

  • ориентированность на развитие мышления; темы раскрываются не с позиций одного подхода, а с учетом различных точек зрения, что способствует свободному, осознанному самоопределению учащихся;
  • направленность на формирование у учащихся ценностей демократического правового государства, чувства гражданственности, патриотизма, уважение к правам человека;
  • ориентированность на практическую применимость знаний: темы и вопросы программы выбраны с учетом жизненных реалий учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать верные решения;
  • системность курса, в котором достигается сочетание философских, культурологических, социологических, социально-психологических, экономических, политологических, юридических подходов.
  • способствует преодолению разрозненности, бессистемности гуманитарных знаний школьников, устанавливает межпредметные связи с другими дисциплинами.

Цели программы

Основной целью данной программы является  стимулирование активности учащихся в познании общества. В результате старшеклассники получают возможность узнать о себе, своем месте и роли в общественной жизни; выработать жизненные цели и ценностное мировосприятие; учить решать жизненные проблемы и принимать грамотные решения.

Задачи программы:

 - духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников;

- дальнейшая социализация личности;

- формирование идеалов демократии, прав человека, правового государства;

-  привитие ценностей экологической культуры;

-  содействие развитию самоактуализирующейся, культурно развитой личности, обладающей системными знаниями об обществе и окружающем мире, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.

Результаты освоения материала кружка

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении программы  кружка «Человек в обществе. Гражданин в государстве» , являются:

   - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

   - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии  процветании своей страны:

  - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержание гражданского мира и согласия на отношения к человеку ,его правом  и свободам как высшей ценности на стремление к укреплению исторически сложившегося  государственным единства на признание равноправия народов ,единства разнообразных культур на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций на осознание своей  ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущем поколениями.  

  Метапредметные  результаты изучения обществознания проявляются в:      

  - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

  - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности  и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  - овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  - умении выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:

   1) использование элементов причинно–следственного анализа;

   2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

   3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

   4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

   5) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

   6) оценку своих учебных достижений, поведения черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

   7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точке зрения.

 

Содержание курса «Человек в обществе. Гражданин в государстве»

11 классы. 36 часа.

Раздел №1. Человек в обществе. 20 час.

Природа человека. Человек как продукт биологической социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».  Общество и культура.

Структура общества. Общество как  сложная динамическая  система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Прогресс и регресс. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

 Современный мир и его противоречия. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.  Процессы  глобализации. Антиглобализм.

 Личность, факторы, влияющие на её формирование. Индивид и индивидуальность. Структура личности. Социальное поведение. Структура направленности личности. Жизненные цели. Социальная установка.

Коммуникация или общение. Средства общения. Особенности общения в современном мире. Две стороны взаимодействия - стратегия взаимодействия в процессе общения. Стереотипы и «эффекты восприятия».

Человек в системе социальных связей. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация и неравенство. Социальная мобильность.

Этнос и нация. Нации и национальное самосознание. Межэтнические отношения и национальная политика. Национальная политика.

         Социальные институты. Институт семьи и брака. Исторические формы семьи. Быт и бытовые отношения.    

Демография современной России. Молодежь в современном обществе. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодёжи.

Социальная структура российского общества.  Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Проблемы становления среднего класса. Политика государства  в области социальных отношений.

Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей. Социальные статусы и роли. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся  поведение  и  социальный   контроль. Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.

Отношения собственности. Многообразие форм собственности. Распеделительные отношения.

Экономические системы: традиционная, командная, рыночная. Рыночные отношения в современной экономике. Виды рынков. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Человек в системе экономических отношений. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Раздел №2.  Гражданин в государстве. 13 часов.

Политическая система. Структура и сущность политической системы.  Политический режим. Политическое управление. Государство в политической системе

Признаки правового государства. Гражданское общество и правовое государство.

Международные документы о правах человека. и судебной защите прав. Местное самоуправление.

Демократия, её принципы и политические механизмы. Политическая идеология. Политический плюрализм. Парламентаризм. Политические партии и движения. Политическая жизнь современной России. Место и роль СМИ в политической жизни

Лидеры и элита в политике. Выборы в демократическом обществе

Конституционное право РФ. Административное право. Понятия и нормы гражданского права. Уголовное право. Трудовое право.

Политический статус личности. Многообразие политических ролей. Сущность роли избирателя. Критерии оценки предвыборных программ. Политическая культура. Демократический тип политической культуры.

Духовная культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Народная, элитарная ,массовая культура. Место искусства в духовной культуре. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.

Наука  и образование. Понятие науки. Функции современной науки  и образования. Этика науки.

Роль религии в жизни общества. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.

Формы организации и виды деятельности.

  • лекции с последующим устным и письменным закреплением на занятии;
  • лекции с последующим обсуждением;
  • работа с источниками;
  • беседы;
  • дискуссии;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • ролевые игры;
  • деловые игры;
  • творческие работы
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • мини-сочинение

№ темы

Название раздела

Характеристика основных видов деятельности

Раздел №1

Человек в обществе.

Характеризовать сферы жизни общества.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь сфер общ. жизни.

Находить и извлекать социальную информацию об обществе из различных источников.

Определять биологические, психические, социальные и культурные качества  человека. Знать проблемы развития в человеке его биологических, психических и других качеств.

 Понимать особенности социально-гуманитарного познания;

- анализировать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

анализировать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- разделять процессы на этапы, звенья, периоды;

- устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым;

-сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по различным критериям и основаниям;

- различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;

- решать задачи на основе заданных алгоритмов;

- рефлектировать основания мышления, поведения, общения;

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически оценивать полученные результаты;

Раздел №2.

Гражданин в государстве

Объяснять значение понятий по теме.

Понимать и знать основные этапы и факторы развития культуры, место и роль человека в системе духовных отношений; оценивать действия субъектов духовной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по проблемам развития культуры, науки и образования;

- характеризовать основные культурные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о духовных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Тематическое планирование кружка «Человек в обществе. Гражданин в государстве» для 11-х классов

п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Виды и формы занятий

Дата

план

факт

Раздел №1. Человек в обществе.

20

1

Природа и человек.

1

Лекция. Работа с источниками.

2

Что такое культура.

1

Лекция с последующим обсуждением

3

Лики культуры.

1

Просмотр видеосюжетов Дискуссия

4

Как человек становится личностью

1

Лекция с последующим обсуждением

5

Концепция личности

1

Лекция с последующим обсуждением,         работа в парах

6

Положение человека в обществе

1

Анализ альтернативных ситуаций

7

Институт семьи и брака

1

Ролевая игра

8

Образование как фактор социализации

1

Работа с документами. Анализ альтернативных ситуаций

9

Что такое общество. Типология обществ

1

Лекция с последующим обсуждением

10

Социальная стратификация

1

Лекция. Работа с источниками.

11

Социальные конфликты

1

Анализ альтернативных ситуаций

12

Гражданское общество.

1

Лекция с последующим письменным закреплением на занятии

13

Природные основы жизни общества

1

Беседа

14

Экономика и общество

1

Лекция с последующим письменным закреплением на занятии

15

Законы рынка

1

Дискуссия

16

Рынок труда

1

Работа с документами

17

Деньги в экономике

1

Работа с источниками

18

Национальная экономика.

1

Просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением

19

Мировая система и мировая экономика

1

Лекция с последующим обсуждением

20

Глобальные проблемы человечества

1

Выполнение работ по заданному алгоритму

Раздел №2.  Гражданин в государстве..

12 часов

21

Что такое политика

1

Дискуссия

22

Политическая система

1

Лекция. Работа с источниками

23

Государство

1

Творческая работа

24

Политические  режимы

1

Просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением

25

Формы правления

1

Деловая игра

26

Государственное устройство

1

Работа с источниками

27

Политическая элита

1

Дискуссия

28

Правовое государство

1

Работа с источниками

29

Политическая культура общества

1

Анализ альтернативных ситуаций

30

Религия в жизни общества

1

Дискуссия

31

Искусство

1

Творческая работа

32

Этика

1

Ролевая игра

33

Философия

1

Лекция с последующим письменным закреплением на занятии

34

Наука

1

Работа с источниками

35

Итоговое занятие по курсу «Человек в обществе. Гражданин в государстве».       Защита проектов

2

Защита проектов

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие обучающихся во внеурочной деятельности.

Результаты участников Всероссийских олимпиад  учащихся МБОУ Верховской ОШ; Олимпиады ФГОС тест. 2017 Всероссийский конкурс "Россия. Знаменитые поэты и писатели". 2017г. Сертификаты...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности

Результаты участия обучающихся во внеурочной деятельности...

2.3. Участие обучающихся во внеурочной деятельности. Приложение 6.

Рабочая программа факультативного курса История нашего края 8кл.Рабочая программа факультативного курса История нашего края 9кл....

Форма 6 2.3 Участие обучающихся во внеурочной деятельности

Проводится работапо организации внеурочной деятельности учащихся Разработана программа факультативного курса...

Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога

Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...

2.3. Участие обучающихся во внеурочной деятельности (приложение 6)

Участие обучающихся во внеурочной деятельности...

2.3. Участие обучающихся во внеурочной деятельности Форма 6

2.3. Участие обучающихся во внеурочной деятельности Форма 6...