Рабочая программа по обществознанию 8 класс ФГОС(ООО)
рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию «Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию.6 -11 классы». Л.Н. Боголюбова, образовательной программы МБОУ – СОШ с. Новосельское. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания , которые определены стандартом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Обществознание: класс» /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. - М .:Просвещение, 2011.
Обществознание входит в цикл гуманитарных наук.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию, развитию познавательных способностей учащихся.
Цели:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
- формирование знаний и представлений о нормах российского законодательства;
- формирование знаний, достаточных для защиты нрав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативных способности; способности к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское в 2017-2018 уч.г. на изучение обществознания в 8 классе предусмотрено 35 ч. – в год, 1 ч. – в неделю.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций.
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Практические работы |
1. | Личность и общество. | 5 | 1 |
2. | Сфера духовной культуры. | 8 | 1 |
3. | Экономика. | 14 | 1 |
4. | Социальная сфера. | 7 | 1 |
5. | Повторение. | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела и темы урока | Дата план | Дата факт | Элементы содержания | ИКТ |
1. | Введение. | ||||
Тема I. Личность и общество. | |||||
2. | Быть личностью. Входной контроль. | Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Мировоззрение. Три фазы становления жизни. | |||
3. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Общество. Основные сферы жизни общества. Ступень развития общества | |||
4. | Развитие общества.* | Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Глобальные проблемы человечества. | 1 | ||
5. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Личность и общество». | Знание терминов, понятий, формулировка выводов. | |||
Тема II. Сфера духовной культуры. | |||||
6. | Сфера духовной жизни. | Духовная сфера жизни. Культура личности и общества. Развитие культуры. | |||
7. | Мораль. | Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. | |||
8. | Долг и совесть. | Долг. Виды долга. Совесть. | |||
9. | Моральный выбор – это ответственность | Моральный выбор. Свобода. Моральные знания. Критический анализ собственных помыслов. | |||
10. | Образование. | Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность . | |||
11. | Наука в современном обществе.* | Наука. Особая система знаний. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. | 1 | ||
12. | Религия как одна из форм культуры. | Особенности религиозной веры. Роль религии. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедования. | |||
13. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры». | Знание терминов, понятий, формулировка выводов. | |||
Тема III. Экономика. | |||||
14. | Экономика и её роль в жизни общества.* | Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость. Экономический выбор и альтернативная стоимость. | 1 | ||
15. | Главные вопросы экономики. | Регулирование производства. Как производить. | |||
16. | Типы экономических систем.* | Как производить. Рыночная и командная экономика. | 1 | ||
17. | Собственность | Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности. | |||
18. | Рыночная экономика. | Рынок и условия его функционирования. Конкуренция. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука рынка». |
19. | Производство – основа экономики. | Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. | |||
20. | Предпринимательская деятельность.* | Предпринимательство. Ее роль в экономике. Фирма. Ее формы. Малое предпринимательство | 1 | ||
21. | Роль государства в экономике. | Зачем экономике государство. Налоги. Виды налогов. Государственный бюджет. | |||
22. | Распределение доходов. | Доходы и прожиточный минимум. Неравенство и перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | |||
23. | Потребление. | Потребление. Виды потребления. Страхование. Страховые услуги. Экономические основы потребления. | |||
24. | Инфляция и семейная экономика. | Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги. Потребительский кредит. | |||
25. | Безработица, её причины и последствия. | Безработица , Ее причины. Экономические и социальные последствия безработицы. Занятость. | |||
26. | Мировое хозяйство и международная торговля.* | Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. | 1 | ||
27. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Экономика» | Знание терминов, понятий, формулировка выводов. | |||
Тема IV. Социальная сфера. | |||||
28. | Социальная структура общества.* | Социальная структура. Социальная мобильность. | 1 | ||
29. | Многообразие социальных групп. | Социальные группы и их виды. Социальные конфликты. | |||
30. | Социальные статусы и роли.* | Социальная позиция. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола. | 1 | ||
31. | Нации и межнациональные отношения. | Отношения между нациями. Отношения к истории и традициям народа. | |||
32. | Отклоняющееся поведение | Алкоголизм и наркомания. | 1 | ||
33. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» | Знание терминов, понятий, формулировка выводов. | |||
34. | Повторение по курсу «Обществознание» | 1 | |||
35. | Итоговый контрольно-обобщающий урок * | Повторение пройденного. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. (1 час)
Тема I. Личность и общество. (4 часа)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Тема II. Сфера духовной культуры. (8 часов)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.
Тема III. Экономика. (14 часов)
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.
Тема IV. Социальная сфера. (7 часов)
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействия с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебного текста и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
- Обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, учебник 8 кл., Просвещение, М., 2011г;
- Поурочные планы к учебнику «Обществознание» под. Редакцией Л.Н. Боголюбова. (8 кл)
- Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание» 8 кл.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ.
- Алексеев С.С. Теория государства и права.М.1996.
- Большая советская энциклопедия.5-е изд.Т.36.
- Большая юридическаяэнциклопедия.М.:Эксмо,2005
- Гражданский кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства РФ.1996.
- Закон «Об образовании РФ»;
- Закон «Об образовании РК»;
- Образовательный стандарт по предмету;
- Примерная программа курса;
- Учебный план школы и образовательная программа по ступеням;
- Учебный план школы и образовательная программа по предмету;
Федеральный перечень учебников на 2014-2015 ч. год
Использование возможностей Интернета на уроках обществознания.
- Сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/
- http://interneturok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС
Программа по обществознанию,разработанная к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...