"Символы Российского государства"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korneeva_a.a._otkrytyy_urok_gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx | 486.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России»
УМК по обществознанию для 5 класса под ред. Боголюбова Л.Н.
Цель: знакомство с государственными символами РФ
Задачи:
- Формировать представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес к истории государства.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, уважительного отношения к государственным символам;
- Развивать и совершенствовать: умения работы с текстом учебника; умения участвовать в аналитической беседе; умения выделять в учебном материале главное.
Тип: урок изучения нового материала.
Форма обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
План урока:
- Герб РФ
- Флаг РФ
- Гимн РФ
Учитель приветствует класс.
На экран выводятся слайды. Задание: о какой стране идет речь?
Дети дают ответы (Франция, Великобритания, Россия, Россия)
Вопрос: что помогла вам догадаться?
Ответы детей.
Задание: сформулируйте определение «символ»
Вопрос: на двух последних слайдах речь шла о России. В чем разница между этими символами страны?
Ответы: неофициальные и государственные символы.
В тетрадях фиксируем тему урока «Государственные символы России»
Вопрос: какие государственные символы России вам известны
Ответы: герб, флаг, гимн, президент, кремль, конституция.
Один из государственных символов сейчас находится у вас на столах. Это Конституция РФ.
Дети читают вслух часть 1 статьи 70 Конституции РФ:
Статья 70
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Вопрос: какое значение для государства имеют государственные символы?
Ответы: независимость, особые традиции и т.п.
Символы связаны с понятием «суверенитет».
На слайде определение. Записываем в тетрадь.
Суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешней политике.
Работа по плану урока.
- Герб РФ.
На экране слайд с гербом РФ.
В тетради записываем определение. Учитель может продиктовать или дать задание классу найти определение в словаре или тексте учебника.
Герб – изображение щита со знаками, присвоенными государству, городу, знатной семье.
Описание и порядок использования государственных символов РФ устанавливается Федеральным Конституционным законом.
Дети вслух читают фрагмент ФКЗ из учебника на с.99. Учитель показывает составляющие герба.
Вопрос: всегда ли наш герб был таким?
Ответы детей.
Предлагается просмотр обучающего мультфильма. Пластилиновая история о Гербе России «Сказка о двуглавом орле». Продолжительность 5 минут.
https://www.youtube.com/watch?v=5zVJhicw8DU
Задание: подготовить вопросы одноклассникам по содержанию видеоролика. Полезно будет делать заметки в тетрадях.
- Флаг РФ.
На столах конверты с материалами для изготовления флага РФ. Задание: в парах составьте из полос бумаги флаг РФ. Кто первый – поднимите флаги!
Обратимся к ФКЗ №1 для проверки правильности выполнения вами задания.
Статья 1
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Вопрос.
Теперь посмотрим, что означают цвета флага и какова история российского флага
Когда появился трехцветный флаг?
Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)
Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?
Где и когда было водружено Знамя Победы?
Где мы обычно можем видеть флаг?
Задание: прочитать учебник с. 103 и найти ответы на вопросы.
Ответы детей.
Предложить игру (физкульт минутка): все встают. Когда учитель говорит «белый» - руки вверх, «синий» - руки вперед, «красный» - руки вниз.
Ребята, вы молодцы!
- Гимн.
Прослушивание гимна РФ.
Вопрос: что вы испытываете, когда слышите гимн? Какие ассоциации, чувства в вас пробуждаются?
Вопрос: В каких случаях принято исполнять гимн? (государственные церемонии, новогодняя ночь спортивные соревнования)
На Олимпиаде 2018 г. в Республике Корея для победителей не звучал гимн нашей страны. Как вы считаете, какие чувства испытали спортсмены?
Обратить внимание на то что, гимн слушают стоя, молча или подпевая в знак уважения к стране.
Закрепление материала.
На столах лежат зеленые листы для первого варианта и желтые для второго.
Фамилия, имя ______________________________ вариант 1
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберете из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В законе о Государственном ____________________(А) нашей страны написано: «Государственный _________________(Б) Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический (от «геральдика» - наука о ___________(В) щит с золотым _______________(Г) орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - _____________(Д) (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой – держава (т.н. царское яблоко – одна из регалий – золотой шар с крестом наверху). На груди орла, в красном щите, - серебряный __________(Е) в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем ___________(Ж).
- Скипетр
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
- Всадник
- Герб
- Двуглавый
- Дракон
В данной справа таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Номера могут повторяться.
Фамилия, имя ______________________________ вариант 2
Заверши схему, заполнив пропуски
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Мне было интересно наблюдать над тем как вы работали, спорили, отстаивали свою точку зрения. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.
Однако, независимо от итогов споров, мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.
Давайте с вами сейчас составим
Синквейн на тему "Государственные символы России".
Существительное
Прилагательное Прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Предложение по теме из четырёх слов
Существительное-синоним темы.
Игра «Да или нет» или «Проверь себя!»
На верное утверждение - хлопнуть
- Геральдика – это наука и символах.
- Герб РФ – это золотой двуглавый орел.
- Впервые бело-сине-красный флаг появился при Петре I.
- Красный цвет флага символизирует чистоту.
- К Государственному флагу России приравнено Знамя Победы.
- Гимн РФ начинается словами «Союз нерушимый республик свободных…»
- В истории России был только один герб и флаг.
- Автором слов гимна России является Сергей Михалков.
Отлично справились. Молодцы!
Домашнее задание:
1 ряд. Найти в гимне непонятные слова и объяснить их значение с помощью различных словарей.
2 ряд. Найти и рассказать историю создания российского гимна.
3 ряд. Рассказать о символах Курского края.
Обратить внимание на необходимость указание источников информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Символы российского государства"
Такое мероприятие можно провести для учащихся 5, 6 классов...
Символы Российского государства
Символы Российского государства...
Презентация к уроку Символы Российского государства
Презентация к уроку Символы Российского государства...
Символы Российского государства
Презентация к уроку обществознания. История символов государства....
Урок с использованием проектных технологий. Тема "Символы Российского государства"
Урок расширения знаний о символах государства, их значении и использовании в обычной жизни с использованием проектных технологий при подготовке обучающихся учебного материала и закре...
Классный час "Символы Российского государства"
Классный час, посвящённый истории возникновения основных символов России: герб, гимн, флаг....
Сценарий классного часа на тему «Символы Российского государства».
Основная цель этого классного часа – это изучение государственной символики Российского государства.Цели классного часа1. Воспитание уважения к историческому прошлому России, ее символике как отражени...