Урок Право на выбор
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Урок общестовзннаия в 11 классе- раздаточный материал, конспект и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravo_na_vybor.rar | 554.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Выборы. Демократия. Проблема лидерства»
Жанр: урок (2 ч.)
Автор: Зотова А.В., МОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»
Дата разработки: декабрь 2010 г.
Класс: 9 или 10 класс
Ожидаемые результаты:
Знания:
- характеризовать политические права
- определить взаимосвязь между демократией и выборами, лидерские качества политика
- объяснять необходимость проведения выборов как проявление демократии
Умения и навыки:
- работать в группе
- участвовать в дискуссии
- высказывать и аргументировать свою точку зрения
- анализировать источники и проблемные ситуации
Отношения, ценности, внутренние установки:
- осознать необходимость участия в выборах любого уровня.
Методические рекомендации по проведению урока.
Цели урока:
Продолжить формирование правовой культуры учащихся.
Привить уважение к правам человека и гражданина, к демократическим ценностям.
Осознать необходимость формирования в каждом члене общества демократических ценностей, развития лидерских качеств личности в процессе её социализации.
Краткое описание идеи
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.
Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как еще в школе привить им правовую, избирательную культуру?
Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они — необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, право, с другой — обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для нашей страны является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодежи.
Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Чтобы объяснить суть избирательной системы своим ученикам и подвигнуть их на участие в этом процессе, необходимы специальные занятия, на которых ребята смогут активно обсуждать проблемы, связанные с выборами.
Основная идея урока познакомить учащихся с понятием выборы, усвоить значение роли избирателя в жизни общества, государства в целом.
Урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов обучения.
Основные понятия:
Выборы – это процесс, в ходе которого происходит избрание либо переизбрание кандидатов на какой-либо пост, например, выборы на пост главы государства, на пост губернатора. Выборы происходят посредством голосования граждан в специальных пунктах. К выборам допускаются граждане, достигшие совершеннолетия.
Политические права - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами; дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание Политическими правами и свободами обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства .
Демократия - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства(представительная демократия). В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).
Лидер политический - 1) лидерство — постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу; 2) лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; 3) политическое лидерство — это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности; при этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего блага»; 4) это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Вопросы:
Что такое выборы?
Что такое политические права?
Определить взаимосвязь между выборами и демократией.
Кто имеет право избирать и быть избранным на пост губернатора или президента РФ?
При каких условиях можно лишить человека права избирать и быть избранным?
Надо ли участвовать в выборах?
Материалы ( ресурсы):
1.Конституция РФ
2. Презентация к уроку
3.Чичерин Б.С. «О народном представительстве»
4.К.П.Победоносцев «Великая ложь нашего времени»
5.Фирдоуси «Шах-Наме»
6. Сунь Ятсен “Конституция пяти властей”
Мотивация.
Притча о выборе. Каждый находит то, что умеет искать
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:
- Что за люди живут в этом городе?
- А кто живет там, откуда ты пришел? – спрашивает мудрец.
- Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные.
- Здесь то же самое, – ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.
- А кто живет там, откуда ты пришел?, – спросил мудрец.
- Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.
- Здесь ты найдешь таких же, – сказал мудрец.
- Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.
- Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.
??? О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Эпиграфом урока я выбрала слова неизвестного автора.
Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих.
Так ли это? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
Политическая система определяет отношения человека и власти. На одной стороне этой системы - мы с вами, а на другой – люди управляющие страной.
Даже человек, далекий от политики, оказывается под воздействием политических решений и может принять участие в политической жизни.
И если мы жалуемся на плохое управление страной или микрорайоном, то можно спросить себя: все ли я сделал для того, чтобы положение улучшилось?
1. Информационный блок.
??? Назовите политические права граждан РФ (ответы учащихся)
Статья 32
Конституция РФ
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
???Что означает избирать и быть избранным? (ответы учащихся)
??? Что такое выборы? (ответы учащихся)
???Установите взаимосвязь между выборами и демократией. (ответы учащихся)
2.Аналитический блок (интерактивная часть урока).
Работа с таблицей
???Кто из данных представителей обладает политическими правами? Почему?
Молодой человек ,23 года |
Мужчина,65 лет |
Женщина, 40 лет |
Мужчина, 36 лет |
Девушка,18 лет |
???Изменилось ли ваше мнение по вопросу участия в выборах данных лиц?
Молодой человек ,23 года | Военнослужащий |
Мужчина,65 лет | Гастарбайтер |
Женщина, 40 лет | Врач |
Мужчина, 36 лет | Предприниматель |
Девушка,18 лет | Студентка |
??? Выскажите предположения по вновь открывшимся сведениям
Молодой человек ,23 года | Военнослужащий | Беспартийный |
Мужчина,65 лет | Гастарбайтер | Бывший |
Женщина, 40 лет | Врач | Обвиняется в преступлении |
Мужчина, 36 лет | Предприниматель | Член партии СПС |
Девушка,18 лет | Студентка | Член партии «Единая Россия» |
???Кто обладает правом избираться в президенты или губернаторы РФ?
Молодой человек ,23 года | Военнослужащий | Беспартийный | Гражданин РФ |
Мужчина,65 лет | Гастарбайтер | Бывший | Проживает на территории РФ более 10 лет |
Женщина, 40 лет | Врач | Обвиняется в преступлении | Проживает на территории РФ менее 10 лет |
Мужчина, 36 лет | Предприниматель | Член партии СПС | Гражданин РФ |
Девушка,18 лет | Студентка | Член партии «Единая Россия» | Гражданин РФ |
???Какой человек достоин, быть президентом или губернатором?
Какие черты характера должны быть свойственны политическому лидеру? (ответы учащихся)
А теперь посмотрим на данные, которые получили социологи при опросе респондентов «Какими чертами характера должен обладать политический лидер»
Качества политического лидера
А теперь давайте узнаем обладаете ли вы лидерскими качествами? На столе лежит раздаточный материал к уроку, приложение №1- анкета. Если вы согласны с утверждением, то 1 балл, если не согласны – 0 баллов. - 4-5 минут
Если вы набрали ...
1-3 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто еще не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером, определяющим свою судьбу.
4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы в еще большей степени контролировать события, происходящие с вами.
7-10 балов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.
???Согласны ли вы сданным суждением неизвестного автора? Кого из политических лидеров можно назвать хорошим политиком, а кого великим? Приведите конкретные примеры.
«Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих»
( ответы учащихся)
3.Аналитический блок (интерактивная часть урока).
Данные 2004 года.
6% россиян лично принимают участие в политической деятельности.
94% - не принимают участие вообще.
Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь 1% населения РФ.
3% - от случая к случаю.
5% - не занимаются такой деятельностью вообще.
58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются.
16% будут принимать участие в подписании писем и петиций.
11% собираются обратиться в СМИ с проблемами.
Задание группам:
Попытайтесь сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 и 3 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 и 4 группы). -3-4 минуты
( ответы учащихся)
Необходимо участвовать в выборах потому, что:
Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;
Это показатель политической и правовой культуры гражданина;
Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;
Выборы закладывают фундамент будущего страны;
Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.
Причины политической пассивности:
Отстраненность части граждан от политики;
Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;
Низкий уровень политической культуры;
Незнание программ партий и трудности с выбором;
Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.
Анализ источников по группам -7-10 минут
Группа №1-Чичерин Б.С. «О народном представительстве»
Группа №2 – К.П.Победоносцев «Великая ложь нашего времени»
Группа №3 –Фирдоуси «Шах-Наме»
Группа№4- Сунь Ятсен “Конституция пяти властей”
( ответы учащихся)
Древнекитайский мыслитель Конфуций утверждал, что для управления государством нужны хлеб, вооружение и доверие народа к правителю. От всего можно отказаться. Кроме …
Продолжите мысль Конфуция ( ответы учащихся)
Кроме хлеба и доверия. Доверие народа к руководителю обеспечивается, во-первых, незаурядностью личностных качеств, во-вторых - профессионализм, компетентность и деловитость. Политического лидера отличает не честолюбие, желание или умение выделится и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и интеллектуальной личности вести за собой людей.
Научимся ли мы распознавать своих подлинных лидеров, их истинные помыслы? Ведь издавна говорят в народе: «Если хочешь проверить человека, дай ему власть».
С другой стороны в Священном Писании сказано: « Не обманывайтесь,…Что посеет человек, то и пожнет».
Наш урок хочу закончить небольшой притчей:
«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.
Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»
И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.
Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.
Рефлексия.Тест на определение способности быть Президентом
Д/З - Давайте по рассуждаем!
«Какое правительство самое лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой» (Гете И.)
«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен» (Бокль Г.)
«Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» (Ж. де Местр)
«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести» (Конфуций)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Избирательное право и выборы в Российской Федерации
Методическая разработка содержит интерактивную презентацию и методические рекомендации по изучению предложенной темы урока. На презентации показаны схемы, рисунки, фото на слайдах, наглядн...
интеллектуальная игра по избирательному праву "Твой выбор"
конкурсно-игровая программа по избирательному праву для обучающихся 10 классов, изучающих элективный курс Избирательное право и избирательный процесс...
Беседа. "Право на образование. Право на выбор профессии".
Материал подготовлен для работы с детьми в рамках декады "Права ребёнка". В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т...
Конспект парламентского урока на тему: "Выборы - это право или обязанность?"
Конспект парламентского урока на тему: "Выборы - это право или обязанность?" ...
Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Твой выбор нужен нашей стране"
Внеклассное мероприятие на тему «Твой выбор нужен нашей стране» разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша задача, учителей ОО, адаптировать данную категорию детей ...
Право. Демократичность выборов
Иэбирательное право, обеспечение законности и демократичности выборов...
План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»
План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»...