Урок обществознания в 9 классе на тему: "Права и свободы человека и гражданина"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Иргит Кара-Хаак Алексеевна

Цели:

1. Образовательные:

  • Закрепить знание основных прав гражданина России.
  • Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.
  • Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".

2. Развивающие:

  • Развивать самостоятельность обучающихся  и  умение составления краткосрочных проектов.
  • Развивать  навыки  работы с законодательными актами, нормативными документами.
  • Учить умению доказательно излагать свои мысли.

3. Воспитательные:

  • Продолжать формировать основы правовой культуры.
  • Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_prava_i_svobody.docx122.19 КБ
Файл prava_cheloveka_i_grazhdanina_9_klass.pptx758.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа

 Овюрского кожууна»

Поурочная разработка открытого урока

по обществознанию в 9 классе

по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Учитель-предметник:

Иргит Кара-Хаак Алексеевна

2017г.

Разработка урока обществознания в 9 классе

по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Цели:

1. Образовательные:

  • Закрепить знание основных прав гражданина России.
  • Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.
  • Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".

2. Развивающие:

  • Развивать самостоятельность обучающихся  и  умение составления краткосрочных проектов.
  • Развивать  навыки  работы с законодательными актами, нормативными документами.
  • Учить умению доказательно излагать свои мысли.

3. Воспитательные:

  • Продолжать формировать основы правовой культуры.
  • Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы

3.1. Права и свободы человека и гражданина РФ

3.2. Юридические гарантии и системы защиты прав человека.

3.3. Права ребенка

4. Закрепление изученной темы

5. подведение итогов урок (выставление оценок)

Ход урока:

Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

А теперь посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина». Исходя из темы урока назовите мне цели нашего урока?

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Давайте отметим кого нет в классе.

2. Проверка домашнего задания.

Мини-тест:

1. Укажите номер статьи «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

А) статья 3                        В) статья 10

Б) статья 7                        Г) статья 15

2. Установите соответствие

1. статья 7

2. статья 15

3. статья 17

4. статья 23

А) Каждый человек имеет право на труд …

Б) Все люди равны перед законом …

В) Каждый человек имеет право на гражданство.

Г) Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Ответы: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а

3. Напишите статью 26.

Ответ: Каждый человек имеет право на образование

  1. Что такое Право?

А. Мера свободы, справедливости и ответственности.

Б. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, использование которых обеспечивается силой государственного принуждения.

В. Действия, соответствующие требованиям закона

Г. способность иметь права и обязанности

Ответ: А, Б

  1. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?

А. 10 декабря 1948г.

Б. 10 января 1949г.

В. в 1997г.

Г. в 1989г.

3. Изучение новой темы

3.1. Права и свободы человека и гражданина РФ.

Единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплён в статьях Конституции: гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54; политические права и свободы – в статьях 29-33; социальные и экономические – в статьях 36-42; культурные – в статьях 43-44 (см. схему на стр. 129).

Обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности (раздаточный материал. Учащиеся по одному читают обязанности гражданина РФ):

  • Соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч.2)
  • Обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч.4)
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч.3)
  • Платить налоги и сборы (ст. 57)
  • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
  • Защищать Отечество (ст. 59)

3.2. Юридические гарантии и системы защиты прав человека.

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54).

  1. Главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч.2); одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мет по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»);
  2. Впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон  «Об уполномоченном по правам человека в РФ» 1997г.);
  3. Наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система.

Физминутка для глаз.

3.3. Права ребенка (читает один учащийся).

Ребенок располагает  ровно тем же объемом прав и свобод, что и взрослый. Декларация прав ребенка была принята организацией ООН в 1959г. Однако данная Декларация  - это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.

        На первое место поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

  1. Закрепление изученной темы
  • 1 группа: получает задание изучить политические права человека.
  • 2 группа: получает задание изучить гражданские права человека
  • 3 группа: получает задание изучить социально-экономические права человека.
  • 4 группа: получает задание изучить культурные права человека.

Право на труд

Право на жизнь

Право на отдых

Право на свободу

Право на медицинское обслуживание

Право на защиту чести и достоинства

Право на жилище

Право на личную неприкосновенность

Право на достойный жизненный уровень

Право на неприкосновенность жилища

Право на экологически чистую окружающую среду

Право на тайну корреспонденции

Право на наследование

Право на участие в митингах, забастовках

Право на доступ к культурным ценностям

Право на участие в демонстрациях

Право на свободу творчества

Право на участие в управлении делами государства

Право на духовное развитие

Право избирать и быть избранным

Право на посещение театров, музеев, библиотек

Право на членство в любой зарегистрированной политической партии

Право на участие в культурной жизни

  1. подведение итогов урока (выставление оценок)
  2. Домашнее задание: повторить параграф 14-15.

Приложение1.

Обязанности гражданина РФ

Обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности (раздаточный материал):

  • Соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч.2)
  • Обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч.4)
  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч.3)
  • Платить налоги и сборы (ст. 57)
  • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)
  • Защищать Отечество (ст. 59)

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Социально-экономические права – возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права – возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

Приложение 2.

Закрепление урока

  • 1 группа: политические права человека.
  • 2 группа: гражданские права человека
  • 3 группа: социально-экономические права человека.
  • 4 группа: культурные права человека.

Право на труд

Право на жизнь

Право на отдых

Право на свободу

Право на медицинское обслуживание

Право на защиту чести и достоинства

Право на жилище

Право на личную неприкосновенность

Право на достойный жизненный уровень

Право на неприкосновенность жилища

Право на экологически чистую окружающую среду

Право на тайну корреспонденции

Право на наследование

Право на участие в митингах, забастовках

Право на доступ к культурным ценностям

Право на участие в демонстрациях

Право на свободу творчества

Право на участие в управлении делами государства

Право на духовное развитие

Право избирать и быть избранным

Право на посещение театров, музеев, библиотек

Право на членство в любой зарегистрированной политической партии

Право на участие в культурной жизни

Приложение 3.

Права ребенка (выступает Бюрбю Онзагай).

Ребенок располагает  ровно тем же объемом прав и свобод, что и взрослый. Декларация прав ребенка была принята организацией ООН в 1959г. Однако данная Декларация  - это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.

        На первое место поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

 

Самоанализ урока по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Дата проведения: «15» февраля 2017 года.

Предмет: обществознание

Класс: 9

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Закрепить знание основных прав гражданина России.
  • Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.
  • Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".

2. Развивающие:

  • Развивать самостоятельность обучающихся  и  умение составления краткосрочных проектов.
  • Развивать  навыки  работы с законодательными актами, нормативными документами.
  • Учить умению доказательно излагать свои мысли.

3. Воспитательные:

  • Продолжать формировать основы правовой культуры.
  • Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Это 6 тема II главы «Право». Параграф 14-15. По плану урок № 21. Содержание урока соответствует программе. Материал урока способствует развитию интереса к учению, воспитывает чувство патриотизма, уважение к своим правам и свободам, правам и свободам других людей.

На уроке реализованы основные принципы обучения: научность, доступность и систематичность формирования знаний, умений и навыков.

Структура урока соответствует данному типу урока.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала

4. Первичное осмысление и закрепление

5. Рефлексия итог урока (выставление оценок)

       6. Домашнее задание

Этапы урока последовательны. На первом этапе урока учащиеся вместе с учителем определили цели урока.

                   Второй этап - проверка домашнего задания. Проверка правильности решения задачи. Проверяют с помощью учителя.          

                   На третьем этапе изучение новой темы. Здесь учащиеся узнали о мастерстве работника, о заработанной плате и работали с терминами и понятиями.

           На четвертом этапе  - первичное осмысление и закрепление, используется дифференцированный подход к обучению. Сильные учащиеся устно отвечают на заданный вопрос в начале урока и заполняют таблицу.

                      Учащиеся 7 класса – дети подросткового возраста, который характеризуется не устойчивостью внимания. Лучший способ организовать внимание – так организовать учебную деятельность, чтобы у учеников не было ни времени, ни желания отвлекаться от темы урока. Поэтому использовались наглядные материалы и презентация.

            Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

            На данном уроке были использованы методы: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, метод стимулирования и мотивации.

            Использованные технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, тестовая технология, технология критического мышления.

Наблюдалась хорошая активность  учащихся. Знания и умения оценены.               Итоги урока подведены.

На уроке поставленные цели были достигнуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права и свободы человека и гражданина

Слайд 2

Проверка домашнего задания Мини-тест: 1. Укажите номер статьи «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». А) статья 3 В) статья 10 Б) статья 7 Г) статья 15

Слайд 3

Проверка домашнего задания 2. Установите соответствие 1. статья 7 2. статья 15 3. статья 17 4. статья 23 А) Каждый человек имеет право на труд … Б) Все люди равны перед законом … В) Каждый человек имеет право на гражданство. Г) Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Слайд 4

Проверка домашнего задания 3. Напишите содержание статьи 26. 4. Что такое Право? А. Мера свободы, справедливости и ответственности. Б. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, использование которых обеспечивается силой государственного принуждения. В. Действия, соответствующие требованиям закона Г. способность иметь права и обязанности

Слайд 5

Проверка домашнего задания 5. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? А. 10 декабря 1948г. Б. 10 января 1949г. В. в 1997г. Г. в 1989г.

Слайд 6

Основные термины урока Гражданин - физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, наделенный правами, свободами и обременен обязанностями. Обязанности - обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил. Права человека и гражданина — это права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения.

Слайд 7

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека

Слайд 8

Конституция РФ – документ, закрепляющий права человека.

Слайд 9

Права человека всеобщие неотчуждаемые неделимые

Слайд 10

Конституция РФ (глава 1 статья 2) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства

Слайд 11

Государство обязано Соблюдать права человека Гарантировать права человека Защищать права человека

Слайд 12

Наши права заканчиваются там,где начинаются права другого человека

Слайд 13

Человек заговорил о своих правах десятки веков назад! Прочитаем «Факты» на стр. 123 учебника

Слайд 14

Гражданские (личные) права человека ПРАВО НА ЖИЗНЬ ПРАВО НА СВОБОДУ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА ПРАВО НА ТАЙНУ СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПРАВО ВЛАДЕТЬ ИМУЩЕСТВОМ ПРАВО НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Слайд 15

Культурные права человека право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей; на приобщение к культурным ценностям (на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам); на гуманитарное и художественное образование; на собственность в области культуры; на свободу творчества (являющуюся стержнем конституционного права на культурную деятельность).

Слайд 16

Политические права человека СВОБОДА МИРНЫХ СОБРАНИЙ СВОБОДА МИРНЫХ АССОЦИАЦИЙ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ СВОЕЙ СТРАНОЙ ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ПРАВО ЗАНИМАТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ПРАВО НА ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ ПРАВО ИСКАТЬ,ПОЛУЧАТЬ,РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Слайд 17

Социально-экономические права человека ПРАВО НА ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ, ДОСТАТОЧНЫЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРАВО НА СПРАВЕДЛИВЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ ПРАВО НА СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Слайд 18

Кто защищает права человека? Президент РФ Уполномоченный по правам человека РФ В.В. Путин В.П. Лукин

Слайд 19

Кто защищает права человека? Правительство РФ Судебная система РФ

Слайд 20

Обязанности граждан Получить основное общее образование Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия Платить налоги Защищать Отечество Сохранять природу и окружающую среду

Слайд 21

Права ребенка Декларация прав ребенка ООН 1959 г. Конвенция о правах ребенка ООН 1989 г. В ЭТОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ДЕСЯТИ СТАТЕЙ ГОВОРИТСЯ, ЧТО РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ОСОБОЙ ОХРАНЕ И ЗАБОТЕ. ЗАКРЕПИТЬ ПРАВА РЕБЕНКА ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КАТОЛОГА ПРАВ.

Слайд 22

Ситуации 1) Беседа двух друзей . Ты знаешь, Санек, я, наверное, уйду из дома. У меня в семье никаких прав нет. Просил у родителей купить мне ноутбук, а они новый холодильник купили. На прошлой неделе с мамой в магазине джинсы видели, а мама сказала, что деньги нужны для обучения брата в институте. Думаю, что о новом телефоне можно уже и не мечтать. Только и слышу: «Миша, уберись в своей комнате, Миша, сходи в магазин, Миша, вынеси ведро с мусором». 2) Петя старший ребенок в семье, отца нет, мама одна воспитывает четверых детей. Мама заставляет Петю бросить школу (он учится в 8 классе) и устроиться на работу, так как ей одной тяжело содержать всю семью.

Слайд 23

Ситуации 3) Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Слайд 24

Ситуации 4) Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

Слайд 25

Закрепление 1. К гражданским ( личным) правам гражданина относят право: А) На неприкосновенность частной жизни; Б) Избирать и быть избранным в органы власти; В) Право на образование; Г) На свободу творчества 2. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина? А) участие в культурной жизни; Б) охрана здоровья; В) участие в выборах; Г) уплата налогов.

Слайд 26

Закрепление 3. Какое из перечисленных ниже прав относится к гражданским (личным)? А) право на неприкосновенность жилища; Б) право на участие в управлении делами государства; В) право доступа к любым должностям; Г) право избирать и быть избранным 4. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина? А) защита Отечества; Б) защита чести и достоинства; В) неприкосновенность личной жизни; Г) обращение в государственные органы

Слайд 27

Домашнее задание Учить параграф 14-15, готовиться к тестированию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

конспект урока в 5 классе по теме "Правила вокруг нас"

Данный урок был проведен в 5 классе. На уроке проходила игра-соревнование по станциям по теме "Правила вокруг нас"...

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"...

Урок в 5 классе по теме "Правила поведения в школе" по УМК "Enjoy English" 5 класс автор Биболетова М.З.

Данный урок разработан для закрепления и обобщения материала по теме "Школьная жизнь"  по УМК  "Enjoy English" автор М.З. Биболетова...

Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".

Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон"....

Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.

Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства....