Разработка урока по теме " Мораль"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

разработка урока по теме мораль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moral_8kl.docx69.29 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по  обществознанию в 8 классе.

                                Тема урока: Мораль

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль»;
  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

План урока.

  1. Мораль, нравственность.
  2. Добро и зло.

Эпиграф урока:  

 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.

  1. Проверка домашнего задания.

1 ученик работает у доски  - задание  на соотношение терминов и сфер общественной жизни;

 2 ученик выполняет задание на Смарт-доске, составляя анаграмму «Фазы социализации личности» (проверка на прочность знаний)

6-8 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»

Работа с классом:

- Какую сферу общественной жизни мы  изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

( сообщение учащегося)

Актуализация знаний  и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду  и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина  (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)

Презентация

Слайды 1 -2

- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»

Слайды 3-4.

«Крошка сын к отцу пришел,  и спросила  Кроха: Что такое хорошо  и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему и план урока)

III. Знакомство с новым материалом.

1.«Корзина идей».

-Предлагаю вам назвать  слова или словосочетания к понятию «мораль».

-Какие ассоциации у вас возникли?

Вывод:

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

                                             Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

Слайды 5-6

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

- Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Слайды 7-10

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Слайды 11-14

Мораль

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

3.Стимулы нравственного поведения.

Слайды 15-16.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать,  как все
  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы,  которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

IV. Добро и зло.

Слайд 16

1.Прием «мозговой штурм».

-Какие  ассоциации у вас  возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..

2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к  тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла-

- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по  «лучику», на котором  нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).

Слайды 17-20

V.Закрепление изученного материала.

1.Притча «Ведро яблок»

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

- Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет   притча «Ведро яблок».

-В чем смысл этой притчи?

3.Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

http://sun.wauu.ru/0_8ad6_18898049_XL.gif

 (Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)

 -Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4. Домашнее задание

Слайд 21

-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).

Д/З на выбор:

  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло)  или
  •  написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

                          Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Достоинства и недостатки человека. ( урок по теме «Мораль.»,6 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА КОНКУРСЕ " УЧИТЕЛЬ ГОДА". МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 6 КЛАССЕ, А ТАКЖЕ КАК ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ....

План урока по теме мораль

Тема урока: Мораль Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.Задачи.Образов...