экономика и ее основные участники
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Основные участники экономики 7 класс обществознание по учебнику Л.Н. Боголюбов
Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.
Задачи:
- личностные: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-метапредметные: уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
приобрести способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
-предметные:
иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знать ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, , социальной психологии и; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимать специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимать значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- Тип урока: открытие новых знаний
- Формы работы учащихся
- Необходимое техническое оборудование
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
- Структура и ход урока
1.Мотивация | Организационный момент. | Проверяют готовность своего рабочего места | личностные | 1 |
2. Актуализация И фиксирование индивидуальных действий | Ребята, вспомните, пожалуйста, какие разделы обществознания мы с вами уже прошли? Какие темы мы рассматривали? Сегодня мы переходим к новому разделу и к новой теме. И начнем мы с загадок: *И врачу, и акробату *Коль трудился круглый год, *На товаре быть должна Ставит цену, конфеты в коробке дороже. Учитель надевает (или показывает скрытый) бейджик «продавец» и предлагает одному из учеников выбрать и «купить» конфеты, одного сорта, которые разложены в простой пакет и в красивой коробке (в ней конфет будет чуть меньше). (Не обязательно: *Как ребёнка нет без мамы, Рекламирует конфеты.) Вопрос к ученику: Почему ты выбрал именно эти конфеты? Итак, конфеты проданы, но скажите, почему вы так легко угадали ответы? Загадки все разные, но их объединяет одна тема, может быть, кто-нибудь знает, какая? В помощь – еще одна загадка: *Время зря не потеряет, Всё учтет, пересчитает: Какова цена труда, затраты, Сколько денег нужно на зарплату… Ее знает Пьер, Иван и Джон и Моника, А зовут ее… (Экономика). | Отвечают: «Человек среди людей» и «Человек и закон». Разгадывают.
=/=/=/= Ученик(ца) выбирает конфеты. Отвечает ученик «купивший» конфеты. Потому, что это все знакомо, многие часто участвуют в… Дают варианты, подходят к «экономике». | Личностные, метапредметные. | 4 |
3. Выявления места и причин затруднения | А что такое экономика? Когда я предлагала «купить конфеты», в роли кого я была? А в роли кого был(а)……., когда «купил(а) конфеты. Как мы назовем их вместе одним словом, их и вас и всех прочих людей, которые создают продукты, вещи, продают или покупают...т.е учувствуют в этом?
Итак, точно мы пока еще не знаем что такое экономика, и о тех кто в ней участвует. Желаете узнать? | ?................................? Продавец, покупатель. Участники. Да. | личностные | 2 |
4.Построение проекта и выхода из затруднений | Как назовем урок? Какова цель урока? С помощью чего будем достигать цели? Что узнаем сначала? | С коррекцией дают название темы и цели: «Экономика и ее основные участники» Узнать что такое экономика, и об основных ее участниках. Учебник, иллюстрации, презентация…. | регулятивные | 1 |
5. Реализация проекта | Что такое экономика. Основные проявления экономики. Первое, что сделаем, это выясним, что такое экономика. Для этого, разделимся на «красных», (на столе красная карточка) и «синих» (на столе синяя карточка». Открой те учебник с. 130-131. Слайд: отображение заданий. «Красные» поработайте с карандашом над текстом учебника с. 130-131 до слов «Мы начали»… и подчеркните все толкования понятия «Экономика», которые найдете. «Синие», работают с тем же пунктом, но с абзацем с.131 «К основным появлениям…» Нужно прочитать и составить логическую цепочку из новых терминов. (Индивидуально дать задание, не озвучивая всем) Один обучающийся работает с тем же текстом, но с включением еще последнего абзаца данного пункта и с иллюстрациями с.130-131.Его задание проследить проявления экономики в удовлетворении потребностей человека в хлебе. (Задание получает на листке). Вопрос к красным: Итак, какие толкования имеет слово «Экономика», и в каких значениях рассматривается? Слайд: отображение важных толкований понятия «Экономика». (Экономика: область знаний, и хозяйство) Запишите современное определение в тетрадь. Слайд: Современное толкование. Вопрос к «синим». Вы узнали об основных проявлениях экономики, расскажите, как удалось, связали их в логическую цепочку и какой характер и особенности имеют эти проявления?
Слайд: отображение цепочки. Например, вот так: слайд: отображение на смены положений проявлений. Проследить эти проявления экономики поможет нам (имя) на примере удовлетворении потребностей человека в хлебе. Вопрос к ученику: Какое новое слово предложишь ты записать одноклассникам? Что оно означает? ______________________________________________ Зачем нужна экономика Теперь, когда вы увидели, как экономика помогает нам удовлетворять наши потребности, наверное, сможете ответить на вопрос: для чего нужна экономика? Для этого обсудите этот в парах. Да, помогает жизни людей и для этого производится разнообразные товары, продукты и услуги. Слайд: товары и услуги. Посмотрите внимательнее, чем товары отличаются от услуг. Слайд: отображение информации к товарам и услугам. С какой наукой мы знакомимся? Значит, все товары и продукты, будут называться…. Слайд: Экономические продукты. Запишите, что такое экономические продукты. Экономические продукты создаются двумя формами хозяйствования, узнаем о них. «Красные»: работают с текстом на с.132 «Экономические продукты», «Синие» - с документом «Путешествие в прошлое», также на с.132-133.Обе группы, должны, ознакомится с текстом и выписать в тетрадь новое понятии и определение. Вопрос ко всем: С какой формой хозяйствования вы познакомились? Что это за способы организации экономической жизни? Слайд: Понятия и определения форм хозяйствований. Сделайте запись в тетрадь недостающей формы. Вопрос к «красным». Что еще вы узнали о натуральном хозяйстве. Вопрос к «синим»: Что могут «синие» дополнить по натуральному хозяйству? (В каких странах сегодня живут люди на основе натурального хозяйства) Какие преимущества у товарного хозяйства. Закрыть экран. Вы живете в сельской местности, у многих есть свои огороды, сады, где выращиваются овощи, фрукты для собственного потребления, можно ли сказать, что ваши семьи живут натуральным хозяйством? Д и н а м и ч е с к я п а у з а Индивидуально предложить поработать ученику с фрагментом стихотворением В.Котовского. Задание прочитать, сделать вывод: какая форма хозяйствования у крестьянской семьи согласно стихотворению? Остальным: работа с иллюстрацией: На с. 135, рассмотрим картину известного художника Солнцева Федора Григорьевича: Как называется картина? Когда написана? Ответим на вопросы предложенные автором учебника… Более глубоко понять образ картины поможет вам фрагмент стихотворения современного поэта Владимира Котовского … Автор? Год написания? По сюжету какой картины написано стихотворение? Что описал? Какие продукты упомянул автор, и где они их взяли по твоему мнению? Какая форма хозяйствования у крестьянской семьи согласно стихотворению? Совпадает ли фрагмент стихотворения полностью с сюжетом картины? ______________________________________________ Основные участники экономики. Что осталось нам узнать? Ребята, если бы эта семья, взяла бы совой хлеб, лук, молоко и отнесли бы на рынок продать, во что бы превратились эти продукты? Вспомним основные проявления экономики Слайд: проявления экономики (копия дополненная): Основные проявления экономики. Где мы видим начало товара? Значит, тот, кто создает товар, будет называться… Слайд: Производство производитель. Где мы видим конец пути товара? Значит, тот, кто потребляет товар, будет… Слайд. Слайд: Потребление потребитель. Подумайте, к чему будет всегда стремиться производитель и потребитель? Слайд: Стремления и действия производителя и потребителя. Посмотрите, к чему приводит такое поведение участников экономики. Слайд: Разумное использование ресурсов и что такое ресурсы. | Читают, работают с карандашом, (Экономика: хозяйствование по правилам, законам; Б. Шоу: умение пользоваться жизнью наилучшим способом; современное: сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения; значения: хозяйство и область знаний). Составляют логическую цепочку: Производство Распределение Обмен Потребление. Один ученик работает персонально. (Или, заслушать заранее приведенное исследование по данной теме на примере распределения, обмена, потребления булочек в школе, представленного учащимися в виде презентации) Делятся итогами работы. Записывают. Они имеют периодический характер, могут протекать строго последовательно, одновременно и параллельно. Выступление подготовленного ученика. Отвечает: Технология, способ производства. _______________________________________ Работают в парах. Выступают с ответами. Подходят с коррекций учителя, что экономика помогает жизни людей. Отвечают…… Отвечают: Экономика Экономические продукты. Записывают Работают в группах с документом и текстом. Отвечают: Натуральное («красные» и товарное («Синие»)+определения. Записывают. Отвечают, в т.ч. недостаток: Низкая производительность труда. Отвечают. Отвечают: Нет, или частично. Отвечают: Крестьянское семейство перед обедом. Написана в 1824 году. Читает и отвечает подготовленный ученик: Огурчик, лук и молоко Отвечают по вопросам учебника. ______________________________________ Отвечают: в товар. Отвечают: Производство. Производитель. Потребление. Потребитель. Отвечают с коррекцией учителя: Производитель производить делать те товары, которые найдут своего потребителя, а потребитель, делая свой выбор, подсказывает производитель, что, сколько и какого качества необходимо производить. Проговаривают. | Познавательные Коммуникативны, метапредметные. | 25 (7) ___ (9) (2) ___ (6) |
6.Первичное закрепление с проговариванием | Мозговой штурм. Назовите все новые понятия, термины, которые сегодня узнали. | Называют: Экономика, Производство, Распределение, Обмен, Потребление, Натуральное и товарное хозяйства, Производитель, Потребитель. Ресурсы. Товар. Услуга. | личностные | 2 |
7.Самостоятельная работа с самоконтролем | Самоконтроль. Предлагаю вам лист, с фотографиями различных общественных зданий нашего поселка. Обведите только те, которые Создают товар. Проведите самооценку, кто забыл как обратитесь к памятке с. 6 из альбома памяток. | Выполняют задание, сдают. | Личностные, познавательные | 3 |
8.Включение в систему знаний повтор | Что такое экономика? Какие существуют способы организации экономической жизни? Обратите внимание на слад. Товарное хозяйство, какие признаки не присуще к данному виду хозяйствование и следует убрать? Слайд: Товарное хозяйство с правильными и неправильными признаками. Проверим, как вы поняли основные проявленья экономики. Вспомним их? Определите, к какому проявлению отнесем сюжет каждого стишка: Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для утят, Эта долька – для котят… Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед рвать репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому… Робин Бобин Барабек Скушал 40 человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу… | Работают с заданиями на слайде. Производство, распределение, обмен, потребление. Распределение Производство Обмен Потребление. | личностные | 3 |
9.Рефлексия | Что нового и полезного узнали? Предлагаю вам еще одну привлекательную и познавательную информацию. Вспомним начало урока, когда ……… «купил(а)» конфеты. Очень часто при покупке какой – либо вещи чаще предшествуют эмоциональные процессы и реже- рациональные расчеты. Посмотрите, что влияет на потребление? Ответьте как поступил(а) ………выбрав конфеты рационально или эмоционально? ЭОР: «Поведение потребителя. Психология потребления». (Начать с лекции : шаги 2-13 (2,5 мин) или при достаточном времени – шаги 2-21 (4мин) Посмотрите еще фрагмент некогда популярного фильма «Спортлото 82». В каком проявлении экономике был занят гл. герой? В чем ошибка продавца. Какую фразу, доказывающую, что именно потребитель подсказывает что, сколько и какого качества производить и продавать сказал другой герой. | Отвечают Смотрят ЭОР Беседа по поставленным вопросам. (Здесь, можно заслушать учащихся проведших предварительный анализ (до урока) конфет в разных упаковках: цена, количество, с приходом к выводу о переплате за упаковку) В проявление обмена. Цена продавца была завышена и не соответствовала запросам покупателя. Покупатель всегда прав! | Личностные, познавательные, метапредметные. | 4 |
10.Домашнее задание | 1. § 12 «Экономика и ее основные участники» с. 130; 2. Выполнить два задания на выбор из рубрики учебника «В классе и дома» (с. 136- 137) письменно в тетради или прислать на мой электронный адрес: 3. Проведите мини- исследование «Товар XXI века». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономика и её основные участники
Урок обществознания в 7 классе...
Экономика и её основные участники
7 класс...
Урок обществознания с использованием интерактивной доски Elite Panaboard "Экономика и ее основные участники", 7 класс
Ссылка "Экономика и ее основные участники"Разработка урока выполнена в ПО Easi Teach Next Generatio...
Экономика и ее основные участники. Разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей истории и обществознания социальной сети работников образования
Архив включает в себя разработку урока обществознания в 7 классе (Раздел 3 "Человек и экономика") и презентацию, состоящую из21 слайда...
Экономика и ее основные участники
Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Н.Боголюбова)...
7 класс, глава 3, п.12. Экономика и ее основные участники
Презентация к уроку по обществознанию в 7 классе по теме "Экономика и ее основные участники" (к учебнику Боголюбова)...
Тест по теме: «Экономика и её основные участники», обществознание, 7 класс
Тест по обществознанию в 7 классе по разделу "Экономика" позволяет подготовиться и закрепить материал по этому параграфу....