экономика и ее основные участники
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Сенькина Анна Михайловна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_iee_osnovnye_uchastniki.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Основные участники экономики 7 класс обществознание по учебнику Л.Н. Боголюбов

Цель  урока: сформировать у учащихся представление о понятии «экономика», об участниках экономического процесса и побудить к осмыслению необходимости экономических знаний.

Задачи:

 - личностные: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей         страны;

-метапредметные: уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

приобрести способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

уметь  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-предметные:

иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знать  ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, , социальной психологии и; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимать специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимать значения коммуникации в межличностном общении;

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

  1. Тип урока: открытие новых знаний
  2. Формы работы учащихся
  3. Необходимое техническое оборудование

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

  1. Структура и ход  урока

1.Мотивация

Организационный момент.

Проверяют готовность своего рабочего места

личностные

1

2. Актуализация

И фиксирование индивидуальных действий

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие разделы обществознания мы с вами уже прошли?

Какие темы мы рассматривали?

Сегодня мы переходим к новому разделу и к новой теме. И начнем мы с загадок:

*И врачу, и акробату
Выдают за труд ...
(зарплату) 

*Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким...
(Доход)
*Люди ходят на базар:
Там дешевле весь...
(Товар)
*Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ...
(продавцы) 

*На товаре быть должна
Обязательно...
(Цена).

 Ставит цену,  конфеты в коробке дороже.

Учитель надевает (или показывает скрытый) бейджик «продавец» и предлагает одному из учеников выбрать и «купить»  конфеты, одного сорта, которые разложены в простой пакет и в красивой коробке (в ней конфет будет чуть меньше). 

(Не обязательно:

*Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без...
(Рекламы)

Рекламирует конфеты.)
*За конфеты, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт ...
(кассир). «Дает» чек ученику.

Вопрос к ученику: Почему ты выбрал именно эти конфеты?

Итак, конфеты проданы, но скажите, почему вы так легко угадали ответы?

Загадки все разные, но их объединяет одна тема, может быть, кто-нибудь знает, какая?

В помощь –

еще одна загадка:

*Время зря не потеряет,

Всё учтет, пересчитает:

Какова цена труда, затраты,

Сколько денег нужно на зарплату…

Ее знает Пьер, Иван и Джон и Моника,

А зовут ее…

(Экономика). 

Отвечают: «Человек среди людей» и «Человек и закон».

Разгадывают.

         

 =/=/=/=

Ученик(ца) выбирает конфеты.

Отвечает ученик «купивший» конфеты.

Потому, что это все знакомо, многие часто участвуют в…

Дают варианты, подходят к «экономике».

Личностные, метапредметные.

4

3. Выявления места и причин затруднения

А что такое  экономика?

 Когда я предлагала «купить конфеты», в роли кого я была?

 А в роли кого был(а)……., когда «купил(а) конфеты.

Как мы назовем их вместе одним словом, их и вас и всех прочих людей, которые создают продукты, вещи, продают или покупают...т.е учувствуют в этом?

 

Итак, точно мы пока еще не знаем что такое экономика, и о тех кто в ней участвует.

Желаете  узнать?

?................................?

Продавец, 

покупатель.

Участники.

Да.

личностные

2

4.Построение проекта и выхода из затруднений

Как назовем урок?

Какова цель урока?

С помощью чего будем достигать цели?

Что узнаем сначала?

С коррекцией дают название темы и цели: «Экономика и ее основные участники»

Узнать что такое экономика, и об  основных ее участниках.

Учебник, иллюстрации, презентация….

регулятивные

1

5. Реализация проекта

Что такое экономика. Основные проявления экономики.

Первое, что сделаем, это выясним, что такое экономика. Для этого,  разделимся на «красных»,  (на столе красная карточка) и «синих» (на столе синяя карточка». Открой те учебник с. 130-131.

Слайд: отображение заданий.

«Красные»  поработайте  с карандашом над текстом учебника с. 130-131 до слов «Мы начали»… и подчеркните все толкования понятия «Экономика», которые найдете.

 «Синие», работают с тем же пунктом, но с абзацем с.131 «К основным появлениям…» Нужно прочитать и составить логическую цепочку из новых терминов.

(Индивидуально дать задание, не озвучивая всем) Один обучающийся работает с тем же текстом, но с включением еще последнего абзаца данного пункта и с иллюстрациями с.130-131.Его задание проследить проявления экономики в удовлетворении потребностей человека в хлебе. (Задание получает на листке). Вопрос к красным: Итак, какие  толкования  имеет слово «Экономика», и в каких значениях рассматривается? 

Слайд: отображение важных толкований понятия «Экономика». (Экономика: область знаний, и хозяйство)

Запишите современное определение в тетрадь.

Слайд: Современное толкование.

Вопрос к «синим». Вы  узнали об основных проявлениях экономики, расскажите, как удалось,  связали их в логическую цепочку и

 какой характер и особенности имеют эти проявления?

 

Слайд: отображение цепочки.

Например, вот так: слайд: отображение на смены положений проявлений. 

Проследить  эти проявления экономики поможет нам (имя)  на примере удовлетворении потребностей человека в хлебе.

 Вопрос к ученику: Какое новое слово предложишь ты записать одноклассникам? Что оно означает?

______________________________________________

Зачем нужна экономика

Теперь, когда вы увидели, как экономика помогает нам удовлетворять наши потребности, наверное, сможете ответить на вопрос: для чего нужна экономика? Для этого обсудите этот в парах.

Да, помогает жизни людей и для этого производится разнообразные товары, продукты и услуги.

Слайд: товары и услуги.

 Посмотрите внимательнее, чем товары отличаются от услуг. Слайд: отображение информации к товарам и услугам.

С какой наукой  мы знакомимся?

Значит, все товары и продукты, будут называться….

Слайд: Экономические продукты.

Запишите, что такое экономические продукты.

Экономические продукты создаются двумя формами хозяйствования, узнаем о них.

«Красные»: работают с текстом на с.132 «Экономические продукты», «Синие» - с документом «Путешествие в прошлое»,  также на с.132-133.Обе группы, должны, ознакомится с текстом и выписать в тетрадь новое понятии и определение.

Вопрос ко всем: С какой формой хозяйствования вы познакомились? Что это за способы организации экономической жизни?                                

Слайд: Понятия и определения форм хозяйствований.

Сделайте запись в тетрадь  недостающей формы. 

Вопрос к «красным». Что еще вы узнали о натуральном хозяйстве.

Вопрос к «синим»: Что могут «синие» дополнить по натуральному хозяйству? (В каких странах сегодня живут люди на основе натурального хозяйства)  Какие преимущества у товарного хозяйства.  

Закрыть экран.  

Вы живете в сельской местности, у многих есть свои огороды, сады, где выращиваются овощи, фрукты для собственного потребления, можно ли сказать, что ваши семьи живут натуральным хозяйством?     

Д и н а м и ч е с к я    п а у з а

Индивидуально предложить поработать ученику с фрагментом стихотворением В.Котовского. Задание прочитать, сделать вывод: какая форма хозяйствования у крестьянской семьи согласно стихотворению?

Остальным: работа с иллюстрацией:    

На с. 135, рассмотрим картину известного художника Солнцева Федора Григорьевича:

Как называется картина?  

Когда написана? 

Ответим на вопросы предложенные автором учебника…

Более глубоко понять образ картины поможет вам фрагмент стихотворения  современного поэта Владимира Котовского … 

Автор? Год написания? По сюжету какой картины написано стихотворение? Что описал?

Какие продукты упомянул автор, и где они их взяли по твоему мнению? Какая форма хозяйствования у крестьянской семьи согласно стихотворению? Совпадает ли фрагмент стихотворения  полностью с сюжетом картины?

______________________________________________

Основные участники экономики. Что осталось нам узнать?

Ребята, если бы эта семья, взяла бы совой хлеб, лук, молоко и отнесли бы на рынок продать, во что бы превратились эти продукты?

Вспомним  основные проявления экономики

Слайд:  проявления экономики (копия дополненная): Основные проявления экономики.

Где мы видим начало товара?

Значит, тот,  кто создает товар, будет называться…

Слайд: Производство          производитель.

Где мы видим конец пути товара?

Значит, тот, кто потребляет товар, будет…

Слайд. Слайд: Потребление            потребитель.

Подумайте, к чему будет всегда стремиться производитель и потребитель?

Слайд: Стремления и действия производителя и потребителя. 

Посмотрите, к чему приводит такое поведение участников экономики.

Слайд: Разумное использование ресурсов и что такое ресурсы.

Читают, работают с карандашом, (Экономика: хозяйствование по правилам, законам; Б. Шоу: умение пользоваться жизнью наилучшим способом; современное: сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения; значения: хозяйство и область знаний). 

Составляют логическую цепочку:

Производство

Распределение

Обмен

Потребление. Один ученик работает персонально. (Или, заслушать заранее приведенное исследование по данной теме на примере распределения, обмена, потребления булочек в школе, представленного учащимися в виде презентации)

Делятся итогами работы. Записывают. 

Они имеют периодический характер, могут протекать строго последовательно, одновременно и параллельно.

Выступление подготовленного ученика.

Отвечает: Технология, способ производства.

_______________________________________

Работают в парах. Выступают с ответами.

Подходят с коррекций учителя, что экономика помогает жизни людей.

Отвечают……

Отвечают: Экономика

Экономические продукты.

Записывают

Работают в группах с  документом и текстом.

Отвечают: Натуральное («красные»  и товарное  («Синие»)+определения.

Записывают.

Отвечают, в т.ч. недостаток: Низкая производительность труда.

Отвечают.

Отвечают: Нет, или частично.

Отвечают: Крестьянское семейство перед обедом.

Написана в 1824 году.

Читает и отвечает подготовленный ученик:

Огурчик, лук и молоко
И каравай ржаного хлеба.
Лучины нет, светло от неба.
В горшке – парное молоко.

Грустит, задумчив старший сын:
Невеста есть, дак денег нету.
Никак, с сумой идти по свету?!..
Прижал к груди хлеб старший сын.

А младший, Васенька, сынок,
Так к молочку и тянет руку!
Прогнал на речке быстрой скуку,
Любимый, младшенький сынок.

Уж так сподобил их Господь!
Крестьянский быт, и крохи в радость.
Тут хлеб да соль, в охотку – сладость!
Во всё заступник им Господь.

Отвечают по вопросам учебника.

______________________________________

Отвечают: в товар.

Отвечают: Производство.

Производитель.

Потребление.

Потребитель.

Отвечают с коррекцией учителя: Производитель производить делать те товары, которые найдут своего потребителя, а потребитель, делая свой  выбор, подсказывает производитель, что, сколько и какого качества необходимо производить.

Проговаривают.

Познавательные

Коммуникативны, метапредметные.

25


(7)

___

(9)

(2)

___

(6)

6.Первичное закрепление с проговариванием

Мозговой штурм.

Назовите все новые понятия, термины, которые сегодня узнали.

Называют: Экономика, Производство,

Распределение,

Обмен,

Потребление, Натуральное и товарное хозяйства, Производитель, Потребитель. Ресурсы. Товар. Услуга.

личностные

2

7.Самостоятельная работа с самоконтролем

Самоконтроль.

Предлагаю вам лист, с фотографиями различных общественных зданий нашего поселка. Обведите только те, которые

Создают товар.

Проведите самооценку, кто забыл как обратитесь к памятке  с. 6 из альбома памяток.

Выполняют задание, сдают.

Личностные,

познавательные

3

8.Включение в систему знаний повтор

Что такое экономика? Какие существуют способы организации экономической жизни?

Обратите внимание на слад.

Товарное хозяйство, какие признаки не присуще к данному виду хозяйствование и следует убрать?

Слайд: Товарное хозяйство с правильными и неправильными признаками.

Проверим, как вы поняли основные проявленья экономики. Вспомним их? 

Определите, к какому проявлению отнесем сюжет каждого стишка:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят, 

Эта долька – для котят…

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед рвать репку: тянет-потянет, вытянуть не может!

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Робин Бобин Барабек 

Скушал 40 человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу…

Работают с заданиями на слайде.

Производство, распределение, обмен, потребление.

Распределение

Производство

Обмен

Потребление.

личностные

3

9.Рефлексия

Что нового и полезного узнали?

Предлагаю вам еще одну привлекательную и познавательную информацию. Вспомним начало урока, когда ……… «купил(а)» конфеты. 

Очень часто при покупке какой – либо вещи чаще предшествуют эмоциональные процессы и реже- рациональные расчеты. Посмотрите, что влияет на потребление? Ответьте как поступил(а) ………выбрав конфеты рационально или эмоционально?

ЭОР: «Поведение потребителя. Психология потребления». (Начать с лекции : шаги 2-13 (2,5 мин) или при  достаточном времени – шаги 2-21 (4мин) 

Посмотрите еще фрагмент некогда популярного фильма «Спортлото 82». В каком проявлении экономике был занят гл. герой? В чем ошибка продавца. Какую фразу, доказывающую, что именно потребитель подсказывает что, сколько и какого качества производить и продавать сказал другой герой.

Отвечают

Смотрят ЭОР

Беседа по поставленным вопросам. (Здесь, можно заслушать учащихся проведших предварительный анализ (до урока) конфет в разных упаковках: цена, количество, с приходом к выводу о переплате за упаковку)

В проявление обмена. Цена продавца была завышена и не соответствовала запросам покупателя.

Покупатель всегда прав!

Личностные,

познавательные, метапредметные.

4

10.Домашнее задание

1.  § 12 «Экономика и ее основные участники»  с. 130;

2.  Выполнить два  задания на выбор из рубрики учебника «В классе и дома» (с. 136- 137) письменно в тетради или прислать на мой электронный адрес: 
tanja-zina@mail.ru;

3.  Проведите мини- исследование «Товар  XXI века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика и её основные участники

Урок обществознания в 7 классе...

Урок обществознания с использованием интерактивной доски Elite Panaboard "Экономика и ее основные участники", 7 класс

Ссылка "Экономика и ее основные участники"Разработка урока выполнена в ПО Easi Teach Next Generatio...

Экономика и ее основные участники. Разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей истории и обществознания социальной сети работников образования

Архив включает в себя разработку урока обществознания в 7 классе (Раздел 3 "Человек и экономика") и презентацию, состоящую из21 слайда...

Экономика и ее основные участники

Презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Н.Боголюбова)...

7 класс, глава 3, п.12. Экономика и ее основные участники

Презентация к уроку по обществознанию в 7 классе по теме "Экономика и ее основные участники" (к учебнику Боголюбова)...

Тест по теме: «Экономика и её основные участники», обществознание, 7 класс

Тест по обществознанию в 7 классе по разделу "Экономика" позволяет подготовиться и закрепить материал по этому параграфу....