Статья. "Домашнее задание по обществознанию в 9 классе: содержание и методика организации".
статья по обществознанию по теме
В статье рассматривается различные аспекты выполнения домашнего задания по обществознанию девятиклассниками. Мотивация учащихся, временные рамки выполнения заданий, соотнесение заданий определенной категории с заданиями ОГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. "Домашнее задание по обществознанию в 9 классе: содержание и методика организации". | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчик:
Павленко И.В., учитель истории, обществознания и географии
Домашнее задание по обществознанию в 9 классе: содержание и методика организации.
Одним из спорных вопросов организации современного урока остается вопрос выполнения домашнего задания. Как бы интересно ни был раскрыт учителем новый материал, как бы активно ни работали учащиеся в группе, внимание их по тем или иным причинам может быть отвлечено в ущерб восприятию новых знаний. Часто у учителя нет возможности раскрыть на уроке новый материал в полном объёме. По разным причинам мы останавливаемся более подробно лишь на ведущих, основных, наиболее важных вопросах и понятиях, а остальное излагается сжато, или предлагается учащимся заняться самоподготовкой по определенным аспектам темы, не требующим разъяснения учителя. Некоторые учителя используют спорный прием - наказание домашним заданием повышенного объема и сложности. Психологическое основание этого в том, что многие взрослые подсознательно или сознательно убеждены: школьное образование - необходимый, но сложный и безрадостный труд. Поэтому до сих пор идут дискуссии: задавать домашнее или нет, нужно ли давать дополнительное задание повышенной сложности? Каковы допустимые объемы и время на выполнение домашнего задания? Дает ли такое домашнее задание положительный эффект и дополнительную пищу для размышления или наоборот, отталкивает, отвлекает учащихся?
Бесспорно, без домашних заданий не обойтись. Какие плюсы есть у домашнего задания? Возможность трудиться спокойно, без спешки, не ожидая одобрения или оценки учителя и ребят; работать не с максимальным, но оптимальным для того или иного ученика напряжением; самостоятельно планировать очередность видов деятельности, ход предпринятой работы; привлекать по своему желанию дополнительную литературу; привести все знания в систему.
В процессе выполнения домашнего задания решаются такие дидактические задачи:
• вторичное повторение и усвоение учебного материала урочной темы;
• повторение и осмысление учебного материала на уровне учебной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы;
• дальнейшее осмысление новой информации, ассоциативный ряд;
• содействие развитию у учащихся навыков самостоятельной деятельности.
Объем домашнего задания должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном учреждении СанПиН 2.4.2.1178-02. Согласно этим требованиям время на выполнение домашнего задания по всем предметам распределяется следующим образом:
в 9-11-м классе - до 4 ч.
Таким образом, объем домашнего задания по обществознанию должен укладываться в установленные рамки. Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объему и сложности. Оно должен соответствовать учебному материалу, изученному на уроке. Допускаются домашние задания, которые носят опережающий характер.
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник. Домашнее задание может быть дано в начале урока и уточняется в конце его с учетом того, что удалось узнать учителю о результатах изученного нового материала. Его можно давать и в конце урока. Учитель обязательно задаёт домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.
В домашнем задании следует уделять особое внимание самому важному (терминология, опорный конспект, объекты прочного усвоения) и тому, что на уроке усвоено слабее или совсем не рассматривалось.
Выделяют следующие виды домашних заданий:
Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков:
• работа с материалом учебника и его пересказ;
• группировка материала по какому-либо признаку и подготовка к его изложению;
• осознание последовательности отдельных фактов и положений;
• ответы на специально поставленные вопросы учителя;
• подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
• выделение в тексте основного и второстепенного материала,
• практические работы: анализ исторических источников;
• проблемно-познавательные задания, связанные связанных с материалом предыдущего урока, работа с терминологией;
• письменные и устные ответы на вопросы;
• систематизация знаний и их обобщение (схемы, таблицы, опорные конспекты).
Направленные на развитие творческих способностей, исследовательских умений и учитывающие индивидуальные познавательные возможности и потребности учеников, а также их возрастные возможности:
• сообщение или доклад по предложенной проблеме;
• презентация;
• реферат;
• эссе;
Указанные виды домашних заданий могут быть предназначены:
для закрепления пройденного материала и подготовки к усвоению нового материала. Хорошо выполнить домашнее, которое отвечало бы всем дидактическим требованиям не просто. Вот почему подготовке к будущим занятиям учитель должен уделить столько же внимания, сколько и подаче нового материала. Не раз приходилось убеждаться в том, что некоторые ученики не выполняют домашнее задание не потому, что ленятся, а потому, что не знают, как это сделать правильно, или не владеют теоретическим материалом, который необходим. В этом случае мы сами создаем тенденцию формирования безответственности, нечестности и других отрицательных качеств, способствуем желанию современного ребенка найти в интернете готовые домашние задания и списать их.
Поэтому подробный, но сжатый алгоритм действий по выполнению домашнего задания необходим. В алгоритме необходимо указать последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить, чем заканчивать), как работать (одному или в группе, только ли прочитать и пересказать, читать по частям и пересказывать, читать и попутно рассматривать карту, схему, таблицу и т. д.). При этом следует проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения. Помочь в этом могут памятки. С появлением новых видов работы, памятки добавляются, вклеиваются в тетрадь.
Особого внимания заслуживает такой аспект организации домашнего задания как мотивация (пробуждение любознательности, усовершенствование навыков, апеллирование к оценке их труда, учет индивидуальных склонностей учеников).
Желательно, чтобы домашнее задание охватывало все стороны учебного процесса: усвоение содержания, обучение умениям и формирование мировоззренческих и нравственных убеждений. Целесообразно предложить учащимся задания различного уровня познавательной самостоятельности (от репродуктивного до творческого).
Домашнее задание по обществознанию необходимо строить на основе пройденного материала на уроке, изученной терминологии, отработанных опорных схем. Поэтому в большинстве случаев домашнее задание дается в конце урока. Однако при выполнении учащимися домашнего задания иногда предлагается повторить и ранее пройденный материал, тесно связанный с содержанием последующего урока. Так, например, учащиеся 9 класса более осмысленно изучают вопрос основ конституционного строя РФ при условии, если на предыдущем уроке им будет предложено повторить дома материал о принятии и разработки Конституции РФ.
Вместе с тем, при объявлении учащимся домашнего задания учителю следует учитывать реальные результаты закрепления. И в соответствии с ними скорректировать объем и содержание предлагаемых заданий.
Домашняя работа учащихся по обществознанию должна быть построена не только на основе программного, но и раскрывающего его дополнительного материала, например, работа с документами, текстом конституции итд.
Домашнее задание строится в порядке постепенного усложнения.
Задания, которые получает ученик на дом, не должны быть тягостными, а, наоборот, вызывать радость и удовлетворение от выполненного, сделанного. Вот почему оно должно быть необычным (элемент интереса), посильным и обязательно оцененным. В связи с этим, следует выделить некоторые приемы при организации домашнего задания по обществознанию.
Многие учителя практикуют сегодня опережающее домашнее задание. Предварительное чтение параграфов учебника или других материалов, подготовка устного сообщения, доклада, является наиболее распространенным видом опережающих заданий. Предварительное чтение будет эффективнее, если использовать приемы т. н. «активного чтения»: инсерт (маркировка текста с помощью условных обозначений), ведение опорных записей и схем.
Конечно, в современных условиях, домашнее задание должно способствовать подготовке к Единому государственному экзамену. Составление плана ответа по теме (задание 26 ОГЭ). При выполнении заданий ОГЭ 29, 30, 31, необходимо привлечь обществоведческие знания, логическое и творческое мышление (такие мы часто задаем как творческое индивидуальное задание). Целесообразно научить ребят строить ход ответа по плану, логично и четко, опираясь на конкретные факты.
Главная задача учителя при планировании урока, чтобы интересным и понятным для ученика был не только материал на уроке, но и чтобы домашнее задание стало увлекательным открытием.
Список использованной литературы:
Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 9 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 9 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические задания по обществознанию, 9 класс
Практические задания помогут на уроке при изучении темы "Конституция Российской Федерации"...
Тестовые задания по обществознанию. 10 класс.
44 диагностические работы....
Ответы к олимпиадным заданиям по обществознанию 10 класс
Преподавателям полезно знать ответы на предлагаемые вопросы, т.к. иногда случаются неожиданные....
Олимпиадные задания по обществознанию 11 класс
Предлагаются задания для подготовки старшеклассников к олимпиадам....
Тестовые задания по обществознанию 8 класс .Тема "Социальная сфера"
Материал содержит тестовые задания ко всем урокам темы. Удобно использовать для проверки знаний и при подготовке к экзаменам...
Тестовые задания по обществознанию 8 класс .Тема "Личность и общество"
Материал содержит тестовые задания по всем урокам темы. Удобно использовать при проверке знаний и при подготовке к ГИА....
Олимпиадные задания по обществознанию (5 класс)
Олимпиадные задания по обществознанию для 5 класса (школьный этап)...