Статья на тему: Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины
статья по обществознанию на тему

Статья на тему: Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины

В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность стать полноценной личностью. Роль дисциплины в системе современного образования чрезвычайно велика: она обусловлена как минимум двумя объективными позициями. Во-первых, предмет является по-настоящему уникальным, что изначально заложено в его структуру: черпая сведения из четырех теоретико-прикладных наук (экономика, социология, политология и культурология), обществознание определенным образом систематизирует их, адаптирует под необходимый возрастной уровень и передает ученикам посредством педагогического мастерства учителя. Второй фактор заложен в идею нового ФГОС. За школой, переставшей быть просто образовательной ступенью, сегодня закреплена роль «трамплина», выводящего ученика на новую стратификационную орбиту. Формирование профессионально-личностной модели выпускника с учетом всех поставленных задач (должен отвечать требованиям информационного этапа развития, инновационной экономики, быть частью гражданского общества и т. д.) без обществознания просто невозможно. Кроме того, следует отметить и очевидные темпы роста в отношении количества учеников, сдающих данную дисциплину в форме итогового экзамена. Место предмета в системе общего образования справедливо считать центральным. Это связано не только с обозначенной выше активностью, но и с тем, что данная дисциплина востребована в большей степени, чем остальные (если не считать обязательные, конечно). Самые «популярные» направления высшего профессионального образования — государственное и муниципальное управление, юриспруденция — требуют в качестве вступительного именно ее. К сожалению, несмотря на все «pro», в отношении предмета можно выделить целый ряд проблем, которые осложняют процесс преподавания и снижают основные показатели результата — баллы, полученные на итоговой аттестации. Не беря в расчет общие трудности, свойственные современному образовательному этапу: низкую заинтересованность учебой в принципе и косноязычие обучающихся (серьезная помеха в предметах социально-гуманитарного цикла), отмечается в качестве основных следующие:

- Отсутствие воспринимаемого необходимым образом учебно-методического комплекса (далее — УМК) по обществознанию; Содержание проблемы раскрывают сами дети. Абсолютное большинство учеников младших классов отмечает «запутанность теста» параграфов, под которой подразумевается слабая структурированность подаваемого материала, несмотря на довольно внушительные объемы. Важно отметить еще одну отрицательную тенденцию: УМК пятых и шестых классов является довольно простым для понимания современного ребенка (дети быстро схватывают содержание вопроса, язык текста более чем доступен, а терминологии напротив — категорически не хватает). Литература десятого и одиннадцатого классов наоборот воспринимается аудиторией сложнее, ученики также отмечают отсутствие принципа системности в изложении материала. Кроме того, содержание учебника не всегда ориентировано на главный этап школьника — ЕГЭ. Так, учебник по обществознанию для десятого класса (профильный уровень) включает в себя множество той информации, которая не используется в контрольно-измерительных материалах (далее — КИМ). Например, частные вопросы философии, темы посвященные изучению историко-политических учений древней Греции и Дальнего Востока и т. д. Нельзя не согласиться с аксиомой: знания лишними не бывают, однако в условиях сжатых сроков куда более целесообразно сделать ставку именно на «рабочие» темы ЕГЭ.

- Недостаточное количество времени, уделяемого разделу «экономика» как составной части учебной дисциплины; Практика показывает, что наибольшее затруднение ученики испытывают, выполняя задания именно по данной тематике. Не во всех образовательных учреждениях экономика существует в качестве самостоятельного урока, что, в конечном счете, осложняет процесс подготовки к итоговому экзамену.

- Низкий уровень заинтересованности учеников общественно-политической жизнью страны; Данная проблема, состоит в фактическом абсентеизме поколений (как самих школьников, так и их родителей), что приводит к отсутствию интереса к обществознанию как к таковому. Человек, который безразличен по отношению к окружающим его социально-экономическим, политическим и духовным процессам, не может с увлечением изучать рассматриваемую дисциплину, направления которой описывают эти самые процессы. В конкретной ситуации учитель может лишь направить ученика в сторону знания, помочь сориентироваться в его приобретении, но все это должно накладываться на уже созданную родителями платформу.

 - Отсутствие интереса к литературе как к таковой; В советском прошлом Россия считалась «самой читающей» страной в мире, чего, к сожалению, нельзя сказать о России сегодняшней. Информационные технологии в форме компьютерных игр, интернета и прочего не пошли на пользу молодому поколению. Вместо того чтобы извлекать из прогресса пользу, дети облегчают себе жизнь, находя в интернете литературу в кратком изложении или вовсе заменяют ее всевозможными увлечениями. Последствия такого выбора катастрофические: словарный запас учеников скуден, а диапазон мыслей невероятно узок. В результате подобное приводит к тому, что, даже зная ответ на поставленный вопрос, ученик не всегда может его сформулировать.

- Кадровый вопрос: нехватка штатных единиц того уровня, которые прививали интерес к обществознанию своим примером. К сожалению, не каждое образовательное учреждение может по праву гордиться своими кадрами. Профессия учителя не ограничивается квалификационными требованиями: мало формально подходить под заданные в справочнике нормативы. Преподаватель школы должен быть «втянут» в свой предмет точно также как и его коллега в ВУЗе в область своего исследования, непрерывно повышая свою квалификацию, причем не столько за счет курсов, сколько посредством второго, третьего и т. д. образований. Отчасти обозначенный принцип закладывается в современную «педагогическую модель учителя».

Сведения об обозначенных проблемах должны быть взяты на вооружение всеми: от учителей-предметников, непосредственно выполняющих тяжелый педагогический труд, до чиновников законодательного уровня, так как разрешение ситуации возможно лишь коллегиальным путем с твердой опорой на комплексный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль физической культуры в системе современного образования".

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕСОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯСовременное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был де...

Место нетрадиционных уроков в системе современного образования

В материале описаны особенности использования нетрадиционных форм работы на уроках географии, биологии, химии...

Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"

абота школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здор...

Статья "Портрет успешного педагога как решение проблемы некомпетентности в системе современного образования"

Статья "Портрет успешного педагога как решение проблемы некомпетентности в системе современного образования"...