Разработка урока "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sotsialnye_normy_i_otklonyayushcheesya_povedenie_.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение .

Цели -        закрепить представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка

- дать учащимся представление о преступности – самом опасном проявлении отклоняющегося поведения

- ознакомить учащихся статьями уголовного кодекса РФ, предусматривающие  наказание несовершеннолетних                

Оборудование:

«Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам.»

Д.Савонарола.

                                

                                Ход урока.

1. Организационные вопросы.

2. Проверка домашнего задания.

А) Опрос:

                - Что такое деятельность?

                - Виды деятельности.?

                - Что побуждает человека к деятельности?

                - Какие нормы человек должен соблюдать при своей деятельности?

                - Что такое социальная норма?

                

Б) Работа со схемой:

Обычай                Традиции                        Правовые нормы

Полит.нормы             СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ           нормы морали

Религиозные нормы                Эстетические нормы        правила этикета

В) Решение задач и задании.:

1) Утром отец Пети С. опаздывал на работу. Он быстро допил кофе, взял портфель, спустился по лестнице вниз, открыл машину, как обычно всю ночь стоявшую у подъезда, завел мотор и тут же двинулся с места.

Какую норму нарушил отец Пети и какие в этом случае могут наступить последствия?

2) Антон Ш, стремясь обратить на себя внимание одноклассницы, которая ему нравилась, после школы предложил донести до дома ее портфель.

Какой нормой он руководствовался?

3) Нельзя управлять автомобилем в нетрезвом виде.

Что это за норма?

4) В лес на прогулку в строгом деловом костюме не ходят Определите вид данной нормы.

5) В масленицу каждый день едят блины? Определите вид нормы.

6) При выходе из автобуса мужчина должен сойти первым и подать своей даме руку. Определите вид этой нормы.

7) Женщина, выходя замуж, приносит в дом приданое. Что это за норма, которая раньше исполнялась практически всегда?

8) Жилище принято украшать цветами. Какая норма?

9) Первое заседание Государственной Думы после каникул открывается Гимном России. Какая норма действует?

10. На Новый год принято дарить подарки. Почему?

3. Изучение новой темы.

        Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Есть, к большому сожалению, множество случаев, когда происходит несоблюдение обсужденных с вами социальных норм. Такое поведение называется отклоняющимся поведением.

- Запись определения.

Отклоняющееся поведение или девиантное поведение ( от лат.                      –

уклонение) это уклоняющиеся от общепризнанных норм социальные , поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования сос стороны социальной группы или общества в целом.

Виды отклоняющегося поведения:

        - индивидуальные и групповые

        - первичные и вторичные.

При вторичном отклонении от существующих норм в обществе индивида он воспринимается как девиант.

- Приведите, пожалуйста примеры девиантного поведения?

Виды девиантного поведения:

1) преступления – это общественно опасное деяние, предусмотренное УК

2) проступки:

        - административные

        - дисциплинарные

        - гражданские

        - финансовые

        - семейные

- Решение ситуационных задач:

1) В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала попросил напиравших на него людей»Полегче», а потом так сильно толкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли.

        Как можно оценить поведение этого молодого человека?. Совершил ли он правонарушение?. Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему применить?

2) Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру, и пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.

Какое правонарушение они совершили и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?.

3) При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет 14. Они курили, передавая самокрутку друг другу по очереди. Их вид не оставлял сомнений, что они были в состоянии наркотического опьянение. В нормальном состоянии был только один из них,, самый старший по виду лет 16. На вопрос милиционера, чем они занимаются, ответили, кивнув на старшего, сразу несколько ребят: «Это нас Колька угощает!»

        Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае совершил?. Какое наказание может последовать за это. Ознакомьтесь со статьями 228 и 230 УК РФ.

Тех людей, которые совершили преступление называют делинквентами.

Делинквентное поведение – преступное поведение.

        Он наносит большой вред и самому человеку и его семье и обществу.

- Ответьте, пожалуйста, С какого возраста наступает уголовная ответственность?

        Я хочу вас ознакомить со статьей 88 УК РФ.

- Одним из видов отклоняющего поведения является алкоголизм и наркомания.

Алкоголизм – это систематическое, постоянное употребление спиртных напитков, а наркомания – это употребление наркотиков. Ученые наблюдали за крысами – в одной клетке находились победители-вожаки и подчиненные слабаки. Были проведены опыты – бассейн с водой – прежде всего спасались сильные. Ученые решили попробовать дать 20% раствор спирта в поилки. Оказалось , что его пили лишь слабые животные. Они становились более агрессивными, превращались в алкоголиков, то есть идет пристрастие к спиртным напиткам. Сильные же полностью отвергали алкоголь, предпочитая смерть от жажды, чем притронутся к спиртному раствору. У людей происходит то же самое – к алкоголю прибегают слабаки не способные решить проблемы. О пагубном влиянии алкоголя на сердце, печень, почки и другие органы написано немало книг.

- Вам дано было опережающее задание написать мини-сочинение «Мо отношение к проблеме алкоголизма и наркомании». Я думаю, что мы с интересом прослушаем ваши мнения по данной проблеме.

- Работа с сочинениями.

- Пьянство порождает алкоголизм. Это трудноизлечимая болезнь. Она подкрадывается к пьющему человеку незаметно. Настоящий вред алкоголь приносит не только организму, но и его душе. Алкоголика не покидает тоскливое настроение, чувство угнетенности и безысходности. Мучается сам, мучает всех окружающих.

        

- Проблема наркомании сейчас стоит очень остро. Вы знаете какие последствия может привести употребление наркотических веществ. Завтра у нас отмечается день борьбы со СПИДом. Для информации я хочу дать новость – еще не так давно считалось СПИД передается через общую иглу, так вот в 1997 году ученые доказали, что вирус СПИДа содержится во многих видах самих наркотиков.

4. Закрепление. Как закрепление я хочу провести с вами психологический тест, который называется «Сможете ли вы устоять?»

1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим основным развлечением?

Да – 5 баллов, нет – О

2.Если бы у вас была возможность смотреть боевики, «Ужастики» и другие развлекательные фильмы более 3 часов ежедневно, то делали бы вы это?

Да – 5б, нет – 0.

3. Пробовали ли вы выкурить сигарету?

Да – 5 б., нет – 0

4. Можете ли вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать?

Да – 5 б, нет – 0

5. Пробовали ли вы крепкие алкогольные напитки?

Да- 5б. нет – 0.

6. Любите ли вы уроки физкультуры?

Да – о, нет 5 б.

7. Приходилось ли вам принимать предложения друзей пропускать некоторые уроки или целые учебные дни?

Да – 5 б, нет 0

8. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы вы ее?

Да – 5, нет – 0 б.

9. Умеете ли вы не повторять своих ошибок?

Да – 0, нет - 5

10. Сумели бы вы отказаться от предложения поиграть на компьютере из-за того, что не сделаны уроки.

Да – 0, нет – 5 баллов.

Результаты:

0-15 баллов. Вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди, вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать вашим планам, вашим отношениям с родителями, учителями. Получается, что если вам кто-либо предложит «побалдеть» вы легко откажетесь. Вас не купить на всякую дешевку.

20-40 баллов. Ваше стремление к удовольствиям контролируется вами, но нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо очень много времени вы тратите зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Вы можете потянуться «за кайфом».

45-50 баллов. ВНИМАНИЕ!. Вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всячеких удовольствий. При этом вы не в состоянии оценивать возможные последствия своих действий. Из-за стремления к «кайфу» можете оказаться в рабстве у какого-нибудь подонка.

5. Т.о. к какому мы с вами итогу урока пришли. Не нарушать социальные нормы, вести здоровый образ жизни.

        Во все времена и у всех народов в почете был здоровый образ жизни. Свидетельствует и заключительные слова средневекового «Кодекса здоровья»:

«Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими ТРОЕ: веселый характер, покой и умеренность в пище».

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. Ответить на проблемный вопрос: «В чем причина отклоняющегося поведения и что бы вы посоветовали государству для ликвидации совершения преступлении и проступков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение

Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Презентация к уроку "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"...

Презентация к уроку обществознания " Социальные нормы и отклоняющееся поведение" для 10 класса

Данная презентация служит дополнением к уроку обществознания" Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Урок обществознания в 10 кл. из раздела социальная сфера.  Раскрываем виды социальных норм и причины отклоняющееся(девиантного) поведения, механизмы социального контроля и меры борьбы с преступно...