Рабочая программа ОУД.10
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочая программа по дисциплине "Обществознание (вклчая экономику и право), профиль технический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.10_rp_tehn.doc | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Специальность:
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Укрупненная группа специальностей:
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
Урай, 2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: Преподаватель Исанчурина Г.М
РАССМОТРЕНА | |||||||||||
на заседании кафедры | |||||||||||
Протокол № | |||||||||||
от | « | » | 20 | 1 | г. | ||||||
Руководитель кафедры | |||||||||||
/ | / | ||||||||||
подпись | ФИО |
СОДЕРЖАНИЕ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 27
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 33
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), на основе примерной программы дисциплины «Обществознание», рекомендованной ФГАУ ФИРО (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.
- Профиль освоения образовательной программы - технический. Уровень освоения дисциплины – базовый.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины обеспечивается более глубоким изучением ключевых тем и понятий экономического, правового и социального разделов программы, обеспечивающих грамотное взаимодействие с окружающими людьми и социальными институтами, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. При планировании внеаудиторной самостоятельной работы определены такие виды деятельности обучающихся, которые необходимы для комплексного формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, формирующих гражданскую позицию ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» завершается подведением итогов в рамках промежуточной аттестации студентов в форме дифференцированного зачета во 2 семестре в процессе освоения ППССЗ.
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право) относится к предметной области «Общественные науки» и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.
Дисциплина реализуется в рамках освоения ППССЗ: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
ППКРС: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
1.4.1. Личностные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
1.4.3. Предметные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.5. Формы промежуточной аттестации
Формой контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом является дифференцированный зачет во 2 семестре в рамках освоения ППССЗ.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов | |
ППССЗ | ППКРС | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 | 257 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 | 171 |
в том числе: | ||
лабораторные работы | - | |
практические занятия | - | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего) | 54 | 85 |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» по программам подготовки ППССЗ:
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | ||
Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | 2 | |
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений -16 | |||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | ||
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 10 | 2 | |
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. | |||
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | |||
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | |||
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | |||
1.2. Духовная культура личности и общества | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | |
1.3. Наука и образование в современном мире | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено- го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. | 2 | |
1.4.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 9 | ||
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система – 8 | |||
Тема 2.1. Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | ||
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 8 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 4 | ||
Раздел 3. Экономика – 28 | |||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Содержание учебного материала | ||
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 6 | 2 | |
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | ||
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 8 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 7 | ||
Тема 3.3. Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала | ||
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 8 | 2 | |
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | ||
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 6 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 7 | ||
Раздел 4. Социальные отношения – 16 | |||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | ||
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 4 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 2 | ||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | ||
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 6 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | ||
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. | 6 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Раздел 5. Политика – 12 | |||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | ||
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на- значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. | 6 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | ||
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | 6 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Раздел 6. Право – 26 | |||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | ||
Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | 6 | 2 | |
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. По- рядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | |||
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | ||
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 10 | 2 | |
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | |||
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | |||
Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 4 | ||
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | ||
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 8 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий Подготовка к дифференцированному зачету | 6 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Аудиторных 108 ч., внеаудиторных 54 ч. | |||
Всего 162 часа |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» по программам подготовки ППКРС:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | ||
Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | 2 | |
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений 30ч | |||
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. | Содержание учебного материала | ||
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. | 2 | 2 | |
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. | 2 | 2 | |
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 2 | 2 | |
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. | 2 | 2 | |
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. | 2 | 2 | |
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | 2 | 2 | |
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 2 | 2 | |
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. | 2 | 2 | |
Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. | 2 | 2 | |
Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. | 2 | 2 | |
1.2. Духовная культура личности и общества | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | 2 |
1.3. Наука и образование в современном мире | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено- го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. | 2 | 2 |
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни со- временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении об- разования. Профессиональное образование. | 2 | 2 | |
1.4.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 2 | 2 |
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современ- ном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 15 | ||
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система 14ч | |||
2.1. Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала | ||
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. | 2 | 2 | |
Основные институты общества, их функции. | 2 | 2 | |
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | 2 | 2 | |
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 | 2 | |
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Пути развития общества. | 2 | 2 | |
Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. | 2 | 2 | |
Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 7 | ||
Раздел 3. Экономика 34 ч | |||
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Содержание учебного материала | ||
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. | 2 | 2 | |
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. | 4 | 2 | |
Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 | 2 | |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. | 2 | 2 |
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | 2 | 2 | |
Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. | 2 | 2 | |
Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | 2 | 2 | |
Функции государства в экономике. Частные и общественные блага. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. | 2 | 2 | |
Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 2 | 2 | |
3.3. Рынок труда и безработица | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. | 2 | 2 |
Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. | 2 | 2 | |
Рынок труда и безработица. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | 2 | 2 | |
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | 2 | 2 | |
Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 2 | 2 | |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Элементы международной экономики. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 2 | 2 |
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 6 | ||
Раздел 4. Социальные отношения 30 ч | |||
4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | ||
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | 4 | 2 | |
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 4 | 2 | |
4.2. Социальные нормы и конфликты. | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. | 4 | 2 |
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 4 | 2 | |
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. | 4 | 2 | |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы. | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 2 | 2 |
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. | 2 | 2 | |
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 2 | 2 | |
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Правовые отношения родителей и детей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Опека и попечительство. | 4 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 14 | ||
Раздел 5. Политика 22 ч | |||
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе. | Содержание учебного материала | ||
Понятие власти. Политика как общественное явление. Типы общественной власти. | 2 | 2 | |
Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет | 2 | 2 | |
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. | 2 | 2 | |
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. | 4 | 2 | |
5.2. Участники политического процесса. | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 4 | 2 |
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации. Абсентеизм, его причины и опасность. | 4 | 2 | |
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | 4 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 11 | ||
Раздел 6. Право 39 ч | |||
6.1. Правовое регулирование общественных отношений. | Содержание учебного материала | ||
Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. | 2 | 2 | |
Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 4 | 2 | |
Правовые отношения и их структура. Юридическая ответственность. Нормативные правовые акты и их характеристика. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и её задачи. | 4 | 2 | |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации. | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного права Российской Федерации. | 14 | 2 |
Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. | |||
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. | |||
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | |||
Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. | |||
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | |||
6.3. Отрасли Российского права | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. | 15 | 2 |
Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | |||
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | |||
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | |||
Трудовое право и трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 19 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Итого 171 ч. |
Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими
людьми.
• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
• Индустриальная революция: плюсы и минусы.
• Глобальные проблемы человечества.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современные религии.
• Роль искусства в обществе.
• Экономика современного общества.
• Структура современного рынка товаров и услуг.
• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
• Я и мои социальные роли.
• Современные социальные конфликты.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы.
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Семья как ячейка общества.
• Политическая власть: история и современность.
• Политическая система современного российского общества.
• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре-
менной России.
• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на
выбор: одно — из истории, другое — современное).
• Формы участия личности в политической жизни.
• Политические партии современной России.
• Право и социальные нормы.
• Система права и система законодательства.
• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
• Характеристика отрасли российского права (на выбор).
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для студентов и преподавателя, доска;
- комплект учебно-методической документации (учебники и
учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др);
- экранно-звуковые пособия;
- комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
3.2.1.Для студентов:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:
учебник. –М., 2017
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.
Практикум: учеб. пособие. –М., 2017
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.
Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017
- Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017
- Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014.
- Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
- Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
- Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
- Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
- Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
- Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
- Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
- Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Дополнительная литература:
- Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
- Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
- Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально- экономического профиля: электронный учебно-методический комплекс. –М., 2017.
- Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2014
- Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
- Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2014
- Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: электронный учебно- методический комплекс.
- Филиппова О.И., Волкова Л.А., Малецкая Н.В. Основы экономики и предпринимательства: раб. тетрадь для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2016
- Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства : учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
3.2.2.Для преподавателей
- Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
- Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
- Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
- Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
- Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
- Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
- Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
- Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
- Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
- Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
- Интернет- ресурсы
- www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
- www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
- www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
- Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
- Учебный план
- Рабочую программу
- Календарно-тематический план
- Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям, методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
- Комплект оценочных средств
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение | Знать особенности социальных наук, специфику объекта их изучения |
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества |
|
1.2. Духовная культура личности и общества |
|
1.3. Наука и образование в современном мире |
|
1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |
|
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | |
2.1.Общество как сложная динамическая система | - Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. - Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс. |
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА | |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет» |
3.3. Рынок труда и безработица | Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли |
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
4.1. Социальная роль и стратификация | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе |
4.2.Социальные нормы и конфликты | Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) |
РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА | |
5.1.Политика и власть. Государство в политической системе | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки |
5.2.Участники политического процесса | Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации |
РАЗДЕЛ 6. ПРАВО | |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан |
6.3.Отрасли российского права | Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины |
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов | Текущий контроль Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при проверке:
Промежуточная аттестация Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. |
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук | |
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов | |
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире | |
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов | |
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений | |
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...