Разработка урока по обществознанию на тему "Как не стать жертвой преступления"
методическая разработка по обществознанию (6, 7, 8 класс) на тему

Крючкова Ирина Григорьевна

Данный урок актуален как для 6, так и для 7-8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Предмет: обществознание

 Все чаще совершаются преступления против детей как по всему миру, так и, к сожалению, в нашей стране….   Поэтому данный урок актуален для обучающихся как  6, так и 7-8 класса.

Тема урока: ( “Как не стать жертвой преступления”)

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления нового знания

Планируемые результаты:

Личностные: умение адекватно оценивать  одноклассников и самого себя, умение соотносить поступки и события, приводящие к преступлению, уметь осуществлять правильный  моральный выбор в конкретных жизненных ситуациях

Метапредметные: 1) познавательные: применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, работать с информацией (составить синквейн, проанализировать пословицы и поговорки)

2)регулятивные: умение  определять цель урока, вести  самоконтроль

3)коммуникативные:  умение работать в группе, устно  и письменно строить своё высказывание

Предметные: знать и раскрывать понятия “виктимология”,  “опасность”, уметь определять зону комфортного общения в различных ситуациях, описывать негативные последствия общения с незнакомыми людьми

 До начала урока  необходимо обучающихся  поделить на 5 групп, расставив парты и стулья соответственно.

                                                               Ход урока:

I Организационный момент, проверка готовности к уроку, приветствие.

IIАктуализация  знаний (фронтальный опрос): 1) Что такое общение? 2) Виды общения? 3) Цель общения?

Тема урока формулируется учащимися в конце урока самостоятельно.

Мотивация. 1)Обучающиеся знакомятся с зонами комфортного общения, записывают в тетрадь информацию, затем по картинкам на слайдах определяют зоны комфортного общения (слайд 1-5)

2) Объясняют, что такое опасность и где сталкивается человек с опасностью; рассказывают, сталкивались ли они сами с опасностью.

Целеполагание. – Как вы думаете, чему посвящен урок? Что вы можете узнать на уроке? Что необходимо знать подросткам при возникновении опасных ситуаций?

III Изучение нового материала:

  1. Задание:  составить синквейн со словом “опасность” (порядок написания –6 слайд), желающие зачитывают свои синквейны, учитель обобщает ответы.
  2. Обучающиеся знакомятся с понятием “виктимология”, записывают определение в тетрадь (слайд 7)
  3. Как вы думаете, как выглядит преступник? Дети составляют словесный портрет преступника, озвучивают свои предположения, а учитель, в свою очередь, подводит их к выводу, что большинство преступников выглядят обычно, ничем не выделяясь в толпе людей (слайд 8,9.10).
  4. Обучающиеся записывают в тетрадь понятие “виктимность” (слайд 7), обсуждают в группе, кто потенциально может стать жертвой, какое поведение провоцирует преступников на преступление (слайд 11)
  5. Можно разыграть сценки с участием старшеклассников, которые  пытаются уговорить ребенка пойти с ними, помочь сделать ставку в игре, помочь достать котёнка, подержать сумку и т.п., задача ребёнка - отказать взрослому, привлечь внимание окружающих криком, жестами и т.д.(слайд 12)
  6. Работа в группах: каждая группа получает материал с объяснением пословицы или поговорки, которые охватывают основные моменты общей безопасности, после чего дают краткое объяснение пословицы или поговорки (Приложение 1)

IV Закрепление, рефлексия – обучающиеся заполняют рабочий лист (Приложение 2)        

V Домашнее задание: составить памятку, презентацию или видеоролик  с советами “Как не стать жертвой преступления”

                                                    Приложение 1

  1. “С кем поведёшься, от того и наберёшься”. Будьте внимательны к своим недавним (тем более случайным) знакомым (в том числе и по переписке)- замечайте “знаки ” опасности, которые часто бывают связаны с преступным миром: блатной жаргон, татуировки, наркотики, алкоголь, половая распущенность, азартные игры (и даже разговоры обо всём этом), подозрительное поведение, а также сигналы вашего “шестого чувства”,- всё это знаки, говорящие о том, что вам стоит прекратить знакомство. Особенно внимательными вам следует быть в традиционных “местах обитания” преступников: в местах массового отдыха, развлечений, торговли и питания, а также в общежитиях, в транспорте, во время путешествий. “Будьте трусами и ступайте домой”,-советует Джо Макнамара- шеф полиции города Сан-Хосе.
  2. “Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет”. Замечено, что те, кто не работает или не учится, часто употребляет алкоголь (в том числе и пиво), наркотики, ведёт распущенную половую жизнь, позволяет себе различные выходки, играет в азартные игры, участвует в ночных развлечениях,- такие люди гораздо чаще не только втягиваются в преступную деятельность, но и сами становятся жертвой преступления, в том числе и в своей же компании. Старайтесь исключить такие привычки из своей жизни.
  3. “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”. Преступники (особенно мошенники) часто используют “наживку”, на которую легко “клюют” люди всех возрастов, так как в основе “наживки”- человеческие  “страсти”. Вот типичные соблазны: быстрый и лёгкий “заработок”, ”выгодная” покупка-продажа (особенно с рук), различные “выигрыши”, приглашение разделить совместную “находку” (например, кошелёк), соблазнительный отдых и развлечения, срочное принятие “выгодного ” для вас решения. Вспомните ещё одну поговорку: “кто знает жизнь, тот не торопится”. Делайте паузы. Обращайте внимание на “шестое чувство”, умейте говорить “нет” (либо: “спасибо, я посоветуюсь”) и без совета с родителями и близкими людьми не принимайте решения.
  4. “Слово-серебро, а молчание - золото”. Поводом к преступлению часто бывает лишняя информация о вас или о ваших знакомых. Не стоит просто так “трепать языком”, хвастаться, “раскрывать душу”, без необходимости давать свой и чужой адрес, телефон и вообще любую информацию о себе и о других (в т.ч. график работы, отпусков, командировок, планы покупок), особенно во время путешествий. В газетном объявлении не указывайте часы, когда можно вас застать -это говорит о вашем графике.
  5. “Скромность украшает человека”. Часто о вас “говорят” не только слова, но и ваше поведение, ваш внешний вид. Будьте скромными: дорогие вещи, украшения, эротическая одежда, “мобильник” на виду, доступный кошелёк, готовность выпить, вступить в интимную близость - всё это лучше ваших слов расскажет о вас и подвигнет злоумышленника на преступление. Крупную сумму денег прячьте ближе к телу (внутренний карман на застёжке, специальная сумочка на шее под одеждой), а в кошельке оставляйте лишь небольшую сумму, которую можно и отдать, выбирая “жизнь или кошелёк”.

                                                  Приложение 2

                                                    Рабочий лист

1) Дайте название уроку:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Совместно оцените работу вашей группы от 1 до 10 баллов

В первую графу  запишите  свою фамилию и имя,  а во второй графе оцените свою работу на уроке от 1 до 10 баллов  (каждый ученик заполняет индивидуально)

Фамилия, имя

   Оценка

3) Ответьте на вопросы:

А) Какая важная и новая информация для вас прозвучала на уроке?

Б) Что бы вы ещё хотели узнать подробнее по теме?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

1) ключевое слово 2) 2 прилагательных 3) 3 глагола 4) предложение 5) заключительное слово Синквейн

Слайд 8

Типичная внешность преступника

Слайд 10

Низкий уровень образования Зависимость от плохого характера Зависимость от алкоголя, наркотиков Не имеет постоянной работы Выдает специфичная речь (жаргон) Чаще всего для преступников типично :

Слайд 11

Малообразованные, некультурные люди Легкомысленные, некритичные к своему окружению и поведению Это повышает виктимность человека, то есть предрасположенность стать жертвой Чаще всего жертвами становятся :

Слайд 12

Не ходите в одиночку Выбирайте безопасный, а не короткий маршрут Аккуратно общайтесь с малознакомыми людьми Не впускайте в дом незнакомцев Овладевайте средствами защиты Как уберечься от насилия и грабежа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как не стать жертвой преступления

Памятка для обучающихся и родителей...

Как не стать жертвой преступления

Как не стать жертвой преступления.Классный час для учащихся 5-7 классов.Цели: 1.Обучить учащихся  находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их;2. Развить умен...

Классный час: Как не стать жертвой преступления

Цели:1. Обсудить с учащимися проблему личной безопасности человека.2. Развивать у ребят способность к размышлению, умению делать выводы....

Классный час для учащихся «Как не стать жертвой преступления».

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных. Нередки случаи, когда в темном подъезде, на дальней остановке транспорта или в т...

Как не стать жертвой преступления

Презентация содержит материал о правилах поведения подростков в различных ситуациях....

Тестовая работа "Как не стать жертвой преступления".

34 вопроса на выбор правильных вариантов ответов....