Тема: Национально –государственное устройство.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Цели учебного занятия:
- Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
- Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
- Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
- Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_territoriya.doc | 88.5 КБ |
konspekt_territoriya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Национально –государственное устройство.
Цели учебного занятия:
- Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
- Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
- Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
- Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.
Тип: комбинированный.
Ход урока
- Орг. момент.
- Повторение пройденного материала.
- Дайте определение понятия власть;
- Каковы источники власти;
- Назовите источник власти в РФ
- Как называется власть в государстве?
- Что называется государством?
- Назовите функции государства: внутренние и внешние.
- Что называется суверенитетом государства?
- Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?
- По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?
- Назовите ветви государственной власти;
- Что представляет каждую ветвь власти?
- Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.
3. Целевая установка.
- Как вы понимаете форма государства? Форма государства —это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
(см. схема)
4. Изучение нового.
Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.
Современный мир знает три основных формы государственного устройства:
1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;
2. федерация — союзное государство;
3. конфедерация — особый союз суверенных государств.
Современное государственное устройство.
- Унитарная государственность. Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории; • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; • единое гражданство; • единая система права, единая система правосудия; • территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
- Федерация — сложное государственное устройство. состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: • Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; • Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); • В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями.
Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным; • Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; • Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.
- Конфедерация — добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.
- Самостоятельная работа:
Используя параграф 3 заполнить таблицу.
Линии сравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Проверка заполнения
- Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Тема: Национально –государственное устройство.
Цели учебного занятия:
- Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
- Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
- Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
- Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.
Тип: комбинированный.
Ход урока
- Орг. момент.
- Повторение пройденного материала.
- Дайте определение понятия власть;
- Каковы источники власти;
- Назовите источник власти в РФ
- Как называется власть в государстве?
- Что называется государством?
- Назовите функции государства: внутренние и внешние.
- Что называется суверенитетом государства?
- Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?
- По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?
- Назовите ветви государственной власти;
- Что представляет каждую ветвь власти?
- Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.
3. Целевая установка.
- Как вы понимаете форма государства? Форма государства —это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
(см. схема)
4. Изучение нового.
Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.
Современный мир знает три основных формы государственного устройства:
1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;
2. федерация — союзное государство;
3. конфедерация — особый союз суверенных государств.
Современное государственное устройство.
- Унитарная государственность. Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории; • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; • единое гражданство; • единая система права, единая система правосудия; • территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
- Федерация — сложное государственное устройство. состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: • Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; • Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); • В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями.
Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным; • Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; • Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.
- Конфедерация — добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.
- Самостоятельная работа:
Используя параграф 3 заполнить таблицу.
Линии сравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Проверка заполнения
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы государственного устройства и Формы государственного правления
Опорный конспект. Формы государственного устройства и Формы государственного правления. 10 класс....
Классный час.Презентация.Интеллектуальная игра по теме:Государственное устройство Республики Саха (Якутия)
.Интеллектуальная игра для 10-11 классов по теме : Государственное устройство Республики Саха ( Якутия)...
Проверочный тест по теме "Государственное устройство. Формы правления. Политические режимы" 9 класс
Тест в формате ОГЭ для 9 класса...
Презентация национально-государственное устройство
Презентация расскажет, что такое национально-государственное устройство, позволит быстрее и эффективнее усвоить материал. Для учащихся 9-11 классов....
Национально-государственное устройство
Тестовые задания для повторения темы "Национально-государственное устройство" для 9-го класса по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцова...
план урока_Национально-государственное устройство
Материал для организации групповой и парной работы на уроке...
Практический урок по теме "Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве"
Повторительно-обобщающий урок по блоку тем...
- Мне нравится (1)