Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию на тему

Шамсутдинова Гузалия Габдульбаровна

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шамсутдинова Гузалия Габдульбаровна,

учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского муниципального района, Республики Татарстан

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

  Человек глубоко постигает лишь то,

до чего додумывается сам.

Сократ

     Замечательный учёный Сухомлинский В.А. писал: “Страшная опасность – безделье за партой. Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьная мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере - в сфере мысли”. Нет смысла доказывать правоту этих слов.

     Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученику быть не объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а активным её субъектом, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Не случайно именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

  Cегодня  важно не столько дать как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением,  как  умение учиться.

     В связи с вышесказанным на своих уроках я применяю различные технологии, среди которых проблемно-диалоговая  технология. На мой взгляд, именно эта технология наиболее удачно соответствует вызовам времени. На проблемных уроках ученики не получают готовые знания во время объяснения, а “открывают” их под руководством учителя. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний. У учащихся появляется опыт деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, дети учатся определять границы собственного знания и незнания.

    Проблемное обучение это не новое педагогическое явление.

О проблемном обучении известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далёком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок. 35-95 гг.) в его философско–педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве». Его высказывание: «Ребёнок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь», - не потеряло актуальности и сегодня.

    Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами: С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин.

Проблемно-диалогическое обучение, как и вообще обучение,– двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой – проблемное учение (сфера деятельности обучающихся). Проблемно-диалогическое преподавание – это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью обучающихся в решении учебных проблем.

Организация проблемно-диалогического обучения имеет важное значение для развития мышления школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной ситуации. Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний.

Для осуществления проблемно-диалогического обучения необходимы следующие условия:

- наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся;

- умение учителя создавать проблемную ситуацию;

- постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;

- специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.

Для такой подготовки учебного материала необходим его анализ с разных точек зрения: научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций).

Осуществление проблемно–диалогического обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности обучающихся.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

- анализ проблемной ситуации;

- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;

- решение проблемы: выдвижение предположений;

- обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы);

- доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); проверка правильности решения.

Основным средством данной технологии являются два вида диалога: побуждающий и подводящий, которые используются на II и III этапах урока для реализации общей задачи – постановки проблемы.

Подводящий к теме диалог – это система посильных для учеников вопросов и заданий, приводящих к формулированию нового знания:

Содержанием подводящего диалога являются репродуктивные задания/вопросы-задания (выполнить по образцу ..., вспомнить ...), а также мыслительные задачи на сравнение, анализ, обобщение.

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать знания», заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний» и эта технология используется на уроке усвоения знания.
На заключительном этапе урока учащиеся проводят самоанализ  и самооценку, взаимно оценивают результаты своего труда. Очень важно научить их это делать. Проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.

 Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.

Я бы хотела привести в пример блок уроков «Россия в эпоху царствования Ивана IV».  Учащиеся, прежде чем выступить на уроке-суде в роли Адашева, Курбского, Сильвестра и других героев изучают работы Н. Костомарова, С. Соловьева, Н. Карамзина, П. Ковалевского. Осуждая или защищая Ивана Грозного, ученики вступают в дискуссию и самостоятельно принимают решение по оценке личности и деятельности первого царя. Важным является то, что они  размышляют, изучают и убеждаются в неоднозначности оценки исторических событий, явлений, личностей,  применяют полученные знания для решения поставленной проблемы.

Проблемные задания позволяют активизировать познавательный интерес учащихся. В 9 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» предлагаю учащимся ряд  таких заданий:

  1. Некоторые зарубежные историки утверждали, что первопричиной развязывания Второй мировой войны был советско-германский пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы главные причины войны?
  2. Некоторые американские историки полагают, что гитлеровский план «Барбаросса» провалился по трем причинам: из-за военных и политических ошибок А. Гитлера, неблагоприятных климатических условий и обширной территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных держав. Считаете ли вы этот перечень полным и объективным? Почему? Как вы сформулируете причины провала блицкрига?
  3. На переговорах между СССР, США и Великобританией в мае-июне 1942 г. была достигнута «полная договоренность в отношении неотложных задач создания Второго фронта в Европе в 1942 году». Когда был открыт Второй фронт в Европе? Чем объяснялось то, что он не был открыт в 1942 г.? В американской литературе утверждается, что причина в отсутствии у США и Великобритании необходимых сил и средств. Считаете ли вы это убедительным? Почему? Как вы думаете, почему силы и средства появились у союзников к лету 1944 г.?

Такие задания позволяют учащимся размышлять, формулировать свою точку зрения на изучаемые события и увидеть большое число спорных вопросов в истории  Второй мировой и Великой Отечественной войны. Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в  названии тем уроков:

 «Разоблачение   культа   личности   -   ликвидация   тоталитарного

   режима?»

 «М.С.  Горбачев:  великий реформатор XX    века или человек,

  разваливший СССР?»  

 «НЭП: это «всерьез и надолго» или временное отступление?»

 «Февральская революция: это воплощение вековой мечты о воле или национальная   катастрофа?»

При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. (9 класс) проблема была сформулирована так: «Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?» Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа проводилась в группах). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.

Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей.  В 6 классе на уроке по теме: «Куликовская битва» можно использовать эпиграф к уроку:

Лучше пасть, достойно,  смерть приемля,

Чем позором жизнь свою сберечь,

Чтобы защитить родную землю,

Мы готовы в эту землю лечь!  

                           Н. Старшинов

Формулируется проблемный вопрос: «Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?». Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

1.Почему сражение на реке Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

2. Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно

Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками,

речушками.

4. Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон?

5. Какую тактику использовал Дмитрий?

6.Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?

7.Чем вы объясните успех русских?

8.Каково значение Куликовской битвы?

И теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на  главный проблемный вопрос.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Таким образом, знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, то есть  вести дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания

Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возмо...