Семинар по теме "Д.М.Карбышев А.А.Власов: патриотизм и предательство"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Урок с элементами проблемного обучения подготовлен с помощью опережающих заданий обучающимся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_seminar_karbyshev_i_vlasov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Семинар по теме

 «Д.М.Карбышев и А.А.Власов: патриотизм и предательство»

(урок с элементами проблемного обучения в 11 классе по теме «Великая

Отечественная война». Учитель истории Карпова Н.А.

ГБОУ СОШ № 466 Курортного района г. Санкт-Петербурга)

Цель урока:

 выяснить, в чём суть понятий «патриотизм», «предательство», что означает понятие «долг перед Родиной»?

            Задачи урока:  

                                 Образовательные:

 использование  изученных знаний  о Великой Отечественной войне в практической деятельности.

                                Развивающие:

     активизация самостоятельной работы обучающихся над учебной и дополнительной литературой, побуждение их к более глубокому осмыслению изучаемой темы.

 Развитие умения вести дискуссию, культуры общения.

             Воспитывающие:

       формирование личности с активной жизненной позицией, гражданской ответственностью перед обществом, воспитание патриотизма.

                                       Технологическая карта урока:

                  Этапы урока

Время реализации

1.Мотивационно-целевой этап

5 мин.

2. Операционно-деятельностный

30 мин.

3. Контрольно-оценочный, рефлексия

10 мин.

                                                     Ход урока:

     Вступительное слово учителя. Тема нашего урока «Карбышев и Власов: патриотизм и предательство.»

 Эпиграф к уроку:

      « Пока дети России, угадывая имя героя войны, будут называть имя генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее»

                                                                                        ( архимандрит Тихон (Шевкунов).

     Почему мы выбрали эту тему? На телеканале «Россия» был показан документальный фильм «Биохимия предательства». В нём говорилось о многочисленных попытках учёных, историков, общественных деятелей (наших и зарубежных) оправдать Власова и Русскую Освободительную Армию, созданную им.

     Мы решили на основе анализа исторических документов, конкретных исторических фактов выяснить, почему два генерала, попавшие в плен, вели себя по-разному?

      Почему один из них заявил, что «Родиной не торгую», а другой пошёл на сотрудничество с фашистами, объявив себя «несгибаемым бойцом с большевизмом».

         Можно ли оправдать измену Родине?

   Для того, чтобы проанализировать исторические события, факты, документы,  обратимся сначала к значению слов «патриотизм» и «предательство»

В толковых словарях С.Ожегова и В.Даля приводятся такие определения:

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, стремление своими действиями служить её интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом, нравами.

Предательство – измена, вероломство, душепродавство, предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

   Ну, а сейчас перейдём к анализу деятельности конкретных исторических личностей.

     Начнём с их краткой биографии. (Сообщения учащихся о Карбышеве и Власове).

Итак, оба генерала прошли большой боевой путь, оба попали в плен.

Как повёл себя в плену Карбышев? Что ему предлагали фашисты? (Сообщение учащегося)

                А если бы Карбышев согласился на предложение врага? Ведь ему сохранили бы жизнь, саиое дорогое для каждого человека. . Почему он не пошёл на это? (Обсуждение, вывод: честь, долг выше жизни). Сообщение о гибели Карбышева.

А теперь поговорим о Власове. Как Власов попал в плен?

        Почему Власов перешёл на сторону врага? Что ему предложили фашисты? (сообщение). Был ли выбор у Власова? Какой? Почему он на это не пошёл? (обсуждение)

3 марта 1943 г. Власов написал Открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом?» В этом письме Власов пытается объяснить, почему он стал сотрудничать с фашистами. Прочитайте текст Письма.

      Беседа по содержанию Письма:

   1.Чем объясняет Власов свой переход на сторону врага?

   2. Убедительны ли его аргументы?

   3.Почему? Объясните вашу точку зрения.

Как вы думаете, почему Власов перешёл на сторону врага?

  Чтобы оправдать своё предательство, Власов заявил: «Германия не посягает на жизненное пространство русского народа и его национально-политическую свободу.»

Его слова противоречат высказыванию одного из идеологов фашизма Альфреда Розенберга: «Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы разгромить русских как народ… с биологической, в особенности, расово-биологической точки зрения.»

                   И Власов не мог об этом не знать.

   Фашисты шли к нам не за тем, чтобы принести свободу и демократию, а за жизненным пространством, за рабами. Предателями двигал животный страх, они хотели выжить любой ценой.

    Предатель не может быть героем.

  Конкретные исторические факты подтверждают истинные мотивы поведения Власова.

      Власов легко перешёл на сторону врага. Через 3 года «Несгибаемый боец с большевизмом» телеграфировал в штаб Украинского фронта: «Могу ударить в тыл пражской группировке немцев. Условие – прощение мне и моим людям.»

       Одновременно Власов посылает к « англо-американским капиталистам» своих генералов Малышкина и Жиленкова в штаб 7-ой американской армии вести переговоры о капитуляции.

     Пленение Власова , суд над ним. (сообщение)

         Кто из двух генералов по-настоящему любил Родину?

        Почему вы так думаете?

        Как увековечена память о Карбышеве? (сообщение)

        Вы считаете этого достаточно? Что бы вы ещё предложили сделать?

       Почему о Карбышеве меньше знают, чем о Власове?

     Можно ли оправдать предательство? Почему есть те, кто хочет это сделать? Что бы вы им ответили? Где есть памятник Власову? (сообщение)

        Памятник не случайно установлен на территории монастыря. Русская Православная церковь за рубежом объявила Власова патриотом России. И это не случайно. Ведь многие из них – потомки власовских офицеров и солдат. На памятнике  -    надпись  «Борцам за свободную Россию» и американский флаг.

     Почему на памятнике установлен флаг США? Почему США всегда поддерживают тех, кто против России? Какие выводы можно сделать по материалу урока?

      Какая ответственность лежит на всех нас? (Общие выводы, к которым мы пришли).

 Итак, итог урока мы подвели, а оценки вы себе поставите сами. На данном уроке оценка – это ваша жизненная позиция, т.к. уроки истории не только учат, но и воспитывают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Урок,  обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести.  В центре урока проблемный вопрос: "Может л...

Статья по теме семинара "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

В данной статье представлен материал районного семинара заместителей директоров по ВР по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"...

Презентация к уроку "Д.М.Карбышев и Власов: патриотизм и предательство"

Презентация подготовлена совместно с обучающимися, помогает раскрыть тему урока...

"Вахта Памяти". Презентация - Николай Петрович Власов, участник двух войн. Автор: Курносов Ю.Б.

В этой презентации содержится материал (в основном) из семейного архива автора об участнике двух войн - Власове Николае Петровиче. Основой очерка послужили рассказы фронтовика....

Алексей Власов

https://rus.team/people/vlasov-aleksej-anatolevich...