Модуль "Познание"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Коняева Татьяна Владимировна

Границы познания. Гегель о познании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_poznanie.ppt1.17 МБ
Office presentation icon 5._vozmozhnosti_i_granitsy_poznan.ppt1.17 МБ
Office presentation icon gegel.ppt167 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

17. Установите соответствие между положениями и видами познания ПОЛОЖЕНИЕ «общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность» для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамическая система, все компоненты которой взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений ВИД ПОЗНАНИЯ А. научное Б. обыденное В. художественное Запишите получившуюся последовательность букв.

Слайд 2

18. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие только научному познанию; запишите последовательность цифр, под которыми они указаны. использование понятий логическое выведение умозаключений экспериментальное подтверждение результатов открытость рациональной критике любого положения опора на данные опыта чувственного познания

Слайд 3

19. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ эксперимент математическое моделирование наблюдение структурный анализ системный подход УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ А. теоретический Б. эмпирический Запишите последовательность букв

Слайд 4

20. Какое слово пропущено в схеме? Уровни научного познания Теоретический . . .

Слайд 5

Отличия учебного знания от научного: учёный добывает знания, новые для человечества, неизвестные людям ранее; школьник постигает знания, новые для себя.

Слайд 6

21. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Отличительным признаком социального познания является использование научных понятий. Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения. верно только А; 3) оба суждения верны; верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Слайд 7

22. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями. Б. Социальное познание не использует метод моделирования. верно только А; 3) оба суждения верны; верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Слайд 8

23. Верны ли следующие суждения об общественных науках? А. Социальную структуру общества, взаимосвязь сфер общественной жизни изучает социальная психология. Б. Основными категориями эстетики являются «добро», «зло», «нравственный выбор». верно только А; 3) оба суждения верны; верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Слайд 9

Ответы: 1; 2) 3; 3) 3; 4) АББАБА; 5) 2; 6) 4; 7) 2; 8) ЕДБВББДВ; 9) 1; 10) 2; 11) 4; 12) три ответа из четырёх: бесконечное разнообразие окружающего мира, изменчивость мира и самого человека, влияние на позицию исследователя господствующих в данную эпоху представлений, ограниченность средств познания уровнем развития техники; 13) 4; 14) 1; 15) 2; 16) 1; 17) ВБАА; 18) 34; 19) БАБАА; 20) эмпирический; 21) 2; 22) 4; 23) 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности и границы познания Гносеология

Слайд 2

Теория познания Эпистемология (гр. episteme — знание, логос — учение) Гносеология (гр. gnosis — познание) Основные проблемы природа познания возможности и границы познания отношение знания к реальности объект и субъект познания критерии истинности

Слайд 3

ЗНАНИЕ Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Слайд 4

ПОЗНАНИЕ Обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, это такое взаимодействие субъекта и объекта результатом которого является новое знание о мире.

Слайд 5

Субъект и объект познания Субъект познания - это активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид, либо группа индивидов.

Слайд 6

Субъект познания зависит конкретно-исторических условий социокультурных факторов возможностей общественной практики

Слайд 7

Объект познания Окружающий мир или фрагмент реальности на который направлена познавательная деятельность субъекта. Объективная реальность не совпадает с объектом познания.

Слайд 8

Современная философия признает независимое существование субъекта и объекта, но в аспекте их взаимосвязи и взаимодействия. Основа их взаимодействия предметно-практическая деятельность.

Слайд 9

Возможности познаваемости мира Вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта.

Слайд 10

Скептицизм Пиррон 4 в. до н.э. скептицизм (гр. рассматривающий, исследующий) – первоначально возник как направление древнегреческой философии, обращен к тому, чтобы подвергать все сомнению и недоверию. Всех, не разделяющих убеждений скептицизма, считали догматиками.

Слайд 11

Скептицизм считал, что все меняется,

Слайд 12

следовательно, ничего определенного ни о чем сказать нельзя, а это значит, что следует воздержаться от суждений.

Слайд 13

Юмизм Основатель Дэвид Юм. Все знания производны от опыта, опыт это поток ощущений, за пределы которого мы не можем выйти, человек судит о впечатлениях но не знает чем эти впечатления вызваны

Слайд 14

Кантианство основатель Иммануил Кант Какая вещь сама по себе мы не знаем, мы можем знать только явление, то есть представление которое вещь на нас производит

Слайд 15

КАНТИАНСТВО Феномен – вещь для нас, мир явлений Ноумен – вещь в себе недоступный познанию объективный мир

Слайд 16

Трудности познания Неисчерпаемость познания Невозможность полного познания изменяющегося бытия Субъективная форма отражения знания в сознании субъекта

Слайд 17

Чувственное, рациональное и иррациональное в познании Рационализм Эмпиризм Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.Лейбниц. Фр.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк. Ведущая роль в познании принадлежит рациональным структурам сознания Ведущая роль в познании принадлежит опытным данным

Слайд 18

Сенсуализм – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Эмпиризм – философское учение, признающее опыт единственным источником познания.

Слайд 19

Рационализм – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником знания. Иррационализм – направление в философии, отрицающее возможность разумного логического познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру.

Слайд 20

Чувственное познание Осуществляется посредством органов чувств: Зрение Слух Осязание Вкус Обоняние

Слайд 21

Формы чувственного познания Ощущение Восприятие Представление

Слайд 22

Формы рационального познания Понятие Суждение Умозаключение

Слайд 23

Понятие Форма мышления, отражающая, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. В языковой форме выражается в виде слов или словосочетаний. Люди, смерть, человек.

Слайд 24

Суждение Форма мышления, отражающая явления действительности, их свойства, связи и отношения. В языковой форме выражается предложением. Все люди смертны Сократ человек

Слайд 25

Умозаключение Форма мышления, посредством которой, из ранее установленного знания выводиться новое знание. Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен.

Слайд 26

Иррациональное познание Интуиция – лат. Созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание. Интуиция - способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины.

Слайд 27

Грэхем Уоллес в книге «Искусство мыслить» в 1926 году создал модель интуитивного творчества Подготовка - работа над проблемой, ее исследование и сбор информации. Созревание - мы откладываем проблему, она проникает в бессознательное, где начинает работать интуиция. Озарение - составляющие проблемы ложатся в уме по-новому - «счастливая мысль», которая меняет наше видение проблемы. Утверждение - сопоставление нового понимания проблемы с реальностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1780-1831)

Слайд 2

Дата и место рождения : 27 августа 1770 (Штутгарт, Вюртемберг) Дата и место смерти : 14 ноября 1831 (Берлин, Пруссия) Школа/традиция : Гегельянство Период : Немецкая классическая философия XIX века Основные интересы : Логика, Философия истории, Эстетика, Религия, Политология. Значительные идеи : Абсолютный идеализм, Диалектика, Гражданское общество. Оказавшие влияние : Аристотель, Декарт, Спиноза, Руссо, Кант, Фихте, Шеллинг Последователи : Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, Троцкий, Хайдеггер, Сартр.

Слайд 3

Образование. 1788—1793 — учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбенгенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Интересный факт, что в 1793 г. по окончании полного курса кандидатом богословия Гегель получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии

Слайд 4

Работа. Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801—1816 1801 — 1805 — приват-доцент Йенского университета 1805—1807 — экстраординарный профессор Йенского университета 1807 — редактор газеты в Бамберге 1808—1816 — ректор классической гимназии в Нюрнберге Хайдельберг: (1816-18) 1816—1818 — профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз). Берлин: (1818-31) C 1818 — профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И. Г. Фихте).

Слайд 5

логика и метафизика, естественное право и чистая математика, философия права, этика, феноменология духа, обзорный курс философских наук; уроки литературы, греческого, латинского, и истории религии.

Слайд 6

Основные труды Гегеля: «Народная религия и христианство» (1793) «Различие между системами Фихте и Шеллинга»(1801) «Критический журнал философии» (соиздатель- Шеллинг) «Феноменология духа» (1807) «Наука логики» (Т.1, 1812; Т.2, 1816) [написано в период работы директором Нюрнбергской гимназии] «Энциклопедия философских наук» (1817) [вкл. «Науку логики», «Философию природы», «Философию духа»] «Основоположения философии права» (1821) «Философия права» (1826)

Слайд 7

Основные понятия философии Гегеля Гражданское общество Феноменология духа Абсолютная идея Логика Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух Диалектический метод

Слайд 8

Главные принципы, или основополагающие идеи философии Гегеля: • абсолютный идеализм в форме логицизма; • системность; • научность; • историзм; • диалектика; • теологический характер. • Более специфические принципы: • тождество бытия и мышления; • восхождение от абстрактного к конкретному; • «двойной принцип» (разумность действительного и действительность разумного).

Слайд 9

Гражданское общество «…система рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные не управляемые административной властью процессы. Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей человека.»

Слайд 10

В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух , который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. Диалектика — науку о развитии. Последнее согласно ей проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья. Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

Слайд 11

«Абсолютная идея» - разум, мышление, разумное мышление; первоначало или субстанция . = «Абсолютный дух» - духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.

Слайд 12

Диалектический метод Гегеля. Закон перехода количественный изменений в качественные . (качество, свойства, количество, мера, скачок) Закон единства и борьбы противоположностей . (тождество, различие, противоположность, противоречие) Закон отрицания отрицания . (тезис- антитезис- синтез)

Слайд 13

Высказывания Гегеля по поводу…

Слайд 14

… религии. «Вера - это тоже знание, только в своеобразной форме.» «Религия и совесть - внутренние глубины человеческого духа.» «Это, конечно же, неверно, что религия должна удовлетвориться верой, чувством и интуицией и не стремиться к разумному познанию.»

Слайд 15

… человека «Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.» «Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.» «Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.» «Человек есть не что иное, как ряд его поступков.» «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно.» «Человек есть столь многосторонняя вещь, что из него можно делать всё; у столь разнообразно переплетённой ткани его чувств так много разных концов, что можно цепляться за разные -не за один, так за другой.» «Обязанности человека делятся на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьей; 3) перед государством; 4) перед другими людьми»

Слайд 16

… познания и истины «Изучить - значит понять правильность того, что думали другие. Но нельзя познать вещи, если изначально исходить из их ложности.» «Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение.» «Разум без рассудка - это ничто, а рассудок и без разума - нечто.» «Не то, что есть, вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не таково, каким оно должно быть.» «Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине.» «Отказываться от познания истины - это испокон веку считалось недостойным!» «Царство истины и есть обитель философии, которую она создала и к которой мы становимся причастны, занимаясь философией.»

Слайд 17

… государства, общества «Благодаря войнам сохраняется нравственное здоровье народов.» «Настоящее правительство возникает лишь тогда, когда уже существует различие сословий, когда богатство и бедность становятся очень велики и когда возникают такие отношения, при которых огромная масса не может удовлетворять свои потребности так, как она пожелает.» «Существование государства, - это – шествие бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю.» «Гражданское общество представляет нам картину столь же необычайной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения.» «Составляющие государственного правления - следующие виды власти: исполнительная, законодательная, судебная, духовная, административная. »

Слайд 18

… истории «Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории.» «Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.» «Судьба народа, стремительно приближающегося к политическому упадку, может быть предотвращена только гением.»

Слайд 19

… морали и нравственности «Неблагородно не говорить правду, когда уместно ее сказать, ибо это унижает и самого себя, и других. Однако следует также не говорить правду, если к этому не имеют призвания или права.» «Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.» «Нравственность должна выступать в форме красоты.» «Нравственность - это разум воли.» «Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.» «Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.»