Конспект урока обществознания в 6 классе на тему "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

     Показана необходимость общения для человека, воспитания  культуры общения,  чувства взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse_po_obshchestvoznaniyu_obshchenie.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Тема: Общение.

      Цель: Показать необходимость общения для человека; воспитывать  культуру общения,  чувство взаимопомощи.

     Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

      Начинаем наш урок, на котором мы, как обычно, будем отвечать на вопросы, обсуждать, давать оценку конкретных ситуаций, анализировать, делать выводы, высказывать собственную точку зрения, т.е. в процессе урока мы с вами что будем делать? (ОБЩАТЬСЯ).

      Будем тактичны, предупредительны и снисходительны друг к другу.

     Эпиграфом послужат слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения” .

      Вопросы на повторение домашнего задания:

1). Что такое общение?

(Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей).

2 слайд

      Определите, какое общение может происходить в предложенных  ситуациях:

А).  Один стоит, все остальные сидят, внимательно смотрят на стоящего (лекция, урок – деловое общение).

Б).   Сидят, что-то обсуждают, видимо, работают в парах (деловое общение).

В).  Два человека или несколько сидят в свободных позах, заинтересованно смотрят друг на друга, руками иногда легко  касаются друг друга (доверительная  дружеская беседа).

  1. слайд

1).  Все ли люди одинаково общаются друг с другом,  у всех одинаковые способности к общению?

2).  Когда человек начинает общаться?         (С первых дней жизни).

3).  Может ли ребёнок, выросший без общения с людьми до 5-6 лет, развиваться как человек? Нет.  

4).  С кем и с чем можно общаться? Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?      Что значит общение с природой?

5).  Зачем людям общение?  Каковы цели общения?  (Чтобы поделиться чувствами, мыслями, добиться взаимопонимания, посоветоваться).

6).  Что происходит в ходе общения?        (Обмен информацией, в т.ч. и о самом себе).

7).  Что происходит с самими людьми в результате общения?        (Люди меняются).

8).  Может ли человек прожить без общения? 

4 слайд

Вывод:   Целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.

     Через общение человек получает знания об окружающем мире, происходит передача опыта,  ценностей, которые выработаны человечеством.

     Честность, отзывчивость, принципиальность, доброта формируются в общении.

     Важные  черты  культуры общения – уступчивость,  доверие, уважение.

5 слайд

                                                       Продолжаем изучать тему «Общение»:

1. Как люди общаются.

2. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

3. «Слово – серебро, молчание – золото»

     

    Нет одинаковых  людей. Поведение  их в процессе общения зависит от характера, темперамента.    Вопрос:  Вспомним типы темперамента.

6 слайд

    Опишите поведение людей в соответствии  с типом темперамента.  Ситуации:

1)  В автобусе кто-то испачкал  человеку куртку. Как поведёт себя холерик, которому испачкали куртку? Сангвиник? Флегматик? Меланхолик?

2)  Ученик получил «двойку». Как поведёт себя холерик, который получил «двойку»? (все будут виноваты, ещё и учителя обвинит).  Сангвиник? Флегматик? Меланхолик?

       

7 слайд

Рассмотрим схему «Средства общения»

Средства общения:

Вербальные (словесные)                                               Невербальные (несловесные)

Речь /речевое общение/                                                      Неречевое общение

устная

письменная

вслух

про себя

взгляд

(глаза)

прикосновение

(рукопожатие)

мимика

(движения мышц лица)

голос

(интонация)

поза

(жесты)

движения

(походка)

сигналы,

значки-символы

           Конечно же, самый распространённый вид общения – это речевое общение. 

8 слайд

       Давайте прочитаем «Притчу о языке».  Один король приказал своему слуге:

        – Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!

       Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришёл в восторг от прекрасно приготовленного блюда.

       Через некоторое время король вызвал к себе слугу  и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошёл на рынок и купил…язык.

        – Я требовал, чтобы ты принёс самое горшее блюдо, а ты снова принёс язык, – рассердился король.

        – Ваше величество! – сказал слуга. – На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Всё дело в языке…

 Объясните, в чём мораль притчи.      /Что мы делаем при помощи языка: хорошее и плохое?/

9 слайд

       При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, помогаем, приветствуем, миримся, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга.

       В то же время языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну, язык делает людей врагами.

       Мораль притчи такова – всегда следите за своими словами и думайте, что вы говорите своим языком, слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла.

       А это уже зависит от вас, от вашего языка, что вы хотите получить в ответ!

10 слайд

       «Словом можно убитьсловом можно спастисловом можно полки за собой повести»  – стихи Вадима Шефнера.           «Я хочу как словом, так и делом наперёд  всем быть» – слова Дмитрия Донского перед  Куликовской битвой.                                                            

         11 слайд   (Ю.Б. Левитан)

      Наряду с речевым общением важную роль играет неречевое общение.

      Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Голос редкого тембра и выразительности имел диктор Юрий Борисович Левитан. Он в годы ВОВ читал наиболее важные сообщения – те, в которых чувства должны были звучать сильнее, чем слова.

                                                    / Звучит объявление о начале войны /.

12 слайд

       35% информации мы получаем с помощью глаз.  Пословицы и поговорки  о  глазах: “Разговор с глазу на глаз”;  “Беречь как зеницу ока”; “У другого в глазу соломинку примечает, а у себя бревна не замечает”; “Не верь  ушам, верь своим очам”; “Правда глаза колит”; “Свой глаз – алмаз, а чужой –стекло ”.  

     Обратимся к картине В.Г. Перова «Охотники на привале». (с. 73 – учебник).

     Пронзительный, колючий, сверлящий насквозь взгляд; ярость в глазах; острые, распахнутые, глаза;   удивление в глазах.

13 слайд

       Предлагаю рассмотреть картину Александра Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». События Троянской войны мы изучали в 5 классе. Напомню. Троянцы воевали с греками. Троянский воин Гектор был убит Ахиллесом, и его отец Приам просит у убийцы,  Ахиллеса, отдать тело сына, чтобы похоронить его.

                                / До этого Гектор убил Патрокла – друга Ахиллеса /.

      Вопрос:  Какой взгляд у старого Приама? (Умоляющий, униженный). Мы не слышим слов, но можем всё понять по взглядам, жестам, мимике.

     Гектор – надменный, но в то же время печальный, он скорбит о своём друге Патрокле, убитом Гектором. Конечно же, он сжалился над Приамом.

14 слайд

                                                             Работа по рисунку:

        Попробуйте определить по походке черты характера и темперамент каждого из этих людей.

Меланхолик     Флегматик       Сангвиник       Холерик 

15 слайд

      К средствам общения относят жесты. Существует язык жестов, известный у разных народов. Рассмотрим некоторые приветственные жесты на фотографиях: испанцы и мексиканцы выражают радость, прикладывая к губам три сложенных вместе пальца и воспроизводя звук поцелуя.

 16 слайд

  Довольный бразилец возьмётся за мочку уха.

17 слайд

      Тибетцы показывают незнакомцам язык. Это значит: всё хорошо, зла от меня не жди. /Тибет находится в Центральной Азии, занимая юго-западную окраину Китая/.

 18 слайд

     А теперь давайте сами побываем на месте представителей отдельных народов и поприветствуем друг друга.

  1. Египтяне, словно военные, прикладывают ладонь ко лбу.

2. Самоанцы принюхиваются.   /Государство Самоа в Тихом океане/.

3. Китайцы пожимают руки сами себе.

4. Латиноамериканцы обнимаются и хлопают друг друга по спине: голова справа – 3 хлопка, голова слева – 3 хлопка.

5. Полинезийцы тоже обнимаются, но при этом трут спины, а не ударяют по ним. /Полинезия в Тихом океане/.

    Кто хочет быть египтянином? Кто – самоанцем? Китайцем?  Выходим и приветствуем! Смелее!

    Теперь выйдут два латиноамериканца и два полинезийца.      Приветствуйте друг друга!

19 слайд

Снова обратимся к притче. Притча о яблоках.

      Купил человек себе новый, красивый дом. И сад с фруктовыми деревьями – всё хорошо, аккуратно.

      Рядом жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

      И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.

      Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и поставил на крыльцо злому соседу. Сын был очень удивлён и спросил у отца: «Почему ты так поступил?» Отец ему ответил: ЧТО-?

         20 слайд      – Кто чем богат, тот тем и делится!

                                                                      Мораль притчи:

           Хороший, порядочный человек совершает благородные, добрые поступки, старается делать добро людям.   Злой, завистливый человек делает всё наоборот, рядом с ним людям плохо.

21 слайд

                                                 Учимся общаться. Запомним правила общения:  

  1. Учись уступать и прощать слабости другого человека, будь снисходительным.
  2. Не спеши делать категорические выводы по первому впечатлению.
  3. Особенно избегай резких отрицательных оценок.

Словарь терминов:

      Снисходительность – отсутствие излишней требовательности по отношению к кому-либо, чему-либо.

      Категорический – однозначный, решительный, не допускающий возражений.

22 слайд

Давайте покажем инсценированную «Притчу о свечах». Выходим.

      Четыре свечи спокойно горели... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
      Первая сказала: "Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
       И огонёк свечи погас. Вторая сказала:
      "Я – Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."
       Подул лёгкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла:
      "Я – Любовь. У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят меня "
       И эта свеча угасла. Вдруг в комнату вошёл ребёнок. Испугавшись темноты, он заплакал.
Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
       "Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь другие свечи. Я – НАДЕЖДА !"

23 слайд

Мораль притчи:       Щелчок.

          Эта притча заставляет нас задуматься о ценностях жизни.  Людям необходимо верить друг другу, любить  и уважать окружающих. 

          Никогда нельзя сдаваться, нужно даже в самых сложных ситуациях сохранять надежду!

24 слайд

Пусть над вами, над вашим домом
Всегда сияют три звезды: Вера, Любовь, Надежда!

25 слайд

       Перед нами  6 правил Дейла Карнеги (1888-1955 гг.); американского педагога, психолога, специалиста  в области человеческих отношений), соблюдение которых позволяет понравиться людям.

   1). Улыбайтесь. (c. 97 книги Д. Карнеги – о мальчиках – калеках).

   2). Помните,  что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке (пример с кроликами).

  3). Искренне интересуйтесь другими людьми

(всем нам нравятся люди, которые восхищаются нами).

  4). Будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе.

  5). Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  6). Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.  

   26 слайд

          Известный промышленник, «стальной король» США, Эндрю Карнеги, рано проявил организаторские способности и талант руководителя. К десяти годам он обнаружил, что люди придают поразительно большое значение своему имени, и стал использовать это открытие, чтобы привлекать их на свою сторону. И вот пример.

        Ещё мальчиком, в Шотландии, он раздобыл крольчиху. Вскоре у него уже была целая куча крольчат, кормить же их было нечем. Но тут ему пришла в голову блестящая мысль. Он сказал соседским ребятам, что если они наберут достаточно клевера и одуванчиков, чтобы кормить кроликов, он даст детёнышам их имена.

        Его план сработал как по волшебству, и Карнеги запомнил это на всю жизнь.

27 слайд

        Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми.                  Однажды Дейл Карнеги поднимался по лестнице на станции метро в Нью-Йорке. Прямо перед ним с огромным трудом преодолевали ступени примерно 30-40 мальчиков-калек, опиравшихся на палки и костыли. Одного мальчугана несли на носилках. Карнеги был удивлён, что они веселы и смеются, и он сказал об этом сопровождавшему их человеку. «О да, – ответил тот, – когда ребёнок сознаёт, что останется калекой на всю жизнь, он вначале бывает потрясён, а затем, когда это состояние у него проходит, он обычно покоряется своей судьбе и становится счастливее здоровых детей».                                                           .     У прохожих было желание снять перед этими ребятами шляпу.

      28 слайд

      Вопрос: Как вы пониманиете слова Лиса из замечательной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький  принц”: “Ты всегда в ответе за всех, кого приручил”?        (с. 164-165).

     Примеры жестокости, предательства людей по отношению друг к другу и животным                 (приводят учащиеся).  

      Ребята, в каких красках для вас останется сегодняшний урок? (поднимите, пожалуйста, кружочки).

      29 слайд

.      А для меня наш сегодняшний урок останется в виде РАДУГИ:  все 7 цветов отображены, потому что мы говорили о разных средствах общения, о радостных, весёлых и печальных событиях, ну и работали, конечно же, не все одинаково.       ОЦЕНКИ!!!

      30 слайд

       И в заключение, позвольте мне сделать вам, ребята, такое напутствие. Один мудрец сказал: «Всё в твоих руках».  И вслед за этим мудрецом я  говорю вам, что, действительно, всё в ваших руках: учёба, дальнейшие пути-дороги, всё то, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, нельзя проходить мимо тех, кому нужны наши участие, милосердие, сострадание.

      (На фоне музыки – «Молитва»):

Пока земля ещё вертится,

Пока ещё ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет.

Умному дай голову,

Трусливому дай коня,

Каину дай раскаянье

И не забудь про меня.

      Ребята, это пронзительное философское произведение – «Молитва» Франсуа Вийона. (Поэт французского Средневековья).  Оно было создано очень давно (в 15 веке), но глубоко отражает сущность нашей настоящей жизни.

       Если бы все люди по возможности  бережнее  относились друг  к  другу, тогда не было бы конфликтов и войн.  

       Ребята, я благодарю вас за урок, за умные и добрые мысли, мне всегда

 приятно работать с вами. Я верю в то, что вы будете достойными гражданами

 нашей многострадальной, но такой великой Родины – России.

       Хочется надеяться и верить, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее!

       Урок окончен. Спасибо за урок!  

Тест на определение своего психологического типа по отношению к окружающим.

  Предлагаю оценить приведённые высказывания применительно  к  себе  

в  баллах от 0  до  4.(Ж. ’’Преподавание истории в школе’’,  №7-96г.,  с.97).

  1. Я легко сближаюсь с людьми.
  2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.        3. Я разговорчивый человек.
  1. Я непринуждённо чувствую себя с незнакомыми людьми. (просто, легко).
  2. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
  3. Мне удаётся оживить скучную компанию.            7. Я говорю быстро.

8.Когда я надолго оторван от людей, мне хочется поговорить с кем-нибудь.

Оценка результатов:

1-12 баллов – интраверт, т.е. обращённый в себя, сдержан, застенчив, серьёзен, любит порядок  (меланхолик и флегматик).  

13-24 баллов – амбаверт:  для  него  характерны  спокойные, ровные отношения  с  людьми;  ответственность  за  свои поступки  (сангвиник).

25-32 баллов – экстраверт:  словоохотливый, общительный оптимист, любит острые шутки,  несдержанный  (холерик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

Предмет обществознаниеКласс  9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...