Конспект урока обществознания в 6 классе на тему "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Показана необходимость общения для человека, воспитания культуры общения, чувства взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_po_obshchestvoznaniyu_obshchenie.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Тема: Общение.
Цель: Показать необходимость общения для человека; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
Начинаем наш урок, на котором мы, как обычно, будем отвечать на вопросы, обсуждать, давать оценку конкретных ситуаций, анализировать, делать выводы, высказывать собственную точку зрения, т.е. в процессе урока мы с вами что будем делать? (ОБЩАТЬСЯ).
Будем тактичны, предупредительны и снисходительны друг к другу.
Эпиграфом послужат слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения” .
Вопросы на повторение домашнего задания:
1). Что такое общение?
(Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей).
2 слайд
Определите, какое общение может происходить в предложенных ситуациях:
А). Один стоит, все остальные сидят, внимательно смотрят на стоящего (лекция, урок – деловое общение).
Б). Сидят, что-то обсуждают, видимо, работают в парах (деловое общение).
В). Два человека или несколько сидят в свободных позах, заинтересованно смотрят друг на друга, руками иногда легко касаются друг друга (доверительная дружеская беседа).
- слайд
1). Все ли люди одинаково общаются друг с другом, у всех одинаковые способности к общению?
2). Когда человек начинает общаться? (С первых дней жизни).
3). Может ли ребёнок, выросший без общения с людьми до 5-6 лет, развиваться как человек? Нет.
4). С кем и с чем можно общаться? Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор? Что значит общение с природой?
5). Зачем людям общение? Каковы цели общения? (Чтобы поделиться чувствами, мыслями, добиться взаимопонимания, посоветоваться).
6). Что происходит в ходе общения? (Обмен информацией, в т.ч. и о самом себе).
7). Что происходит с самими людьми в результате общения? (Люди меняются).
8). Может ли человек прожить без общения?
4 слайд
Вывод: Целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.
Через общение человек получает знания об окружающем мире, происходит передача опыта, ценностей, которые выработаны человечеством.
Честность, отзывчивость, принципиальность, доброта формируются в общении.
Важные черты культуры общения – уступчивость, доверие, уважение.
5 слайд
Продолжаем изучать тему «Общение»:
1. Как люди общаются.
2. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
3. «Слово – серебро, молчание – золото»
Нет одинаковых людей. Поведение их в процессе общения зависит от характера, темперамента. Вопрос: Вспомним типы темперамента.
6 слайд
Опишите поведение людей в соответствии с типом темперамента. Ситуации:
1) В автобусе кто-то испачкал человеку куртку. Как поведёт себя холерик, которому испачкали куртку? Сангвиник? Флегматик? Меланхолик?
2) Ученик получил «двойку». Как поведёт себя холерик, который получил «двойку»? (все будут виноваты, ещё и учителя обвинит). Сангвиник? Флегматик? Меланхолик?
7 слайд
Рассмотрим схему «Средства общения»
Средства общения:
Вербальные (словесные) Невербальные (несловесные)
Речь /речевое общение/ Неречевое общение
устная | письменная | |||||
вслух | про себя | |||||
взгляд (глаза) | прикосновение (рукопожатие) | мимика (движения мышц лица) | голос (интонация) | |||
поза (жесты) | движения (походка) | сигналы, значки-символы |
Конечно же, самый распространённый вид общения – это речевое общение.
8 слайд
Давайте прочитаем «Притчу о языке». Один король приказал своему слуге:
– Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!
Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришёл в восторг от прекрасно приготовленного блюда.
Через некоторое время король вызвал к себе слугу и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошёл на рынок и купил…язык.
– Я требовал, чтобы ты принёс самое горшее блюдо, а ты снова принёс язык, – рассердился король.
– Ваше величество! – сказал слуга. – На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Всё дело в языке…
Объясните, в чём мораль притчи. /Что мы делаем при помощи языка: хорошее и плохое?/
9 слайд
При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, помогаем, приветствуем, миримся, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга.
В то же время языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну, язык делает людей врагами.
Мораль притчи такова – всегда следите за своими словами и думайте, что вы говорите своим языком, слова всегда возвращаются к нам с удвоенной силой либо добра, либо зла.
А это уже зависит от вас, от вашего языка, что вы хотите получить в ответ!
10 слайд
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» – стихи Вадима Шефнера. «Я хочу как словом, так и делом наперёд всем быть» – слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
11 слайд (Ю.Б. Левитан)
Наряду с речевым общением важную роль играет неречевое общение.
Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Голос редкого тембра и выразительности имел диктор Юрий Борисович Левитан. Он в годы ВОВ читал наиболее важные сообщения – те, в которых чувства должны были звучать сильнее, чем слова.
/ Звучит объявление о начале войны /.
12 слайд
35% информации мы получаем с помощью глаз. Пословицы и поговорки о глазах: “Разговор с глазу на глаз”; “Беречь как зеницу ока”; “У другого в глазу соломинку примечает, а у себя бревна не замечает”; “Не верь ушам, верь своим очам”; “Правда глаза колит”; “Свой глаз – алмаз, а чужой –стекло ”.
Обратимся к картине В.Г. Перова «Охотники на привале». (с. 73 – учебник).
Пронзительный, колючий, сверлящий насквозь взгляд; ярость в глазах; острые, распахнутые, глаза; удивление в глазах.
13 слайд
Предлагаю рассмотреть картину Александра Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». События Троянской войны мы изучали в 5 классе. Напомню. Троянцы воевали с греками. Троянский воин Гектор был убит Ахиллесом, и его отец Приам просит у убийцы, Ахиллеса, отдать тело сына, чтобы похоронить его.
/ До этого Гектор убил Патрокла – друга Ахиллеса /.
Вопрос: Какой взгляд у старого Приама? (Умоляющий, униженный). Мы не слышим слов, но можем всё понять по взглядам, жестам, мимике.
Гектор – надменный, но в то же время печальный, он скорбит о своём друге Патрокле, убитом Гектором. Конечно же, он сжалился над Приамом.
14 слайд
Работа по рисунку:
Попробуйте определить по походке черты характера и темперамент каждого из этих людей.
Меланхолик Флегматик Сангвиник Холерик
15 слайд
К средствам общения относят жесты. Существует язык жестов, известный у разных народов. Рассмотрим некоторые приветственные жесты на фотографиях: испанцы и мексиканцы выражают радость, прикладывая к губам три сложенных вместе пальца и воспроизводя звук поцелуя.
16 слайд
Довольный бразилец возьмётся за мочку уха.
17 слайд
Тибетцы показывают незнакомцам язык. Это значит: всё хорошо, зла от меня не жди. /Тибет находится в Центральной Азии, занимая юго-западную окраину Китая/.
18 слайд
А теперь давайте сами побываем на месте представителей отдельных народов и поприветствуем друг друга.
- Египтяне, словно военные, прикладывают ладонь ко лбу.
2. Самоанцы принюхиваются. /Государство Самоа в Тихом океане/.
3. Китайцы пожимают руки сами себе.
4. Латиноамериканцы обнимаются и хлопают друг друга по спине: голова справа – 3 хлопка, голова слева – 3 хлопка.
5. Полинезийцы тоже обнимаются, но при этом трут спины, а не ударяют по ним. /Полинезия в Тихом океане/.
Кто хочет быть египтянином? Кто – самоанцем? Китайцем? Выходим и приветствуем! Смелее!
Теперь выйдут два латиноамериканца и два полинезийца. Приветствуйте друг друга!
19 слайд
Снова обратимся к притче. Притча о яблоках.
Купил человек себе новый, красивый дом. И сад с фруктовыми деревьями – всё хорошо, аккуратно.
Рядом жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.
И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и поставил на крыльцо злому соседу. Сын был очень удивлён и спросил у отца: «Почему ты так поступил?» Отец ему ответил: ЧТО-?
20 слайд – Кто чем богат, тот тем и делится!
Мораль притчи:
Хороший, порядочный человек совершает благородные, добрые поступки, старается делать добро людям. Злой, завистливый человек делает всё наоборот, рядом с ним людям плохо.
21 слайд
Учимся общаться. Запомним правила общения:
- Учись уступать и прощать слабости другого человека, будь снисходительным.
- Не спеши делать категорические выводы по первому впечатлению.
- Особенно избегай резких отрицательных оценок.
Словарь терминов:
Снисходительность – отсутствие излишней требовательности по отношению к кому-либо, чему-либо.
Категорический – однозначный, решительный, не допускающий возражений.
22 слайд
Давайте покажем инсценированную «Притчу о свечах». Выходим.
Четыре свечи спокойно горели... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала: "Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас. Вторая сказала:
"Я – Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла:
"Я – Любовь. У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят меня "
И эта свеча угасла. Вдруг в комнату вошёл ребёнок. Испугавшись темноты, он заплакал.
Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь другие свечи. Я – НАДЕЖДА !"
23 слайд
Мораль притчи: Щелчок.
Эта притча заставляет нас задуматься о ценностях жизни. Людям необходимо верить друг другу, любить и уважать окружающих.
Никогда нельзя сдаваться, нужно даже в самых сложных ситуациях сохранять надежду!
24 слайд
Пусть над вами, над вашим домом
Всегда сияют три звезды: Вера, Любовь, Надежда!
25 слайд
Перед нами 6 правил Дейла Карнеги (1888-1955 гг.); американского педагога, психолога, специалиста в области человеческих отношений), соблюдение которых позволяет понравиться людям.
1). Улыбайтесь. (c. 97 книги Д. Карнеги – о мальчиках – калеках).
2). Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке (пример с кроликами).
3). Искренне интересуйтесь другими людьми
(всем нам нравятся люди, которые восхищаются нами).
4). Будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе.
5). Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6). Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
26 слайд
Известный промышленник, «стальной король» США, Эндрю Карнеги, рано проявил организаторские способности и талант руководителя. К десяти годам он обнаружил, что люди придают поразительно большое значение своему имени, и стал использовать это открытие, чтобы привлекать их на свою сторону. И вот пример.
Ещё мальчиком, в Шотландии, он раздобыл крольчиху. Вскоре у него уже была целая куча крольчат, кормить же их было нечем. Но тут ему пришла в голову блестящая мысль. Он сказал соседским ребятам, что если они наберут достаточно клевера и одуванчиков, чтобы кормить кроликов, он даст детёнышам их имена.
Его план сработал как по волшебству, и Карнеги запомнил это на всю жизнь.
27 слайд
Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми. Однажды Дейл Карнеги поднимался по лестнице на станции метро в Нью-Йорке. Прямо перед ним с огромным трудом преодолевали ступени примерно 30-40 мальчиков-калек, опиравшихся на палки и костыли. Одного мальчугана несли на носилках. Карнеги был удивлён, что они веселы и смеются, и он сказал об этом сопровождавшему их человеку. «О да, – ответил тот, – когда ребёнок сознаёт, что останется калекой на всю жизнь, он вначале бывает потрясён, а затем, когда это состояние у него проходит, он обычно покоряется своей судьбе и становится счастливее здоровых детей». . У прохожих было желание снять перед этими ребятами шляпу.
28 слайд
Вопрос: Как вы пониманиете слова Лиса из замечательной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Ты всегда в ответе за всех, кого приручил”? (с. 164-165).
Примеры жестокости, предательства людей по отношению друг к другу и животным (приводят учащиеся).
Ребята, в каких красках для вас останется сегодняшний урок? (поднимите, пожалуйста, кружочки).
29 слайд
. А для меня наш сегодняшний урок останется в виде РАДУГИ: все 7 цветов отображены, потому что мы говорили о разных средствах общения, о радостных, весёлых и печальных событиях, ну и работали, конечно же, не все одинаково. ОЦЕНКИ!!!
30 слайд
И в заключение, позвольте мне сделать вам, ребята, такое напутствие. Один мудрец сказал: «Всё в твоих руках». И вслед за этим мудрецом я говорю вам, что, действительно, всё в ваших руках: учёба, дальнейшие пути-дороги, всё то, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, нельзя проходить мимо тех, кому нужны наши участие, милосердие, сострадание.
(На фоне музыки – «Молитва»):
Пока земля ещё вертится,
Пока ещё ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет.
Умному дай голову,
Трусливому дай коня,
Каину дай раскаянье
И не забудь про меня.
Ребята, это пронзительное философское произведение – «Молитва» Франсуа Вийона. (Поэт французского Средневековья). Оно было создано очень давно (в 15 веке), но глубоко отражает сущность нашей настоящей жизни.
Если бы все люди по возможности бережнее относились друг к другу, тогда не было бы конфликтов и войн.
Ребята, я благодарю вас за урок, за умные и добрые мысли, мне всегда
приятно работать с вами. Я верю в то, что вы будете достойными гражданами
нашей многострадальной, но такой великой Родины – России.
Хочется надеяться и верить, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее!
Урок окончен. Спасибо за урок!
Тест на определение своего психологического типа по отношению к окружающим.
Предлагаю оценить приведённые высказывания применительно к себе
в баллах от 0 до 4.(Ж. ’’Преподавание истории в школе’’, №7-96г., с.97).
- Я легко сближаюсь с людьми.
- У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь. 3. Я разговорчивый человек.
- Я непринуждённо чувствую себя с незнакомыми людьми. (просто, легко).
- Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.
- Мне удаётся оживить скучную компанию. 7. Я говорю быстро.
8.Когда я надолго оторван от людей, мне хочется поговорить с кем-нибудь.
Оценка результатов:
1-12 баллов – интраверт, т.е. обращённый в себя, сдержан, застенчив, серьёзен, любит порядок (меланхолик и флегматик).
13-24 баллов – амбаверт: для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми; ответственность за свои поступки (сангвиник).
25-32 баллов – экстраверт: словоохотливый, общительный оптимист, любит острые шутки, несдержанный (холерик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания 11 класс
Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...
Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"
Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....
конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...
план конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
урок разработан с использованием метода кейс - стади....
Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко
Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....
Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.
Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....
Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".
Предмет обществознаниеКласс 9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...