Кейс-технология на уроках права
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Кейс-техгнллоогии позволяют в нестандартной фороме активизировать мыследеятельность обучающихся, замотивировать на решенеие проблемы, противоречия. Как показывает практика после таких уроков мотивация к обучению возрастает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovye_keysy_.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс1. Предприниматель
…Однажды главный редактор газеты «Правовая Мысль» поручил одному известному журналисту города N Станиславу Перову написать статью о правах несовершеннолетних. Журналист Станислав Перов для написания статьи решил обратиться к заслуженному юристу города уже пребывающему на заслуженной пенсии Семену Семеновичу Лежебоке…
- Ах, да, молодой человек, переставая мешать ложечкой только что заваренный чай, проговорил Семен Семенович, вы просите рассказать какую-нибудь занимательную историю, что ж, извольте… А на следующий день в газете «Правовая Мысль» появилась статья под заголовком «Предприниматель», помимо всего прочего в ней, в частности говорилось:
«В отделение полиции города N 01.07.2007 г. сознательными гражданами города был доставлен молодой человек 21.03.1991 г.р. Юноша был крайне возмущен и говорил о том, что с ним поступают несправедливо. - Вот уже четвертый месяц я работаю сам на себя, - говорил юноша, несу имущественную ответственность, выплачиваю налоги, а тут мне говорят, что я не имею право заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку мне не исполнилось, видите ли, 18 лет. Я выпекаю в своей кондитерской свой продукт, продаю людям, чем же не угодил вам граждане мои дорогие, продолжал возмущаться юноша. - Ага, куда только его родители смотрят, сварливо проговорила пожилая женщина, вот взять бы ремень… Молодого человека успокоил представитель власти. - У вас документы имеются? Да, конечно, и молодой человек подал следователю папку с документами. Ну что ж, сейчас разберемся…
Через 30 минут молодой человек был отпущен с извинениями из отдела полиции, а бдительным гражданам сделан выговор за низкую правовую грамотность….»
Задания к кейсу.
- Правомерно ли было решение следователя отпустить молодого человека? Если да, то, какими нормативными документами руководствовался следователь?
- Справедливо или несправедливо возмущались бдительные граждане тем, что он не имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, потому что ему не исполнилось 18 лет? Свой ответ аргументируйте.
- Какие документы (документ) находились в папке молодого человека, позволившего следователю его отпустить?
- Какие условия необходимы при проведении процедуры эмансипации?
Ответы к кейсу 1:
- Решение следователя правомерно. На основании ст. 27 Гражданского кодекса РФ (эмансипация), ст. 63 Трудового кодекса РФ. (возраст, с которого разрешается заключение трудового договора).
- Несправедливо. Граждане, согласно ст. 63 трудового кодекса РФ, имеют право заниматься предпринимательской и трудовой деятельность с 16 летнего возраста.
- 1. Решение органа опеки и попечительства (или решение суда) об эмансипации несовершеннолетнего.
- Условия, необходимые для проведения процедуры эмансипации:
1. Гражданин работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
2. Имеется согласие родителей на эмансипацию ( в случае отсутствия согласия родителей, законных представителей эмансипация производится по решению суда).
3. Гражданин(ка) должен(а) достигнуть возраста 16 лет.
4. Написанное гражданином лично заявление в орган опеки и попечительства, или в суд о признании его эмансипированным.
Кейс 2. Правонарушительница.
Журналист Станислав Перов с нетерпением ждал очередной истории от Семена Семеновича Лежебоки, которую он сможет поместить в своей газете «Правовая Мысль». Однако пожилой юрист не торопился, как будто копался в памяти, и, наконец, хитро прищурив глаза начал говорить… Было это не так уж и давно, к слову сказать, совсем недавно….
,,, А на следующий день главному редактору газеты «Правовая Мысль» на стол легла статья журналиста Перова с заголовком «Правонарушитель» и, странное дело, редактор решил её не печатать! А в статье, между прочим, говорилось следующее:
«В одном из рейсовых автобусов маршрута №44 города N произошла кража кошелька у гражданина С. Пассажиры автобуса задержали несовершеннолетнюю девушку Дашу С., ученицу 9-го класса средней школы №12 и вызвали наряд полиции. Приехавший на место преступления наряд полиции незамедлительно доставил Дашу в отдел. Даша всячески отрицала свою вину, плакала и пыталась убедить следователя, что она не виновата, просила позвонить родителям, сообщить в школу. Но доблестный следователь Герасименко И.А. не внял просьбам правонарушительницы, заявив, что ему и так всё ясно, есть свидетельские показания, ее, Дашу обличающие. Даша плакала и просила вызвать хотя бы защитника, но следователь заявил, что согласно уголовно-процессуальному кодексу адвокат ей не полагается . Так прошло более 4-х часов допроса , пока, наконец, процедура допроса, проводимая следователем Герасименко не была завершена…»
Задания к кейсу.
- Как вы думаете, почему главный редактор газеты «Правовая Мысль» отказался напечатать статью журналиста?
- Каким (какими) нормативно-правовыми актами, регламентируется проведение следственных мероприятий в отношении несовершеннолетнего подозреваемого в совершении правонарушения?
- Права ли была Даша, заявляя свои права? Какие права имеет несовершеннолетний при проведении производства по уголовному делу? Свой ответ аргументируйте.
Ответы к кейсу 2.
- Главный редактор поступил правильно. В статье журналиста следователь самым грубым образом нарушил права несовершеннолетней правонарушительницы, что было недопустимо, и скорее всего, клеветой на сотрудника полиции.
- Глава 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Иные нормативно-правовые акты (Уголовеый кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка)
- Несовершеннолетний подозреваемый при проведении производства по уголовному делу имеет право на:
А. Незамедлительное оповещение родителей (законных представителей) о его задержании.
Б. При проведении допроса обязательно присутствие защитника (адвоката) (ст. 425 УПК РФ)
В. Допрос подозреваемого не может длиться в общей сложности более 4-х часов в день. После 2-х часового допроса должен быть перерыв. (ст. 425 УПК РФ)
Г. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.(ст.425УПКРФ)
Д. В случае тзбрания меры пресечения несовершеннолетнему должна рассматриваться мера отдачи несовершеннолетнего под присмотр (ст. 105 УПК РФ).
Кейс 3. «Педсовет»
Ну что же, Семен Семенович, обратился Станислав Перов к мудрому юристу, напоследок, может расскажете еще что-нибудь? Ну что ж, молодой человек, пожалуй, я могу вспомнить еще кое-что. И Семен Семенович Лежебока начал свой рассказ…
… А в газете «Правовая Мысль», как вы уже догадались, появилась статься под заголовком «Педсовет» журналиста Станислава Перова. В статье говорилось об одном очень несчастном молодом человеке:
« - Ну сколько можно, говорила классная руководитель 10-го класса Марья Николаевна Панова, этот Гавриленко совершенно не поддается педагогическому воздействию, никого не слушает, пререкается… Систематически пропускает занятия, ругается нецензурной бранью,
- Да-да, вторила ей учитель химии Анна Дмитриевна, не далее как вчера он с ножом вымогал деньги у 5-тиклассника Трофимова…
Так проходил педагогический совет а одной из школ города N на который был приглашен 16-летний ученик 10-го класса, «гроза всей школы» Гавриленко Алексей и его мама. Алексей вел себя развязно, постоянно держал руки в карманах. Мама была очень самоуверенной дамой и, что естественно, защищала сына:
- Вы не имеете права отчислять его он несовершеннолетний! Я знаю свои права! Никуда не денетесь, доучите уж, за что вам государство деньги платит! Она скрестила руки на груди и торжествующе посмотрела на педагогический коллектив…. Через 1 час ей и Алексею было сообщено решение педагогического совета школы, о том, что её сын Гавриленко Алексей из школы отчислен… Я на вас управу найду, занялись беспределом, видите ли, и женщина взволнованная вышла из учительской в которой воцарилась гробовая тишина…»
Задания к кейсу
- Кто оказался прав, учителя или мама Алексея? Имеет ли право педагогический совет школы отчислить несовершеннолетнего? Свой ответ аргументируйте.
- Какими нормативно-правовыми актами (актом) регламентируются права и обязанности ребенка в сфере образования?
- Укажите возраст, с которого, по вашему мнению, может быть отчислен учащийся из образовательного учреждения.
Ответы к кейсу 3.
- Правы учителя. В соответствии с законом в случае грубого нарушения правил внутреннего трудового распорядка, устава школы к учащемуся может быть применена мера дисциплинарного взыскания - отчисление из школы.
- «ФЗ об образовании №273»., региональные, муниципальные, локальные нормативно-правовые акты ( Например: Закон об образовании края или области, постановления муниципальных орагнов власти города, района, локальные акты школы - Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка и т.п.)
- Согласно ст. 61 ФЗ об образовании №273 при достижении возраста 15 лет. Отчисление обучающихся из школы не достигших возраста 15 лет не допускается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кейс-технология, как условие активизации самостоятельной работы учащихся, на уроках технологии»
Применение "Кейс-технологии" на уроках технологии...
Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"
Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....
Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций
Сущность кейс – технологии - изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычн...
Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.
В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....
Материалы к уроку "Институт семьи и брака" по праву (кейс-технология)_11 кл. социально-экономического профиля
Материалы предназначены для реализации кейс-технологии и технологии критического мышления на уроке права по теме "Институт семьи и брака". Папка содержит юридические документы для анализа обучаю...
Фитжитал - зал конференции. Тема выступления: " Кейс - технология - технология активного обучения. Практический кейс по геометрии. Комментарии к статье учителей округа.
Фитжитал - зал конференции. Тема выступления: " Кейс - технология - технология активного обучения. Практический кейс по геометрии.Комментарии к статье учителей округа....
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма». Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий.
Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма».Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий....