Урок обществознания в 9 классе по теме "Правовое регулирование трудовых отношений"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

В данном уроке рассматривается регулирование трудовых отношений нормами права, учащиеся знакомятся с особенностью трудовых отношений для несовершеннолетних работников, учатся решать правовые задачи по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе 2013г по теме « Правовое регулирование трудовых отношений».

Цели урока:

В ходе урока учащиеся смогут:

-узнать, как трудовые отношения регулируются нормами права, познакомиться с основными понятиями, познакомиться с условиями возникновения и прекращения трудовых отношений, рассмотреть, какие льготы имеют несовершеннолетние работники.

-анализировать правовые источники, работать с правовыми понятиями, высказывать свои мнения, отстаивать свою точку зрения, участвовать в моделировании правовых ситуаций;

-осознать ценность труда, значимость трудового законодательства,

Оборудование: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, макет индивидуального трудового договора, правовые ситуации, компьютерная ситуация; высказывания:

«Труд облагораживает человека» В.Г.Белинский.

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни»

А.П.Чехов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход проведения урока:

1. Мотивация.

Учитель знакомит учащихся с проблемной правовой ситуацией, где описывается поступление в магазин на работу несовершеннолетней Ольги, которая проработав неделю и попав в больницу с аппендицитом, после больницы на работу не попала. Ей было заявлено администрацией магазина, что она больше не работает, что договор с ней не заключали, что магазину не нужны работники, которые болеют.

Такие и подобные ситуации могут произойти с каждым из вас, из ваших знакомых. Помочь нам разобраться в таких и подобных ситуациях поможет наш урок по теме «Труд и право»

Вопросы к классу: 1. Что вам хотелось для себя узнать, изучая эту тему?

  1. Важен ли для ребят разговор на данную тему?
  2. Почему этот разговор важен?

Слайд №.2 «Цели урока»

Слайд № 3» План изучения нового материала»

План изучения нового материала:

1 .Трудовое право. В чем заключается наше право на труд.

  1. Трудовой контракт.
  2. Условия расторжения трудовых отношений.
  3. Рабочее время и время отдыха.
  4. Льготы для несовершеннолетних по трудовому законодательству.

В сегодняшней России, в условиях развития рыночных отношений, в условиях существования предприятий, разных форм собственности, где взаимодействуют свободный работодатель и свободный работник, каждому человеку важно знать, как его труд защищён законом.

1. Трудовое право. В чём заключается наше право на труд.

Вопросы беседы:        1. Что такое труд. Виды труда?

2. Всякий ли труд регулируется нормами права?

Отношения, которые возникают между работником и работодателем регулируются нормами трудового права.

Работа с текстом учебника. Найдите определение понятия трудового права.

Нормы трудового права регулируют сам процесс труда, устанавливают, каким должно быть поведение его участников.

Выясним, какие правовые источники регулируют трудовые отношения.

Слайд №4. «Источники трудового права»

Конституция, КЗоТ, Указы Президента, нормативные акты министерства, коллективные договора, приказы, распоряжения администрации предприятия — все эти документы называются источниками трудового права.

Работа учащихся с Конституцией РФ.

Проработайте статью 37 Конституции, где говорится о праве на труд.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что означает право на труд, гарантированное Основным законом в нашей стране?
  2. Гарантирует ли Конституция подлинную занятость всем людям, желающим трудиться?
  3. Защищает ли Конституция от безработицы? +

Слайд №5 « В чём заключается наше право на труд»

2.Трудовой контракт.

Кроме Конституции РФ, трудовые отношения регулируются Кодексом законов о труде. Трудовые отношения возникают при заключении трудового договора (Контракта)

Работа учащихся со статьями Кодекса: 56, 57,58, 61,63,65,70

Вопросы для обсуждения:

Слайд № 6,7 (Трудовой договор, обязанности сторон )

1 .Что такое трудовой договор? Какие условия обязательны для включения в трудовой договор?

Поработайте со статьей 57 ТК.

Слайд №8, содержание Трудового договора

Практическое задание

Найдите ошибки в трудовом договоре:

Трудовой договор

Мы, нижеподписавшиеся, Иванов Анатолий Иванович с одной стороны и фирма "УГУ" с другой, составили настоящий договор о том, что Иванов А.И. обязуется произвести ремонт офиса фирмы в течение 20 дней с момента заключения договора, а фирма "УГУ" - оплатить работу в размере 7000 рублей по завершении работ.

Подписи:

22 февраля 2013 года

ОТВЕТ: 1) не указаны фамилия, имя и отчество работодателя, заключившего трудовой договор от имени фирмы; 2) не указана профессия работника; 3) не перечислены виды работ, которые должны быть выполнены во время ремонта, их объем и качество; 4) отсутствуют права работника; 5) не указаны права работодателя; 6) не оговорена ответственность сторон; 7)не охарактеризованы условия труда; 8) не указан режим труда и отдыха работника; 9) не оговорены виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. (9 баллов, по 1 за каждую найденную ошибку).

Слайд № 9

  1. С        какого возраста человек может заключать трудовой договор?
  2. Может        ли человек поступать на работу в 15, в 14, до 14 лет?
  3. Не противоречит ли это ст. 32. Конвенции о правах ребёнка, где указывается, что ребёнок имеет право на защиту от экономической эксплуатации?

Слайд 10( Документы для заключения трудового договора)

  1. Какие документы необходимо предъявлять для заключения трудового договора? Слайд №11
  2. Какие бывают виды трудовых договоров? Что значит срочный, бессрочный трудовой договор?
  1. Условия расторжения трудовых отношений.

Работа учащихся со статьями Кодекса:77,80,81,269

Вопросы для обсуждения:

1 .Каковы условия расторжения трудового договора?

(общие основания, по инициативе работника, по инициативе работодателя)

  1. Условия        расторжения трудового договора
  • по инициативе работника?
  • по инициативе работодателя Слайды 12-15
  1. Каковы условия расторжения трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя?
  1. Рабочее        время и время отдыха.

Сообщение учителя.

Время, в течение которого работник исполняет свои трудовые обязанности, называется рабочим временем.

Таблица «Рабочее время» Слайды 16,17,18.        

40 ЧАСОВ

НОРМАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

24 ЧАСА

РАБОТНИКАМ ДО 16 ЛЕТ

36 ЧАСОВ

РАБОТНИКАМ ОТ16 ДО 18 ЛЕТ

20ЧАСОВ

УЧАЩИМСЯ, РАБОТАЮЩИМ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю Для работников в возрасте:

  • до 16 лет она сокращается на 16 часов и составляет24 часа в неделю,
  • от16до 18 лет сокращается на 4 часа в неделю и составляет Зб часов

- для учащихся образовательных учреждений, до 18 лет, работающих в течение учебного года, рабочее время не может превышать половины нормального рабочего времени, т.е. 20часов.

5Льготы для несовершеннолетних по трудовому праву.

Работа учащихся со статьями Кодекса:96,122,115,268,269.

Закрепление изученного материала:

Слайды 19-25

Работа с правовыми ситуациями.( ситуации прилагаются)

Закрепление материала темы:

Тесты

1.3акончите следующее определение: «Трудовое право есть совокупность правовых норм, регулирующих

а)        отношения в сфере трудовой деятельности»;

б)        договорные отношения»;

в)        семейные отношения».

2. В каком основном правовом акте собраны нормы трудового права?

а)        в Уложении о трудовых отношениях;

б)        в Кодексе законов о труде;

З.Что нередко заключают между собой работодатель и работник?

а)        пакт о дружбе;

б)        договор о взаимном погашении долгов;

в)        трудовой договор.

  1. Закончите следующее утверждение: « Если подобный договор заключают с работодателем все наемные работники сразу, то он называется

а)        конвенция о трудовых отношениях;

б)        декларация о намерениях;

в)        коллективный договор.

  1. Какие        льготы имеют несовершеннолетни в соответствии с законодательством о труде?

а)        им платят больше, чем взрослым;

б)        у них короче рабочий день;

в)        им в обязательном порядке дают на обед пепси-колу;

г)        им дают более продолжительный отпуск;

д)        их нельзя даже временно командировать на тяжелые работы;

е)        для них предусмотрен отпуск только в летнее время;

  1. На        эти суждения надо дать ответ» да» или «нет»

а)        при поступлении на работу необходимо пройти медицинский осмотр тем, кому не исполнилось ещё 21 года.

б)        Уволить работника могут при сокращении штата на предприятии.

в)        Закон позволяет для работников устанавливать испытательный срок.

г)        Каждый человек может начать трудовую деятельность с 15 лет.

д)        Закон запрещает привлекать людей к сверхурочным работам.

Подведение итогов урока:

Оцените урок, ответив на предложенные вопросы.

1 .Самое интересное на уроке было ...

2.На уроке удалось дать ответы на вопросы ...

3 .Мне понравилось ...

  1. Мне хотелось бы больше узнать о ...
  2. Мне не понравилось ... 6, Мне пригодиться в реальной жизни ...

Домашнее задание: параграф 16, выписать из ТК льготы для н/л

Правовые ситуации

Представьте, что вы находитесь в юридической консультации и к вам пришёл посетитель с просьбой разрешить возникшую проблему.

Задача 1. 13-летний Д. пришёл наниматься на работу грузчиком в магазин, родители дали согласие на то, чтобы ребёнок работал в свободное от учебы время.

Ответьте на вопрос посетителя, примут его на работу или нет?

Задача 2. 15- летний К. в свободное от учёбы время работает курьером по доставке почты. Начальник почтового отделения установил для подростка рабочий день продолжительностью 4 часа.

Правомочны ли действия начальника почты?

Задача 3. 17 летний чертежник Волков проработал в учреждении 9 месяцев и подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска в летнее время. Начальник отдела, ссылаясь на то, что во - первых, летом и так много сотрудников находится в отпуске он отпустить Волкова в очередной отпуск не может а, во-вторых, для того, что бы пойти в отпуск необходимо проработать в учреждении 11 месяцев.

Соответствовало ли закону решение начальника отдела?

Задача 4. Несовершеннолетний Потапов устроился на предприятие «Луч». В распоряжении о приеме на работу с его согласия было указано условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По истечении 3-х месяцев работника уволили, призван неудовлетворительным результат испытания.

Правомерно ли был уволен Потапов? Почему?

Задача 5. Ольга после окончания библиотечного колледжа заключила трудовой договор с администрацией библиотеки. В договор было включено условие об испытательном сроке. Правомерно ли включение такого условия в данном случае в трудовой договор?



Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе 2013г по теме « Правовое регулирование трудовых отношений».

Цели урока:

В ходе урока учащиеся смогут:

-узнать, как трудовые отношения регулируются нормами права, познакомиться с основными понятиями, познакомиться с условиями возникновения и прекращения трудовых отношений, рассмотреть, какие льготы имеют несовершеннолетние работники.

-анализировать правовые источники, работать с правовыми понятиями, высказывать свои мнения, отстаивать свою точку зрения, участвовать в моделировании правовых ситуаций;

-осознать ценность труда, значимость трудового законодательства,

Оборудование: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, макет индивидуального трудового договора, правовые ситуации, компьютерная ситуация; высказывания:

«Труд облагораживает человека» В.Г.Белинский.

«Без труда не может быть чистой и радостной жизни»

А.П.Чехов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход проведения урока:

1. Мотивация.

Учитель знакомит учащихся с проблемной правовой ситуацией, где описывается поступление в магазин на работу несовершеннолетней Ольги, которая проработав неделю и попав в больницу с аппендицитом, после больницы на работу не попала. Ей было заявлено администрацией магазина, что она больше не работает, что договор с ней не заключали, что магазину не нужны работники, которые болеют.

Такие и подобные ситуации могут произойти с каждым из вас, из ваших знакомых. Помочь нам разобраться в таких и подобных ситуациях поможет наш урок по теме «Труд и право»

Вопросы к классу: 1. Что вам хотелось для себя узнать, изучая эту тему?

  1. Важен ли для ребят разговор на данную тему?
  2. Почему этот разговор важен?

Слайд №.2 «Цели урока»

Слайд № 3» План изучения нового материала»

План изучения нового материала:

1 .Трудовое право. В чем заключается наше право на труд.

  1. Трудовой контракт.
  2. Условия расторжения трудовых отношений.
  3. Рабочее время и время отдыха.
  4. Льготы для несовершеннолетних по трудовому законодательству.

В сегодняшней России, в условиях развития рыночных отношений, в условиях существования предприятий, разных форм собственности, где взаимодействуют свободный работодатель и свободный работник, каждому человеку важно знать, как его труд защищён законом.

1. Трудовое право. В чём заключается наше право на труд.

Вопросы беседы:        1. Что такое труд. Виды труда?

2. Всякий ли труд регулируется нормами права?

Отношения, которые возникают между работником и работодателем регулируются нормами трудового права.

Работа с текстом учебника. Найдите определение понятия трудового права.

Нормы трудового права регулируют сам процесс труда, устанавливают, каким должно быть поведение его участников.

Выясним, какие правовые источники регулируют трудовые отношения.

Слайд №4. «Источники трудового права»

Конституция, КЗоТ, Указы Президента, нормативные акты министерства, коллективные договора, приказы, распоряжения администрации предприятия — все эти документы называются источниками трудового права.

Работа учащихся с Конституцией РФ.

Проработайте статью 37 Конституции, где говорится о праве на труд.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что означает право на труд, гарантированное Основным законом в нашей стране?
  2. Гарантирует ли Конституция подлинную занятость всем людям, желающим трудиться?
  3. Защищает ли Конституция от безработицы? +

Слайд №5 « В чём заключается наше право на труд»

2.Трудовой контракт.

Кроме Конституции РФ, трудовые отношения регулируются Кодексом законов о труде. Трудовые отношения возникают при заключении трудового договора (Контракта)

Работа учащихся со статьями Кодекса: 56, 57,58, 61,63,65,70

Вопросы для обсуждения:

Слайд № 6,7 (Трудовой договор, обязанности сторон )

1 .Что такое трудовой договор? Какие условия обязательны для включения в трудовой договор?

Поработайте со статьей 57 ТК.

Слайд №8, содержание Трудового договора

Практическое задание

Найдите ошибки в трудовом договоре:

Трудовой договор

Мы, нижеподписавшиеся, Иванов Анатолий Иванович с одной стороны и фирма "УГУ" с другой, составили настоящий договор о том, что Иванов А.И. обязуется произвести ремонт офиса фирмы в течение 20 дней с момента заключения договора, а фирма "УГУ" - оплатить работу в размере 7000 рублей по завершении работ.

Подписи:

22 февраля 2013 года

ОТВЕТ: 1) не указаны фамилия, имя и отчество работодателя, заключившего трудовой договор от имени фирмы; 2) не указана профессия работника; 3) не перечислены виды работ, которые должны быть выполнены во время ремонта, их объем и качество; 4) отсутствуют права работника; 5) не указаны права работодателя; 6) не оговорена ответственность сторон; 7)не охарактеризованы условия труда; 8) не указан режим труда и отдыха работника; 9) не оговорены виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. (9 баллов, по 1 за каждую найденную ошибку).

Слайд № 9

  1. С        какого возраста человек может заключать трудовой договор?
  2. Может        ли человек поступать на работу в 15, в 14, до 14 лет?
  3. Не противоречит ли это ст. 32. Конвенции о правах ребёнка, где указывается, что ребёнок имеет право на защиту от экономической эксплуатации?

Слайд 10( Документы для заключения трудового договора)

  1. Какие документы необходимо предъявлять для заключения трудового договора? Слайд №11
  2. Какие бывают виды трудовых договоров? Что значит срочный, бессрочный трудовой договор?
  1. Условия расторжения трудовых отношений.

Работа учащихся со статьями Кодекса:77,80,81,269

Вопросы для обсуждения:

1 .Каковы условия расторжения трудового договора?

(общие основания, по инициативе работника, по инициативе работодателя)

  1. Условия        расторжения трудового договора
  • по инициативе работника?
  • по инициативе работодателя Слайды 12-15
  1. Каковы условия расторжения трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя?
  1. Рабочее        время и время отдыха.

Сообщение учителя.

Время, в течение которого работник исполняет свои трудовые обязанности, называется рабочим временем.

Таблица «Рабочее время» Слайды 16,17,18.        

40 ЧАСОВ

НОРМАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

24 ЧАСА

РАБОТНИКАМ ДО 16 ЛЕТ

36 ЧАСОВ

РАБОТНИКАМ ОТ16 ДО 18 ЛЕТ

20ЧАСОВ

УЧАЩИМСЯ, РАБОТАЮЩИМ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю Для работников в возрасте:

  • до 16 лет она сокращается на 16 часов и составляет24 часа в неделю,
  • от16до 18 лет сокращается на 4 часа в неделю и составляет Зб часов

- для учащихся образовательных учреждений, до 18 лет, работающих в течение учебного года, рабочее время не может превышать половины нормального рабочего времени, т.е. 20часов.

5Льготы для несовершеннолетних по трудовому праву.

Работа учащихся со статьями Кодекса:96,122,115,268,269.

Закрепление изученного материала:

Слайды 19-25

Работа с правовыми ситуациями.( ситуации прилагаются)

Закрепление материала темы:

Тесты

1.3акончите следующее определение: «Трудовое право есть совокупность правовых норм, регулирующих

а)        отношения в сфере трудовой деятельности»;

б)        договорные отношения»;

в)        семейные отношения».

2. В каком основном правовом акте собраны нормы трудового права?

а)        в Уложении о трудовых отношениях;

б)        в Кодексе законов о труде;

З.Что нередко заключают между собой работодатель и работник?

а)        пакт о дружбе;

б)        договор о взаимном погашении долгов;

в)        трудовой договор.

  1. Закончите следующее утверждение: « Если подобный договор заключают с работодателем все наемные работники сразу, то он называется

а)        конвенция о трудовых отношениях;

б)        декларация о намерениях;

в)        коллективный договор.

  1. Какие        льготы имеют несовершеннолетни в соответствии с законодательством о труде?

а)        им платят больше, чем взрослым;

б)        у них короче рабочий день;

в)        им в обязательном порядке дают на обед пепси-колу;

г)        им дают более продолжительный отпуск;

д)        их нельзя даже временно командировать на тяжелые работы;

е)        для них предусмотрен отпуск только в летнее время;

  1. На        эти суждения надо дать ответ» да» или «нет»

а)        при поступлении на работу необходимо пройти медицинский осмотр тем, кому не исполнилось ещё 21 года.

б)        Уволить работника могут при сокращении штата на предприятии.

в)        Закон позволяет для работников устанавливать испытательный срок.

г)        Каждый человек может начать трудовую деятельность с 15 лет.

д)        Закон запрещает привлекать людей к сверхурочным работам.

Подведение итогов урока:

Оцените урок, ответив на предложенные вопросы.

1 .Самое интересное на уроке было ...

2.На уроке удалось дать ответы на вопросы ...

3 .Мне понравилось ...

  1. Мне хотелось бы больше узнать о ...
  2. Мне не понравилось ... 6, Мне пригодиться в реальной жизни ...

Домашнее задание: параграф 16, выписать из ТК льготы для н/л

Правовые ситуации

Представьте, что вы находитесь в юридической консультации и к вам пришёл посетитель с просьбой разрешить возникшую проблему.

Задача 1. 13-летний Д. пришёл наниматься на работу грузчиком в магазин, родители дали согласие на то, чтобы ребёнок работал в свободное от учебы время.

Ответьте на вопрос посетителя, примут его на работу или нет?

Задача 2. 15- летний К. в свободное от учёбы время работает курьером по доставке почты. Начальник почтового отделения установил для подростка рабочий день продолжительностью 4 часа.

Правомочны ли действия начальника почты?

Задача 3. 17 летний чертежник Волков проработал в учреждении 9 месяцев и подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска в летнее время. Начальник отдела, ссылаясь на то, что во - первых, летом и так много сотрудников находится в отпуске он отпустить Волкова в очередной отпуск не может а, во-вторых, для того, что бы пойти в отпуск необходимо проработать в учреждении 11 месяцев.

Соответствовало ли закону решение начальника отдела?

Задача 4. Несовершеннолетний Потапов устроился на предприятие «Луч». В распоряжении о приеме на работу с его согласия было указано условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По истечении 3-х месяцев работника уволили, призван неудовлетворительным результат испытания.

Правомерно ли был уволен Потапов? Почему?

Задача 5. Ольга после окончания библиотечного колледжа заключила трудовой договор с администрацией библиотеки. В договор было включено условие об испытательном сроке. Правомерно ли включение такого условия в данном случае в трудовой договор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Урок обществознания 8 класс. Межнациональные отношения.

Межпредметные связи: история, география....

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Правовое регулирование трудовых отношений"

Методическая разработка урока  обществознания 10 класс по теме "Правовое регулирование трудовых отношений" с использованием заданий формата ЕГЭ и выдержек из трудового кодекса. Автор Учитель исто...

Презентация по теме "Правовое регулирование трудовых отношений"

Презентация к уроку " Правовое регулирование трудовых отношений "  позволит учащимся 9 класса лучше усвоить материал урока, выяснить особенности регулирования трудовых отношений несовер...

Презентация к уроку обществознания в 9 классе на тему "Правовое регулирование трудовых отношений"

Презентация  на тему "Правовое регулирование трудовых отношений "позволит учащимся 9 класса  познакомиться с основами трудового права, с особенностями регулирования  трудовых ...