факторы производства
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Ольга Васильевна Кузнецова

факторы производства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_proizvodstva.docx147.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Факторы производства».

Используется в качестве подготовки к экзамену по обществознанию, а так же на индивидуально-групповых занятиях.

Цели урока:        

  1. Обучающая – сформировать представление  учащихся о факторах производства; рассмотреть основные виды факторов производства и их характеристику; способствовать формированию навыков практической, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.
  2. Развивающая –  умения учащихся анализировать полученную информацию и выделять главное,  развитие памяти, внимания, расширение экономического кругозора.
  3. Воспитывающая  - формирование правильного отношения и ответственности к труду, воспитание дисциплинированности и экономической грамотности.

Форма обучения: фронтальная

Форма организации обучения: лекция

Тип урока: сообщение новых знаний с применением информационных технологий

Методы обучения:

- по способу передачи и восприятия – лекция с элементами беседы

- по способу познавательной деятельности учащихся – восприятие и осмысление новых знаний

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, презентация, школьная доска, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка внешнего состояния кабинета. Проверка готовности к уроку: наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей. Проверка посещаемости по журналу. Проверка рабочей позы и внешнего вида учащихся.

2) Всесторонняя проверка знаний учеников

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. кто такой потребитель, рациональный потребитель и как он может защитить свои права?

2. что такое бюджет, и какие виды бюджета мы рассматривали?

3. что такое расходы и доходы семьи, перечислите их виды.

3) Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала

Учащиеся получают информацию об изучении новой темы. Записывается тема урока. Для усвоения материала необходимо знать, что такое факторы производства, основные виды и их характеристика.

4) Усвоение новых знаний

В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в конспектах:

 «Факторы производства»

На предыдущих занятиях мы с вами говорили о том, что для удовлетворения материальных потребностей людей необходимо производство. Что такое производство? (выслушиваются ответы учащихся).

Производство – процесс создания жизненных благ (учащиеся записывают определение в тетради).

Производство включает в себя ряд элементов и ФАКТОРОВ или ресурсов.

Давайте вспомним, что мы говорили на первом занятии об ограниченности ресурсах. Скажите, что такое ресурсы, и на какие виды они подразделяются? (выслушиваются ответы учащихся)

Экономические ресурсы – это средства, которые используются для    производства экономических благ и имеются в ограниченном количестве (учащиеся записывают определение в тетради).

Экономические ресурсы подразделяются на:

1) материальные ресурсы. Они включают:

а) природные ресурсы, т.е. даровые блага природы. К ним  относится в первую   очередь земля с ее недрами. Произвести или накопить землю невозможно.

б) инвестиционные ресурсы, т.е. искусственные средства производства. К ним можно отнести сырье, материалы, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь. Эти ресурсы также ограничены в силу того, что они являются продуктом человеческого труда.

2)  людские ресурсы. Они ограничены количеством трудоспособного населения и тем объемом знаний и навыков, которым оно обладает.

На самом деле,  и ресурсы, и факторы являются одними и теми же элементами, при помощи которых осуществляется производство. Различие между ними заключается в том, что к ресурсам относят то, что может быть вовлечено в производство, а к факторам относят уже реально вовлеченные в этот процесс ресурсы. Исходя из этого, понятие «ресурсы» шире, чем «факторы производства».

Фактор (от лат. « factor » – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо процесса.

Можете ли вы предположить, что такое факторы производства? (выслушиваются ответы учащихся)

Факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы (учащиеся записывают определение в тетради).

                                 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

                 МАТЕРИАЛЬНЫЕ                                 ЛЮДСКИЕ

     

     ЗЕМЛЯ                     КАПИТАЛ             ТРУД         ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТОВО

Экономисты начала XIX в. говорили обычно о трех факторах производства - земле, труде и капитале. Концепцию трех факторов легко понять на примере любого, даже самого простого, вида человеческой деятельности. Для того чтобы, например, заниматься рыбной ловлей, необходимо, во-первых, чтобы водилась рыба («земля»), во-вторых, чтобы кто-то умел ее ловить («труд») и, в-третьих, чтобы были некоторые орудия, позволяющие ловить рыбу, т. е. в зависимости от местных условий - удочка, сеть, лодка и т. д. («капитал»). Заметим, что среди факторов нет главных и второстепенных. Участие каждого из них равно необходимо, и все они дополняют друг друга в производственном процессе. 

Позднее, в конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства - предпринимательство, т. е. деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства.

Рассмотрим каждый фактор.

ЗЕМЛЯ рассматривается как естественный фактор (сама земля и все естественные, природные ресурсы: леса, полезные ископаемые, воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды; сельскохозяйственные земли;  атмосфера, атмосферные и природно-климатические процессы и явления (учащиеся записывают главное в тетради).

Под землей понимают и участок земли, на котором находится предприятие;  участок пахотной земли; земельные угодья, участок водной поверхности; водных богатств; шахта, рудник, скважина для добычи нефти и т.п.

Она не является результатом человеческой деятельности. Её невозможно произвести и увеличить. Это значит, что земля как фактор производства абсолютно ограничена

В хозяйственной деятельности человека земля может использоваться различным образом.

Во-первых, ее используют в сельском и лесном хозяйстве. Благодаря применению современных технологий качество обрабатываемой земли может быть не только сохранено, но и улучшено, о чем свидетельствует повышение урожайности и соответственно доходов от возделывания земли.

Во-вторых, земля используется для добычи полезных ископаемых, получения энергии. В этом случае земля не только не улучшается, но она, наоборот, истощается, обедняется. Она даже может быть загрязнена и разрушена.

В-третьих, земля служит местом расположения хозяйствующих субъектов — людей с их жилищем (дома, коттеджи), компаний с предприятиями (заводы, фабрики, фирмы), общественных властей и организаций с соответствующей транспортной и социальной инфраструктурой (школы, больницы, дороги, жд дороги, порты и пр.).

Особое значение для промышленных предприятий имеет местонахождение, так как от этого зависит эффективность их работы. Так, металлургические комбинаты обычно строят вблизи от источников сырья, чтобы сократить расходы на транспорт. Оптовые базы, крупные склады зависят от близости крупных транспортных путей.

В то же время в рыночной экономике земля превращается в объект купли-продажи, она приобретает цену и ее можно продать. Это значит, что она может менять своего собственника.

Так же существует еще две формы экономических отношений:

  1. Землевладение - присвоение права физического или юридического лица на собственность определенного земельного участка
  2. Земплепользование - это пользование землей.

(учащиеся записывают определение в тетради)

На практике землевладелец и землепользователь зачастую олицетворяют разные лица. Обе формы порождают особенный доход и особую экономическую форму – земельная рента.

Рента – это регулярный доход с земельного участка, который не облагается налогом для физических лиц (учащиеся записывают определение в тетради).

Пример: У меня имеется земельный участок (я землевладелец), но им не пользуюсь, в этом случае я могу сдать участок в аренду другому лицу, который будет пользоваться участком и получать прибыль (это землепользователь). Допустим, он выращивает картофель, продает его, и получает прибыль. Часть от этой прибыли он отдает мне за аренду участка.  Т.е. я буду получать факторный доход в виде ренты.

Следующий фактор это ТРУД. Мы с вами уже знакомились с данным понятием, что же он означает? (выслушиваются ответы учащихся)

Труд — целесообразная деятельность людей, используемая в производстве (учащиеся записывают определение в тетради).

Трудовые ресурсы — это та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (учащиеся записывают определение в тетради).

Труд есть целесообразная, осознанная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей. Это любые умственные и физические усилия, прилагаемые человеком в процессе хозяйственной деятельности.

         Два вида труда:

  1. физический (все рабочие профессии, КАКИЕ?)
  2. умственный (профессии, требующие высшего образования, КАКИЕ?)

(выслушиваются мнения учащихся и учащиеся записывают главное в тетради)

Виды труда в зависимости от полученного образования:

  1. Неквалифицированный (дворник, уборщица…), не требующие трудовых навыков.
  2. Малоквалифицированный труд — требуются первичные трудовые навыки или краткосрочное обучение (санитарка, нянечка, охранник…).
  3. Квалифицированный труд — требует средне-специального образования (колледж, техникум, ПТУ, курсы).
  4. Высококвалифицированный труд — требует получения высшего образования (врач, учитель, экономист, инженер…).

Труд измеряется:

  1. интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
  2. производительность труда (количество  продукции,  произведенной в единицу времени) (учащиеся записывают определения в тетради).

!        Для России повышение производительности труда – ключевая и долговременная задача. Так как страна постоянно отстает от лидеров экономического роста.

Посмотрим на раздаточный материал, и ответим на вопрос: какая ситуация с производительностью труда наблюдается в нашей стране?

(учащиеся читают выдержку из газеты и отвечают на вопрос)

Газета.Ru

 

Россияне разучились работать

Производительность труда в России не растет

http://img.gazeta.ru/files3/989/6234989/TASS_4911228-pic510-510x340-34512.jpg

Фотография: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

25.09.2014, 14:01 | 

В России замедляется рост производительности труда, сообщает Росстат. Он может совсем прекратиться, предупреждают эксперты. В практическом плане это означает замедление или полное прекращение роста зарплат, причем на фоне роста инфляции.

Производительность труда в России практически не растет, показали данные Федеральной службы государственной статистики. Служба подвела итоги 2013 года. Рост производительности труда в 2013 году составил 1,8%. Это гораздо меньше, чем темпы 2012 года (3,1%). Снижение темпов роста производительности труда продолжается три года подряд.

Рост производительности зафиксирован в сельском хозяйстве (4,7%), рыболовстве (4,3%) и обрабатывающих производствах (2,7%). Ниже среднего рост в добыче полезных ископаемых (1,7%). Практически нулевой рост в 2013 году показала производительность труда в оптовой и розничной торговле (0,7%).

Производительность труда упала в строительном секторе (-2,6%).

Это далеко от темпов, заложенных в так называемых майских указах президента России Владимира Путина. В предвыборных указах значилось, что уже к 2018 году производительность труда должна вырасти в полтора раза по сравнению с уровнем 2011 года.

Чтобы увеличилась производительность труда, должна расти экономика». Однако сейчас экономика РФ переживает падение темпов роста.

«Из-за падения темпов роста производительности труда у предприятий сокращается возможность повышения оплаты труда, повышается себестоимость продукции, уменьшаются вложения в развитие производства», — перечисляет доктор экономических наук, профессор, эксперт Экспертного совета правительства РФ Любовь Храпылина. Это замыкает круг и, в свою очередь, негативно сказывается на экономике страны и снижает социальные возможности бюджета.

«Как могло бы поступить руководство предприятия в ситуации, когда спрос на его продукцию падает? Сократить издержки за счет уменьшения количества сотрудников. Но занятость у нас держат примерно на одном уровне, безработица низкая», — рассуждает Капелюшников.

Как вы думаете, от чего зависит производительность труда? (выслушиваются мнения учащихся)

Производительность труда определяют

  • Уровень образования, квалификации и профессионализма работников, организация и культура их труда.
  • Степень заинтересованности в повышении производительности труда.
  • Уровень развития науки и техники и эффективность их применения в производстве
  • Рациональность и экономичность использования сырья, материалов, топлива и др.
  • Интенсивность труда, т.е. степень его напряжённости, энергичности, скорости трудовых операций.
  • Природные условия (обилие и доступность полезных ископаемых, лесов, вод, плодородие.)

(учащиеся отмечают главное в тетради).

С развитием научно технической революции появляются изменения в экономике. Внедрение в нее электроники, компьютеров, автоматизированных систем и других новшеств значительно повысил научно-технический уровень. В этих новых условиях меняется роль человека-работника. Он перестает быть механическим исполнителем «при машине» и становится главным звеном, контролёром и регулировщиком.  Это обуславливает потребность в работнике нового типа. 

Какими главными чертами, по вашему мнению, должен обладать работник нового типа? (выслушиваются мнения учащихся)

Главные черты работника нового типа:

  • Высоко-и всесторонне образованный
  • Профессионально компетентный и деловой
  • Самостоятельно и творчески мыслящий
  • Активно и ответственно действующий

(учащиеся записывают определение в тетради).

Заработная плата является трудовым доходом. Это основной источник доходов домашних хозяйств. Ребята, попробуйте сформулировать научное определение этого понятия (выслушиваются мнения учащихся).

Заработная плата – это выплачиваемое предприятием совокупное вознаграждение наемным работникам за выполненную работу, т.е. плата за предоставленный труд как фактор производства (учащиеся записывают определение в тетради).

К ней относятся также гонорары, комиссионные, патентные платежи, дополнительные выплаты и т.п. В заработную плату включаются также взносы работодателей в фонды социального страхования, пенсионные, медицинские фонды, фонд помощи безработным и другие аналогичные фонды.

Следующий фактор – КАПИТАЛ.

КАПИТАЛ. Под капиталом чаще всего подразумевают:

средства производства   ресурсы, созданные людьми  все, что приносит доход

На основании вышесказанного, можно сказать, что

КАПИТАЛ – это средства производства и  созданные людьми ресурсы, увеличивающие производство товаров и услуг, а также приносящие прибыль.

(инструмент, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д.) (учащиеся записывают определение в тетради).

Виды капитала:

1. Основной капитал — участвует в процессе производства длительное время и постепенно, по частям, переносит свою стоимость на готовый продукт.

Пример: здания, сооружения (мосты, тоннели …), машины, оборудование, в с/х — скот на откорме, зелёные насаждения.

Основные фонды характеризуются моральным физическим износом:

Физический износ — потеря капиталом своих свойств с течением времени. Чем длительнее и интенсивнее используется капитал, тем выше его физический износ.

Моральный износ — процесс обесценивания основного капитала в связи с появлением более дешевого или более производительного оборудования.

2. Оборотный капитал — капитал, который оборачивается в процессе производства, участвует в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на готовый продукт.

(учащиеся записывают основное в тетради).

Пример: деньги на счёте и в кассе, сырьё и материалы, готовая продукция на складе, товары отгруженные покупателем, но не оплаченные.

        

3. постоянный капитал — все затраты, кроме заработной платы; покупка средств производства: оборудования, сырья, материалов.

4. переменный капитал — используется для найма рабочей силы, имеет форму заработной платы.

Платой и доходом от капитала является процент. 

Процент — доход, получаемый владельцем (кредитором) денежных средств, от предоставления их на время другим экономическим субъектам. В свою очередь для кредитора это обернется доходом (учащиеся записывают определение в тетради).

В качестве кредиторов могут выступать такие лица, как банк, предоставивший предпринимателю деньги (ссуду) на покупку средств производства, любой арендодатель, который сдал в аренду принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование.

Строго говоря, фактор «труд» включает в себя и предпринимательские способности, которые иногда рассматривают как отдельный фактор производства. Дело в том, что земля, труд и капитал сами по себе ничего создать не могут, пока они не объединены в определенной пропорции предпринимателем, организатором производства. Именно по этой причине деятельность предпринимателей, их способности (предприимчивость) часто рассматриваются в качестве самостоятельного фактора производства.

Предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – это управленческие таланты людей, необходимые для соединения трех основных факторов производства в единый процесс. Как вы думаете, в чем заключается смысл предпринимательских способностей? (выслушиваются мнения учащихся) 

Предпринимательские способности заключаются в его умении:

  • организовать производство и выпуск товаров и услуг;
  • принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
  • рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией;

быть новатором, т.е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации (учащиеся записывают основное в тетради).

Под предпринимательским доходом понимается прибыль, т.е. вознаграждение предпринимателя за работу, за расходование его предпринимательских способностей, за то, что он:

  • оплатил и собрал вместе факторы производства: землю, капитал, труд;
  • организовал их хозяйственное функционирование;
  • взял на себя ответственность и риск за их эффективное использование (учащиеся записывают определение в тетради).

5) Проверка понимания учащимися усвоения нового материала и закрепление нового материала.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы в виде теста:

1. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют

  1. даровыми благами
  2. факторами производства
  3. спросом и предложением
  4. материальными потребностями

2. Основным источником дохода на землю является:

  1. заработная плата;
  2. процент;
  3. рента;
  4. социальное пособие.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Земля;

2) трудовые ресурсы;

3) фактор производства; 

4) капитал;

4. Плата за использование капитала называется:

  1. прибылью
  2. рентой
  3. процентом
  4. доходом

 

6) Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании. 

Таким образом, мы изучили тему «Факторы производства», узнали их виды и характеристику каждого фактора, закрепили изученную тему.  

Выставляются отметки за активное участие в классный журнал.

Предлагается следующее домашнее задание:

  1. Учить основные термины и понятия по изученной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Факторы производства"

Данная презентация применяется к уроку в 6 классе по теме "Факторы производства". Содержит вопросы для повторения, изучение нового материалла и закрепление вместе со сказочными героями....

Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"

Тест в форме ЕГЭ по теме "Факторы производства"...

Факторы производства

Данная разработка может быть использована для проведения урока экономики по теме: "Факторы производства" в 6 классе. Также она может быть полезна учителям обществознания, если экономика в школе не пре...

Факторы производства

Факторы производства...

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.

Рассматриваются вопросы: Экономика и её уровни. Субъекты экономики. Факторы производства....

Презентация "Ресурсы и факторы производства"

Материал предназначен для учащихся 10 класса...