тест по обществознанию по теме:Занятость и безработица.
тест по обществознанию (11 класс) по теме

Симашов Камиль Заитович

тест для промежуточного контроля знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс

Контроль темы№10 «ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА»

1. Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.


п/п

Понятие

Буквен. обозн.

Определение понятия

1

2

3

4

1

Рынок труда

А

Цена, позволяющая продать весь объем товаров, которые изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу

2

Заработная плата

Б

Официально устанавливаемый государством минимальный размер оплаты труда для устранения нищеты и обеспечения всем занятым приемлемого в данном обществе уровня жизни

3

Равновесная цена

В

Деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая доход

4

Прожиточный минимум

Г

Социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать,
не может найти работу

5

Минимальная оплата труда

Д

Форма рынка труда, осуществляет посредничество на рынке труда

6

Безработица

Е

Вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды

7

Биржа труда

Ж

Уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека в одежде, обуви, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены, медикаментах

8

Занятость

З

Форма материального вознаграждения наемных работников за их труд

2. Тест.

1. Что является лишним в перечне основных механизмов рынка труда?

1) Спрос;

2) предложение;

3) равновесная цена;

4) государственный заказ.

2. Что является выражением цены труда?

1) Заработная плата;

2) объем выполненных работ;

3) затраченное время;

4) результаты труда.

3. В чем выражается предел падения цены на товар на рынке труда?

1) Минимальная заработная плата;

2) прожиточный минимум;

3) минимизация затрат труда;

4) минимизация ставки труда.

4. Экономическая свобода труда заключается:

1) в добровольности;

2) необязательности;

3) безработице;

4) полной занятости.

5. Безработица, возникающая по причине невостребованности специальности в связи с ее устареванием, называется:

1) фрикционная;

2) структурная;

3) частичная;

4) процентная.

6. Что является лишним в перечне политики государства в области занятости?

1) Переподготовка;

2) содействие во временном трудоустройстве;

3) общественные работы;

4) привлечение к уголовной ответственности.

7. Крупные предприятия и организации города проводят ежегодно ярмарки вакансий для молодежи и специалистов различных квалификаций. Это пример функционирования:

1) рынка информации;

2) рынка товаров и услуг;

3) рынка труда;

4) рынка капитала.

8. Развитие информационного общества способствовало росту спроса на услуги программистов и компьютерных аналитиков. Этот пример отражает ситуацию:

1) на рынке информации;

2) рынке товаров и услуг;

3) рынке труда;

4) рынке капитала.

9. Кто из перечисленных ниже не является участником рынка труда?

1) Пенсионер, работающий сторожем на автостоянке;

2) молодой специалист с отличным дипломом;

3) квалифицированный бухгалтер средних лет;

4) подросток 14 лет.

10. Кто не относится к экономически активному населению?

1) Безработный, ищущий работу;

2) строитель с 20-летним стажем непрерывной работы;

3) учитель, находящийся в отпуске;

4) 15-летний юноша, подрабатывающий грузчиком на рынке.

3. Да или нет?

1) Высший уровень ВВП, инвестиций и занятости достигается в ходе циклического подъема.

2) Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается уровнем безработицы в обществе.

3) К экономически активному населению относятся все граждане страны.

4) Основной целью государственной политики занятости является вовлечение всех граждан страны на рынок труда.

5) Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий работниками через повышение качества и конкурентоспособности работников.

  1. Какие ответы правильные?

Экономическое содержание труда.

1) Фактор производства;

2) физические и умственные способности людей, используемые в процессе создания материальных благ;

3) социальная функция человека в обществе;

4) только физические затраты;

5) товар;

6) усилия людей по преобразованию окружающего мира.

5. Какое слово пропущено?

Рыночное предложение на рынке труда находится в прямой зависимости от ставки_________________________________.

6. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Занятость, безработица, квалификация, гражданство, Трудовой кодекс РФ.

7. Найдите соответствия.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

1) профессиональная переподготовка кадров;

2) материальная поддержка безработных;

3) постановка на учет в центр занятости;

4) информация о рынке труда;

5) трудоустройство по специальности.

ВИДЫ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ:

А. Активная.

Б. Пассивная.

8. Факт или мнение?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

* * *

(1) Заместитель министра труда и социального развития заявил, что на одну вакансию в России приходится 11 соискателей. (2) По официальной статистике, количество безработных в стране равняется 7 миллионам. (3) Но в министерстве считают, что данные ошибочны и реальное число безработных на 10 миллионов больше, не считая скрытой безработицы. (4) Огромную конкуренцию на рынке неквалифицированного труда россиянам создали гастарбайтеры из бывших республик Советского Союза.

9. Назовите выразителей спроса и предложения на рынке труда.

10. Объясните выражение «рынок труда вторичен». Приведите примеры.

11. Перечислите, что регулирует рынок труда..

12. Объясните выражение «спрос на рынке труда находится в обратной зависимости от ставки заработной платы, за которую работник согласен трудиться».

13. Работа с текстом.

1. Из Конституции РФ:

Статья 7.

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

* * *

Вопросы к документу:

1) Перечислите указанные в отрывке экономические функции государства.

2) Перечислите методы государственного регулирования экономикой, указанные в отрывке.

Ответ:

1) Экономические функции государства:

– охрана труда людей;

– установление минимального размера оплаты труда;

– установление единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

– признание частной собственности;

– признание земли и других природных ресурсов основой жизнедеятельности людей.

2) Методы государственного регулирования экономикой:

– проведение политики социального государства, цель которого – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека:

– охрана труда и здоровья людей;

– гарантия МРОТ, единого свободного экономического пространства;

– гарантии социальной защиты (пенсии, пособия, поддержка семьи, малоимущих категорий населения);

– защита частной собственности.

2. С 1 февраля 2002 года вступил в силу новый Трудовой кодекс РФ. Одновременно с этой датой утратили силу Кодекс законов о труде (КЗоТ) РФ и целый ряд законов и подзаконных актов. Тем самым по существу завершился длительный период в развитии советского, а затем российского трудового законодательства, характеризовавшийся односторонней ориентацией на защиту прав работников.

В советские времена, как известно, система законов о труде была сконструирована так, что лишала администрацию предприятия реальной возможности уволить с работы даже самых закоренелых пьяниц, прогульщиков, бракоделов. К тому же на заводах постоянно не хватало рабочей силы, так что у директоров не было и экономической заинтересованности проводить увольнения или строго наказывать нарушителей трудовой дисциплины, провоцируя их добровольный уход с предприятия. Ведь лучше иметь плохого работника, чем никакого.

Дополним эту картину сильной тенденцией к уравниловке в оплате труда, не различавшей плохих и хороших работников. Система явно стимулировала лентяев и иждивенцев.

С началом рыночных реформ ситуация резко изменилась. Позиции администрации резко усилились. На новых частных предприятиях слово хозяина вообще стало законом, спорить даже с его капризами стало опасно.

На бывших государственных, а ныне приватизированных заводах произошло резкое расслоение на высших управляющих и прочую часть трудового коллектива. Причем позиции последних ослабились: типичными стали задержки с выплатой зарплаты, неоплаченные отпуска и т. п. Появилась безработица, что создало конкуренцию между кандидатами на имеющиеся рабочие места, а борьба за хорошо оплаченные должности и вовсе стала весьма жесткой. Словом, в экономике произошли огромные изменения.

В сфере же законодательства все оставалось по-прежнему. Формально действовали советские или созданные по их подобию ранние российские законы о труде. Действовали, но не выполнялись. Например, люди по 8–9 месяцев не получали зарплаты и нигде не могли найти защиты от произвола.

Министр труда А. Починок однажды сказал: «Хочу посадить хотя бы одного директора. Мне нужен прецедент, чтобы директора, хозяева раз и навсегда перестали рассматривать зарплаты как беспроцентный кредит». Имелось в виду неприменение на практике закона, предусматривавшего суровое наказание за невыплату зарплаты.

С другой стороны, было очевидно, что в старой форме законы и не могут выполняться. В рыночных условиях предприятие, на котором не будет установлена жесткая трудовая дисциплина, просто разорится. Сложилась парадоксальная ситуация: на бумаге, в законе работодатель был связан по рукам и ногам, на практике его власть была огромной и бесправным часто оказывался работник.

Новый Трудовой кодекс РФ, с одной стороны, сузил юридические права работников. Теперь при расторжении по инициативе работодателя трудовых договоров с членами профсоюза больше не требуется (как раньше) обязательное предварительное согласие выборного профкома. Процедура увольнения предусматривает лишь учет мотивированного мнения профсоюзной организации, но не его обязательное исполнение работодателем.

Увеличилось число признанных законодателем в качестве самостоятельного основания увольнения работника грубых нарушений им трудовых обязанностей. Усилена ответственность работников за достоверность представляемых ими при приеме на работу документов или сведений.

С другой стороны, ужесточены обязанности работодателей по соблюдению тех прав занятых, которые новый кодекс считает важнейшими. Например, на работодателя дополнительно возложена ранее не предусматривавшаяся КЗоТ РФ обязанность предоставить работнику работу в соответствии с трудовым договором (одна из уловок работодателей раньше состояла в том, чтобы не увольнять неугодного сотрудника, но и не давать ему работы и, соответственно, не платить). А обязанность выплачивать работнику заработную плату уточнена указанием на необходимость делать это своевременно и в полном размере. Запрещается заключение трудовых договоров на короткий срок в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается бессрочный трудовой договор.

Кодекс вызвал ожесточенные споры. Правые и центристские партии считают, что он вывел из «тени» рынок труда и легализовал фактически существующие на нем трудовые отношения. Реальных и одновременно юридически закрепленных прав и у работодателей, и у трудящихся прибавилось. Этой же точки зрения придерживается крупнейшее профсоюзное объединение России – ФНПР. Левые партии, наоборот, говорят, что произошло ущемление прав трудящихся. Малые профсоюзы к тому же обвиняют ФНПР в предательстве, купленном замаскированными, по их мнению, в новом кодексе привилегиями для этой организации.

* * *

Вопросы к тексту:

1) Перечислите права и обязанности наемных работников и работодателей.

2) Охарактеризуйте советскую систему законов о труде.

3) Как изменились юридические и фактические права занятых в условиях перехода к рынку? Почему изменения шли именно в таком направлении?

11 класс(экземпляр учителя)

Контроль темы№10 « Занятость и безраотица»

Задание №1 Словарная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

Е

З

А

Ж

Б

Г

Д

В

Задание №2 Тестирование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4)

1)

1)

1)

2)

4)

3)

3)

4)

4)

3. Да или нет? 

1)

2)

3)

4)

5)

Да

Да

Нет

Нет

Да

4.Какие ответы правильные?

Ответ: 1); 2); 5).

5. Какое слово пропущено?

Ответ: заработной платы.

6. Исключите лишнее.

1) Гражданство.

2) Рынок труда.

7. Найдите соответствие::

1)

2)

3)

4)

5)

А

Б

Б

А

А

8. Факт или мнение?

1

2

3

4

б)

а)

б)

а)

9. Назовите выразителей спроса и предложения на рынке труда.

Ответ: выразители спроса – работодатели.

Выразители предложения – наемная сила.

10. Объясните выражение «рынок труда вторичен». Приведите примеры.

Ответ: рынок труда относится к категории рынков факторов производства.

1) Спрос и предложение на рынке труда определяется спросом и предложением тех товаров, которые производятся с помощью этих факторов. Пример: с переходом на информационные технологии востребованными стали профессии программистов, компьютерщиков и т. д. Исчез спрос на печатные машинки, а вслед за этим и на профессии механиков по ремонту этих аппаратов.

2) Рынок труда зависит от производительности этих факторов. Пример: компьютеризация труда сократила количество работников на производстве, но повысился спрос на высококвалифицированных специалистов для работы со сложным автоматизированным оборудованием.

11. Перечислите, что регулирует рынок труда.

Ответ:

1) Стоимость различных по виду и сложности исполнения работ.

2) Условия найма на работу.

3) Условия труда.

4) Величина заработной платы по специальности.

5) Требования к знаниям, умениям и навыкам работников.

6) Количество специальностей.

12. Объясните выражение «спрос на рынке труда находится в обратной зависимости от ставки заработной платы, за которую работник согласен трудиться».

Ответ: чем выше заработная плата по специальности, тем меньше спрос на нее. При этом выше предложение, так как количество претендентов на высокооплачиваемую работу увеличивается. Но чем ниже заработная плата по специальности, тем меньше человек согласны трудиться за нее (предложение). Спрос при этом на данную специальность при низкой зарплате возрастает.

13. Работа с текстом.

Ответ:

1) Права наемных работников: на своевременную заработную плату в полном размере, на работу в соответствии с трудовым договором.

Обязанности наемных работников: предоставлять достоверную информацию и документы при приеме на работу; строго соблюдать трудовую дисциплину.

Права работодателей: самостоятельное увольнение работника без согласия профсоюзов за грубые нарушения им трудовых обязанностей.

Обязанности работодателей: своевременно выплачивать работникам заработную плату в полном объеме, предоставлять права и гарантии работнику в полном объеме, предоставлять работнику работу в соответствии с трудовым договором.

2) Советская система законов о труде:

– невозможность уволить работника за грубое нарушение трудовой дисциплины;

– уравнительная оплата труда;

– стимулирование лентяев и иждивенцев.

3) Новый Трудовой кодекс РФ легализовал фактически существующие на рынке труда трудовые отношения:

– усилились позиции администрации предприятия и существенно сузились права работников;

– безработица превратила конкуренцию между кандидатами на имеющиеся рабочие места в борьбу за хорошо оплачиваемую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию по теме "Занятость и безработица"

Урок по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова. В разработке использованы технологии сотрудничества, ИКТ и критического мышления....

тест по теме " занятость и безработица"

Раскрыть причины безработицы, ее виды и политику государственного регулирования занятости населения...

Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему "Занятость и безработица"

Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему "Занятость и безработица"...

Тест по теме: "Занятость и безработица"

Тест сформирован из заданий ЕГЭ по соответствующей теме....

Презентация урок обществознания 10 класс "Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости"

Создать условия для формирования представления о важной проблеме в экономической политике государства – безработице, ее следствиях и мерах государственного регулирования...

Презентация по обществознанию на тему: "Занятость и безработица 1 часть"

Презентация по обществознанию на тему: "Занятость и безработица 1 часть"...

Презентация по обществознанию на тему: "Занятость и безработица 2 часть"

Презентация по обществознанию на тему: "Занятость и безработица 2 часть"...