Внеклассное мероприятие "Выбери лидера!"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Цель внеклассного мероприятия воспитание правовой, политической и нравственной культуры современных школьников.
Мероприятие помогает усвоению знаний Конституции , основ избирательного права и истории демократии;помогает выработке активной жизненной позиции и приобретению навыков принятия решений и анализа своих действий в условиях приближенных к реальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 70 КБ |
prezentatsiya2_szhata.ppt | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Выбери лидера!»
Для учеников 8-9 классов
Авторы: Ляхова Е.Е
Цель: воспитание правовой, политической и нравственной культуры.
Задачи: - усвоение знаний Конституции , основ избирательного права и истории демократии;
- выработка активной жизненной позиции;
- приобретение навыков принятия решений и анализа своих действий в условиях приближенных к реальным.
Оборудование: бланки анкет и бюллетеней по 25 штук; ящик и отдельный стол для голосования; фломастеры и 2-4 двойных листа для для плакатов и программ; компьютер, экран и проектор; диск с музыкальным сопровождением. Таблички «Избирательная комиссия» и «Социологические исследования», «Пресса». Подготовить фото и киноаппаратуру.
Предварительная работа:
1. Приграсить и проинструктировать старшеклассников в качестве социологов и членов избирательной комиссии и представителей прессы, подготовить ведущих, раздав им тексты для исторических справок. Подготовить опрос дедушек и бабушек о выборах в советсткое время о способе выдвижения кандидатов и возможности альтернативы.
2. Дать предварительное задание классу продумать предложения по организации работы в классе (куда поехать; что посмотреть, какое мероприятие организовать). Повторить необходимый исторический и обществоведческий материал.
3. Пригласить фотокорреспондента для передачи информации на школьный сайт.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята и уважаемые гости (представляем гостей ученикам, заранее узнав как правильно называются их должности!), представляем помощников- старшеклассников!
Сегодня в рамках урока обществознания мы проводим игру по избирательномк праву «Выбери лидера!» Цель нашей игры – воспитание политической культуры в атмосфере почти реальных выборов лидера класса.
Вы все с 5 класса знакомы с понятием демократия или народовластие (термин появляется на экране).
Нам хорошо извество, что демократия есть форма реализации гражданской свободы, которую общество выработало за свою тысячелетнюю историю.
1 помощник : Демократия зародилась Афинах VI – V вв. до Р.Х. вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Просуществовала она почти 200 лет. Все взрослое население Афин (исключение – рабы) составляло 5-6 тысяч человек, их можно было собрать вместе для решения общих государственных дел. Такое Собрание и есть непосредственная форма народовластия или прямая демократия.
Вопрос к классу: Вспомните, какой политический институт (орган власти) был центральным в Афинах в это время?
Какие должности были там выборными?
2 помощник : В древности на Руси существовали традиции созыва народного вече. Уже в 16 веке в России существовал сословный законосовещательный орган, созданный Иваном IV для поддержки своих реформ – Земский собор. В 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, на Земском соборе в цари был выбран Борис Годунов. В состав Земского собора входили: духовенство - 99 человек; бояре, дворяне, дьяки – 277 человек; выборные от городов – 33; стрелецкие головы 7; гости 22; старосты гостиных сотен 5 и др.
Голосование в соборе часто происходило «детским» способом. (?)
Вопрос к классу: Как вы думаете, представители все ли сословий России принимали участие в работе Земских соборов?
Как вы думаете, почему способ голосования называли детским?
1 помощник : В 1613 году, после Смутного времения был избран на царствие родоначальник новой династии Михаил Федорович Романов. Считалось, что волей народа, принимающего решение об избрании государя управляет бог. Соборы просуществовали почти 150 лет, в последствии, их значение в России падает. Окончательно Земские соборы исчезают из политической жизни страны при Петре1. Самодержавная власть укрепляется и не нуждается в поддержке народных представителей. Монарх получает право назначать себе преемника по собственной воле и в России начинатеся трагическая эпоха дворцовых переворотов, когда судьбу страны решает группа заговорщиков. Иван У1 Антонович, Павел 1и Петр Ш платят своей жизнью за разрыв между властью и народом.
2 помощник : Иначе происходило формирование парламентаризма в европейских странах. Представительнай власть формировалась как сила, ограничивающая власть монарха и усиливающая власть народа.
Когда население растет, и насчитывает десятки, сотни тысяч, а то и миллионы людей, то демократия становится представительной.
Примером ее зарождения в Европе служит английский парламент ХШ –ХV вв.. Граждане Англии избирали официальных лиц для принятия политических решений, законов, программ для усовершенствования жизни общества. Эти лица действуют от имени избравшего их народа и подотчетны ему. Как правило, это профессиональные политики. В Великобритании нет конституции и поэтому, выборы проводятся на основе специального законодательства.
1 помощник: В нашей стране существовала возможность построения реального демократического общества после революции 1905 года и выборов в Государственную Думу. Этот непростой процесс активизировался с Февральской революцией 1917 года и прекратился с Октябрьской революцией 1917 года. За 70 лет советской власти в нашей стране проводилось много выборов, но, были ли они истинно демократическими?!
2 помощник: мы попросили участников игры опросить старших членов семьи, как проходили выборы в советский период:
- как выдвигались кандидаты в депутаты?
- проводились ли альтернативные выборы ( с возможностью выбрать из нескольких кандидатов)?
Реальная демократия стала формироваться в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века ! Она совсем молодая. Ей всего 20 с небольшим лет. Видимо, именно этим объясняются многие проблемы с которыми сталкивается наше общество и власть в настоящее время.
Вставка о Конституции
Молодежь должна хорошо знать принципы и основы избирательного права, чтобы оказывать серьезное влияние на развитие представительной демократии в нашей стране.
Школьная программа позволяет нам получать эти знания в полной мере. Гораздо сложнее научить молодого человека осознать глубину своей ответственности за судьбу государства, научит делать правильный, осознанный выбор во время избирательных компаний.
1 этап
Учитель : Сейчас мы проводим первый этап игры «Социологическое исследование».
В каждом классе есть формальные и неформальные лидеры. Хуже, когда лидеров нет и их надо воспитывать. Наше исследование поможет нам разобраться в этом непростом вопросе.
(Социологи раздают каждому ученику анкету . Учтель объясняет ее содержание и дает 3-5 минут на ее заполнение). Социометрические исследования обычнона реальных выборах проводятся иначе, но нам необходимо выявить особенности конкретного лидера (или лидеров) для направления их энергии в социально-полезную деятельность. Для этого ученику необходимо ответить на ряд вопросов об их активности при проведении школьных мероприятий, умении разрешать конфликты, доказывать свою точку зрения; об оценке своих организаторских способностей и степени удовлетворения от управления коллективом.
Во время паузы меняется картинка на экране и звучит музыка.
Анкеты собирают и обрабатывают (результаты сводят на один бланк и оглашают).
Во время обработки анкет проводится викторина по избирательному праву.
1. Что написано в Конституции об избирательных правах ?
2. Прикаких 2-х условиях гражданин РФ не имеет права избирать и быть избранным?
3. Избирательные права граждан могут быть активными и пассивными. Что это означает?
4. На каких принципах основано участие граждан в выборах?
5. Кто является источником власти в России?
6. Важно ли, сколько избирателей пришло на выборы? Почему?
7. Какими свойствами личности должен обладать человек, способный к сознательному, инициативному, квалифицированному управлению страной?
8. Какие избирательные системы используются в нашей стране?
9. Какую роль в избирательном процессе играют процедурные вопросы?
10. Как вы прокомментируете высказывание В.Г.Белинского «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин».
Социологи: в результате исследований мы пришли к выводу, что в классе есть ученики, которых многие видят лидерами в классе и самовыдвиженцы, которые хотят попробовать свои силы в нашей избирательной кампании.
Фамилии кандидатов вывешиваются на доске. Из списка могут быть вычеркнуты те, кто не хочет участвовать в выборах. (Остаются 2-4 фамилии)
2 этап
Учитель: Формируем избирательную комиссию. Рекомендую 2-х незаинтересованных в результатах выборов помощников.
Учитель : Каждый кандидат собирает группу поддержки. Они получают бумагу для плаката и фломастеры для оформления агитационного плаката и предложений по улучшению жизни класса (программы). На это дается 5-7 минут.
(Музыкальная пауза)
3 этап
Учитель: Выступления кандидатов и групп поддержки.
4 этап
Учитель: Теперь ученики должны принять правильное решение. Кто из наших уважаемых кандидатов составил более интересную и полезную программу и сможет организовать ее реализацию? Сейчас вы получите возможность реализовать свое активное право выбирать лидера. В бюллетенях написаны фамилии кандидатов, вы отмечаете своего и опускаете бюллетень в урну. Объявляется голосование!
Дети делают отметки в бюллетенях и опускают их в урну.
Избирательная комиссия подсчитывает голоса и объявляет результаты голосования!
Приложение
Анкета для учащихся
Анкета анонимная, т.е. свое имя писать не нужно.
Правила заполнения анкеты:
Обведите кружком или подчеркните тот ответ, который вы считаете более совпадает с вашем мнением.
Обведите кружком, подчеркните или впишите ответ в отведенном месте.
Заранее благодарны за работу.
- Какое событие, дело из жизни класса тебе больше всего запомнилось и почему?.....................................................................................................................
- ………………………………………………………………………………
Отметь знаком "+", в чем проявляется твое участие в делах класса:
А) просто присутствую;
Б) сам предлагаю провести дела;
В) принимаю участие в подготовке и проведении;
Г) стараюсь избегать участия в делах;
Д) делаю то, что скажут
Что, на твой взгляд, необходимо изменить в классе в первую очередь ?(подчеркни):
а) организацию класса;
б) взаимоотношения между учащимися, между педагогами и учащимися;
в) учет интересов и предложений ребят;
г) что еще?
- Кто из одноклассников пользуется твоим уважением?.........................................................................................................
Какие качества ты ценишь в одноклассниках?.................................................................................................
- Что ты предлагаешь для улучшения жизнедеятельности к ласса?
- ………………………………………………………………………………………………………………………….
- Чтобы ты сделал, если бы был классным руководителем?
- …………………………………………………………………………………………………………………………
- Есть ли в вашем классе ребята имеющие организаторские способности?
- ………………………………………………………………………………………………………………………..
Приложение Бюллетень
№ | ФИО кандидата в лидеры | Отметка о голосовании |
1 | ||
2 | ||
3 |
Бюллетень
№ | ФИО кандидата в лидеры | Отметка о голосовании |
1 | ||
2 | ||
3 |
Бюллетень
№ | ФИО кандидата в лидеры | Отметка о голосовании |
1 | ||
2 | ||
3 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: воспитание правовой, политической и нравственной культуры. Задачи: - усвоение знаний по основам избирательного права и истории демократии; - выработка активной жизненной позиции; - приобретение навыков принятия решений и анализа своих действий в условиях приближенных к реальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
Внеклассное мероприятие по информатике- интеллектуальный конкурс «Лидеры»
Цели:Закрепить и обобщить знания учащихся.Активизировать познавательный интерес к предмету.Развивать творческую активность учащихся. Участвуют 3 команды из 7 классов.Интеллектуальная игра состоит...
статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».
Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....
сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"
СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...
Конкурс лидеров детских общественных объединений "Я - лидер!"
Сценарий школьного конкурса "Я - лидер!" для учащихся 6 - 11 классов....
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...
Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.
Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....