Рабочая программа. Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс.
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Федорова Елена Викторовна

рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  «Утверждено»                                                                                                                                               «Согласовано»

Директор                                                                                                                               Председатель м/о

____________ К.М.Кругляков

                                                                                                                                        __________             О.Н.Пантюхина

«__30___» «__августа___________» 2016 г.                                                                                        Протокол №1

« 30 » «  августа  » 2016 г.

Рабочая программа

учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны

 по курсу внеурочной деятельности по обществознанию

« Подготовка к ОГЭ» 9 класс

Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___

Учебник «Обществознание 9 класс» Боголюбов Л.Н. «Просвещение» Москва 2012 г.

Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы курса «Обществознание» 6-9 класс». М.; Академкнига/Учебник. 2010 г.  Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. Обществознание 5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г. Программы Боголюбова Л.Н. «Обществознание 6-9 классы». Волгоград, «Учитель», 2014.

                                                   2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.

Нормативно-правовая основа рабочей программы:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  1. Учебный план общеобразовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);
  • письменные виды контроля (тестирование).

Планирование  к  данному  учебному  курсу  составлено  в  соответствии 

  • со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание
  • с  требованиями к ОГЭ
  • на  основе Государственной   общеобразовательной   программы,  утвержденной   Министерством Образования РФ.

Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:

  • социологии,
  • экономической теории,
  • политологии,
  • правоведения,
  • психологии,
  • этики

в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.

Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать  умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Программой предусмотрено проведение занятий

в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю

Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы».

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.

Требования к уровню подготовки выпускников
по обществознанию (базовый уровень)

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Программа

Введение (1ч.)

ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.

Тема 1. Современное общество.(4 ч.)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Социальные конфликты, пути их решения.

Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)

Биологическое и социальное в человеке.

Человек и его ближайшее окружение.

Личность и межличностные отношения.

Семья как малая группа

Особенности подросткового возраста.

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Мышление и речь

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)

Экономика и её роль в жизни общества.

Экономические системы.

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Предпринимательство.

Рынок и рыночный механизм.

Экономические цели и функции государства.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Политика и право. (8ч.)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

Политический режим. Демократия.

Правовое государство и гражданское общество

Власть. Роль политики в жизни общества.

Правоохранительные органы в Российской федерации.

Органы государственной власти Российской федерации.

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Наука в жизни современного общества.

Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Итоговое повторение (1 ч.)

Календарно-тематическое планирование.

Номер урока

Тема

Дом. задание

Кол-во часов

Время проведения (неделя/месяц)

1

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ 2017 по обществознанию.

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2017

1

1-2.09.2016

2

Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система

Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2017

1

05-09.09

3

На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий.

Тесты

1

12.16.09

4

Глобальные проблемы современности. Составление плана текста.

Составление плана текста

1

19-23.09

5

Социальные конфликты и пути их решения.  Задания на установление соответствия.

Тесты

1

26-30.09

6

Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту.

Подготовка к диагностической работе

1

10-14.10

7

Человек и его ближайшее окружение. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

17-21.10

8

Личность и межличностные отношения. Анализ выполнения тренировочной работы.

Тесты

1

24-28.10

9

Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами.

Составление плана текста

1

31.10-04.11

10

Особенности подросткового возраста. Решение задач.

Тест

1

07.-11.11

11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов.

Выполнение заданий 2-й части

1

21-25.11

12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Составление плана текста

1

28.11-02.12

13

Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

05-09.12

14

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Подготовка к диагностической работе

1

12-16.12

15

Экономика и её роль в жизни общества. Диагностическая работа.

Тесты

1

19-23.12

16

Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы.

Записи в тетради

1

26.30.12

17

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Составление плана текста

1

09-13.01

18

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

16.20.01

19

Предпринимательство. Тесты.

Тесты

1

23.01-27.01

20

Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Записи в тетради

30.01-03.02

21

Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

06-10.02

22

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты.

Тесты

1

13-17.02

23

Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д.

Подготовка к самостоятельной работе

1

27.02-03.03

24

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ.

Записи в тетради

1

06-10.03

25

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

13-17.03

26

Политический режим. Демократия. Тесты.

Тесты

1

20-24.03

27

Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста.

Выполнение заданий в формате ОГЭ

1

27-31.03

28

Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту.

Выполнение заданий к тексту

1

03-07.04

29

Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

Подготовка к диагностической работе

1

17-21.04

30

Правоохранительные органы в Российской федерации. Диагностическая работа в формате ОГЭ.

Тесты

1

24-28.04

31

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы.

Составление плана текста

1

01-05.05

32

Формы и разновидности культуры. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

Тесты

1

08-12.05

33

Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы.

Выполнение итоговой работы

1

15-19.05

34

Итоговое повторение

1

22-26.05

Литература:

  1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010;
  2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;
  3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
  4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
  5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
  6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.
  7. Конституция РФ.- Москва. 2014
  8. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
  9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010
  10. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
  11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
  12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.
  13. Сборник кодексов РФ. – М., 2002
  14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1. Основные Internet-адреса:

  • http://www.mon.gov.ru – Министерство  образования и науки
  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
  • http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
  • http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена

2. Электронные учебные пособия:

  • 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы.
  • Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
  • Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
  • Видеохрестоматия "Основы права"
  • Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
  • Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...

Рабочая программа :" Подготовка к ОГЭ" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Ррабочая программа "Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс"

Рабочая программа внеурочных занятий по подготовке к ОГЭ по обществознанию...

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ «Практикум по обществознанию» для учащихся 11 классов

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ «Практикум по обществознанию» для учащихся 11 классов...