Рабочая программа. Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс.
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
рабочая программа содержит основные цели, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. Подготовка к ОГЭ. Обществознание. 9 класс. | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено» «Согласовано»
Директор Председатель м/о
____________ К.М.Кругляков
__________ О.Н.Пантюхина
«__30___» «__августа___________» 2016 г. Протокол №1
« 30 » « августа » 2016 г.
Рабочая программа
учителя истории и обществознания Федоровой Елены Викторовны
по курсу внеурочной деятельности по обществознанию
« Подготовка к ОГЭ» 9 класс
Количество часов в неделю ___1___, в год ___34___
Учебник «Обществознание 9 класс» Боголюбов Л.Н. «Просвещение» Москва 2012 г.
Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы курса «Обществознание» 6-9 класс». М.; Академкнига/Учебник. 2010 г. Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. Обществознание 5-9 класс. М.; Просвещение. 2010 г. Программы Боголюбова Л.Н. «Обществознание 6-9 классы». Волгоград, «Учитель», 2014.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
- Учебный план общеобразовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
- устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);
- письменные виды контроля (тестирование).
Планирование к данному учебному курсу составлено в соответствии
- со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание
- с требованиями к ОГЭ
- на основе Государственной общеобразовательной программы, утвержденной Министерством Образования РФ.
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:
- социологии,
- экономической теории,
- политологии,
- правоведения,
- психологии,
- этики
в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программой предусмотрено проведение занятий
в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускников
по обществознанию (базовый уровень)
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Программа
Введение (1ч.)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока | Тема | Дом. задание | Кол-во часов | Время проведения (неделя/месяц) |
1 | Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ 2017 по обществознанию. | Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2017 | 1 | 1-2.09.2016 |
2 | Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система | Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2017 | 1 | 05-09.09 |
3 | На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий. | Тесты | 1 | 12.16.09 |
4 | Глобальные проблемы современности. Составление плана текста. | Составление плана текста | 1 | 19-23.09 |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия. | Тесты | 1 | 26-30.09 |
6 | Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту. | Подготовка к диагностической работе | 1 | 10-14.10 |
7 | Человек и его ближайшее окружение. Тренировочная работа Статграда в формате ОГЭ. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 | 17-21.10 |
8 | Личность и межличностные отношения. Анализ выполнения тренировочной работы. | Тесты | 1 | 24-28.10 |
9 | Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами. | Составление плана текста | 1 | 31.10-04.11 |
10 | Особенности подросткового возраста. Решение задач. | Тест | 1 | 07.-11.11 |
11 | Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов. | Выполнение заданий 2-й части | 1 | 21-25.11 |
12 | Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | Составление плана текста | 1 | 28.11-02.12 |
13 | Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 | 05-09.12 |
14 | Межличностные конфликты, их конструктивное решение. | Подготовка к диагностической работе | 1 | 12-16.12 |
15 | Экономика и её роль в жизни общества. Диагностическая работа. | Тесты | 1 | 19-23.12 |
16 | Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы. | Записи в тетради | 1 | 26.30.12 |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | Составление плана текста | 1 | 09-13.01 |
18 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 | 16.20.01 |
19 | Предпринимательство. Тесты. | Тесты | 1 | 23.01-27.01 |
20 | Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Записи в тетради | 30.01-03.02 | |
21 | Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 | 06-10.02 |
22 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты. | Тесты | 1 | 13-17.02 |
23 | Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д. | Подготовка к самостоятельной работе | 1 | 27.02-03.03 |
24 | Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ. | Записи в тетради | 1 | 06-10.03 |
25 | Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 | 13-17.03 |
26 | Политический режим. Демократия. Тесты. | Тесты | 1 | 20-24.03 |
27 | Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 | 27-31.03 |
28 | Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту. | Выполнение заданий к тексту | 1 | 03-07.04 |
29 | Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Подготовка к диагностической работе | 1 | 17-21.04 |
30 | Правоохранительные органы в Российской федерации. Диагностическая работа в формате ОГЭ. | Тесты | 1 | 24-28.04 |
31 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы. | Составление плана текста | 1 | 01-05.05 |
32 | Формы и разновидности культуры. Выполнение заданий в формате ОГЭ. | Тесты | 1 | 08-12.05 |
33 | Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы. | Выполнение итоговой работы | 1 | 15-19.05 |
34 | Итоговое повторение | 1 | 22-26.05 |
Литература:
- «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010;
- Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;
- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
- ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
- Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.
- Конституция РФ.- Москва. 2014
- Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
- Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010
- Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
- Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.
- Сборник кодексов РФ. – М., 2002
- Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена
- http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"
2. Электронные учебные пособия:
- 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы.
- Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
- Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
- Видеохрестоматия "Основы права"
- Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
- Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...
Рабочая программа :" Подготовка к ОГЭ" для 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса....
Рабочая программа подготовка к ЕГЭ обществознание
рабочая программа...
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Ррабочая программа "Подготовка к ОГЭ по обществознанию. 9 класс"
Рабочая программа внеурочных занятий по подготовке к ОГЭ по обществознанию...
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ «Практикум по обществознанию» для учащихся 11 классов
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ «Практикум по обществознанию» для учащихся 11 классов...