рабочие программы
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Рабочие программы по истории и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_po_obshchestvoznaniyu_11_klass.docx | 96.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Каменский район п.г.т. Глубокий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская казачья средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор МБОУ Глубокинской
казачьей СОШ №1
Приказ от ____________ №_______
Подпись руководителя_______________О.И.Кандалова
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
среднее общее образование, 11 класс
Количество часов - 99
Учитель: Гриценко Наталья Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы Боголюбова Л. Н. М: Просвещение 2007 год
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы Боголюбова Л. Н. «Обществознание» М: Просвещение 2007 год
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание 10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук "Просвещение".2007 год
Учебники:
-"Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение 2012 год.
- « Обществознание» базовый уровень Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. ОАО "Издательство" Просвещение" 2012 г.
- «Обществознание» пособие для учителя Боголюбов Л. Н. «Просвещение» 2010г.
- тесты ЕГЭ Лазебникова А. Ю. М: нацтональное образование 2015г.
- тест ЕГЭ О.А. Котова, Т.Е.Лискова М: национальное образование
-обществознание справочник для подготовки к ЕГЭ П.А. Баранов, А.В. Воронцов,
С.В. Шевченко М: Астрель 2012
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи:
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
● формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
● работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
● критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
● анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
● решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
● участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
● участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
● осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
● подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
● осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
● Тема «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
● Тема «Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
● Тема «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
● Тема «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого, через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях, внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Общая характеристика курса
В связи с тем, что человек является биосоциальным организмом, знания об обществе и навыки взаимодействия с ним — категорически необходимы. Отсутствие информации об устройстве социума, его функциях и законах работы основных механизмов едва ли даст возможность стать полноценной личностью.
Роль дисциплины в системе современного образования чрезвычайно велика: она обусловлена как минимум двумя объективными позициями. Во-первых, предмет является по-настоящему уникальным, что изначально заложено в его структуру: черпая сведения из четырех теоретико-прикладных наук (экономика, социология, политология и культурология), обществознание определенным образом систематизирует их, адаптирует под необходимый возрастной уровень и передает ученикам посредством педагогического мастерства учителя. Второй фактор заложен в идею нового ФГОС [4]. За школой, переставшей быть просто образовательной ступенью, сегодня закреплена роль «трамплина», выводящего ученика на новую стратификационную орбиту.
Формирование профессионально-личностной модели выпускника с учетом всех поставленных задач (должен отвечать требованиям информационного этапа развития, инновационной экономики, быть частью гражданского общества и т. д.) без обществознания просто невозможно.
Место предмета в системе общего образования справедливо считать центральным. Это связано не только с обозначенной выше активностью, но и с тем, что данная дисциплина востребована в большей степени, чем остальные (если не считать обязательные, конечно). Самые «популярные» направления высшего профессионального образования — государственное и муниципальное управление, юриспруденция — требуют в качестве вступительного именно ее.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.
Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества. Обществознание к тому же является учебной дисциплиной.
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии: политолога, социолога, культуролога, юриста, экономиста, психолога, педагога, правоведа, менеджера (по отраслям) и т.п. Данная программа выполняет две основные функции:
● Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
● Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа составлена на 99 часов согласно годовому календарному графику школы учебного плана, расписанию занятий на 2014-2015 год в соответствии с программой разработанной на основе авторской программы Боголюбова Л. Н. М: Просвещение 2007 год
и согласно указу президента о переносе праздничных дней
Рабочая программа ориентирована на 11 класс профильного уровня, рассчитана на 99 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю. Из этих трех часов 2 час – весь класс, 1 час – экономико– правовая группа. Сроком реализации программы считать 1 год.
Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой.
34 учебных недель 3 часа в неделю = 99 часов в год
● 1 полугодие — 16 недель - 48 уроков
● 2 полугодие — 18 недель - 51 урок
Содержание учебного предмета.
11 класс. (99 часов)
Т е м а 1. Социальное развитие современного общества (42 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества (34ч)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 3. Духовная культура (17ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Т е м а 4. Современный этап мирового развития (6 ч)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Тематическое планирование.
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы |
1 | Социальные отношения | 42 | - | ||
2 | Политическая система | 34 | 1 | ||
3 | Духовная сфера | 17 | 1 | ||
4 | Современный этап мирового развития | 6 | - | ||
Итого: | 99 | 2 |
Календарно-тематическое по обществознанию 11 класс (профильный курс) 102 часа( класс – 68 часов; ЭПП – 34 час)
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты (знать, уметь) | Форма контроля (к.р., п.р., л.р, зач.) | Оборудование | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | |||||||
1-3 | Социальная дифференциация | 1 -класс 1-класс 1-ЭПП 3 часа | Знать о социальной стратификации и о социальной мобильности. Уметь анализировать различные точки зрения на проблему социального неравенства | Учебник, тетрадь | Работа с источниками: из книги социолога М. Н. Руткевича | |||
4-6 | Социальные институты | 3часа 1 -Класс 1-класс 1-ЭПП | Знать типы, функции социальных институтов. Уметь приводить примеры главных и второстепенных социальных институтов | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа с источником: из книги П. Бергера и Б. Бергер «Социология: автобиографический подход» | ||
7-9 | Роль экономики в жизни общества | 3 часа 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о взаимосвязи экономики и социальной структуры. Уметь раскрывать роль культуры в развитии рыночной экономики | Текущий опрос | Таблица- схема Учебник, тетрадь | Высказывание Аристотеля: «Цель государства—это совместное продвижение к высокому качеству жизни» | ||
10-12 | Социальные статусы и роли | 3часа 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о социальных статусах и ролях, о социализации личности. Уметь анализировать свой собственный статус | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа с источником: «Социализация ребенка» Т. Парсонс | ||
13-15 | Социальные ценности и нормы | 3 часа 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о социальных ценностях и нормах, о правовом регулировании социальных отношений | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Выполнение творческого задания | ||
16 | ПОУ по теме: «Социальные институты» | 1-класс | Знать и уметь излагать пройденный материал | семинар | Учебник, тетрадь | Выполнение заданий | ||
17-19 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль | 3 часа 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о преступлении и о социальном контроле. Уметь оценивать значение самоконтроля | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа с источником: «Драма перемен» Рывкина Р. В. | ||
20-21 | Социальные интересы и формы социального взаимодействия | 2 часа 1-класс 1-ЭПП | Знать о формах социального взаимодействия и о социальном конфликте. Уметь решать конфликтные ситуации | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта», сформулировать принципы решения конфликтов | ||
22-24 | Этнос и нация | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать об этническом многообразии мира. Уметь дорожить своим менталитетом | Текущий опрос | Таблица- схема Учебник, тетрадь | Заполнение таблицы | ||
25-27 | Межэтнические отношения и национальная политика | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о межнациональных конфликтах. Уметь находить компромисс | Проверка выполненных работ | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Анализ тенденции современной политики РФ в области межэтнических отношений | ||
28 | ПОУ по теме: «Межэтнические отношения» | 1 1 -ЭПП | Знать и уметь излагать пройденный материал | семинар | Выполнение заданий | |||
29-30 | Демография современной России | 2 1-класс 1-класс | Знать основу демографической политики страны. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в РФ | опрос | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Изучаем «концепцию демографической политики РФ до 2025 г» | ||
31-33 | Институт семьи и брака | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о традиционных семейных ценностях, тенденциях развития семьи в современном мире, государственной политике в поддержку семьи | Семинар | Таблица- схема Учебник, тетрадь | Изучаем «Молодежную социальную ипотечную программу» | ||
34-35 | Быт и бытовые отношения | 2 часа 1-класс 1-ЭПП | Знать о культуре бытовых отношений, о влиянии урбанизации на быт | Текущий опрос | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Заполнить таблицу «Социально-бытовые интересы» | ||
36-38 | Молодежь в современном обществе | 3 часа 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о гражданском совершеннолетии, начале трудовой деятельности, молодежной субкультуре | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа в трех группах по пунктам параграфа | ||
39-40 | Социальная структура российского общества | 3 часа 1-класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о тенденциях развития социальных отношений в нашем обществе. Уметь раскрывать понятие «Социальное государство» | Текущий опрос | Презинтация Мультимедийное обрудование | Работа в группах по пунктам параграфа | ||
41 | ПОУ: «Социальное развитие современного общества» | 1час 1 -ЭПП | Знать и уметь излагать пройденный материал | семинар | Учебник, тетрадь | Выполнение заданий | ||
42-44 | Политическая система и политический режим | 3 часа 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать понятия политическая система и политический режим. Уметь называть основные черты тоталитарных режимов | Текущий опрос | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Урок рассуждение | ||
45-47 | Демократия | 3 1 -ЭПП 1-класс 1-класс | Знать принципы и ценности демократии, проблемы современной демократии | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа с таблицей «Избирательные системы» | ||
48-49 | Государство в политической системе | 2 1-класс 1-ЭПП | Знать о бюрократии, о современной государственной службе и ее задачах | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Оформить таблицу «Классификация политики» | ||
50-52 | Правовое государство и гражданское общество | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать сущность правового государства. | опрос | Таблица- схема Мультимедийное обрудование | Рисуем схему «Подсистемы гражданского общества» | ||
53-55 | Роль СМИ в политической жизни | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о роли СМИ в политической жизни. Уметь оценивать деятельность СМИ | опрос | Учебник, тетрадь | Работа в группах, выполняем задания по пунктам | ||
56 | ПОУ: «Политическая жизнь современного общества» | 1 1 -класс | Знать и уметь излагать пройденный материал | опрос | Учебник, тетрадь | Выполнение заданий | ||
57-59 | Политическое сознание и политическое поведение | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о политическом поведении и политической психологии. Уметь аргументировать свою точку зрения | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Разбираем модели современных политических течений | ||
60-62 | Политические партии и движения | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПП | Знать о типологии и функциях политических партий и движений | Текущий опрос | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Изучаем «Железный закон олигархизации» Р. Михельса | ||
63-64 | Лидеры и элиты в политической жизни | 2 1-класс 1-класс | Знать о типах лидерства, группах давления. Уметь отстаивать свою точку зрения | Текущий опрос | Таблица- схема | Рассмотрим различные теории элит | ||
65-66 | Выборы в демократическом обществе | 2 1 -ЭПП 1-класс | Знать о избирательных системах, избирательной компании | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа с источником: «Размышление о выборах» И. А. Ильина | ||
67 | ПОУ по теме: «Политические партии» | 1 1 -ЭПП | Знать и уметь излагать пройденный материал | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Выполнение заданий | ||
68-70 | Человек в политической жизни | 3 1 -класс 1-класс 1-класс | Знать о политической культуре и их типологию. Уметь раскрывать содержание понятия «политическая культура» | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Составьте таблицу «Типология политической культуры» | ||
71-72 | Политический конфликт | 2 1-класс 1-класс | Знать источники и развитие политических конфликтов. Уметь правильно урегулировать конфликты | семинар | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Изучаем документ: «Элементы теории социального конфликта» Р. Дарендорфа | ||
73-74 | Политический процесс | 2 1-класс 1-ЭПП | Знать основные положения и типологизацию политических процессов | семинар | Таблица- схема | Работа со схемой «Типологизация политических процессов» | ||
75 | Контрольная работа №1: «Политическая система» | 1 1-эпп | Знать и уметь излагать пройденный материал | тест | Выполнение заданий | |||
76-77 | Духовное развитие общества | 2 часа 1-класс 1-класс | Знать о проблеме многообразии культур, субкультура и контркультура | Текущий опрос | Таблица- схема | Работа с источниками | ||
78-79 | Духовный мир личности | 2 1-класс 1-эпп | Знать о мировоззрении. Уметь находить сущность духовного мира человека | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Отвечаем на вопросы по тексту работы А. Швейцера, стр.317 | ||
80-82 | Мораль и нравственность | 3 1 -класс 1-класс 1-ЭПп | Знать о сущности нравственной культуры. Уметь анализировать нравственные категории | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Постановка сценки «Пропала совесть» | ||
83 | ПОУ по теме «Духовный мир человека» | 1 1-класс | Знать и уметь излагать пройденный материал | тест | Учебник, тетрадь | Выполнение заданий | ||
84-85 | наука | 2 1-класс 1-ЭПП | Знать предназначение и функции науки. Уметь характеризовать пути ее связи с обществом | Текущий опрос | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Выполните задания к источнику на стр. 336-337. | ||
86-87 | Образование | 2 1-класс 1-класс | Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Разработка социального проекта «Школа будущего» | ||
88- | Роль религии в жизни общества | 1 1-класс | Знать о роли религии в жизни общества. Уметь называть основные мировые религии | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Плакат «Мировые религии» | ||
89-90 | Место искусства в духовной культуре | 2 1-класс 1-эпп | Знать структуру, функции искусства. Уметь выявлять его отличительные черты | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Изучаем материалы статьи Т Антошкиной «Гипер арт» | ||
91-92 | Массовая культура | 2 1-класс 1-ЭПП | Знать сущность и особенности массовой культур | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Работа с источниками | ||
93 | Контрольная работа №2: «Духовная культура | 1 1-класс | Знать и уметь излагать пройденный материал | Тест | Учебник, тетрадь | Выполнение заданий | ||
94 | Многообразие современного мира | 1 1-эпп | Знать о развитии традиционных и индустриальных обществ в современном мире | Текущий опрос | Учебник, тетрадь Мультимедийное обрудование | Индивидуальная | ||
95-96 | Глобализация и ее последствия | 2 1-класс 1-класс | Знать о плюсах и противоречиях процесса глобализации. Уметь характеризовать роль НТР | Текущий опрос | Таблица- схема | Работа с источниками | ||
97 | Сетевые структуры в современной мировой политике | 1 класс | Знать о сетевом терроризме. Уметь перечислять особенности и отличительные черты современного политического терроризма | Текущий опрос | Учебник, тетрадь | Изучаем документ на стр. 401, § 38 | ||
98 | Целостность и противоречивость современного мира | 1 1-ЭПП | Знать о глобальных проблемах мира. Уметь ориентироваться в сложном, запутанном современном обществе | опрос | Учебник, тетрадь | Работаем с таблицей «Глобальные проблемы человечества» | ||
99 | ПОУ: «Современный этап мирового развития» | 1 класс | Знать и уметь излагать пройденный материал | семинар | Выполнение заданий |
Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.
Дидактический и контрольно-измерительный материал (КИМы)
по разделу «Социальная сфера»
ЧАСТЬ А
А1. Семью как социальную группу отличает от других социальных групп
1) общественная активность женщины
2) осуществление социального контроля
3) социализация подрастающего поколения
4) выполнение репродуктивной функции
А2. Правовая норма, в отличие от других социальных норм,
1) является регулятором поведения людей
2) передается в устной форме
3) охраняется государством
4) распространяется только на граждан
А3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы – это стандарты поведения.
Б. Социальные нормы отражают социальные ценности общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Авторы учебника получили государственную премию. Это пример
1) социального статуса
2) социальной санкции
3) социальной нормы
4) социальной роли
А5. Межнациональные противоречия в современном мире могут быть вызваны
1) ущемлением прав национальных меньшинств
2) признанием приоритета прав и свобод граждан вне зависимости от их национальной принадлежности
3) существованием национальных законов о государственном языке
4) всесторонним развитием в многонациональных государствах национальных языков и культур
А6. К восходящей социальной мобильности относится
1) переезд из удаленного района в центр города
2) переход из мелкой фирмы в более крупную
3) смена гражданства
4) брак с представителем высшего класса
А7. Удовлетворение потребностей во внимании, поддержке, взаимопомощи – пример проявления функции семьи
1) репродуктивной
2) воспитательной
3) досуговой
4) эмоциональной
А8. Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?
А. В традиционном обществе многие статусы даны человеку от рождения.
Б. В традиционном обществе большинство статусов достигается человеком в процессе жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. К числу основных признаков этнической общности относится
1) государственный суверенитет
2) общее гражданство
3) общая экономика
4) общий язык
А10. Религиозные нормы во всех странах
1) распространяются на все население
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) регулируют отношения между личностью и властью
4) поддерживаются моральным сознанием
А11. Какую функцию семьи иллюстрирует ежемесячное составление предварительной росписи предполагаемых доходов и расходов семьи?
1) репродуктивную
2) социального контроля
3) социально-статусную
4) хозяйственно-экономическую
А12. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.
Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к изменению его социального статуса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Люмпены – это
1) опустившиеся на «дно» выходцы из различных классов
2) вынужденные переселенцы
3) низкооплачиваемые слои населения
4) перебравшиеся в город сельские жители
А14. К формальным позитивным санкциям относят
1) лестные отзывы коллег
2) дружеское признание лучших качеств
3) доброжелательное расположение
4) государственные награды
А15. Верны ли следующие суждения о социальных процессах в современной России?
А. В современной России идут процессы социальной дифференциации населения.
Б. В современной России государство признало задачу борьбы с бедностью одной из главных задач социальной политики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Смена одного статуса на другой предполагает переход человека из одной социальной группы в другую.
Б. Смена одного статуса на другой означает, как правило, изменение социальных ролей человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. К этническим общностям относятся
1) общины
2) люмпены
3) маргиналы
4) народности
А18. Группа людей, занимающая промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре, получила название
1) люмпенов
2) интеллигенции
3) маргиналов
4) пролетариев
А19. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение.
Б. Вертикальная социальная мобильность предполагает изменение социального статуса человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А20. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.
Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Примеры общностей, образованных по . . . признаку
преподаватели врачи инженеры
В2. Ниже приведен перечень терминов, характеризующих социальные статусы мужчины. Все из них, за исключением одного, относятся к достигаемым.
Ученый, отец семейства, член партии, сын академика, мастер спорта.
Найдите и укажите социальный статус, «выпадающий» из общего ряда.
В3. Установите соответствие между социальной общностью и критерием ее выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ КРИТЕРИЙ
А) москвичи 1) территориальный
Б) русские 2) этносоциальный
В) воронежцы 3) конфессиональный
Г) православные
Д) украинцы
В4. Найдите в приведенном ниже списке черты, общие для моральных и правовых норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выражают социальные ожидания «должного» поведения
2) исходят от государства
3) имеют обязательный для исполнения характер
4) регулируют общественные отношения
5) содержатся в специальных нормативных актах
6) осваиваются в процессе социализации
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В наиболее развитых странах Запада средний класс составляет большинство населения – от 60 до 80%. (2)К нему принято относить врачей, преподавателей, служащих, предпринимателей, руководителей (менеджеров). (3)В российском обществе доля среднего класса составляет по разным оценкам от 12 до 25%. (4)Предполагаем, что по мере развития промышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать, а его состав – приближаться к обычному для стран Запада.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение ________ (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница ________ (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем ________ (3). Кроме того, в общественном ________ (4) та или иная_______ (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на
лестнице профессионального ________ (6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) престиж
Б) мобильность
В) доход
Г) мнение
Д) неравенство
Е) профессия
Ж) власть
З) авторитет
И) общество
Контрольная работа №2 по разделу «Духовная сфера»
ЧАСТЬ А
А1. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.
Б. Массовая культура враждебна элитарной культуре.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. К мировым религиям относится
1) иудаизм
2)синтоизм
3)буддизм
4)даосизм
А3. Какая из перечисленных религий является древнейшей?
1) буддизм
2) католицизм
3)ислам
4) православие
А4. Верны ли следующие суждения о сущности религии?
А. Религия — это определенные взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Б. Религия — это соответствующие обряды и культы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Верны ли следующие суждения о сущности гуманизации образования?
А. Гуманизация образования означает повышение роли общественных дисциплин в учебном процессе.
Б. Гуманизация образования означает внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А6. Верны ли следующие суждения о сущности гуманитаризации образования?
А. Гуманитаризация образования представляет собой интеграцию образовательных систем.
Б. Гуманитаризация образования представляет собой массовое распространение среднего и высшего образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А8. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука направлена на постижение истины и открытие объективных законов.
Б. Наука отражает действительность в художественных образах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Науку можно рассматривать как систему знаний.
Б. Науку можно рассматривать как одну из форм духовной культуры общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Искусство характеризуется тем, что оно
1) основано на вере в сверхъестественное
2) отражает действительность в образно-символической форме
3) выполняет функцию социального управления
4) комплексно описывает и объясняет события и явления.
А11. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование, школа в широком смысле этого слова, сегодня является непременным условием построения успешной карьеры.
Б. Современное общество диктует для образования новые требования, важнейшим из которых выступает идея непрерывности образования, возможность выбора человеком разнообразных образовательных траекторий на протяжении всей сознательной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ В
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия».
Верование; обряд; магия; знание; политеизм.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».
В2. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ | ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
A) восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей | 1)наука |
Б) выполнение роли производительной силы общества | 2) религия |
B) упорядочивание помыслов, стремлений людей, их деятельности | |
Г) разработка планов и программ экономического и социального развития | |
Д) производство новых знаний о природе, обществе, мышлении |
В3. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ | ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
A) формирование эстетических вкусов и потребностей человека, пробуждение в личности желания и умения творить по законам красоты | 1) образование |
Б) отражение и освоение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке | 2) искусство |
B) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы | |
Г) сохранение и ретрансляция культурного достояния общества из поколения в поколение | |
Д) восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности |
ЧАСТЬ С
Многообразие и диалог культур
…Многообразие культур – отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры, а распространение культуры – простейшая разновидность культурного диалога, относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества.
Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.
Культурная трансмиссия – процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя,
преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения. Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.
(А.И.Кравченко)
С1. С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.
С2. С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.
С3. Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
С4. Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование приведенного суждения.
Ответы
С1. С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте ее любым конкретным примером.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сформулировано определение: «Поликультурная модель общества отличается широким диапазоном культурного и этнического многообразия, оцениваемого и принимаемого большинством населения как позитивный фактор».
2) указана противостоящая модель общества:
– ассимилятивная (модель уподобления);
3) дана ее характеристика: при ассимилятивной модели меньшинства теряют свои культурные
традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
4) приведен конкретный пример, допустим:
– многие небольшие по численности угро-финские и летто-литовские племена ассимилировались с племенами славян, переселившимися на Восточноевропейскую равнину, приняв их язык и традиции;
– тюркоязычные болгарские племена во время Великого переселения народов мигрировали на Балканы и ассимилировались с южными славянами.
Могут быть приведены иные адекватные примеры
Сформулировано определение, указана противостоящая модель и
дана ее характеристика , приведен конкретный пример 2
Сформулировано определение, указана противостоящая модель и ее
характеристика, конкретный пример не приведен ИЛИ
сформулировано определение, противоположная модель указана
неявно, но приведен конкретный пример 1
Сформулировано определение, ИЛИ указана противоположная
модель ИЛИ ответ неправильный. 0
Максимальный балл 2
С2. С опорой на авторский текст, сформулируйте понятие «диалог культур». Какой признак автор выделяет в этом понятии как ведущий? Опираясь на знание курса, приведите любое иное корректное определение этого понятия.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сформулировано авторское определение понятия:
– «Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом»;
2) выделен ведущий признак понятия в авторской трактовке:
– мирный характер культурного взаимопроникновения.
3) приведено собственное определение, например:
– «диалог культур – взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур друг в друга, обмен определенными культурными традициями и явлениями».
Могут быть приведены иные корректные определения понятия.
Сформулированы авторское определение понятия, выделен ведущий
признак, сформулировано собственное определение понятия 2
Сформулированы авторское определение понятия, выделен ведущий
признак, собственное определение понятия не сформулировано ИЛИ
Сформулированы авторское определение, признак не выделен, но
сформулировано собственное определение понятия ИЛИ
Только сформулировано собственное определение понятия 1
Сформулированы авторское определение понятия ИЛИ выделен
ведущий признак ИЛИ ответ неправильный. 0
Максимальный балл 2
С3. Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
Указаны формы взаимодействия культур с опорой на текст и
приведены иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) «Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных
черт и комплексов из одного общества в другое при их
соприкосновении; пространственное распространение культурных
достижений из одной страны в другую».
примеры:
– в результате путешествия Марко Поло, в Италию впервые
проникло искусство изготовления спагетти;
– в результате крестовых походов европейцы заимствовали с Востока
привычку мыть руки перед едой.
2) «Культурная трансмиссия – процесс передачи соответствующих
данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и
ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой
и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через
научение».
примеры:
– в процессе школьного образования учащиеся осваивают основы
наук, знания и опыты, накопленные предыдущими поколениями;
– учреждениями, осуществляющими культурную трансмиссию
помимо школы, служат этнографические, краеведческие,
исторические и художественные музеи.
3) «Культурная экспансия представляет собой расширение сферы
влияния доминирующей (национальной) культуры за
первоначальные пределы или государственные границы».
примеры:
– в период после Второй мировой войны активно происходит
проникновение традиций и норм американской культуры в другие
страны, например, широкое распространение голливудских фильмов;
– в процессе колониальных захватов происходит внедрение норм,
обычаев, одежды европейце в страны Востока, так называемая
вестернизация.
Могут быть приведены иные примеры.
Указаны три формы взаимодействия культур и иллюстрирующие их
признаки 3
Указаны три формы взаимодействия культур и один-два
иллюстрирующих их примера ИЛИ
Указаны две формы взаимодействия культур и два иллюстрирующих
их примера 2
Указаны две-три формы взаимодействия культур без приведения
примеров ИЛИ
Указаны две формы и один иллюстрирующий ее пример 1
Указана одна форма без примера ИЛИ
Ответ неправильный. 0
Максимальный балл 3
С4. Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование приведенного суждения.
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) Сформулировано понимание и собственное отношение к словам
автора, например:
– Автор убежден, что культура народа может развиваться только в условиях контакта с другими народами, в конструктивном диалоге культур.
– С подобным мнением нельзя не согласиться, так как весь опыт истории человечества убеждает нас в его справедливости.
2) Приведены пояснения (аргументы), например
– Взаимообогащение культур, приведшее к развитию народа, всех сфер его жизни можно подтвердить на примере истории древней Руси. Принятие христианства из Византии способствовало развитию политических, торговых, культурных контактов. На Руси возникло монументальное зодчество, иконопись, мозаика и фресковая живопись, книгописание.
– Япония в средние века заимствовала у китайцев письменность, многие культурные традиции, дополнив и обогатив их своим национальным опытом и спецификой. Наряду с ценностями буддизма, заимствованными у китайцев, сохраняется и традиционная японская религия синто
– И, наоборот, изоляционизм, как правило, приводил страны и народы к историческому тупику и деградации. Пример: китайское общество, всячески сопротивлявшееся контактам с внешним миром, потерпело крах в столкновении с европейским вторжением в Китай в середине, второй половине XIX века.
Могут приводиться и иные пояснения (аргументы).
Сформулировано понимание слов автора и отношение к ним,
приведены три пояснения (аргумента) 3
Сформулировано понимание слов автора и отношение к ним,
приведены одно–два пояснения (аргумента) ИЛИ
Сформулировано понимание слов автора, отношение к ним выражено
неявно, приведены два пояснения ИЛИ
Понимание слов автора сформулировано неявно, отношение не
выражено, но приведены три пояснения
2
Сформулировано понимание слов автора и отношение к ним, ИЛИ
приведены одно–два пояснения (аргумента) ИЛИ
только приведены одно–два пояснения
1
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ только отношение к
ним ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 3
Контрольная работа№1 по разделу «Политическая сфера»
А1. Верны ли следующие суждения о роли политических партий в демократическом обществе?
А. Партии осуществляют назначения министров и региональных руководителей.
Б. Политические партии выступают в качестве института, способного готовить и выдвигать лидеров общества и государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. По форме государственного устройства К. – это унитарное государство. Это означает, что
1) К. объединяет в союз несколько суверенных государств, делегирующих центру внешнеполитические функции
2) в субъектах К. принимаются законы, не противоречащие главному закону страны
3) субъекты К. делегируют часть своих суверенных полномочий центральному правительству
4) любые формы суверенности для входящих в К. административно-территориальных образований исключены
А3. Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.
1) Депутаты представляют различные социальные группы.
2) Граждане голосуют за кандидатов, представленных списком от партий.
3) В день голосования запрещена агитация на избирательных участках.
4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.
А4. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство А. – федеративное?
1) главой государства является всенародно избранный президент
2) высшие органы государства формируются выборным путем
3) государство обладает многонациональным составом населения
4) помимо единой общегосударственной конституции, принимаются конституции субъектов
А5. Какой признак отличает партию от других институтов политической системы общества?
1) закрепление властной воли в издаваемых правовых актах
2) борьба за обладание государственной властью
3) привлечение иностранных товаропроизводителей
4) поддержание отношений с другими государствами
А6. В государстве Т. представительные органы власти формируются следующим образом: 50% составляют кандидаты, включенные в избирательные списки своих партий и движений, 50%– из получивших большинство голосов в одномандатных округах. Такой принцип характерен для
1) мажоритарной избирательной системы
2) пропорциональной избирательной системы
3) прямого делегирования депутатов
4) смешанной избирательной системы
А7. Способ и формы осуществления государством своих властных полномочий, объем прав и свобод граждан отражает понятие
1) политический режим
2) форма правления
3) форма административного устройства
4) государственный суверенитет
А8. Демократический политический режим, утвердившийся в большинстве стран современного мира, отличается
1) традиционной монархической властью, передающейся по наследству
2) активным включением гражданского общества в процесс принятия политических решений
3) запретом деятельности оппозиционных партий, критикующих деятельность властей
4) наличием единой национальной идеологии
А9. Верны ли следующие суждения о монархии?
А. Монархическое правление, как правило, предполагает наследственный характер передачи власти.
Б. Парламентарную монархию можно охарактеризовать также как ограниченную или конституционную.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Тоталитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется
1) разветвленной системой законов
2) наличием правоохранительных органов
3) законодательным регулированием деятельности СМИ
4) применением репрессий против инакомыслящих
А11. Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном государстве?
1) «Муниципальные органы приняли решение о распределении средств из местных бюджетов на социальные нужды».
2) «В ряде штатов прошли выборы новых представителей в верхнюю палату парламента, представляющую интересы регионов».
3) «Правительство приняло поправки в бюджет страны, предусматривающие увеличение расходов на строительство дорог в муниципальных образованиях, а также существенное увеличение ассигнований на социальные нужды».
4) «Глава государства провел совещание с мэрами крупнейших городов о выполнении социальных программ».
А12. Верны ли следующие суждения о власти?
А. Власть состоит в возможности и способности осуществлять свою волю.
Б. Власть всегда связана с деятельностью государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Только пропорциональную избирательную систему характеризует
1) проведение избирательных кампаний
2) выдвижение кандидатов списками от политических партий
3) осуществление общественного контроля над подсчетом голосов
4) создание избирательных округов
А14. Глава государства Н. получил власть по наследству. В его руках сосредоточена вся полнота законодательной, распорядительной и судебной власти. Какая форма правления существует в этом государстве?
1) абсолютная монархия
2) президентская республика
3) смешанная (полупрезидентская) республика
4) парламентарная монархия
А15. Понятия «унитарное государство» и «федерация» характеризуют
1) форму правления
2) территориально-государственное устройство
3) политический режим
4) административное деление
ЧАСТЬ В
В1. Установите соответствие между основаниями классификации политических партий и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ |
А) кадровые | 1) по отношению к власти |
Б) реформаторские | 2) по средствам и методам отстаивания интересов |
В) либеральные | 3) по идеологии |
Г) правящие | 4) по составу |
Д) оппозиционные | |
Е) массовые |
В2. Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ |
А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ. | 1) мажоритарная |
Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий. | 2) пропорциональная |
В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах | |
Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов. | |
Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент | |
Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов |
В3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) многопартийность; 2) вариативность программ;
3) многообразие позиций СМИ; 4) конкуренция лидеров;
5) политический плюрализм; 6) различие политических взглядов.
В4. Укажите в приведенном перечне отличительные признаки правового государства:
1) разделение и независимость властей
2) суверенитет государственной власти
3) наличие национальной валюты и таможенной границы
4) верховенство закона, равное действие закона для всех
5) система сдержек и противовесов между ветвями власти
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Как ясно уже из самого названия, основная идея __________(А) – это осуществление свободы личности. А основной метод действия либерализма – это не столько творческая деятельность, сколько устранение всего того, что грозит существованию __________(Б) или мешает ее развитию…
Корни либерализма уходят в античность, и к этой первозданной его основе принадлежат такие вполне четко выработанные понятия, как правовая личность и субъективное право (в первую очередь право на__________(В)), а также некоторые учреждения, в рамках которых граждане участвовали в управлении __________(Г) и особенно в законодательной деятельности.
Либерализм считает своей целью благополучие и даже счастье человека, а следовательно, расширение __________(Д) для человеческой личности беспрепятственно развиваться в полном своем богатстве. В согласии с этим либерализм считает основой общественного__________(Е) личную инициативу, предпринимательский дух отдельного человека…
1) политология
2) либерализм
3) государство
4) частная собственность
5) порядок
6) индивидуальная свобода
7) возможности
8) ответственность
9) тоталитаризм
ЧАСТЬ С
К заданиям С1-С4
С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. ( ...)
Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. ( ...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека.
Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства - защищая права человека, обеспечить достоинство личности.
Критерии оценивания учащихся 11 класса
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
11 | Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение 2012 год. | Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение 2012 год. | Тесты ЕГЭ обществознание Лазебникова А. Ю. М:Национальное образование2015г. |
11 | « Обществознание» базовый уровень Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. ОАО "Издательство" Просвещение" 2012 г. | программы "Обществознание 10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год | Тесты ЕГЭ обществознание О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М:Национальное образование 2015г. |
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1 | Учебно-лабораторное оборудование и приборы | Таблицы по обществознанию, портреты выдающихся философов, экономистов, социологов |
2 | Технические, электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»: http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты» http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства |
3 | Цифровые образовательные ресурсы | ЦОР к учебникам Интерактивный тренажер для учеников 11 классов |
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Руководитель Протокол заседания МС Заместитель школьного методического МБОУ Глубокинкой казачьей директора по УР
объединения СОШ №1 _________________
_____________ от « ____» _________20___г. №___ подпись
подпись _____________
________________________ _____________________ Ф.И.О.
Ф.И.О подпись руководителя МС «____» ___________ 20___г.
«____» ___________ 20___г. ______________________________
Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...