Разработка рока обществознания для 8 класса по теме "Рынок. цена. конкуренция"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Данная разработка может использоваться учителем при проведении урока обществознания в 8 классе по теме "Рынок. цена. конкуренция". Разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя: технологическую карту урока, презентацию, тест по теме, дидактические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по теме "Рынок, цена, конкуренция" | 155.5 КБ |
Презентация урока | 392.5 КБ |
Тест по теме "Рынок, цена. конкуренция" | 46 КБ |
Дидактический материал к уроку | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области
Технологическая карта урока
Учитель: Гордеева Ольга Николаевна
Предмет: обществознание
Класс: 8
Тема урока: «Рынок, цена, конкуренция»
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- повышение познавательного интереса к изучению экономической сферы общества;
- осознание значения экономики и производства в жизни человека и общества;
- определять позитивные и негативные причины успешности;
- определять и поддерживать учебную мотивацию.
Метапредметные:
- уметь определять тему урока и формулировать цели;
- уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать;
- уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения,
- уметь выстраивать цепочку логических рассуждений;
- уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- умение вести самостоятельный поиск информации
- уметь работать в паре, находить общее решение.
Предметные:
- формировать представления о рынке, цене, конкуренции и их роли в экономике;
- уметь определять основные рычаги экономики;
- уметь определять основные функции цены, виды конкуренции;
- применять приёмы работы с документами.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Техники и технологии: критериальное оценивание, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы: Учебник Обществознание. 8 класс под редакцией А.И. Кравченко;
- технологическая карта урока;
- презентация по теме урока (Приложение 1).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1. Проверка домашнего задания | Организует работу по проверке домашнего задания. | Учащиеся составляют из предложенных слов экономические понятия; соотносят понятия и определения; заполняют пропуски в тексте. | Формирование познавательного интереса. | Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью | Выражение собственного мнения. Аргументация. | Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. | Устное диагностическое оценивание Взаимооценка |
2. Постановка учебной проблемы. Постановка учащимися цели | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Задаёт вопросы: 1. Как происходило зарождение рынка? 2. Чем рынок отличается от обмена? | Учащиеся просматривают видеосюжет. Формулируют проблему урока. (Приложение 1) Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. | Формирование познавательного интереса | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно) | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; | Устное диагностическое оценивание |
3. Изучение нового материала | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Задаёт учащимся вопросы: Что такое рынок? Как вы думаете, что нужно для обмена? Чем отличается обмен от рынка? Приведите примеры экономического и неэкономического обмена. Подводит учащихся к формулировке понятия «рынок». Организует работу учащихся с тексом учебника Найти в учебнике ответы на вопросы: Что такое цена? Зачем нужна цена? Какие функции выполняет цена? Подводит учащихся к определению понятия «конкуренция». Организует работу учащихся по заполнению таблицы «Виды конкуренции». Организует обсуждение вопросов: Для чего нужна конкуренция? Что мы все выигрываем от конкуренции? Координирует и корректирует работу учащихся в парах. | Рассматривают процесс зарождения рынка. Формулируют определение понятия «рынок». Записывают в тетрадях определения экономических понятий. Формулируют определение понятия «цена» и функции цены. Выполняют задание: опиши ситуацию, когда цена повлияла на совершение вами покупки. Выявляют условия возникновения равновесной цены.
Работают в парах по заполнению таблицы «Виды конкуренции». Выявляют значение конкуренции для производителей и потребителей. | Формирование познавательного интереса. Способность оценивать результат групповой деятельности. | Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в группе. | Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения. Приобретение новых знаний | Устное оценивание. |
4. Обобщение и систематизация | Организует работу по обобщению и систематизации. Организует обсуждение высказываний: «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ».Э. Гроув «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит | Высказывают собственное мнение, отвечая на вопросы учителя. | Повышение познавательного интереса к изучению экономической сферы жизни общества. Эмоциональное отношение к теме. Формирование личного, позитивного эмоционального отношения к одноклассникам. | Умение осуществлять самооценку и взаимооценку. | Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. | Систематизация и обобщение знаний по теме. | Формирующее оценивание. Устное оценивание. |
5. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. (Приложение 1) Проводит беседу. Организует самооценку результатов работы уч-ся. | Учащиеся отвечают на вопросы. | Повышение внутренней мотивации. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала. | Умение слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свой ответ. | Умение ориентироваться в своей системе знаний | Формирующее оценивание.
|
6. Домашнее задание
|
Приложение 2
Инструкция для выполнения домашнего задания
по теме «Внешняя политика Александра III».
1. Познакомьтесь с материалами п. 35 «Внешняя политика Александра III» (учебник История России. XIX век. Данилов А.А.).
2. Поработайте с материалами контента НП «Телешкола» Модуль 11, тема 5, раздел «Изучаем».
3. Познакомьтесь с материалами, представленными в ресурсе 1, ресурсе 2, ресурсе 3.
4. Определите цель и приоритетные направления внешней политики России в конце XIX века. Выпишите их в тетрадь.
5. Познакомьтесь с текстом документов на стр. 225-226 учебника «Из проекта военной конвенции между Россией и Францией. 5 августа 1892 год».
Ответьте письменно на вопросы: В чём состояли основные положения русско-французского договора? С какой целью он был заключен? Оцените данный договор с позиций современного человека.
6. Выполнить задания в разделах «Тренажер» №1- 3 и «Контроль» №1-3.
Приложение 3
Тест для проведения входного контроля
по теме «Внешняя политика Александра III».
1. Что из нижеперечисленного относится к внешней политике Александра III?
1) ведение активных боевых действий на Балканах
2) участие в антинаполеоновской коалиции
3) отсутствие крупномасштабных военных действий
4) участие в Континентальной блокаде.
2. Александр III царствовал в
1) 1848 - 1883 гг. 3) 1881 - 1894 гг.
2) 1825 - 1855 гг. 4) 1853 - 1874 гг.
3.Выберите верное утверждение:
А). При Александре III укрепились позиции России на Балканах.
Б). В ноябре 1886 года дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?
1) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России
2) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене
3) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии
5. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?
1) Россия, Англия и Франция 2) Россия, Австро-Венгрия и Германия
3) Россия, Франция и Турция
6. Строительство Транссибирской магистрали началось в:
1) 1856г. 2) 1904г. 3) 1914г 4) 1891г.
Приложение 4
Лист оценивания
Фамилия, имя _______________________________________________
- Входной контроль.
Оценка по 5-балльной шкале | Количество выполненных заданий | Оценка за входной контроль |
5 | 6 | |
4 | 4-5 | |
3 | 3 |
2. Оценка выполненного задания группой ___________ (см. рубрикатор)
3. Оценка собственного вклада в работу группы над продуктивным заданием.
Участие и активность в планировании 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером | Распределение функций внутри группы 0 – в работе над проектом не участвовал(а) 1 – распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным 2 – распределения функций было, выполнял(а) свою часть работы | Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает | Активность при презентации проекта 0 – не проявляет активности 1 – активен, но инициативы не проявляет 2 – активен, проявляет инициативу | Баллы |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям | |||
5 | 8-9 баллов | |||
4 | 6-7 баллов | |||
3 | 4-5 баллов | |||
2 | 0-3 балла |
Рефлексия:
Продолжите высказывание
1. На сегодняшнем уроке я узнал ______________________________.
2. Сегодня мне удалось ______________________________________.
3. Мне было сложно _________________________________________.
Приложение 5
Маршрутный лист для группы №1.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и материалами ресурса 1, ресурса 3.
Выполните задание – заполните схему «Балканская политика Александра III».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
http:// ote4estvo.ru
http://www.encyclopaedia-russia.ru/
Основной вопрос: Какова позиция Александра III по отношению к Болгарии.
Проблемные вопросы:
1. Выявите причины ослабления влияния России на Балканах.
2. Каковы последствия Балканской политики?
3. В данном случае невмешательство выступает как выжидание или как действие?
Вывод: _______________________________________________
_____________________________________________________
Маршрутный лист для группы №2.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и ресурсом 2, ресурсом 3. Выполните задание – составьте сравнительную таблицу «Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
rushist.com›index.php/kornilov/1218…aleksandra-iii
Основной вопрос: Политика Александра III- выжидание или действие?
1.Выберите верную формулировку проблемы:
- Границы на юге Средней Азии.
- Что предпринять России с целью укрепления границ на юге Средней Азии, не обострив отношений с Англией?
- Как укрепить границы в Средней Азии?
2. Что стало решением данной проблемы?
3. Каковы главные приоритеты политики России в Средней Азии?
4. Зачем России необходимо было укрепиться на Дальнем Востоке?
5. Какие шаги предпринимал Александр III для укрепления позиций на Дальнем Востоке?
Линии сравнения | Политика России в Средней Азии | Политика России на Дальнем Востоке |
Маршрутный лист для группы №3.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и ресурсом 2, ресурсом 3.
Выполните задание – составьте кластер «Европейская политика Александра III».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
rushist.com›index.php/kornilov/1218…aleksandra-iii
http://www.encyclopaedia-russia.ru/
Основной вопрос: Какая проблема стояла перед Россией в конце XIX века?
Проблемные вопросы:
1. Какая проблема стояла перед Россией в конце XIX века?
2. Какая цель стояла перед Россией?
3. Каков результат политики Александра III в Европе?
Приложение 6
Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера
Критерий | Показатели | Баллы |
Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) | Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц | 0 |
Частично понимает и может выделить смысловые единицы | 1 | |
Верно понимает и выделяет смысловые единицы | 2 | |
Запись чёткая, содержательная (понимание, применение) | Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания | 0 |
Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера | 1 | |
Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат | 2 | |
Найдено не менее 5 связей (оперирование, применение) | Связи не найдены или найдена 1-2 связи | 0 |
Найдено 3-4 связи | 1 | |
Найдено 5 и более связей | 2 | |
Верно сделаны выводы на основе кластера (анализ, синтез) | Выводы не сформулированы | 0 |
Сформулированы выводы без аргументации | 1 | |
Сформулированы аргументированные и верные выводы | 2 |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям |
5 | 7-8 |
4 | 5-6 |
3 | 3-4 |
2 | 0-2 |
Рубрикатор оценивания задания по заполнению схемы
Критерий | Показатели | Баллы |
Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) | Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц | 0 |
Частично понимает и может выделить смысловые единицы | 1 | |
Верно понимает и выделяет смысловые единицы | 2 | |
Запись чёткая, содержательная (понимание, применение) | Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания | 0 |
Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера | 1 | |
Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат | 2 | |
Все элементы схемы логически взаимосвязаны (анализ, синтез) | Логики в записях нет | 0 |
Логика заполнения схемы частично соблюдена | 1 | |
Логика заполнения схемы соблюдена полностью | 2 |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям |
5 | 6 |
4 | 4-5 |
3 | 2-3 |
2 | 0-1 |
Рубрикатор оценивания заполнения сравнительной таблицы
Критерий | Показатели | Баллы |
Выявление основных линий сравнения (анализ, синтез) | Линии сравнения не отражены | 0 |
В таблице отражены не все линии сравнения. Просматриваются только отличительные или только схожие черты. | 1 | |
Верно отражены основные линии сравнения. В таблице просматриваются как сходные, так и различные черты | 2 | |
Заполнение таблицы (знание, применение) | Графы таблицы не заполнены или заполнены не верно | 0 |
В заполнении граф таблицы допущены фактические ошибки | 1 | |
Запись содержательная. Все графы таблицы заполнены без фактических ошибок | 2 | |
Лаконичность и глубина информации (коммуникация) | Записи не продуманные, не имеют отношение к теме таблицы | 0 |
Отсутствуют четкие записи, добавлено много лишней информации | 1 | |
Запись чёткая, продуманная в деталях, не содержит лишней информации | 2 |
Оценка по 5-балльной шкале | Баллы по критериям |
5 | 5-6 |
4 | 3-4 |
3 | 1-2 |
2 | 0 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Сформировать представление о рынке, цене, конкуренции,обмене и его моделях.
План урока: Знакомимся с рынком. Из истории эволюции современных рыночных отношений Что такое цена и какие функции она выполняет? Конкуренция на рынке.
Рынок - это место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы Натуральный обмен Земледелец Денежный обмен Земледелец Денежный обмен РЫНОК Ремесленник Скотовод Ремесленник Купец Земледелец Ремесленник Купец
Задание: Как вы думаете, что нужно для обмена? Чем отличается обмен от рынка?
Цена- количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
ЦЕНЫ Влияют на поведение производителей Ориентируют покупателей на совершение покупок Ограничивают потребление ресурсов
Задание: Опиши свою ситуацию, когда цена повлияла на совершение покупки Приведи пример по ограничению потребления ресурсов
Конкуренция- своеобразное соперничество, соревнование между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов.
Задание: Как оценить конкуренцию – это хорошее или плохое явление рынка? (Свою точку зрения оформи в текст, приведи аргументы)
Домашнее задание: Прочитай п. 12 Выпиши все понятия Ответь на вопрос 4, 5 после параграфа. Prezentacii.com
Предварительный просмотр:
Тест для 8 класса «Рынок, цена, конкуренция»
А1 . Для существования рыночной экономики необходимо:
- отсутствие частной собственности на средства производства;
- запрет конкуренции;
- свобода выбора производителей в принятии решений;
- все вышеперечисленное.
А2. Местом проведения крупнейшей ярмарки в дореволюционной России был:
- Саратов; 2) Нижний Новгород; 3) Киев; 4) 4) Переяславль.
А3. Верны ли следующие суждения о действии рынка?
А. На рынке происходит процесс выравнивания цен.
Б. В условиях рынка цены зависят от спроса и предложения.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
А4. Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:
1) повышению цен;
- улучшению качества обслуживания;
- увеличению числа производителей на рынке;
- росту затрат производителей на изготовление товара.
А5. Равновесная цена:
1) возникает в условиях конкуренции;
- устанавливается государством;
- устраивает только покупателей;
4) устраивает только продавцов.
А6. В городе О. организацией свадебных торжеств занималась известная фирма «Два кольца». Сотрудники ЗАГСа рекомендовали вступающим в брак воспользоваться ее услугами. Но не все могли позволить себе заказать праздничный банкет, так как стоил он очень дорого. Однако других фирм, занимающихся организацией торжеств, в городе О. не было, поэтому молодым людям приходилось занимать деньги или организовывать торжество своими силами. Речь идет о:
- конкуренции; 2) олигополии; 3) монополии; 4) демократии
В1. Найдите общие черты и отличия между конкуренцией продавцов и производителей и конкуренцией покупателей.
- Существует при рыночной экономике;
- приводит к снижению цен на товары;
- приводит к повышению цен на товары;
- связана с дефицитом определенных товаров;
- ведет к снижению затрат на производство товара.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Найдите в предложенном списке черты совершенной конкуренции.
- Отсутствует контроль за ценами со стороны государства;
- рынок делят между собой несколько крупных фирм-производителей ;
- на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей;
- государство оказывает значительное влияние на цены;
- цены устанавливает небольшое число крупных производителей.
Номера, под которыми указаны черты, выпишите в порядке возрастания. Ответ:
ВЗ. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ
А.Совершенная
конкуренция
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Б) Олигополия.
1. Существование нескольких крупных производите
лей, делящих рынок определенной продукции.
В) Монополия.
2. Наличие единственного производителя на рынке
3. Присутствие на рынке множества производителей,
выпускающих однотипную продукцию.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В |
В4. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к характеристике рынка. Монополия, монархия, олигополия, конкуренция
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
Ответ: .
Ключи к тесту 12. Рынок, цена, конкуренция
№ задания | ответы | № задания | ответы |
А1 | 3 | В1 | 1, 2345 |
А2 | 2 | В2 | 13 |
А3 | 3 | В3 | 312 |
А4 | 2 | В4 | монархия |
А5 | 1 | ||
А6 | 3 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе на тему: «Рынок, цена, конкуренция»
Ташматова Светлана Рифовна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ СОШ №2 города Азнакаево РТ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Рынок, цена, конкуренция. План урока:
Возможная личностно значимая проблема: содержание урока позволяет понять некоторые проблемы в развитии современного общества: роль свободного рынка и конкуренции (как вести себя на рынке, в магазине, уметь быть конкурентоспособным). |
Планируемые результаты изучения материала: |
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Частично-поисковый метод, метод проектов. Варианты познавательных и проблемных заданий. 1. Вам приходилось бывать на базаре или оптовом рынке. Вспомните, торговались ли вы по поводу цены. Если да, то каков итог и как это происходило? Если нет, то почему? О каких экономических законах развития рынка свидетельствует сама возможность торга? 2.Найдите и сформулируйте условия для существования рынка? 3. Почему рынки и ярмарки пользуются большой популярностью в современной России? 4.Как оценить конкуренцию – это хорошее или плохое явление рынка? Форма урока: комбинированный. |
Развитие умений учащихся |
|
Приемы деятельности учителя | Проверочный тест, работа над ошибками, рассказ, беседа, организация работы с понятийным аппаратом учебника, организация работы в проектных группах. |
Основные понятия и термины | Обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, олигополия, монопсония, дефицит, конкуренция, реклама. |
Внутрипредметные связи | Спрос, предложение, товар, деньги, предпринимательство. |
Межпредметные связи | Литература, история. |
Оборудование урока | Карточки с тестами, компьютер, интерактивная доска, листы ватмана для команд, фломастеры. |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебная литература: А.И.Кравченко, Обществознание, 8 класс, «Русское слово», Москва,2008. Дополнительная литература: В.С.Автономов, Введение в экономику, ВИТА-пресс, Москва, 2006. С.В.Михалков. "Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы"(Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 22, кн. 3), "Детская литература", Москва, 1981 А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина, Обществознание в схемах и таблицах, Эксмо, Москва, 2010. |
Комментарии к технологической карте
Урок имеет ряд особенностей. Во-первых, изучение нового материала в значительной степени строится на актуализации межкурсовых и межпредметных связей на основе знаний по литературе, истории, тем «Товар и деньги», «Спрос и предложение», «Предпринимательство». Во-вторых, работа над понятиями заключается не только во введении новых понятий, но и в углублении уже известных понятий и терминов (рынок, цена, конкуренция).
1 этап
Урок начинается с проверки домашнего задания по тестам. (Приложение 1). Затем проводится работа над ошибками в форме самопроверки или взаимопроверки. Работа над ошибками позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность.
2 этап
Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока. Объяснение нового материала строится по плану урока. Проговариваются проблемные задания. Они в течение урока находятся на доске (прописываются заранее учителем на доске). Беседа с учащимися имеет своей целью выявить уже имеющиеся знания учащихся по теме и прирастить новые. Что такое рынок? Как вы думаете, что нужно для обмена? Чем отличается обмен от рынка? Приведите примеры экономического и неэкономического обмена.
Затем вместе с учащимися с использованием презентации выясняем признаки и условия рынка. Несколько слов хотелось бы сказать о роли мультимедийных презентаций на уроке. Возможности таких презентаций огромны. Они позволяют использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видеоаудиофрагменты и т.д.); успешно чередовать различные виды деятельности на уроке; что позволяет в свою очередь активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижают утомляемость. И, наконец, урок становится более ярким! Но считаю целесообразным не увлекаться презентациями. Это должна быть лишь часть урока.
(Приложение 2. Презентация.) Найдите и сформулируйте условия для существования рынка? Предполагаемые ответы: рынок предполагает свободный доступ на него и свободный выход из него; цены образует конкуренция; право каждого участника рынка на полную информацию о спросе и предложении товаров; всем равные возможности. Приводим примеры видов рынков: рынок потребительских товаров и услуг, рынок средств производства, рынок инвестиций, рынок ценных бумаг, рынок труда и т.д. Затем отвечаем на проблемное задание - Почему рынки и ярмарки пользовались и пользуются большой популярностью в современной России?
Далее выясняем, что предметом спора между продавцами и покупателями на рынке является цена. Здесь можно поработать с текстом. Найти в учебнике ответы на вопросы: Что такое цена? Зачем нужна цена? Варианты ответов: влияют на поведение производителей, ориентируют покупателей на совершение покупок, ограничивают потребление ресурсов. Также по учебнику находим ответ на вопрос, как происходит выравнивание цен. Вам приходилось бывать на базаре или оптовом рынке. Вспомните, торговались ли вы по поводу цены. Если да, то каков итог и как это происходило? Если нет, то почему? О каких экономических законах развития рынка свидетельствует сама возможность торга? Выясняем в ходе беседы, что равновесные цены устанавливаются в результате конкуренции.
Переходим к следующему термину. Что такое конкуренция? Как оценить конкуренцию – это хорошее или плохое явление рынка? Зачем она нужна? Выясняем, что конкуренция способствует: повышению эффективности производства, улучшению качества товаров, увеличения разнообразия предлагаемых товаров, снижению цен. Также называем и характеризуем основные типы конкуренции. Из учебника зачитываем определения и заполняем таблицу (Приложение 3). Сделать это можно следующими способами: раздать карточки с незаполненными графами, можно воспользоваться интерактивной доской. Затем учащиеся приводят свои примеры.
3 этап
К неценовым факторам конкуренции мы отнесли и рекламу в том числе. Одним из опережающих заданий на данную часть урока может быть выступление ученика с презентацией по теме «Реклама». Также в этой части урока, если позволяет время, можно инсценировать сказку М.С.Михалкова Как старик корову продавал (русская сказка)… (Приложение 4). Можно ограничиться просмотром мультфильма. (Просмотр мультфильма позволяет окунуться в мир русской ярмарки!). Придаёт особый колорит уроку. После этого ученики отвечают на проблемное задание: Как оценить конкуренцию – это хорошее или плохое явление рынка?
4 этап
Следующий этап урока предполагает: используя знания, полученные на уроке самим сделать рекламу. Тем более, что в качестве опережающего было задание – объединиться в группы и представить свой проект рекламы. При распределении учащихся на группы следует руководствоваться следующими принципами: ребятам должно быть комфортно, удобно вместе, в то же время группы должны быть равноценными. Распределить таким образом, чтобы в группе были и лидеры, и ребята творческие, креативные, и слабоуспевающие ребята, чтобы чувствовать поддержу того, кто рядом. На уроке результаты проектной деятельности оформляются и защищаются. Для этого моделируем следующую ситуацию. «Добрый день, уважаемые производители сыра города Азнакаево. Я являюсь представителем торговой компании по продаже сыров. (Роль торгового представителя выполняет ученик этого же класса или представитель из другого класса). Мы ищем новых партнеров, новых поставщиков. На сегодняшний день мы имеем возможность заключить договор на поставку сыра с одной из фирм-производителей города Азнакаево. Я желаю вам успеха!» Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Использование метода проектов позволяет оперативно обмениваться информацией, идеями, планами; формировать коммуникативные навыки культуры общения; добывать информацию из разных источников; обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; развивать ключевые компетенции; расширить кругозор; развить лидерские, организационные качеств личности учащихся.
Затем проводится жеребьевка. Работа в группах. Защита проектов. Подведение итогов. Оценивание проводят руководители проектных групп по доле участия в работе.
5 этап
Домашнее задание: выучить определения понятий, терминов. Написать сочинение на тему "Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга". Э. Каннан. Считаю целесообразным давать такие задания чаще. Это задания ЕГЭ. В нашей школе ЕГЭ по обществознанию пользуется популярностью.
Урок был проведен в 8 классе в рамках совещания директоров школ Азнакаевского района РТ. Получил высокую оценку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверочная работа по теме: «Спрос и предложение»
1.На рост предложения влияет:
- Недостаток сырья.
- Высокая производительность.
- Большие затраты на производительность.
- Все вышеперечисленное.
2.Верны ли следующие суждения о цене?
А. Цена зависит от спроса, но не зависит от предложения.
Б. На более редкие товары устанавливаются более высокие цены.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения неверны.
3.Маркетинг не занимается изучением:
- Объема спроса и предложения.
- Насыщенностью рынка тем или иным товаром.
- Возможностей населения по приобретению товаров.
- Организации технического процесса производства.
4.В небольшом городе М. частные предприниматели построили несколько обувных фабрик. Продукция фабрик стала поступать на прилавки магазинов города. В результате в городе М.:
- Резко выросли цены на обувь.
- Произошло насыщение рынка обувной продукцией.
- Увеличился спрос на обувь.
- Все магазины обуви закрылись.
5.Найдите черты сходства и различия между понятиями «спрос» и «предложение».
- Является категорией рыночной экономики.
- Влияет на повышение или понижение цен.
- Растет при увеличении цен при прочих равных условиях.
- Падает при увеличении цен при прочих равных условиях.
- Определяется потребителями.
6.Найдите в предложенном списке факторы, влияющие на повышение спроса на рынке.
- Снижение покупательной способности.
- Увеличение цен на товары-заменители.
- Повышение доходов покупателей.
- Понижение цены на товар.
- Возникновение моды на данный товар.
7.Установите соответствие между ситуацией на рынке и последствиями
СИТУАЦИЯ
А) Спрос растет, а предложение падает.
Б) Спрос падает, а предложение растет.
В) Спрос и предложение остаются неизменными.
ПОСЛЕДСТВИЯ
1.Цены остаются неизменными.
2.Цены падают.
3.Цены возрастают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тип рынка | Количество продавцов | Возможность проникновения на рынок | Однородность товара | Пример рынков |
Совершенная конкуренция | Много | Неограниченная | Однородный | Рынок зерна |
Монополия | Один | Отсутствует | Однородный | Рынок алмазов |
Олигополия | Мало | Ограниченная | Неоднородный | Рынок автомобилей |
Монополисти ческая конкуренция | Много | Ограниченная | Неоднородный | Рынок косметики |
Примечание - выделенное жирным шрифтом – основа таблицы: выделенное курсивом заполняется в ходе беседы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю? –
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные разработки по обществознанию 8 класс
Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И....
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"
Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...
"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс
Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...