Конспект урока обществознания в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Данный материал можно использовать для проведения урока обществознания в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по обществознанию в 9 классе | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Учи дитя, пока поперек лавочки лежит…»
Оргмомент. Тема урока (запись в тетрадь)
Учитель | Ученики | |||||||
Какие ассоциации возникают у вас при прочтении темы урока? | - дети, родители, семья… | |||||||
Окончания пословицы нет. Продолжение пословицы придумаем к концу урока…. | ||||||||
О чем мы с вами сегодня будем говорить. - Цель урока? Для чего нужно ее изучать? | - создание семьи - будущие родители | |||||||
План: 1. Юридические понятия семьи и брака 2. Условия и порядок вступления в брак 3. Правоотношения супругов 4. Правоотношения родителей и детей | См. учебник Вопросы соответствуют пунктам учебника | |||||||
Проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака, а брак – без семьи» | ||||||||
Семейное право - это ещё одна отрасль права, которую мы будем изучать. Какие отрасли права мы изучали? | Конституционное, гражданское, трудовое | |||||||
Конституция закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений. | ||||||||
Найдите в Конституции РФ статьи, касающиеся семейных отношений? | Работа с Конституцией:
| |||||||
Источником, регулирующим семейные правоотношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый 8 декабря 1995г. | ||||||||
Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. | Схема на доске | |||||||
Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака. | ||||||||
Брак бывает фактический, гражданский и церковный | Работа по рядам: Приведите «+» и «-» | |||||||
Точка зрения (Зацепин): Большинство женщин считают фактический брак «настоящим», равным юридическому браку, а большинство мужчин – безбрачием, временным сожительством. Точка зрения: с принятием христианства на Руси правовое значение приобрел церковный брак – венчание (до 1917 и с 1985 г.г.) Точка зрения: В марте 1917 г. СНК РСФСР принял Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» | - мнение детей, гостей - мнение детей, гостей - мнение детей, гостей | |||||||
Брак - юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности | Работа с учебником с.155 (Боголюбов) с.196 (Кравченко В словарь | |||||||
Каковы условия вступления в брак? | - Работа с СК РФ | |||||||
Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте: "Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РФ объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей: и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!" | Ст.12-14 СК РФ
| |||||||
Иванов и Петрова решили пожениться, т.к. Петрова ждала ребенка. Они обратились в органы местного самоуправления с заявлением о снижении им брачного возраста и предоставили справку о беременности Петровой. Одновременно туда обратились родители Иванова, что они против женитьбы сына и не дают согласия. Решение? | Ст.13 СК РФ
| |||||||
Иванов женился на Петровой, имевшей 8-летнюю дочь Софью. Через 10 лет Петрова умерла. Через 2 года после смерти Петровой Иванов и Софья убедившись, что любят друг друга решили зарегистрировать брак и подали заявление в ЗАГС. Какое решение примет ЗАГС? Почему? +, не близкие родственники | Ст.12-14 СК РФ
| |||||||
Какие ещё обстоятельства, препятствуют заключению брака: | Ст.12-14 СК РФ б) не должны состоять в зарегистрированном браке | |||||||
Можно ли признать брак недействительным? Если да, то, в каких случаях? |
| |||||||
Условия вступления в брак | Стр.156 (Боголюбов)- схема | |||||||
Каков порядок вступления в брак? | - Работа с СК РФ | |||||||
Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?" Как вы объясните Артёму эту норму? | Ст 11. Порядок заключения брака
| |||||||
Моряк, находившийся в 9 месячном плавании, узнал из телеграммы от возлюбленной, что у них будет ребенок. Он согласился на заключение брака. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС. Объяснив ситуацию попросила зарегистрировать их брак. Ей было отказано. Почему? | Ст 11. Порядок заключения брака
| |||||||
Образовалась новая семья. | ||||||||
Что такое семья? | с.222 Боголюбов - 213 Кравченко Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. | |||||||
Она находится под защитой государства. Между супругами возникают семейные правоотношения. Основание явл. юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство Содержание: права и обязанности членов семьи, их нельзя передать другим (воспитание детей) Права и обязанности членов семьи делятся на 2 группы:
| ||||||||
Перечислите и подтвердите в источнике личные правоотношения? | - работа в парах, обсуждение: 1 – по учебнику с.159 (Боголюбов)111(Кравч 2 – по источнику (раздел3) - выбор фамилии - выбор рода занятий, профессии - выбор места жительства - совместное решение вопросов семейной жизни: воспитание, материнство, образов | |||||||
Перечислите и подтвердите в источнике имущественные правоотношения? С рождением ребенка возникают родительские правоотношения. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. | - работа в парах, обсуждение: 1 – по учебнику с.159(Боголюбов)111 Кравч 2 – по источнику (раздел3) Законный режим имущества супругов (охраняется законом) - имущество, нажитое до брака - имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования - предметы индивидуального пользования, кроме предметов роскоши Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно. Договорной режим имущества супругов: Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения: а) права и обязанности по взаимному содержанию б) способы участия в доходах друг друга в) порядок несения каждым из них семейных расходов г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака Права и обязанности родителей: - несут ответственность за воспитание и развитие своих детей - забота о здоровье (физическое, духовное, нравственное, психическое) - обеспечить получение детьми основного общего образования - защита прав и интересов детей - право на общение с ребёнком Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак. | |||||||
Права и обязанности детей: - жить и воспитываться в семье - на общение с родителями и другими родственниками - на защиту - выражать своё мнение - на имя, отчество, фамилию - имущественные права Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности | ||||||||
В силу разных жизненных обстоятельств семья может распасться. | ||||||||
Как вы думаете, каковы причины? |
| |||||||
Кроме этого родители могут быть лишены родительских прав | ||||||||
Основания для лишения родительских прав | Ст.69 СК РФ - Жестокое обращение с детьми - Аморальное поведение родителей - Уклонение от воспитания детей - Злоупотребление родительскими правами - Являются хроническими алкоголиками или наркоманами - Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга - Отказ от ребёнка | |||||||
Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты. | ||||||||
Алименты - средства на содержание детей, супруги. | Ст.81 СК РФ 1/4 заработка - на 1 ребёнка 1/3 заработка - 2 детей 1/2 заработка - на 3-х и более | |||||||
Семья - это спасительная гавань в жизненных трудностях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности: родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым местом на земле. Ведь недаром поётся: "Родительский дом - начало начал, ты в жизни моей надёжный причал" | ||||||||
Вывод: | ||||||||
Закончите пословицу: «Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, | а вдоль лавочки вытянется тогда поздно учить» | |||||||
Проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака, а брак – без семьи» | ||||||||
Закрепление. | ||||||||
Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Объясните, почему. | ||||||||
Оцените с нравственно-правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожёны. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните. Они студентами были. | ||||||||
Как вы понимаете смысл этой притчи? Ответ поясните. Зимой семья ежей, рассказывается в одной притче, собиралась в своей норке и, пытаясь спастись от холода, сбивалась в кучки. Ежи прижимались друг к другу как можно ближе. Но колючки впивались в соседей - приходилось отодвигаться. Тогда опять становилось холодно. Нужно было найти то расстояние, при котором всем тепло, но чужие колючки можно терпеть. | ||||||||
После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, связанную с ночными дежурствами. Прав ли Смирнов? (Нет) | ||||||||
Дома: читать п.18 (Боголюбов) п.15 (Кравченко) Правовые задачи с комментарием 1-4 с.163 | ||||||||
Отметки за урок | ||||||||
Рефлексия | Я приобрел… Я смог… Я узнал… У меня получилось… Урок дал мне для жизни… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания 11 класс
Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...
Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"
Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....
конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...
план конспект урока обществознания 11 класс "Демографическая ситуация в современной России"
урок разработан с использованием метода кейс - стади....
Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко
Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....
Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.
Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....
Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".
Предмет обществознаниеКласс 9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...