Конспект к уроку обществознания "Для чего нужна дисциплина"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.
Планируемые результаты : 
предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи; 
метапредметные – 1) коммуникативные : развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;  2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов; анализировать, сравнивать, классифицировать; 
личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная  презентация .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 кл.

Тема:  Для чего нужна Дисциплина

Подготовила Токарева В.А.

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Планируемые результаты : 

  • предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи;
  • метапредметные – 1) коммуникативные : развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;  2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов; анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная  презентация .

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/з. (5 человек работают с тестами)

-Тема прошлого урока была Защита Отечества.  Мы с вами говорили о героях нашего Отечества.

-Как вы думаете, какими качествами должен обладать военный человек?

(Ответы учеников)

-А государство как-либо благодарит Героев? Т.е присваивает  Государственные награды, звания, денежные вознаграждения. Обратите внимание на слайд, перед вами портреты российских генералиссимусов.  Скажите, какой из них вам более знаком и почему?

(Ответы учеников)

В прошлом году наша школа боролась за присвоение звания, школы  им. А.В. Суворова. На уроках истории и классных часах вы многое узнали о жизни Суворова.

-Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним фактом из жизни Суворова.

- У вас на столах лежит небольшой текс, ознакомьтесь с ним.(Приложение 1).

- Скажите, все эти привычки, как охарактеризуют  А.В. Суворова? Почему он это делал? Разве он не хотел поспать? Отдохнуть?

- Перечислите качества характера Суворова?

(Ответы учеников)

Формулируются тема и цель урока.

-Давайте с вами продумаем, маршрут нашего урока?

Маршрут урока

  1. Что такое дисциплина.
  2. Виды дисциплины.

III.Введение в новый материал

Человек, общество, семья- все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, принятых государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

  1. Дисциплина общеобязательная и специальная

Работа в парах:

- Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? (правила поведения, порядок)

Работа со словарем учащихся:

- А теперь давайте прочитаем определение этого термина.

На экране несколько определений термина «дисциплина»,  вам надо самостоятельно определить,  какое определении выписано из учебника.

Мы выяснили, что дисциплина- необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений.  Дисциплина всегда направлена на соблюдение определенных правил.

А теперь подумайте и скажите. Может ли вы назвать себя дисциплинированным человеком? А ваш сосед по парте дисциплинирован?

Нередко слова «дисциплина» и «общественный порядок» стоят рядом.

Вопрос к классу

-Что объединяет эти два понятия?

(Ответы учеников)

В  этом случае под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Это дисциплина общеобязательная.

Задание: работая с п.1 и 2 параграф 5 учебника, заполните схему и ответьте на вопросы.

(Составляется логическая схема, Общеобязательная и специальная дисциплины).

Вопросы к классу

-Какую дисциплину называют общеобязательной?

-Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной?

Задание: изучите плакаты, представленные в рубрике «Картинная галерея» на с.42,43, и ответьте на вопросы на с.44 учебника.

(Проверка выполнения задания)

  1. Внешняя и внутренняя дисциплина  

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Соблюдения правовой общеобязательной дисциплины  контролируется  государством, специальной дисциплины- организацией, в которой состоит человек. На общественном  мнении и совести каждого человека основывается исполнение моральных норм.

Задание: работая с п.2 параграф 5 учебника, графически отобразите различия между внешней и внутренней дисциплиной.

(Составляется логическая схема )

(Проверка выполнения задания.)

В коллективе дисциплину характеризуют следующие компоненты:

  • наличие  правил;
  • наличие санкций, определенные наказания и высказывания;
  • доведения информации о правилах и санкциях до всех членов коллектива;
  • личное согласие каждого члена коллектива с установленными правилами и санкциями;
  • система контроля за выполнением правил и применением санкций (справедливость, неотвратимость и преемственность);
  • периодический инструктаж- напоминание о существующих мерах дисциплинарных взысканий.

IV.Физминутка. (мнемотехника)

В 6 классе мы говорили о самовоспитании. Оно помогает развить определенные качества, сформировать привычки.

 Задание: заполните таблицу, используя следующие данные (устно).

Слова для справок: контроль со стороны других людей; совесть; желание выиграть приз; боязнь получить выговор; стремление получить новую работу; чувство вины.

Средства поддержания дисциплины

внешней

внутренней

V. Рефлексия :

Проанализируйте свой «План -маршрут урока». Как вы справились с  заданиями?

VI. Подведение итога урока  

Проверим, насколько хорошо вы усволи новые знания.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:

 1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право.         б. Дисциплина.             в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая.              б. Специальная.                в. Общеобязательная.

3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя.                       б. Внутренняя.

4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине.                  б. Внутренней дисциплине.

5. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах.         б. На самоконтроле.         в. Специальных правилах.

- Проверим.

- К чему может привести несоблюдение дисциплины?

VII. Домашние задание.      

  1. Прочитать параграф 5 учебника.
  2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

-найти с помощью различных информационных источников и выписать пословицы и поговорки о дисциплине;

-подготовить эссе на тему «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек»;

-подготовить сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.

Стихотворение  в подарок.

Двойку выгнали из класса.

Здесь не место ей теперь.

Двойка встала в коридоре и заглядывала в дверь.

Будто ждет еще чего-то…

И по правде говоря,

Двойка хитрая…

У двери караулила не зря.

Заигрался Коля Мокин.

И не стал учить уроки:

«Поучу их при огне.

Так удобно будет мне!»

А когда огонь зажегся.

Коля наш в постель улёгся:

«Я устал и спать хочу.

Завтра утром поучу».

Мама утром еле-еле разбудила сына.

Прибежал он в школу живо.

За минуту до звонка.

Только сели все за парты,

Двойка встала на порог

И сейчас же увидала,

Кто не выучил урок.

Сразу выпрямилась двойка,

На ребят взглянула бойко.

И с порога прямо прыг

Коле Мокину в дневник.

Маршрут урока

№ задания

Выполнить самостоятельно

 не смог(ла)

Выполнил(а) несамостоятельно

Выполнил(а) самостоятельно

Работа с тестом

Работа с терминами, схемы.

Тестирование

Мой результат

Справился(лась) самостоятельно, молодец!

Справился(лась) хорошо, но мог бы лучше

Ещё многое не получается

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обществознанию "Для чего нужна дисциплина".

Тема презентации изучается в курсе обществознания в 7 классе....

Конспект урока в 7 классе по обществознанию по ФГОС "Для чего нужна дисциплина"

Урок в 7 классе по обществознанию в 7 классе с применением технологии работы в группах....

Методическая разработка. Презентация к уроку обществознания в 7 классе "Для чего нужна дисциплина"

"Презентация к уроку обществознания в 7 классе "Для чего нужна дисциплина" - методическая разработка, позволяет реализовать системно-деятельностный подход ФГОС. В разработке презентации использо...

Для чего нужна дисциплина? - Обществознание 7 кл.

Для чего нужна дисциплина? - Обществознание 7 кл....

презентация Обществознание 7 класс. Для чего нужна дисциплина

Обществознание 7 класс. Для чего нужна дисциплина?. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой....

Урок по обществознанию "Для чего нужна дисциплина" (7 класс)

Подробный конспект урока по обществознанию по теме "Для чего нужна дисциплина" (7 класс) по учебнику Л.Н. Боголюбова....

Презентация "Для чего нужна дисциплина" (7 класс)

Презентация к уроку по обществознанию "Для чего нужна дисциплина" (7 класс) по учебнику Л.Н. Боголюбова....