элективный курс по политологии
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Каткова Светлана Владимировна

Программа настоящего курса ставит своей целью дать обучающимся знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_politologiya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программно-методическая разработка курса

«Введение в политологию»

11 класс

Пояснительная записка

Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.

Программа настоящего курса ставит своей целью дать обучающимся знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.

Курс «Введение в политологию» является интегративным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории.

Элективный курс «Введение в политологию» состоит из шести разделов: 1) «Политика как общественное явление», 2) «История политических идей и учений», 3) «Что и как изучает современная политическая наука», 4) «Политическая социализация личности»,

5) «Политические идеологии», 6) «Международная политика».

Формы проведения занятий: школьная лекция, практическое занятие, семинарское занятие, зачет. Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль), групповые.

Основным пособием к учебному курсу «Основы политологии» является учебник для общеобразовательных учреждений Р.Т. Мухаева «Политология» 10-11 класс. Москва. Издательство «Дрофа». 1997 г. Также используются методические сборники, хрестоматийные пособия и сборники дидактических задач.

Учебно-тематическое планирование курса «Введение в политологию» (34 учебных часа)

Раздел, тема

Кол-во часов

I

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ        

2

1.Причины возникновения политики                

Понятие политики

2. Структура политики. Роль политики в обществе                

Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело»

II        

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И УЧЕНИЙ

7

  1. Развитие политической мысли на Западе и на Востоке                
  2. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения        
  3. Политические учения нового времени        
  4. Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв        
  5. Особенности развития политической мысли в России        
  6. Основные направления развития российской политической мысли        
  7. Контрольно-обобщающее занятие        

III

ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

18

1. Предмет современной политологии. Методы и функции политологии        

2. Политическая наука в России        

        

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ        

        

  1. Теория власти. Ресурсы власти                
  2. Принципы организации и функционирования политической системы

        

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

  1. Теории элит. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора
  2. Политическая элита в России        

        

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО        

  1. Понятие политического лидерства. Типы лидеров и их функции. Политическое лидерство в России.
  2. Контрольно-обобщающее занятие        

        

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА         

  1. Понятие и функции политической системы.Типы политических систем                
  2. Политическая система России        

        

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

  1. Понятие политического режима.Типы политических режимов
  2. Политический режим в России.Контрольно-обобщающее занятие        

ПОЛИТИКА и ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

  1. Содержание, предпосылки возникновения и структура гражданского общества        

  1. Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества. Формирование гражданского общества в России        

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ                                                        

  1. Природа и сущность государства. Функции и устройство государства        

  1. Государство в России: тенденции развития. Возникновение и сущность партий. Типология партий и их функций        

  1. Партийные системы. Российская модель партийной системы        

  1. Контрольно-обобщающее занятие                                                        

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

4.

IV

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ        

3

  1. Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации        

  1. Политическая культура: содержание и типология.
  2. Политическая культура России: тенденции развития        

V

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ        

1

1. Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий.

Политические идеологии в постсоветской России        

VI

        

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

3.

  1. Политика и международные отношения        

  1. Теория и практика международных отношений        

  1. Контрольно-обобщающее занятие        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема № 1. «Политика как общественное явление» (2 часа)

Понятие «политика», причины её возникновения, важнейшие признаки политики. Структура политики, её роль в обществе. Функции политики. Политика и мораль.

Тема № 2. «История политических идей и учений» (7 часов)

Развитие политической мысли в древних обществах (Древний Восток, Древние Греция и Рим). Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения. Христианская политическая доктрина Августина. Практическая сторона политики у Н. Макиавелли. Политические учения нового времени. Формирование и развитие теории демократии. Развитие политических идей на рубеже XIX–XX веков. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Политическая мысль России с древнейших времен: Владимир Мономах, Иван Пересветов. Специфика российской политической мысли. Развитие российской политической мысли в XVIII–XIX веках: В.Н. Татищев, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович; формирование политических идеологий в XIX веке: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, С.С. Уваров, А.С. Хомяков, А.Н. Радищев, декабристы, русский анархизм и радикализм.

Тема № 3. «Что и как изучает современная политическая наука» (18 час)

Тема делится на 8 разделов:

а) «Что и как изучает современная политическая наука» (2 часа)

Направления в трактовке предмета политологии. Структура политической науки. Методы и функции политологии. Проблемы политической науки в досоветский, советский и постсоветский периоды.

б) «Политическая власть» (2 часа)

Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема легитимности власти в России.

в) «Политические элиты» (2 часа)

Понятие «политическая элита». Причины существования политических элит. Классическая теория элит В. Парето. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Типы элит. Политическая элита в России (СССР): особенности формирования. Понятие «номенклатура».

г) «Политическое лидерство» (2 часа)

Понятие политического лидерства. Идея лидерства в истории политической мысли. Природа лидерства. Типы лидеров и их функции. Политическое лидерство в России (СССР): особенности политического лидерства, тенденции развития лидерства в России.

д) «Политическая система общества» (2 часа)

Понятие и функции политической системы. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России: советский тип, постсоветский тип.

е) «Политический режим» (2 часа)

Понятие «политический режим». Принцип легитимности политического режима. Форма правления. Избирательные системы. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Эволюция политического режима в России (СССР).

ж) «Политика и общество. Гражданское общество» (2 часа)

Гражданское общество: содержание, предпосылки возникновения и структура. Трактовки понятия «гражданское общество» в политической науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк), трактовка Г. Гегеля, К. Маркса, социал-демократическая трактовка И. Шумпетера. Конституционализм как режим отношений между обществом и государством. Разновидности конституционализма. Формирование гражданского общества в России: трудности и специфика.

з) «Политические институты» (4 часа)

Природа, сущность и признаки государства. Функции и устройство государства. Типы государств. Тенденции развития государства в России (от СССР к России). Политические партии и партийные системы: возникновение и сущность партий. Причины возникновения современных партий и их природа. Типология партий и их функций. Российская модель партийной системы (Российская империя – СССР – Российская Федерация).

Тема № 4. «Политическая социализация личности» (3 часа)

Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации. Особенности политической социализации в России. Понятие «политическая культура» и его содержание. Типы политической культуры. Подданический тип политической культуры в России. Особенности политической культуры переходного типа.

Тема № 5. «Политические идеологии» (2 часа)

Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий: критерии классификации. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм. Формирование идеологических предпочтений в современной России.

Тема № 6. «Международная политика» (2 часа)

Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы международной политики. Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология международных отношений. Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Россия в системе международных отношений на современном этапе.

Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники:

Выпускники должны знать термин «государственный аппарат», перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества; определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество; сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру социального объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека; приводить примеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.

Литература для учителя:

Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.

Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.

История политических и правовых учений. М., 1996.

Когда убивает государство. М.,1989.

Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.

Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.

Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.

Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.

Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.

Литература для учащихся:

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).

Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпракс,1993г.

Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ К КУРСУ:

Р.Т. Мухаев. Политология. 10-11 класс. «Дрофа». Москва. 1997 (переиздание или любое другое издание).

А.Ю. Лазебникова. Современное школьное обществознание. Методическое пособие для учителя с дидактическими материалами. Москва. «Школа-Пресс». 2000.

Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985-1991. Москва. «Международные отношения». 1991.

Введение в политологию. Словарь-справочник. Под редакцией В.П. Пугачёва. Москва. «Аспект пресс». 1996.

Политология. Курс лекций. Под редакцией М.Н. Марченко. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Москва. «Зерцало». 9.

Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умения и навыков помогающих ориентироваться в сложностях современной политики.

Задачи.

Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.

Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности

Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.

Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны.

Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного курса с предметом «Обществознание»;

На конец обучения учащиеся должны иметь основные первоначальные знания в области политологии, быть достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия, отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого человека, но и в учебной, научно-исследовательской, общественной и профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в основе истинного народовластия.

.Методы и формы обучения:

При изучении данного курса предполагается использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса:

Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, требующую осмысления заявленных проблем;

На семинарских занятиях используются активные методы обучения: дискуссии, деловые игры, проектная деятельность;

Тесты позволяют провести самодиагностику отдельных направлений развития личности, выделить проблему и определить пути ее решения.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

основные термины и понятия из области политического;

иметь представления о том, что такое государство и как работает государственный аппарат;

основные точки зрения на различные аспекты политики.

Учащиеся должны уметь:

грамотно и с пониманием объяснять происходящие политические события;

работать с текстом учебника и историческим документом, выделять главное, сравнивать и обобщать, делать выводы;

использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять свою точку зрения и аргументировать свои позиции;

участвовать в дискуссиях, оппонировать в спорах, находить компромиссы

Учебно-тематический план№ урока        Тема занятия        Формы и методы обучения        Формы контроля

1.        Политика и мы. Понятие о политике, политические события и явления.        Урок смешанного типа. Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы. Знакомство с алгоритмом. Выполнение задания.        Составление таблицы. Работа по алгоритму.

2, 3        Политическая печать. Современная политическая печать в России.        Анализ политических текстов и карикатур. Применение алгоритма. Элементы дискуссии.        Комментирование политических высказываний. Выполнение заданий.

4.        Политическая система и ее роль в жизни общества.        Изучение нового материала. Составление схем и сводных таблиц.        Выполнение заданий. Заполнение таблицы и составление схем.

5, 6        Основные признаки и функции государства.        Беседа с элементами самостоятельной работы с текстом.        Вопросы для обсуждения. Тестовые задания.

7.        Разнообразие государственно- политических форм в современном мире.        Вводный контроль. Самостоятельная работа с учебным материалом. Составление схем.        Выполнение задания. Составление схем.

8.        Политические лидеры.        Объяснение нового материала. Практическая работа.        Эссе на тему «Что значит быть политиком?»

9.        Роль политического лидера в современном мире.        Дискуссия. Выполнение познавательных заданий.        Итоги диспута. Познавательные задачи.

10.        Формы политического участия.        Ролевые ситуации, работа в группах. Анкетирование.        Результаты анкетирования. Выполнение заданий.

11, 12.        Избирательная кампания.        Урок - деловая игра.         Подведение итогов игры.

13.        Правовое государство.        Изучение новой темы. Познавательные задания. Практическая работа.        Таблица. Краткий анализ высказываний. Итоги практической работы.

14.        Правовое государство и гражданское общество.        Тест. Изучение нового материала. Элементы дискуссии.        Составление таблиц и схем. Результаты тестирования.

С15, 16        Политическая культура и правовое государство. Россия на современном этапе политического развития.        Беседа с выполнением ситуативных заданий. Создание проблемной ситуации.         Проверка выполнения заданий. Эссе на основании высказываний.

17.        Макиавеллизм и современная политика.        Круглый стол. Обсуждение работы каждого. Подведение итогов.        Итоговый урок.

Содержание курса.

Понятие политики. Политические события, факты и явления.

Политическая печать: политический текст и карикатура.

Политическая система. Государство как главный институт политической системы. Роль политических партий в политической системе. Политические нормы.

Культурно-идеологический и коммуникативный элемент политической системы.

Политические режимы.

Формы правления. Унитарное государство и федерация.

Понятие о политическом лидере. Популярность лидера и популизм, функции лидера. Избирательная кампания. Избиратель и кандидат.

Признаки правового государства. Права человека и гражданина. Защита прав. Гражданское общество и его признаки. Местное самоуправление. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Политическая культура. Россия на современном этапе политического развития.

Политика и мораль. Современные политики. Правовые нормы в современной политике.

Литература для учителя:

Гаджиев К.С.Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993г.-256с.

Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.

История политических и правовых учений. М., 1996.

Когда убивает государство. М.,1989.

Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.

Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001.

Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.

Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.

Юдовская А.Я., Морозова С.Н. Становление гражданского общества: исторические истоки. М., 2006.

Литература для учащихся:

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология.10-11кл.: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007г. (Элективные курсы).

Малышевский А.Ф., Ерухов Б.А., Карпунин В.А., Учебное пособие по философии. Ч.II.М.-Интерпракс,1993г.

Мушинский В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 2001г.

Дополнительная литература:

Ибрагимов Р.Ю.Сдаем основы социологии и политологии: для среднего и профессионального обучения. Д: Феникс, 2005.

Муштук О.З., Цыбульская М.В. Политология: учебно-методическое пособие. М., 1999.

Политология: учебное пособие (сост. и отв. ред. А. А. Радугина.) М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Политология"

Модуль «Основы политологии» является интегративным элективным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилиз...

Программа элективного курса "Введение в политологию"

Политологическое образование призвано дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях. Данный курс должен способствовать воспитанию политически гр...

Программа элективного курса «Введение в политологию».

Курс обучения «Введение в политологию» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Целью курса является повышение политической грамотности уч...

Рабочая программа элективного курса "Политология" 10-11 класс

Рабочая программа является программой второго вида, т.к.  в соответствии с приложением №2 письма ДОН от 06.04.2010г. №47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательных программ общео...

Элективный курс " Политология"

Элективный курсПолитологияПрограмма Гаджиева К.С.Каменской Г.В.Родионова А.Н Введение в политологиюМ.Просвещение 2007...

Программа элективного курса "Основы политологии" для 11 класса

Программа элективного курса предназначена для более углубленного изучения одной из самых сложных тем обществознания - политической сферы общества. Курс расчитан для учащихся 11 класса, 34 часа в учебн...

Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...