Урок "Предпринимательство"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России.
Задачи:
- Образовательные: сформировать у учащихся представление о «предпринимательстве», его сущности и роли в системе рыночных отношений; определить качественные характеристики профессии предприниматель.
- Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, развивать навыки работы с текстом, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности
- Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к окружающим, воспитывать отношение к предпринимательству не только как к способу получения прибыли (личной выгоды), но и способу удовлетворения потребностей общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_predprinimatelstvo.doc | 125 КБ |
predprinimatelstvo_8_klass.ppt | 512 КБ |
anketa.doc | 47 КБ |
zadanie_otlichie_ot_zarplaty.doc | 22 КБ |
korziny.doc | 23.5 КБ |
shkala.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Предпринимательство
Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России.
Задачи:
- Образовательные: сформировать у учащихся представление о «предпринимательстве», его сущности и роли в системе рыночных отношений; определить качественные характеристики профессии предприниматель.
- Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, развивать навыки работы с текстом, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности
- Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к окружающим, воспитывать отношение к предпринимательству не только как к способу получения прибыли (личной выгоды), но и способу удовлетворения потребностей общества.
Оборудование: презентация «Предпринимательство», индивидуальные рабочие листы, дидактические материалы для групповой работы, анкета личных предпринимательских способностей, картинки-улыбки для выделения групп и рефлексии настроения.
Новые слова:
Предпринимательство
Предприниматель
Бизнес
Прибыль
Ход урока
1.Мотивационный этап.
Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.
Я надеюсь, что наше общение с вами сегодня будет не только полезным, но и интересным.
Обществознание
Сферы общества
Какую сферу изучаем
Какие ключевые сферы объединяет экономика
Какой элемент на первом месте
Почему
Основу производства составляют ресурсы или иначе факторы производства. Назовите их
Учитель: Учащимся необходимо распределить «урожай» по корзинам
Корзины:
Труд Земля Капитал Предпринимательство
Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело, )
Как вы думаете, какой из этих факторов является самым главным.
Предпринимательство
Что вам известно об этом факторе?
Первоначальная оценка знаний учащихся по теме. На доске шкала.
- Определите уровень своих знаний по теме урока: низкий, средний или высокий.
Учащиеся на листочках по шкале оценивают собственные знания по данной теме и ставят определенный знак.
Как вы оценили свои знания? Высокий уровень или низкий?
Какие бы вопросы хотели задать, чтобы узнать о предпринимателе и предпринимательстве?
Формулируют цель урока:
Кто он предприниматель?
Чем он занимается
Как занимается
Для чего занимается предпринимательской деятельностью?
Кто он предприниматель?
Вопросы на экране:
Кто?
Чем?
Как?
Для чего?
Давайте разберемся: Кто такой предприниматель? и Кто может быть предпринимателем? Наверняка у каждого из вас уже имеется представление о предпринимателе, у каждого свой образ предпринимателя, который, я надеюсь, мы дополним в ходе урока.
Для этого поработаем парами. Каждая пара будет выполнять свое задание. Прочитайте задание, подумайте, посоветуйтесь, придите к единому решению, совместно выберите выступающего.
КТО?
1. Задание:
Работа по тексту учебника - Яковлева и Григорьева
Параграф 13.
Стр. 85 Абзац «Предприниматель - …им кошельком» и стр 86 «Предпринимателем … компьютерную империю» и с обществоведческим словарём
2. задание – изучение нормативных документов – выясняют, кто может быть предпринимателем. Яковлев Д. и Исаев В.
Конституция РФ
Гражданский кодекс
Сколько вам лет? Если вы придёте в налоговую инспекцию, вас зарегистрируют как предпринимателей?
Ответы детей. Рассказ по нормативным документам. Назвать документы
Если предпринимателем может быть любой гражданин РФ, почему же есть учителя, механики, водители, продавцы?
3 задание – изучают текст «Качества предпринимателя» и выполняют задания – раздаточный материал
После обсуждения и дополнения подводится итог - называются самые важные, по мнению учащихся, качества. Ответы фиксируются в рабочих листах.
Учитель: А теперь давайте проверим, кто из вас в будущем может себе выбрать профессию предпринимателя.
Анкета по оценке личных предпринимательских способностей
Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.
1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи, награждения?
5. Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности избранного пути других?
6. Понятны ли вам идеи и мысли других людей?
7. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег, знакомых?
8. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
9. Считаете ли вы, что если вы что-то уже решили, то вас ничто не остановит?
10. Начинать что-то новое всегда страшно. Относитесь ли вы к числу тех, кого это не остановит?
Ключ
Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте, пожалуйста, сумму очков.
Результат
Если сумма очков равна 8 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идеи действительно того заслуживали.
Вы набрали от 5 до 7 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны, но все возможно, если упорно работать над собой.
Если у вас менее 5 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта, и прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Затем учитель интересуется результатами. Первыми поднимают руки те, кто может стать предпринимателем, затем те, кому надо работать над собой, последними те, кому лучше не начинать, учитель убеждает последних не расстраивайтесь, ведь есть еще множество профессий, где можно себя реализовать.
Как выяснилось не все обладают этим качеством.
Оформляют на рабочих листах
Чем занимается предприниматель?
С каким видом деятельности у вас ассоциируется предпринимательство?
Выслушать мнение обучающихся.
Работа по тексту учебника с. 88 до «Пример успешного бизнеса»
Предприятие с числом рабочих более 500 – крупное предпринимательство
Предприятие с числом рабочих от 100 до 500 – среднее предпринимательство
Предприятие с числом рабочих менее 100 – малый бизнес
Работа со статистическими данными Урмарского района
Видеозарисовки
Какое предпринимательство развито в нашем районе?
Малое и среднее
Какие отрасли экономики охватывает малый и средний бизнес?
Учащиеся называют по таблице
Распределите эти отрасли экономики по видам предпринимательства.
Подсчитайте долю в %.
Почему малый бизнес?
Почему сфера услуг?
Ответы обучающихся
Для чего организует своё дело? Какова цель предпринимательской деятельности?
Работа по тексту учебника с.85 «Стремление к прибыли…4 лет»
Итак, основной доход предпринимателя – прибыль. Все вы понимаете, что он будет существенно отличаться от дохода наемного работника.
Используя текст, найдите главное отличие дохода предпринимателя и дохода наемного работника.
В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат. Цена услуг труда, доход наемных работников – заработная плата. Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполняемую работу. Это гарантированный доход работника предприятия.
Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Прибыль один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. По Кантильому (18 век) предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец и т.д.). Он получает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли.
Учащиеся формулируют главное отличие прибыли от заработной платы – ее непостоянство. Обязательно фиксируют это в рабочем листе.
Проводится упражнение «Цветные карандаши».
Детям предлагается взять цветные карандаши, положенные на парту.
Учитель: Предположим, что вы - предприниматели. Наступил конец отчётного периода. У вас в руках ваш доход. Как вы распределяете свой доход?
Все это доход предпринимателя (в руках у учителя карандаши). После выплаты заработной платы рабочим, налогов, оплаты электроэнергии, аренды помещения, затрат на производство и др. (учитель откладывает карандаши), у предпринимателя остается чистая прибыль (несколько карандашей).
Учитель: Именно ради этого небольшого количества карандашей – прибыли, предприниматель должен проявить все свои способности, инициативу, рискнуть и нести ответственность за свой риск, а самое главное быть новатором. Поздравим аплодисментами успешных предпринимателей (детей у которых остались карандаши), задумайтесь те, кому их не хватило или не осталось после уплаты всех затрат.
«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (Адам Смит)
Почему государство стимулирует развитие бизнеса?
Выигрывает всё общество
Значение предпринимательства для экономики государства:
- Предприниматель создает рабочие места.
- Предприниматель платит налоги и этим повышает благосостояние государства.
- Стремясь получить прибыль, предприниматель вносит новшества
в процесс производства (новые товары, услуги, технологии и т.д.)
Итак, мы уже с вами довольно много узнали нового, что-то взяли из вашего жизненного опыта, о чем-то услышали впервые. Давайте создадим законченный образ предпринимателя. Учащиеся выполняют задание в индивидуальном рабочем листе. По истечении выделенного времени, проверка по цепочке.
Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя ______________ за хозяйственные решения, вкладывать ___________, силы и средства с целью получения ______________ на основе сочетания __________ выгоды с _________________ пользой.
Вернёмся к шкале
Мы с вами не вспомнили такое качество, без которого деятельность предпринимателя значительно осложнилась – это оптимизм. Мы начали урок с улыбки, изменилось ли ваше настроение к концу урока, если оно замечательное поднимите улыбающееся изображение. Я очень рада и желаю, чтобы любое дело, даже такое сложное, рискованное и ответственное как предпринимательство, вы начинали с улыбкой и оптимизмом, и тогда успех и удача точно улыбнутся вам в ответ.
Учитель благодарит и оценивает работу учащихся.
Предпринимательство – это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.
Бизнес – это любая (не запрещённая законом) деятельность, нацеленная на получение прибыли.
Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Корзина» - распределите «урожай» по корзинам Капитал Предпринимательство Труд Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело Земля
КТО? ЧЕМ? КАК? ДЛЯ ЧЕГО?
Нормативные документы
Предприятие с числом рабочих более 500 – крупное предпринимательство Предприятие с числом рабочих от 100 до 500 – среднее предпринимательство Предприятие с числом рабочих менее 100 – малый бизнес
Виды предпринимательства Производственное В сфере услуг
Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя ______________ за хозяйственные решения, вкладывать ___________, силы и средства с целью получения _____________ на основе сочетания ________выгоды с _____________пользой . дееспособный инициативу риск новаторские ответственность способности прибыли личной общественной
Предварительный просмотр:
Анкета по оценке личных предпринимательских способностей
Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.
1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи, награждения?
5. Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности избранного пути других?
6. Понятны ли вам идеи и мысли других людей?
7. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег, знакомых?
8. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
9. Считаете ли вы, что если вы что-то уже решили, то вас ничто не остановит?
10. Начинать что-то новое всегда страшно. Относитесь ли вы к числу тех, кого это не остановит?
Анкета по оценке личных предпринимательских способностей
Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.
1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи, награждения?
5. Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности избранного пути других?
6. Понятны ли вам идеи и мысли других людей?
7. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег, знакомых?
8. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
9. Считаете ли вы, что если вы что-то уже решили, то вас ничто не остановит?
10. Начинать что-то новое всегда страшно. Относитесь ли вы к числу тех, кого это не остановит?
Предварительный просмотр:
Задание:
- Используя текст, найдите главное отличие дохода предпринимателя и дохода наемного работника.
В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат. Цена услуг труда, доход наемных работников – заработная плата. Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполняемую работу. Это гарантированный доход работника предприятия.
Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Прибыль один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. По Кантильому (18 век) предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец и т.д.). Он получает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли.
Предварительный просмотр:
Корзины:
Труд Земля Капитал Предпринимательство
Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело, )
Корзины:
Труд Земля Капитал Предпринимательство
Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело, )
Корзины:
Труд Земля Капитал Предпринимательство
Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело, )
Корзины:
Труд Земля Капитал Предпринимательство
Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело, )
Корзины:
Труд Земля Капитал Предпринимательство
Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело,
Предварительный просмотр:
Определите уровень своих знаний по теме урока: низкий, средний или высокий.
Определите уровень своих знаний по теме урока: низкий, средний или высокий.
Определите уровень своих знаний по теме урока: низкий, средний или высокий.
Определите уровень своих знаний по теме урока: низкий, средний или высокий.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Ирина
Хорошо продуманный урок.