Избирательное право в Конституции РФ
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Романченко Ольга Григорьевна

Ресурс содержит презентацию и конспект урока. Материал можно использовать на уроке обществознания в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izbir.rar620.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Избирательное право в Конституции РФ

урок обществознания в 7 классе

Материал разработан в рамках конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по избирательному праву среди преподавателей образовательных учреждений Таловского района.

Номинация: методические разработки уроков, занятий в рамках элективных курсов обществоведческой направленности.

Автор: Романченко Ольга Григорьевна, учитель истории МКОУ Таловской СОШ.

Таловая, 2015 г.

Пояснительная записка.

 Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих развитие общества и его основных сфер, деятельность человека, правовое регулирование общественных отношений. Помимо теоретических знаний, содержательным компонентом курса являются социальные навыки, гуманистические ценности, совокупность правовых и моральных норм, лежащих в основе поведения подростков.

Современные социально – политические процессы, глобализация всех сфер жизни предъявляют новые требования к общественным наукам. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом, которая помогает подростку приобретать опыт социального и культурного взаимодействия, формирует активную гражданскую позицию.

Специфика данного учебного предмета заключается в его интерактивном характере, при котором происходит комплексное изучение современных социальных явлений и факторов, их влияния на жизнь человека. Именно это создает условия для расширения представлений учащихся в области избирательного права.

Методическая разработка урока может использоваться при изучении темы «Права и обязанности граждан» в 7 классе по программе Л.Н. Боголюбова (параграф 2) на втором уроке для обобщения и закрепления этой темы и расширения представлений об избирательном праве.

Методическое обеспечение:

Обществознание. 7 класс; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.

Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные:  воспитание российской гражданской идентичности, усвоение демократических ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: формирование умений ставить перед собой новые задачи в познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, находить ответы на вопросы в текстах источников.

Предметные универсальные учебные действия: понимание основных принципов существования современного общества, формирование правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Оборудование: Конституция РФ (15 экземпляров), таблички с названиями прав, магнитная доска, магниты, медиапроектор, экран, ноутбук, тексты с пропущенными словами

Конспект урока:

этап урока, время

слайды

действия учителя

действия учащихся

1.Орг. момент

(1 – 2 мин.)

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

(10 мин.)

2 слайд

3 слайд

4 слайд

4 слайд с ответами

1)Организует беседу с учащимися:

 «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»

Из Конституции РФ

-Как вы понимаете эти слова?

-Какие права и свободы являются основными?

-Почему они названы неотчуждаемыми?

2) Права человека.

Соотнесите характеристики прав человека с их определениями (задание 6 в печатной тетради с. 11).

3) Группы прав человека

-Какие группы прав человека существуют?

-Проверим ваши ответы (по щелчку мыши открываются названия групп).

-Определите, к какой группе прав относится право на жизнь.

-Распределите таблички  с названиями прав в колонки таблицы на магнитной доске.

Учитель раздает учебным группам таблички с названием прав (См. Приложение I). Ученики, обсудив в группах, должны правильно определить, к какой группе прав она относится и правильно расположить ее на магнитной доске. Например: право избирать и быть избранными – политические права, право на жизнь – гражданские и т.д. 

Отвечают  
на вопросы, поясняют текст Конституции РФ,  высказывают свое мнение.

Устанавливают соответствие, выполняя задание 6 в печатной тетради.

Называют основные группы прав человека.

Ответ на вопрос.

Распределяют таблички в колонки таблицы.

Работа в группах.

3.Изучение нового материала

(13-15мин.)

5 слайд

1)Постановка цели.

-Какие из политических прав вы считаете важными?

-Почему?

-Почему важно знать избирательные права?

-Сформулируйте цели для сегодняшнего урока.

2)Работа с источником в группах.

Перед вами текст, в котором пропущены слова (См. Приложение II). Используя Конституцию РФ, восстановите текст.

По окончанию работы учитель организует фронтальную проверку.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Формулируют цели урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Работают с текстами Конституции, находят пропущенные слова. Групповая работа.

4. Первичное осмысление и закрепление учебного материала

(10-12мин.)

6 слайд

-Проверим ваши знания с помощью кроссвордов (См. Приложение III).

Решение кроссворда.

5.Итог урока. Рефлексия.

(5 мин.)

Обобщение полученных на уроке сведений:

-О каких правах человека вы знаете?

-Какое значение имеют права человека?

- Почему необходимо знать избирательные права?

-Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки.

6.Домашнее задание

(1-2 мин.)

Домашнее задание: параграф 2 (прочитать и ответить на вопросы к тексту).

Записывают домашнее задание.

Источники:

http://img15.nnm.me/f/4/f/d/1/e65113ca317270f51eb1e3e7642.jpg изображение Конституции РФ

http://www.rcoit.ru/upload/medialibrary/40c/584396202.jpg  фотография

http://www.constitution.ru  текст Конституции РФ

http://cross.highcat.org/ru_RU/#  сайт для составления сетки кроссворда

Ответы на задания кроссворда:

 

По горизонтали:

По вертикали:

2. гражданин

5. выборы

7. республика

8. президент

1. референдум

3. право

4. народ

6. закон

9. Россия

10. Конституция

11. депутат

Приложение I

Право на жизнь

Право на свободу

Право на защиту чести и достоинства

Право на частную собственность

Право на труд

Свобода предпринимательской деятельности

Право избирать и быть избранными

Право на участие в управлении делами государства

Право на собрания, митинги, шествия

Право на охрану здоровья

Право на образование

Право на социальное обеспечение

Свобода творчества

Право на участие в культурной жизни

Доступ к культурным ценностям

Приложение II

Используя Конституцию РФ, восстанови текст

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть … федеративное … государство с … формой правления.

Статья …

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является …  .

2. Народ осуществляет свою власть …, а также через … и …  .

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются … и ….

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как …, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право … и … в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в ….

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом …, а также содержащиеся в … .

Статья …

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … лет.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на … лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе … лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее …лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более … сроков подряд.

Статья …

… :

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

в) назначает … в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран … Российской Федерации, достигший … года и имеющий право участвовать в выборах.

Приложение III

Решите кроссворд

4

6

3

10

2

5

1

8

9

11

7

По горизонтали:

2. Лицо, принадлежащее к постоянному населению одного государства.

5. Процедура избрания кого – либо путем открытого или тайного голосования.

7. Форма государственного правления, при которой органы власти избираются на определенный срок.

8. Выборный глава государства.

По вертикали:

1.Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам.

3. Система общеобязательных, гарантированных государством правил поведения.

4. Носитель суверенитета источник власти в Российской Федерации.

6. Нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

9. Российская Федерация.

10. Основной закон Российской Федерации.

11. Выборное лицо в органы государственной власти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"

Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Интеллектуальная игра "Знаток Конституции и избирательного права РФ"

Игра рассчитана на развитие познавательного интереса к знаниям в области избирательного права и формирование активной жизненной позиции...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....