Избирательное право в Конституции РФ
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Ресурс содержит презентацию и конспект урока. Материал можно использовать на уроке обществознания в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbir.rar | 620.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Избирательное право в Конституции РФ
урок обществознания в 7 классе
Материал разработан в рамках конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по избирательному праву среди преподавателей образовательных учреждений Таловского района.
Номинация: методические разработки уроков, занятий в рамках элективных курсов обществоведческой направленности.
Автор: Романченко Ольга Григорьевна, учитель истории МКОУ Таловской СОШ.
Таловая, 2015 г.
Пояснительная записка.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих развитие общества и его основных сфер, деятельность человека, правовое регулирование общественных отношений. Помимо теоретических знаний, содержательным компонентом курса являются социальные навыки, гуманистические ценности, совокупность правовых и моральных норм, лежащих в основе поведения подростков.
Современные социально – политические процессы, глобализация всех сфер жизни предъявляют новые требования к общественным наукам. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом, которая помогает подростку приобретать опыт социального и культурного взаимодействия, формирует активную гражданскую позицию.
Специфика данного учебного предмета заключается в его интерактивном характере, при котором происходит комплексное изучение современных социальных явлений и факторов, их влияния на жизнь человека. Именно это создает условия для расширения представлений учащихся в области избирательного права.
Методическая разработка урока может использоваться при изучении темы «Права и обязанности граждан» в 7 классе по программе Л.Н. Боголюбова (параграф 2) на втором уроке для обобщения и закрепления этой темы и расширения представлений об избирательном праве.
Методическое обеспечение:
Обществознание. 7 класс; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, усвоение демократических ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: формирование умений ставить перед собой новые задачи в познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание.
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, находить ответы на вопросы в текстах источников.
Предметные универсальные учебные действия: понимание основных принципов существования современного общества, формирование правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Оборудование: Конституция РФ (15 экземпляров), таблички с названиями прав, магнитная доска, магниты, медиапроектор, экран, ноутбук, тексты с пропущенными словами
Конспект урока:
этап урока, время | слайды | действия учителя | действия учащихся |
1.Орг. момент (1 – 2 мин.) | Эмоциональная, психологическая | Проверяют готовность к уроку. | |
2. Актуализация знаний (10 мин.) | 2 слайд 3 слайд 4 слайд 4 слайд с ответами | 1)Организует беседу с учащимися: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» Из Конституции РФ -Как вы понимаете эти слова? -Какие права и свободы являются основными? -Почему они названы неотчуждаемыми? 2) Права человека. Соотнесите характеристики прав человека с их определениями (задание 6 в печатной тетради с. 11). 3) Группы прав человека -Какие группы прав человека существуют? -Проверим ваши ответы (по щелчку мыши открываются названия групп). -Определите, к какой группе прав относится право на жизнь. -Распределите таблички с названиями прав в колонки таблицы на магнитной доске. Учитель раздает учебным группам таблички с названием прав (См. Приложение I). Ученики, обсудив в группах, должны правильно определить, к какой группе прав она относится и правильно расположить ее на магнитной доске. Например: право избирать и быть избранными – политические права, право на жизнь – гражданские и т.д. | Отвечают Устанавливают соответствие, выполняя задание 6 в печатной тетради. Называют основные группы прав человека. Ответ на вопрос. Распределяют таблички в колонки таблицы. Работа в группах. |
3.Изучение нового материала (13-15мин.) | 5 слайд | 1)Постановка цели. -Какие из политических прав вы считаете важными? -Почему? -Почему важно знать избирательные права? -Сформулируйте цели для сегодняшнего урока. 2)Работа с источником в группах. Перед вами текст, в котором пропущены слова (См. Приложение II). Используя Конституцию РФ, восстановите текст. По окончанию работы учитель организует фронтальную проверку. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Формулируют цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. Работают с текстами Конституции, находят пропущенные слова. Групповая работа. |
4. Первичное осмысление и закрепление учебного материала (10-12мин.) | 6 слайд | -Проверим ваши знания с помощью кроссвордов (См. Приложение III). | Решение кроссворда. |
5.Итог урока. Рефлексия. (5 мин.) | Обобщение полученных на уроке сведений: -О каких правах человека вы знаете? -Какое значение имеют права человека? - Почему необходимо знать избирательные права? -Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки. | |
6.Домашнее задание (1-2 мин.) | Домашнее задание: параграф 2 (прочитать и ответить на вопросы к тексту). | Записывают домашнее задание. |
Источники:
http://img15.nnm.me/f/4/f/d/1/e65113ca317270f51eb1e3e7642.jpg изображение Конституции РФ
http://www.rcoit.ru/upload/medialibrary/40c/584396202.jpg фотография
http://www.constitution.ru текст Конституции РФ
http://cross.highcat.org/ru_RU/# сайт для составления сетки кроссворда
Ответы на задания кроссворда:
По горизонтали: | По вертикали: |
2. гражданин 5. выборы 7. республика 8. президент | 1. референдум 3. право 4. народ 6. закон 9. Россия 10. Конституция 11. депутат |
Приложение I
Право на жизнь
Право на свободу
Право на защиту чести и достоинства
Право на частную собственность
Право на труд
Свобода предпринимательской деятельности
Право избирать и быть избранными
Право на участие в управлении делами государства
Право на собрания, митинги, шествия
Право на охрану здоровья
Право на образование
Право на социальное обеспечение
Свобода творчества
Право на участие в культурной жизни
Доступ к культурным ценностям
Приложение II
Используя Конституцию РФ, восстанови текст
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть … федеративное … государство с … формой правления.
Статья …
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является … .
2. Народ осуществляет свою власть …, а также через … и … .
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются … и ….
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как …, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право … и … в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в ….
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом …, а также содержащиеся в … .
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … лет.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на … лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе … лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее …лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более … сроков подряд.
… :
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
в) назначает … в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран … Российской Федерации, достигший … года и имеющий право участвовать в выборах.
Приложение III
Решите кроссворд
4 | 6 | |||||||||||||||
3 | 10 | |||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
8 | 9 | 11 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
По горизонтали:
2. Лицо, принадлежащее к постоянному населению одного государства.
5. Процедура избрания кого – либо путем открытого или тайного голосования.
7. Форма государственного правления, при которой органы власти избираются на определенный срок.
8. Выборный глава государства.
По вертикали:
1.Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам.
3. Система общеобязательных, гарантированных государством правил поведения.
4. Носитель суверенитета источник власти в Российской Федерации.
6. Нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой.
9. Российская Федерация.
10. Основной закон Российской Федерации.
11. Выборное лицо в органы государственной власти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"
Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....
Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.
Разработка урока обществознания в 10 классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...
Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"
Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...
Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..
Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....
Интеллектуальная игра "Знаток Конституции и избирательного права РФ"
Игра рассчитана на развитие познавательного интереса к знаниям в области избирательного права и формирование активной жизненной позиции...
Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."
Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....