ГИА
тест по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Общество и человек
1.В узком смысле слова под обществом надо понимать
1.экономический этап в жизни общества
2.территорию, имеющую четкие границы
3.социальную организацию страны
4.часть материального мира
2.В узком смысле слова под обществом надо понимать
1.территорию, имеющую четкие границы
2.социальную организацию страны
3. танцевальный коллектив
4.часть материального мира
3.В узком смысле слова под обществом надо понимать
1.политическую организацию данной страны
2. социальную организацию страны
3.экипаж авиалайнера
4 часть материального мира
4. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1. территорию, имеющую определенные границы
2. социальную организацию страны
3.объединение любителей старинных книг
4. политическую организацию данной страны
5. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1.конкретный этап в развитии какого-либо народа
2. часть материального мира
3. коллектив учащихся одного класса
4.хоккейную команду
6. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1.группу людей почтовых марок
2.всех жителей данного города
3.учеников школы №4
4.совокупность форм объединения людей
7. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1.все человечество
2.рабовладельческое общество
3.спортивный коллектив
4.население страны
8. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1.сотрудников одной фирмы
2.первобытное общество
3.учащихся одной школы
4.все население планеты Земля
9.Верны ли следующие суждения об обществе?
А.Понятие «общество»применимо к любой исторической эпохе
Б.Общество возникло раньше, чем появилось государство
1.верно т только А.
2 верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения об обществе?
А.Общество - это группа людей, объединившихся для выполнения какого -либо действия
Б.Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11.Учёные-обществоведы определяют общество как...
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
12. В узком смысле слова под обществом следует понимать...
1) территорию, имеющую определенные границы
2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг
4) политическую организацию государства
13. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия людей.
Б. Общество включает в себя природную среду обитания человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.
Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15.Общество в широком смысле слова – это
1.весь мир в многообразии его форм
2.среда обитания человека
3.источник производственных ресурсов, необходимых человеку
4.совокупность способов взаимодействия людей
16.Верны ли следующие суждения?
А.Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям
Б.Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других
1.верно только А
2.верно только В
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
17.Общество в узком смысле слова – это
1.определенный этап исторического развития человечества
2.часть окружающей среды
3.совокупность элементов живой и неживой природы
4.способ отношения человека к внешнему миру.
18. Верны ли следующие суждения о человеке и обществе?
А.Человек и общество – часть природы и подчиняются всем ее законам
Б.Человек – существо социальное и живет по законам общества
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Узкое значение:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объединения.
Взаимосвязь общества и природы. Стр 43 учебник Выводы.
Одним из основных отличий человека от животных является его способность мыслить. Благодаря мышлению человек не только приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Наличие мозга характерно для многих животных. Развитая кисть руки (человекообразные обезьяны). Инстинкты, способность к воспроизводству. Приспособляемость к окружающим условиям присущи всем живым существам. Единственная характеристика, присущая только человеку –способность к мышлению, сознанию, развитая (членораздельная) речь.
Природа –это естественная среда обитания человека. Весь современны мир, растения, животные, а следовательно и человек развития, являются продуктами процесса развития, который длился миллионы лет. Современная наука утверждает, что многообразие жизни на планете Земля появилось примерно 4,7 млрд. лет назад. Первые люди появились около 3млрд. лет назад. Таким образом человек возник позже и не мог стать творцом мира, природы.
Природа. Общество. Сходства, отличия.
Общество –это обособившаяся от природы часть материального мира.
Природа- это весь окружающий человека мир, среда обитания.
В этих определениях есть сходства. И то и другое окружает человека.
Взаимосвязь общества и природы
1.Человека от животного отличает
1.наличие мозга
2.наличие инстинктов
3.развитая кисть руки
4.способность мыслить
2.Человека от животного отличает
1.наличие инстинктов
2.наличие сознания
3.способность к воспроизводству
4.приспособляемость к окружающим условиям
3.Человека от животного отличает
1.развитая речь
2.физическая активность
3.наличие инстинктов
4.приспособление к условиям обитания
5.Что свойственно и человеку и животному?
1.целенаправленная деятельность
2.наличие инстинктов и рефлексов
3.наличие развитого мозга
4.членораздельная речь
6. Что свойственно и человеку и животному?
1. наличие инстинктов и рефлексов
2.целенаправленная деятельность
3. наличие членораздельной речи
4.способность к коллективным действиям
7. Что свойственно и человеку и животному?
1.приспособленность к природным условиям
2. целенаправленная деятельность
3.способность создавать орудия труда
4. развитая членораздельная речь
8.Верны ли следующие суждения о природе?
А.Природа –совокупность естественных условий обитания человека
Б.Природа –это мир, созданный человеком
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
9.В приведенном списке указаны черты сходства и различия понятий общество и природа. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходств, а во вторую колонку –черт отличия.
1.в широком смысле это весь материальный мир
2.это естественные условия обитания человека
3.это окружающая человека среда
4.это совокупность всех людей 1324
10.Найдите в приведенном ниже списке характеристики человека и выпишите в строку ответа цифры. Под которыми они указаны
1. наличие инстинктов и рефлексов
2.наличие потребностей
3.развитая мускулатура
4.развитая речь
5.способность заботиться о потомстве 2.4
Сферы жизни общества. Стр 173 учебник Выводы. Стр 395 Словарь.
Общество состоит из 4 сфер. Экономической, политической, социальной, культурной. Все они связаны между собой и влияют друг на друга.
1.Экономическая сфера –включает в себя отношения связанные с производством, распределением, обменом, потреблением общественных благ. К ней относят: фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки. Поток денег, инвестиций, оборот капиталов и др.
2.Политическая сфера (или политико-правовая) включает в себя политическую деятельность, связанную с вопросами власти, политические организации, политические идеи, взгляды.
3.Духовная сфера включает культуру, науку, образование, религию.
4.Социальная охватывает отношения между различными категориями и группами людей.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?
1.предвыборная компания
2.создание произведения искусства
3.научное открытие
4.создание материальных благ
2. К экономической сфере общества относятся отношения между
1несколькими народностями одной страны
2.участниками биржевых торгов
3.учителями и учениками
4.бывшими супругами
3.Что из перечисленного относится к политической сфере общества?
1.выплата пенсий 2.выставка картин 3.съезд партии 4.продажа акций завода
4. К политической сфере общества относятся отношения между
1.инспектором ГИБДД и водителем автомашины
2.кандидатом в депутаты и его избирателями
3.тренером и его командой
4.продавцом и покупателем в магазине
5.К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между
1.милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
2.кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
3.молодым человеком и инвалидом
4.владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером
6.К какой сфере общественной жизни относится встреча кандидата в депутаты парламента с избирателями?
1.экономической 2.социальной 3.политической 4.духовной
7.Что из перечисленного относится к духовной сфере общества?
1.внесение поправок в Конституцию
2.съемки нового телесериала
3.открытие приюта для бездомных
4.строительство нефтепровода
8. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения? 1.экономической 2.социальной 3.политической 4.духовной
9.Какие из перечисленных отношений связаны социальной сферой жизни общества?
1.главы государства и депутатов парламента
2.режиссера и актеров театра
3.продавца и покупателя в магазине
4.родителей и детей
10. К социальной сфере общества относятся отношения между
1.правительствами государств
2.предпринимателями одного государства
3.государством и предпринимателем
4.государством и пенсионером
11.Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества?
1.производителя товара и его покупателя
2.учителя и ученика
3.глав соседних государств
4.правонарушителя и адвоката
12. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А.Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б.Духовная сфера общества –это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения.
1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны
13.Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А.Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Б.Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения об экономике?
А.В повседневной жизни человек постоянно сталкивается экономическими отношениями.
Б.В экономические отношения вступают только профессиональные экономисты
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А.Политическая сфера включает отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Б.Экономическая сфера включает производство, потребление и распределение материальных и духовных ценностей
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
16.Российские фигуристы стали олимпийскими чемпионами в парном катании. Это пример деятельности в сфере
1.экономической 2.политической 3.культурной 4.социальной
17.К духовной сфере общества относятся отношения между
1.продюссером кинофильма и режиссером
2.зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3.зрителями кинотеатра, обменивающимися впечатлениями о фильме
4.директором кинозала и ремонтной бригадой, ремонтирующей ее
18.Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует.
ОТНОШЕНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
А.поставщика сырья и производителя 1.экономическая
товара 2.политическая
Б.избирателя и кандидата в депутаты
В.лидера парламентской фракции
и члена партии
Г.покупателя и продавца 1221
19.Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни.
ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А.заполнение налоговой декларации 1.политическая
Б.выборы депутатов Госдумы 2.экономическая
В.создание политической партии
Г.введение налога на добавленную стоимость
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
Общество настолько многообразно, что ученые разделяют его на определенные типы. Параграф 17 учебник
1.Аграрное (традиционное) общество –характеристика общества в древности и Средневековья. Это тип общества, основанный в большей мере на сельском хозяйстве, ремесле, чем на промышленном производстве. Число образованных людей ограничено. Устная информация преобладает над письменной. Изменения в традиционном обществе происходят медленно. В наши дни традиционное общество сохраняется в странах 3-его мира. (Азии, Африки) Стр.362 Словарь
2.Индустриальное (промышленное) общество-оно следует за аграрным обществом. Основой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике и разделении труда. Уменьшается доля населения занятого в сельском хозяйстве, развиваются города, растет численность городских жителей. Развивается грамотность, образование, постепенно складывается демократия. Развиваясь дальше некоторые современные общества приближаются к новому этапу –постиндустриальному (информационному) обществу. Стр368
3.Информационное (постиндустриальное) общество –следует за индустриальным обществом. Для него характерно: развитие информационных технологий, наукоемкое производство. Большое влияние на жизнь этого общества оказывает наука, знания, информация. Стр 369
Этим типам общества есть типовые –это когда несколько типов, объединены сходными признаками, например, какой главный признак берется за основу.
Например: Жители этого общества владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, в книгах, газетах или компьютерах. К какому типу относится такое общество?
1.аграрному
2.дописьменному
3.письменному
4.индустриальному
Типы общества
1.Люди племени Р. Живут за счет охоты и собирательства. Они сами изготавливают себе одежду и предметы быта: живут большими семьями. Слово главы семьи является законом для ее членов. К какому типу относится общество этого типа?
1.индустриальному
2.традиционному
3.постиндустриальному
4.информационному
2.Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариком к молодежи, строгое следование одежды установленным обычаями и традициями. Наука не вмешивается в общественном производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится общество этого типа?
1.индустриальному
2.традиционному
3.информационному
4.постиндустриальному
3.К. –небольшой островок , оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу. Сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1.индустриальному
2.традиционному
3.постиндустриальному
4.информационному
4.Жители этого общества владеют алфавитом и фиксируют звуки на материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, в книгах, газетах или компьютерах. К какому типу относится такое общество?
1.аграрному
2.дописьменному
3.письменному
4.индустриальному
5.Основу экономики государства Б.составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит общество?
1.традиционному
2.индустриальному
3.постиндустриальному
4.информационному
6.В государстве П. бурно развивается наукоемкие отрасли производства, новые виды массовых коммуникаций. Большинство населения занято в сфере образования. И обслуживания. К какому типу общества относится государство К.?
1.информационному
2.традиционному
3. индустриальному
4. постиндустриальному
7.Основу экономики государства Г. составляет наукоемкое производство и наука. Уровень образования населения чрезвычайно высок. Достижения науки активно используются во всех сферах общественной жизни. К какому типу принадлежит это общество?
1. информационному
2.аграрному
3. индустриальному
4. традиционному
8.В данном обществе происходит переход от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, присутствует превосходство сферы услуг над сферой производства. Классовое деление общества заменяется на профессиональное. К какому типу принадлежит данное общество?
1. индустриальному
2. традиционному
3. информационному
4.постиндустриальному
9.Верны ли следующие суждения о типах общества?
А.Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.
Б.В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
10.В приведенном ниже списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Запишите в первую колонку черты традиционного. Во вторую черты индустриального общества.
1.часть материального мира, обособившаяся от природы
2.отсутствие государственного аппарата
3.отсутствие социального расслоения
4.этап в историческом развитии конкретного народа
Черты традиционного общества | Черты индустриального общества |
13 | 24 |
11.Приведен ряд характеристик. Все они за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества.
1.развитое сельское хозяйство
2.передача знаний от стариков к молодежи
3.строгое следование традициям
4.большая роль религии
5.активное развитие науки
12.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия простых и сложных типов общества. В первую колонку черты сходства. Во вторую отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
14 | 23 |
13.Укажите правильную последовательность.
1.индустриальное общество
2.общество охотников и собирателей
3.земледельческое общество
4.общество огородников
5.общество скотоводов
25431
Глобальные проблемы человечества
Глобализация –процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции(объединения), основными характеристиками которого являются распространение по всему миру современной промышленности на базе рыночной экономики, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов. А также сближение культур разных стран.
Иначе, это проблемы, от решения которых зависит судьба всего человечества, само существование его на планете.
Может быть так, что в одном задании во всех четырех ответах перечислены глобальные проблемы, вам нужно выбрать самую глобальную.
Миграция –это передвижение, переселение. Она связана со сменой места жительства.
Милитаризация –действия государственных органов в сфере экономики, политики и общества, направленные на расширение военной мощи государства. Увеличение военного сектора в общей структуре хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям. В странах, которые не имеют собственной военной промышленности, милитаризация экономики достигается за счет возрастающей торговли оружием.
Деградация –процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени.
Тенденция и тенденциозность (от лат. Tendo - направляю, стремлюсь) - возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.Какая тенденция является основной в развитом современном обществе?
1.миграция
3.милитаризация
4.деградация
2.Что из перечисленного относится к глобальным проблемам?
1.переход к постиндустриальному обществу
2.развитие массовой культуры
3.исчезновение биологических видов
4.глобализация мировой экономики
3.Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?
1.повышение роли образования в жизни человечества
2.усовершенствование технологии
3.увеличение продолжительности жизни человека
4.распространение алкоголизма и наркомании
4.Что из перечисленного относится к глобальной проблеме человечества?
1.рост народонаселения планеты
2.глобализация мировой экономики
3.кризис перепроизводства
4.научно-технический прогресс
5.Что из перечисленного относится к экологическим проблемам?
1.перенаселенность стран Азии и Африки
2.исчезновение некоторых биологических видов
3.распространение международного терроризма
4.бурное развитие техники
6.Глобальная экологическая проблема проявляется
1.в угрозе новой мировой войны
2.в появлении новых вирусных болезней
3.в распространении международного терроризма
4.в истощении природных ресурсов
7.На планете Земля наблюдается истощение плодородного слоя почвы, уменьшаются запасы пресной воды, происходит полное уничтожение отдельных видов животных и растений. О наличии каких проблем свидетельствует ситуация?
1.финансового кризиса
2.международного политического кризиса
3.глобальных экологических проблем
4.духовного кризиса
8.В результате данного процесса происходит сближение наций и народов, постоянно стираются границы и человечество превращается в единую политическую и экономическую систему. Это процесс
1.эмиграции
2.демократизации
3.глобализации
4.урбанизации
9.Земная экосистема лишается 50тыс биологических видов в год. За период с 16 по 20в исчезло свыше 250 видов позвоночных животных. С начала 80-х г. прошлого века в среднем исчезал один вид животных в год. Какую глобальную проблему иллюстрирует данный пример?
1.в угрозе новой мировой войны
2.экологическая проблема
3.в распространении международного терроризма
4.неравномерность экономического развития стран
10.Верны ли следующие суждения о глобализации7
А.Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию.
Б.В ходе глобализации происходит сближение наций и народов, стираются традиционные границы.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
11.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А.От решения глобальных проблем зависит существование человечества на всей планете.
Б.Одной из глобальных проблем является угроза новой мировой войны.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
12.В стране Х. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы проживаете»? Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в%) |
Очень хорошая | 4.8 |
Скорее хорошая | 28.1 |
Скорее плохая | 37.1 |
Очень плохая | 28 |
Затрудняюсь ответить | 2.2 |
Проанализируйте данные таблицы.. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры. Под которыми они указаны.
1.Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяет более четверти опрошенный граждан.
2.Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своем городе очень хорошей.
3.Около1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе.
4.Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую.
5.Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
Ответ: ________13__
Человек, личность. Деятельность человека, ее основные виды.
Личность –это результат воспитания или самовоспитания, самостоятельность в поступках, способность нести ответственность и решать проблемы, контролировать поведение и обладать силой воли. Личностью человек не рождается, а становится в результате преодоления трудностей, и накопления опыта. На личность влияет общество, социальная среда. Развитие общества и личности зависимы.
Индивид –отдельно взятый представитель человеческого рода. Это понятие используется для обозначения общих свойств человека. Человек в момент рождения является индивидом.
Индивидуальность –эта характеристика применяется тогда. Когда следует показать своеобразие конкретного человека, его непохожесть на других людей и неповторимость. Индивидуальность проявляется в характере, интересах, потребностях человека.
Субъект –это всякое лицо, любая вещь, о которых говорится, это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, который осуществляет изменения в других людях и в себе самом, как в другом.
Творчество –это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Люди, обладающие творческим подходом к жизни, стремятся создать что-то новое, небывалое.
Гениальность –это врожденная способность человека. Это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Гениальным человека делает природа, а вот великим человек становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму, вкладу в развитие общества.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
Искусство –это вид человеческой деятельности, нацеленной на удовлетворение одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному
Религия –мировоззрение и сопряженное с ним поведение людей, определяемое верой в осуществление сверхъестественной силы.
Образование –деятельность, направленная на усвоение знаний, умений и навыков.
Наука –особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
1.Основная цель этого вида деятельности-выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это
1.искусство 2.религия 3.образование 4.наука.
Иера́рхия — порядок подчинённости низших звеньев к высшим,
Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу. Теория известна также как теория потребностей или теория иерархии (Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и личность» )
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. 1.В основании — физиология (утоление голода, жажды, и т. п.). 2.Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. 3.Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). 4.Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). 5.И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).
Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ.
1.Сергей В. оказал помощь тонущему в пруду маленькому мальчику, несмотря на то, что сам мог утонуть. Этот поступок характеризует Сергея как
1.хорошего спортсмена
2.воспитанного мальчика
3.личность
4.нарушителя дисциплины
2.Верны ли следующие суждения о личности?
А.Личностью человек становится в результате преодоления трудностей и накопления социального опыта.
Б.Человек рождается личностью.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о личности и обществе?
А.Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях –и подавляя и развивая ее.
Б.Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А.Гениальным делает человека природа, а великим общество.
Б.Личность формируется под влиянием социального окружения.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
5.Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П. отметила его способность контролировать свое поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он характеризовал Васю как
1.индивид
2.индивидуальность
3.субъекта
4.личность
6. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметила ее творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности ее письменных работ по литературе. То есть он характеризовал Машу как
1.индивида
2.индивидуальность
3.субъекта
4.личность
7.Формирование личности происходит под влиянием
1.природных способностей
2.собственных убеждений
3.социального окружения
4.природного окружения
7. Верны ли следующие суждения об индивидуальности?
А.Каждый человек является яркой индивидуальностью
Б.Индивидуальностью можно назвать человека. Который отличается творческим подходом к жизни.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
8.Укажите правильную последовательность потребностей человека в соответствии с тем порядком, в котором они представлены в пирамиде А.Маслоу.
1.духовные
2.физиологические
3.в безопасности
4.престижные
5.социальные 23541
ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА И САМОГО СЕБЯ
ПОЗНАНИЕ –это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов. Познание является выражением человеческой потребности в освоении окружающего мира, своего внутреннего «я», природной любознательности человека. Цель познавательной деятельности –получение новой информации, новых знаний.
Процесс познания можно разделить на два этапа: чувственное, рациональное познание.
Чувственное познание – человек сначала ощущает познаваемый предмет через органы чувств, а затем воспринимает, т.е. в его сознании формируется определенный целостный образ этого предмета –это восприятие.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ –это любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для ее передачи. Источники информации м.б;
А)текстовыми (книги, журналы,…)
Б)графическими (график, чертеж, план..)
В)аудиовизуальными (кинофильм, звукозапись..)
В своей познавательной деятельности человек пользуется всеми источниками информации.
ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ –уже доказано и не требует дополнительных доказательств.
ОБРАЗОВАНИЕ –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
САМОСОЗНАНИЕ –осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний и др.
САМОХАРАКТЕРИСТИКА –систематизированное устное или письменное изложение наиболее важных, отличительных свойств и качеств своей личности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ –процесс усвоения человеком существующих в обществе норм, традиций, правил поведения.
САМООАНАЛИЗ –способность человека провести анализ.
ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА И САМОГО СЕБЯ (напечатано)
1.Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А.Целью познавательной деятельности является получение новых знаний.
Б.В процессе познания человек использует разные источники информации
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
2.Начальным элементом процесса познания является
1.ощущение
2.восприятие
3.умозаключение
4.суждение
3.Истинным можно считать такое знание, которое
1.наиболее полно соответствует окружающему миру
2.является результатом научного эксперимента
3.требует доказательства
4.признано властями данного государства
5.Знание и осознание человеком самого себя, осознание своей уникальности и неповторимости –это процесс
1.образования
2.самосознания
3.самохарактеристики
4.социализации
6.Оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей = это
1.самооанализ
2.саммооценка
3.самохарактеристика
4.самоощущения
7.Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным.
1.умозаключение
2.ощущение
3.суждени
4.восприятие
5.отражение 24531
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Духовная жизнь человека охватывает: образование, нравственное и эстетическое воспитание и др сферы общественной жизни.
Потребности –это состояние индивида, которое возникает, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития.
1.Духовные потребности –это стремление человека выразить через творческую активность все, на что способен человек.
2.Социальные –говорят о том, что человек существо коллективное и вне группы жить не может.
3.Физиологические –в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе.
4.Если нужно защитить свою жизнь, родных, близких др. –это потребность в безопасности.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.Стремление человека сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта –это
1.духовные потребности
2.социальные потребности
3.физиологические потребности
4.потребности в безопасности
2. Верны ли следующие суждения о потребностях человека?
А.Престижные потребности выражаются в стремлении выделиться чем-либо из общей массы, желанием получить более высокий статус
Б.Только удовлетворенные потребности являются побудительным мотивом к деятельности человека.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
3.К социальным относятся потребности человека в
1.дружбе
2.пище
3.отдыхе
4.воспроизводстве
4.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной относятся, относятся к описанию потребностей человека в безопасности. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1.стремление сохранить свою жизнь, 2.обезопасить свое жилище от вторжения, 3.потребность в отсутствии насилия над личностью. 4.потребность в воспроизводстве, 5уверенность в завтрашнем дне.
ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 26-31
Структура личности.
Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса6 физическую личность, социальную личность и духовную личность.
В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент физической личности… За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья. –нечто большее, нежели простая шутка… Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец, и мать, жена и дети… далее следует наш домашний очаг… Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого пола делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представления. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит…
Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую конкретную минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности.
Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
В данном тексте м.б. выделены следующие смысловые части:
1.элементы структуры общества
2.характеристика физической личности
3.свойства социальной личности
4.понятия «духовная личность» и «естественная личность»
27.Перечислите не менее трех элементов, составляющих физическую личность
В правильном ответе д.б.названы следующие элементы:
1.телесная организация
2.одежда
3.ближайшее окружение человека
28.Что автор подразумевает под естественной личностью?. Назовите не менее трех составляющих этого понятия.
В правильном ответе д.б. отмечено «естественная личность» -это совокупность всех элементов личности. Эти элементы д.б перечислены
1.телесная личность
2.социальная
3.духовная
29.Можно ли по мнению автора, дать несколько характеристик человека как социальной личности? Приведите пример, иллюстрирующий наличие нескольких социальных личностей у каждого человека.
В ответе можно дать несколько характеристик человека как социальной личности, поскольку он имеет столько различных социальных личностей, сколько имеется групп людей, мнением которых он дорожит.
Приведен пример: мнение семьи о поведении сына-школьника, мнение сверстников о поведении этого же школьника. Мнение любимой девушки о нем.
30.Кинорежиссеру предложили все необходимое для съемок нового фильма по тому сценарию, который он давно мечтал снять. При это
м поставили только одно условие –его фильм никогда никому не будет показан. Режиссер отказался снимать такой фильм. Объясните с точки зрения теории личности отказ режиссера. Приведите положение текста источника, подтверждающие ваш ответ.
Ответе д.б. указано, что кинорежиссер отказался снимать фильм, т.к ему важно показать результат своей работы людям, услышать их мнение о его работе.
Приведено положение текста: «Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого пола делает из нас общественную личность».
31.Вспомните историю Маугли –мальчика, воспитанного в волчьей стае. Можно ли говорить о нем как о личности? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента(объяснения) своего мнения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1.выражено мнение учащегося
2.приведены два аргумента (объяснения), например:
В случае положительного ответа на вопрос м.б указано, что
-Маугли обладал физической составляющей личности, которая проявлялась в его телесной оболочке, его семье в виде стаи волков;
-кроме того, он имел духовную составляющую личности, определенные способности и свойства;
в случае отрицательного ответа на вопрос м.б указано, что
-Маугли не обладал социальной составляющей личности, т.к не было человеческого коллектива, который мог бы оценить его поступки;
-нельзя считать человека естественной личностью, если отсутствует один или несколько из составляющих это понятие элементов.
КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА –(лат возделывание, обработка)- в общем виде культурой можно назвать, все, что создано и создается человеком. В основе лежит творческая деятельность человека.
Различают культуру материальную – относят вещи, материально существующие в пространстве на протяжении определенного времени: орудия труда, оружие, одежда, культурные растения, домашние животные и др.
нематериальная (духовная) – представляет собой информацию. Которая существовала, существует и будет существовать в памяти ушедших поколений. Она передается из поколение в поколение в устной, письменной форме. Эта информация включает трудовые навыки, знания, нравы, обычаи, нормы морали и права, всевозможные виды искусства и народного творчества.
Элитарная (высокая) культура – создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Произведения элитарной культуры сложны. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров искусствоведов и критиков. А массовому зрителю их воспринимать сложно и неинтересно.
Народная культура – это наиболее устойчивая часть культуры народов, источник развития и хранилища традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще передаются из уст в уста. Народная культура анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авторов, она –плод коллективного творчества.
Массовая культура - рассчитана на широкий круг неподготовленных специально потребителей, на получение коммерческой выгоды от их реализации, на удовлетворение вкусов массового потребителя.
КУЛЬТУРА
1.Верны ли следующие суждения о культуре?
А.Культурным мы называем начитанного и воспитанного человека.
Б.Внешняя культура поведения является обязательным показателем богатой внутренней культуры человека.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о культуре?
А.Культура народа –это его образ жизни, духовные представления и верования
Б.В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
3.К объектам материальной культуры относятся
1.нормы поведения
2.книги
3.церемония
4.традиции
4. К объектам материальной культуры относятся
1.орудия труда
2.нормы поведения
3.церемонии
4.традиции
5. К объектам нематериальной культуры относятся
1.орудия труда
2.жилые дома
3.украшения
4.ритуалы
6. К объектам нематериальной культуры относятся
1.язык
2.жилые дома
3.кинофильмы
4.орудия труда
7.Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А.Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества
Б.К элитарной культуре можно отнести телесериал
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
8.Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А.Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоев населения.
Б.Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А.Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры
Б.Народная культура -это результат коллективного творчества.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
10.В приведенном ниже списке указаны черты сходства и отличия понятий народная и массовая культуры. Выберите и запишите в первую колонку черты сходства, во вторую отличия.
1.авторство произведений культуры не может быть установлено
2.произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки зрителя
3.широкий охват аудитории
4.возникла в связи появлением СМИ
Черты сходства | Черты отличия |
2314
11.В стране Х. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные СМИ от государственного контроля?»
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в %) |
Полностью свободны | 12 |
По большей части свободны | 34 |
По большей части находятся под контролем | 35 |
Полностью контролируются государством | 10 |
Затрудняюсь ответить | 9 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы. Которые можно сделать на основе данных таблицы.
1.Мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам.
2.Каждый пятый считает СМИ абсолютными от государственного контроля.
3.Каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.
4.Около половины опрошенных граждан считает, что СМИ находятся под полным или частным контролем государства.
5.Большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственных властей.
12.Установите соответствие между формами культуры и их характеристиками
А.включает физические объекты, созданные 1)нематериальная культура
Руками человека 2)материальная культура
Б.состоит из культурных артефактов
В.состоит из результатов деятельности
человеческого разума
Г.объекты культуры существуют
в сознании человека А- 2, Б-2 В-1, Г-1
«Артефакт» -это предмет, изготовленный человеком
13.Ниже приведен ряд характеристик. Все они за исключением одной, относятся к понятию «культурные универсалии». Найдите и запишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1.декоративное искусство 2.свободный обряд 3)традиции гостеприимства 4.уникальная технология строительства домов 5.образование.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
РЕЛИГИЯ –сфера общественного сознания, отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное. К области религии можно отнести веру в потусторонний мир и соблюдение определенного ритуала.
ИСКУССТВО –художественное творчество в целом; сфера образовательно-выразительного освоения мира, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния; высокая степень мастерства в любой сфере деятельности.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
1.Верны ли следующие суждения о культурном поведении?
А.Далеко не все, что создано руками человека, может быть названо культурным наследием.
Б.Культурным наследием можно считать романы Л.Н.Толстого
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
2.Верны ли следующие суждения о культурных нормах?
А.Каждое последующее поколение полностью отвергает культурные нормы предыдущих поколений.
Б.С ускорением технического прогресса значительно сократился цикл смены моды.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
3.Установите соответствие между областью культуры и ее признаками.
А.вера в потусторонний мир 1.религия
Б.разнообразие мнений 2.искусство
В.соблюдение особого ритуала
4.отражение личной позиции автора
в произведении А-1,Б-2,В-1.г-2
Искусство, его виды, место в жизни человека
ВИДЫ ИСКУССТВА: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино, и др.
Искусство, его виды, место в жизни человека
1.Что из перечисленного относится к видам искусства?
1.языкознание
2.искусствоведение
3.религиоведение
4.архитектура
2. Что из перечисленного относится к видам искусства?
1.живопись
2.история
3.литературоведение
4.языковедение
3.Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования ее произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идет речь?
1.о массовой культуре
2.о народной культуре
3.об элитарной культуре
4.о поп-культуре
4.У произведение этого типа культуры, как правило нет автора. Она включает мифы. Легенды, эпос, песни. И танцы. О каком этапе культуры идет речь?
1.о массовой культуре
2.о народной культуре
3.об элитарной культуре
4.о поп-культуре
5.Эта культура появилась одновременно с появлением и распространением средств массовой информации. Она доступна представителям социальных слоев, понятна всем возрастам и слоям населения, независимо от уровня образования. О каком типе культуры идет речь?
1.о массовой культуре
2.о народной культуре
3.об элитарной культуре
4.о поп-культуре
6.Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1.элитарной
2.народной
3.поп-культуре
4.массовой культуре
7.Для этой части духовной культуры характерно отражение действительности в наглядных, зрительно-воспринимаемых образах. О какой части культуры идет речь?
1.о религии
2.об искусстве
3.о науке
4.об образовании
8.Верны ли следующие суждения о видах культуры?
А.Материальная культура включает физические объекты, созданные людьми.
Б.Нематериальная культура не может быть передана последующим поколениям, поскольку она не воплощена в реальных объектах.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
9.Ниже приведен ряд понятий. Все они за исключением одного, относятся к формам искусства. Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
1.живопись 2.наука 3.образование 4скульптура 5.музыка
ОБРАЗОВАНИЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» общее образование включает три ступени: начальное общее (1-4кл), основное общее (5-9кл), среднее(полное)общее образование (10-11кл).Кроме того, система образования включает в себя среднее профессиональное образование (техникум, училище) –среднее специальное учебное заведение реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня, и высшее образование.
Познавательная деятельность –направлена на приобретение знаний.
Трудовая –на достижение практического результата.
Научная –на выработку знаний, на получение новых знаний.
Игровая – процесс игры.
ОБРАЗОВАНИЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ.
1.Михаил учится в 11 классе общеобразовательной школы. Он готовится к окончанию школы и к поступлению в вуз. На какой ступени образования находится Михаил?
1.полное (среднее) образование
2.среднее профессиональное образование
3.высшее образование
4.основное (общее) образование
2.Александра учится в 6 классе школы. Она посещает спортивную секцию и балетный кружок. На какой ступени образования находится Александра?
1.полное (среднее) образование
2.среднее профессиональное образование
3.высшее образование
4.основное (общее) образование
3.Второклассница Лена кроме общеобразовательной школы посещает теннисную секцию и художественную студию. На какой ступени образования находится Лена?
1.полное (среднее) образование
2.среднее профессиональное образование
3.дополнительное образование
4.высшее образование
4.Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?
1.начальное профессиональное образование
2.начальное общее образование
3.основное общее образование
4.полное общее образование
5.Установите соответствие.
ПРИМЕРЫ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
А.техникум 1.среднее профессиональное
Б.спортивная школа 2.дополнительное
В.колледж
Г.курсы английского языка а-1 б-2 в-1 г-2
6.Укажите правильную последовательность уровней образования от низших и простейших к более сложным.
1.начальное общее образование
2.высшее образование
3. среднее общее образование
4.основное общее образование
5.дошкольное образование 51432
7.Целью этой деятельности является получение знаний, накопленных предыдущими поколениями. Для какой деятельности это характерно?
1.познавательной 2.трудовой 3.научной 4.игровой
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Основная цель науки как вида деятельности человека – получение, обоснование и систематизация новых знаний. При этом наука не ставит перед собой задачу воздействия на эмоции человека, не может оперировать художественными образами и верить в истинность недоказанного. Поскольку должна стремиться к точности и достоверности.
1.должна стремиться к точности и достоверности.
1.стремление получить достоверное знание
2.воздействие на эмоции человека
3.вера в истинность недоказуемого
4.использование художественных образов
РЕЛИГИЯ ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Религия –это мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. В основе любых религиозных верований лежит стремление людей восполнить недостатки и проблемы земной жизни верой в возможность их исправления при помощи обращения к сверхъестественным силам.
Мировые религии –буддизм, ислам, христианство. Мировыми называют религии, которые сформировались в эпоху возникновения империй и приверженцами которых стали народы. Говорящие на разных языках.
Язычество – для язычества характерно многобожие (политеизм). Оно не может быть мировой религией, т.к каждому языческому народу были присущи свои верования, своя религия.
буддизм–старая религия 6в
ислам –новая религия
христианство -10в
1.Утверждение «Нет Бога кроме Аллаха и Магомед пророк его» относится к
1.морали 2.искусству 3.религии 4.образованию
2.Для этой области духовной культуры характерно обращение к сверхъестественным силам и вера существование потустороннего и реального мира. Это
1.мораль 2.искусство 3.религия 4.образование
3.Верны ли следующие суждения о религии?
А.Религия составляет основу мировоззрения определенных слоев населения
Б.Религиозные верования могут помочь человеку преодолеть многие жизненные трудности.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о религии?
А.Иудаизм является одной из мировых религий
Б.Язычество считается первой мировой религией.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
МОРАЛЬ,ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. Стр 375, 377 словарь.
МОРАЛИ – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, а также к окружающей среде. Золотое правило морали: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе, или не делай другому того, чего себе не желаешь.
НОРМЫ МОРАЛИ –не регулируются государством, они устанавливаются и поддерживаются самим обществом и распространяются на всех его членов.
НОРМЫ ПРАВА – возникли позже появления человека, с возникновения государства, и их выполнение является не добровольным, а поддерживается силой государственного принуждения.
СОВЕСТЬ –это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.
СТЫД – чувство. Возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство стыда, зависит от норм морали.
ДОБРО И ЗЛО –нормативно-оценочные категории морального сознания в максимально обобщенной форме, с одной стороны обозначают –должное и нравственно-положительное, благо, а с другой –нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей. Эти категории тоже относятся к сфере морали.
ЭСТЕТИКА –наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное в любой сфере деятельности.
НОРМЫ РЕЛИГИИ –стали также складываться позже появления человека, и их выполнение поддерживается силой авторитета религиозной общины и необходимостью выполнения определенных ритуалов.
МОРАЛЬ,ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ.
1.К категориям нравственности относятся понятия
1.деятельность и активность
2.прибыль и убыток
3.богатство и бедность
4.честь и достоинство
2.Нормы морали в отличии от норм права
1.регулируются государством
2.касаются отношений только определенной группы людей
3.регулируют поведение всех людей
4.изменяются в связи со сменой правительства
3.Категории «стыд» и «совесть» относятся к
1.науке 2.искусству 3.образованию 4.морали
4.Категории «добро» и «зло» относятся к
1.искусству 2.морали 3.образованию 4.религии
5.Выражение «муки совести» относится к области
1.религии 2.морали 3.праву 4.науке
6.Эти социальные нормы возникли одновременно с появлением человека. Одним из при знаков этих норм является добровольность их исполнения. Это нормы
1.права 2.религии 3.эстетики 4.морали
7.Утверждение «Не желай другому того, чего не хочешь себе» -является принципом
1.науки
2.религии
3.морали
4.этикета
8.В приведенном списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Запишите в таблицу.
1.выполняют функцию регулятора поведения людей
2.возникли до появления государства
3.основаны на мнении людей о правильном поведении
4.регулируют поведение людей, разделяющих определенные верования
Черты сходства | Черты отличия |
1234
а