конспект урока "Человек славен добрыми делами"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
План-конспект урока по обществознанию 6 класс. УМК Л.Н.Боголюбов и др. Цель: выяснить какого человека можно назвать добрым, в чем состоит доброе дело и выяснить суть золотого правила морали
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока 25, 26 Человек славен добрыми делами.
Цели и задачи: - познакомить учащихся с понятиями( добро, ,добродетель,
мораль)
- выяснить какого человека можно назвать добрым;
- исследовать, в чем состоят доброе дело и добрый поступок;
- выяснить суть золотого правила нравственности
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать признаки доброты и золотое правило морали; сравнивать социальные объекты, выяснять их общие черты и различия, вести дискуссию, эвристическую беседу, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
предметные: уметь применять золотое правило нравственности, применять ключевые понятия и рассматривать явление социальной действительности с опорой на эти понятия;
метапредметные:
1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии ее решения
2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты, давать определение понятиям
личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира.
Тип урока: открытие нового знания
План урока I.Изучение нового материала.
- Что такое добро. Кого называют добрым.
- Доброе – значит хорошее.
- Главное правило доброго человека.
Мотивационно-целевой этап.
Когда - то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу 2 волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк побеждает?
( вопрос к классу: Что бы вы ответили внуку?)
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли смысл этой притчи?
Тема нашего урока: «Человек славен добрыми делами».
- предположите, о чем сегодня пойдет речь.
- на какие вопросы нам предстоит ответить?
Нам предстоит задуматься о добре, доброте и их роли в жизни человека.
Проблемный вопрос уроков: почему люди ценят добро?
1.Что такое добро. Кого называют добрым.
Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Против всего можно устоять, но не против доброты». Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за другого создают основу человеческого счастья.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»? ( высказывания уч-ся)
Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к сказке.
Задание: внимательно прочитай п. 1 и ответьте не опросы к тексту ( стр. 87).
- что обнаружил принц после смерти?
- что такое доброта?
Задание: исследуем дополнительный материал и определим признаки доброты
( работа в группах).
Дополнительный материал( раздать )
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
«Ничто не обходится нам так дешево и не цениться так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» (Б.Пакаль)
«Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
( Л.Н.Толстой)
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)
( обсуждение выполнения задания)
Послушайте пословицы о доброте ( метод. Стр. 181)
- Чему нас учат пословицы о доброте?
- Хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей
- Шутить по-доброму
- Не спешить обвинять другого в чем-то, пока не разберешься в причинах его поступка
- Быть скромным
- Как вы думаете, кто такой добрый человек? Какого человека вы назвали бы добрым?
Задание: прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» ( стр. 87)
- Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком? Почему ты так думаешь?
- Добрый человек и добренький – это одно и тоже? Свой ответ объясни.
- Чем добрый человек отличается от добренького?
Послушайте рассказ «Строгое добро и мягкая добренькость»
- Кто оказался полезным для своих друзей: строгий Хомяк или добренькая Мышка?
- Строгость и требовательность должны присутствовать в воспитании? Почему?
2.Доброе – значит хорошее.
Добрыми могут быть чувства ( назовите их)
Добрыми могут быть и дела
- Как вы думаете, какому человеку живется легче: доброму или злому? Почему?
- Что легче: совершать добрые дела или принимать добро?
- Нужно ли платить за добро? Чем?
- А чем платят за зло?( рассуждаем: если платить злом, то …; если платить добром, то …)
В начале урока я приводила слова французского мыслителя Ж.Ж.Руссо
«Против всего можно устоять, но не против доброты».
- Каков смысл этих слов?
Выслушайте фрагмент сказки « Тигр и путник» ( мет. Стр. 185)
- Почему путник решил помочь тигру? Была ли его помощь бескорыстной?
- Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
- Предположите, чем закончилась сказка?
(Продолжить сказку)
- Чему учит нас эта сказка?
( нужно поверить в добро и начать совершать добрые поступки)
Задание: работая в группах, разработайте проект «Список добрых дел, которые вы можете сделать»
( Проверка выполненного задания)
3.Главное правило доброго человека.
Каждому из нас приятнее находиться в обществе добрых людей. Но всегда ли мы при этом бываем добрыми?
Задание: послушайте сказку и ответьте на вопросы.
«Сказочка про счастье».
- О чем эта сказка?
- Как вы поняли ее смысл?
- О каких правилах поведения идет речь ( о морали)
- Как ты хочешь, чтобы к тебе относились?
- Вспомните золотое правило морали, как оно звучит
- Почему правило называют золотым?
Задание: прочитать текст рубрики «Путешествие в прошлое» и ответить на вопрос.
(Дома подобрать пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали)
Задание: посмотреть фрагмент инфоурока «Человек славен добрыми делами» - притча о блудном сыне и ответить на вопрос по картине Рембранта ван Рейна «Возвращение блудного сына»
- Какие чувства библейских персонажей сумел передать художник?
Рефлексия
Итак, давайте озвучим несколько правил, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми:
( высказывание учащихся)
-помогать людям
- защищать слабого
-делиться последним с другом
- не завидовать
- прощать ошибки
ПОМНИТЬ:
- Не наступить, а уступить
- Не захватить, а отдать
- Не кулак показать, а протянуть руку
- Не кричать, а выслушать
Не разорвать, а склеить
? В чем вы видите пользу добрых дел общества и самого себя?
Дополнительный материал.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
«Ничто не обходится нам так дешево и не цениться так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» (Б.Пакаль)
«Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
( Л.Н.Толстой)
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)
Дополнительный материал.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
«Ничто не обходится нам так дешево и не цениться так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» (Б.Пакаль)
«Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
( Л.Н.Толстой)
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)
Дополнительный материал.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( « Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
«Ничто не обходится нам так дешево и не цениться так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» (Б.Пакаль)
«Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
( Л.Н.Толстой)
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» ( В.Сухамлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человек славен добрыми делами" урок обществознания 6 класс
Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова "Человек славен добрыми делами" с презентацией и приложениями...
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."...
Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс.
Конспект урока "Человек славен добрыми делами", обществознание, 6 класс....
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
План- конспект урока по теме: "Человек славен добрыми делами"
Анотация к уроку по обществознанию по теме"Человек славен добрыми делами"Основа ФГОС- системно- деятельностный подход, который предпологает разнообразие организационных форм и учет индивидуа...
конспект урока "Человек славен добрыми делами"
конспект урока...
Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс
Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...